«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции»




Скачать 17,45 Kb.
Название«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции»
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер17,45 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли

детских товаров и детской игровой продукции»


А.В. Цицулина, президент АИДТ, октябрь 2008


В последние годы предметом пристального внимания общественности, государственных органов, профессиональных сообществ и средств массовой информации становятся проблемы безопасности, доступности и качества детской продукции. Предметно-развивающая среда ребенка становится все более значимым фактором интеллектуального, физического и нравственного развития. Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства и, наконец, во что играют наши дети: это, прежде всего, обеспечение безопасности, полноценной жизни детей, формирование общей культуры и менталитета. Наша отрасль напрямую решает эти задачи. Однако отсутствие и/или недостаточное присутствие, например, российской детской игровой продукции на отечественном рынке несет в себе угрозы для российских детей, их воспитания, формирования менталитета и нравственных ценностей, культурной и языковой самоидентификации, способствуя тем самым снижению национального иммунитета.

Без интенсивного развития отрасли детской продукции, обеспечения ее конкурентоспособности невозможно рассчитывать на благоприятный сценарий социального развития нового поколения россиян.

Поэтому развитие в России и сохранение национального суверенитета жизненно важной отрасли детской продукции приобретает в современных условиях особое национальное значение. Российским детям сегодня необходимы новое поколение игрушек и новые национальные образы, направленные на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.

Очевидно, что для формирования инфраструктуры современного детства, детской игровой культуры и вывода отрасли детской продукции на качественно новый уровень развития необходима государственная стратегия, обеспечивающая системность и многоаспектность преобразований в этой сфере.

Анализ мирового опыта показывает, что наращивание объемов индустрии детских товаров и игровой продукции осуществляется, главным образом, на основе комплексных программ, инициируемых правительствами государств.

Обсуждению этих проблем было посвящено проведение Конгресса производителей детских товаров, состоявшегося в марте 2008 г. в рамках деловой программы П Международной специализированной выставки детских товаров «Игрушка 2008».

В последние годы российское производство детских товаров растет. Поднимается после многолетнего тяжелейшего кризиса. Но ситуация в отрасли все еще остается тяжелой. Это касается конкурентоспособности предприятий, их финансового положения, технического состояния, обеспечения кадрами и др. В сложных экономических условиях отечественное производство пытается конкурировать с мощными научно-производственными комплексами зарубежных стран.

Однако для его эффективного развития необходима мощная и системная поддержка со стороны государства. Изменение идеологии требует перейти от ключевых

механизмов проведения государственного контроля (надзора) к системе разработки государственной политики в отношении развития инфраструктуры детства.

Государство не только вправе, но и обязано формировать государственно-промышленную политику в отношении товаров для детей и детской игровой продукции. Без интенсивного развития промышленного комплекса в этом секторе экономики трудно рассчитывать на ведущие позиции в мире и обеспечивать интеллектуальное лидерство России в XXI веке.

Позитивное социально-экономическое развитие России и активная государственная политика в интересах семьи и детей находят прямое отражение на развитии рынка детских товаров, потенциальная емкость которого оценивается на уровне 20-22 млрд. долларов; а ежегодные темпы роста составляют от 14 до 20% .

Однако профессиональное сообщество выражает серьезную обеспокоенность тем, что позиции российских производителей детских товаров за последние годы значительно ослаблены, а по отдельным товарным группам, особенно для детей от 0 до 3-х лет, практически утрачены. Наиболее подверженным влиянию импорта остается сегмент рынка детской одежды, обуви и детских игрушек. На долю отечественных производителей приходится всего 10-12% .


      1. ОБЩЕОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТРАСЛИ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И ИГРОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Данная отрасль практически полностью выпала из сферы влияния государства. Отсутствует единая и четкая стратегия регулирования и развития отрасли. До сих пор не сформирована Концепция стратегии развития отрасли детских товаров и игровой продукции, отчасти этим объясняется и неэффективность всех законодательных реформ в сфере регулирования деятельности на рынке детских товаров. Планом мероприятий по достижению количественных и качественных показателей Минпромэнерго России, установленным на 2008 год, не предусматривается выработка государственной промышленной политики в отрасли детских товаров и игровой продукции, содействие образованию и развитию эффективных экономических субъектов в указанном секторе (как это, например, определено в отношении развития народных художественных промыслов).

В Постановление Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» не включена отрасль детской игровой продукции, не выделена в отдельную отрасль производство детских товаров и продукции, предназначенной для использования детьми.

Необходимо развивать комплексную инфраструктуру поддержки предприятий отрасли на федеральном и региональном уровнях. Крайне остро стоят проблемы региональных диспропорций в развитии рынка, которые в первую очередь обусловлены разным вниманием региональных и муниципальных органов власти к развитию инфраструктуры отрасли, а чаще всего его полным отсутствием.

Главной задачей этой комплексной инфраструктуры должна стать реализация государственной политики и мониторинг ее осуществления с целью поддержки развития особо «чувствительного» сектора экономики - отрасли детских товаров и игровой продукции для детей. Закрепление принципа системности и последовательности в принимаемых решениях и совершенствовании нормативно-правовой базы должно дать новый импульс в развитии отрасли по всей стране.

Предложения:

Внести дополнения в Постановление Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» в части расширения функций Министерства по оказанию государственных услуг в сфере промышленности детских товаров и об определении в рамках преобразования Минпромторга России структурного подразделения, в компетенцию которого входили бы выработка подходов и реализация государственной политики в области развития отрасли детских товаров и игровой продукции.

Проработать вопрос о разработке проекта Стратегии развития отрасли детских товаров и игровой продукции в Российской Федерации на период до 2020 г. (комплексная модернизация отрасли) и комплекса мер, направленных на ее реализацию.

Инициировать введение процедуры обязательного предварительного согласования с предпринимательскими объединениями проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской деятельности отрасли, - через систему координационных и совещательных органов при органах исполнительной

власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органах местного

самоуправления. На основании Указа Президента РФ от 14 мая 2008 обратиться в

Министерство экономического развития РФ, Министерству промышленности и торговли РФ, Министерство образования и науки РФ с просьбой о включении в совещательно-координационных органов представителей АИДТ с целью немедленного привлечения к анализу и согласованию проектов нормативных актов, представляемых федеральными органами исполнительной власти во исполнение Указа.

На основании предложений со стороны предпринимательского сообщества обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы путем разработки дополнительных положений и изменений в законодательные акты и ведомственные регламенты.

Ассоцияция предприятий индустри детских товаров может выступить как инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.


РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Мировой опыт показывает, что одним из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности промышленного производства являются кластерные технологии, не только отражающие отраслевую специфику и приоритеты, но и тесно привязанные к условиям и стратегиям развития территорий.

Предложения:

Разработать комплекс мер по стимулированию и поддержке кластерных инициатив, в том числе механизм создания коллегиальных органов управления кластерными проектами и обратиться за государственной поддержкой их создания и деятельности;

Разработать и сформировать на основе частно-государственного партнерства промышленный кластер по разработке и производству образовательной продукции и детской игровой продукции для системы образования в Российской Федерации.


ИНФРАСТРУКТУРА. ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ОТРАСЛИ

Изношенность оборудования и транспортных сетей, использование устаревших технологий, низкий уровень организации технического сервиса негативно сказывается на качественно-количественных показателях предприятий отрасли.

Отсутствие у большинства предприятий возможностей для технического перевооружения производства и обновления основных фондов. Доля оборудования со сроком службы более 20 лет в общей структуре парка составляет не менее 80%. Ежегодное обновление технологического оборудования в отрасли не превышает 3-4%, данные показатели свидетельствуют о серьезном технологическом кризисе.

Нет действенных налоговых стимулов для технического перевооружения и обновления основных фондов.

Предложения:

Разработать комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности предпринимателей.

Увеличение «амортизационной премии» до 40-50% стало бы серьезным стимулом для направления значительных средств на перевооружение предприятия.

Восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль, исключить из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль средства, направляемые на реконструкцию и модернизацию производства.

Предоставить льготы по земельному налогу, включая освобождение от уплаты, для малых и средних предприятий, предприятий инновационной сферы в отношении земельных участков, используемых в целях научной, экспериментальной и производственной деятельности.

Освободить от налога на имущество организаций малые и средние предприятия инновационной сферы, в отношении имущества, используемого в целях научной, исследовательской, экспериментальной деятельности.

Дефицит производственных площадей, изношенность инженерной инфраструктуры.

Отсутствие преференций, обеспечивающих возможность приобретения земельных участков или аренды имущественно-земельных комплексов (в т.ч. находящихся в муниципальной собственности), под строительство производственных помещений.

Предложения:

Разработать ведомственную Программу эффективного развития отрасли детской игровой продукции, в рамках которой предусмотреть:

- создание кластерного промышленного парка на основе частно-государственного партнерства.

Законодательно закрепить понятие «промышленного парка», определить особый порядок выделения земли. Разрешить ускоренный порядок согласования проектов строительства на территории промпарка. Региональные проекты стимулировать конкурсным федеральным софинансированием.

  • адресную поддержку на основе выделения контрольных групп-получателей помощи предприятиям с передовым промышленным потенциалом. Разработать адресный (титульный) перечень инвестиционных проектов развития промышленности и науки Детпрома.



СЫРЬЕВАЯ БАЗА ОТРАСЛИ

Отсутствие обобщенного ресурсного потенциала негативно сказывается на реализации крупных национальных проектов и дает субъективную оценку потенциальных ресурсов отрасли.

Отсутствие современного сырья и технологий сдерживает промышленное развитие качественной исовременной продукции для дете.

Предложения:

Создать систему информирования бизнеса и промышленности об инновационных сырьевых продуктах компаний, государственных научных институтов и университетов;

Инициировать научные работы по разработке новых материалов и технологий, применяемых при производстве товаров для детей и детской игровой продукции (в .ч. в приоритетных и наиболее «чувствительных» направлениях, таких как, товары для детей до 3-х лет и куклостроении).


ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

Отсутствие достоверных официальных статистических данных по отрасли:

Отсутствие исследований рынка не позволяют содействовать его развитию и легализации, делают необоснованными регуляторные функции, не учитывает отраслевой специфики (например: порог доминирования в розничной торговле для торговых сетей, определение «естественных монополий», отраслеобразующих компаний), затрудняют привлечение инвестиций, адресной поддержке промышленным предприятиям.

Предложения:

Требуются проведение фундаментальных и прикладных исследований в области инфраструктуры современного детства с привлечением Минрегионразвития, Минэкономразвития, Минобразования, Минздравсоцразвития России. Также необходим мониторинг состояния Детпрома и исследования в области конкурентоспособности российских производителей;

Сформировать самостоятельную систему предоставления статистической информации (отчетность) по деятельности предприятий детских товаров и игровой продукции. Совместно с Росстатом разработать форму статистической отчетности для предприятий детских товаров и игровой продукции ;

Позитивную роль может сыграть частичное государственное финансирование научных исследований, разрабатываемых и заказываемых бизнес-сектором у государственных академических организаций и университетов, исследовательских центрах и компаниях, в т.ч. негосударственных.


ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Отсутствие единой терминологии в действующих нормативно-правовых актах в данной области приводят к различному толкованию правовых норм. Детская продукция полностью и/или частично относится к категории продукции для взрослых, лишается тем самым льготы 10% НДС (ТН ВЭД), но эта же продукция Роспотребнадзором относится к продукции для детей и подлежит обязательной экспертизе и сертификации.

Предложения:

Инициировать работу по актуализации индустриальных стандартов, включая разработку понятийного аппарата, четко определяющего продукцию, которая имеет право на отнесение к категории товаров для детей (продукции, предназначенной для детей и подростков) и соответствующим льготам с одной стороны и обязательной экспертизе с другой. Приведение в соответствие отраслевых кодов ОКВЭД и ТН ВЭД, СанПин и Техрегламент, а также анализ обязательных требований к отрасли на предмет выявления устаревших и избыточных норм регулирования и внесение изменений в действующие правила и стандарты.

Провести необходимую работу по гармонизации российского законодательства, а также требования к стандартизации и сертификации с международными положениями, а также унификацию тарифов, применительно ко всей группе продукции для детей.

Разработать отраслевой справочник индустриальных стандартов Детпрома, включающего в себя разработку методических документов - паспорта стандартов, набора инструкций и размещению визуальных идентификаторов по правильному использованию и применению детской продукции для специалистов и потребителей.

Отсутствие эффективного контроля качества.

В стране сложилась неблагоприятная ситуация и информационный фон, тормозящая развитие отрасли. Проблема качества детской продукции зачастую прикрывает лоббирование узких экономических и политических интересов, интересов монополистов. Участились случаи использования различных общественных и экологических организаций в конкурентной борьбе между экспертными организациями, занявшими монопольное положение на российском рынке и новыми структурами.

Чтобы обезопасить тот или другой продукт, сократить риски предпринимателей, обойти «острые углы» между производителем, общественностью и властями необходимо проведение независимой экспертизы на любом из этапов становления проекта.

Предложения:

Ввести презумпцию соответствия качества товара декларации производителя.

Инициировать в АИДТ Комитета по техническим стандартам и качеству в отрасли детскои товаров и игровой продукции;

Инициировать государственную поддержку по организации совместных разработок с ведущими зарубежными компаниями, международной сертификации по стандартам ИСО 9000 и др., а также создания равных условий оборота импортной и отечественной детской продукции на российском рынке и обеспечения благоприятных условий для ее экспорта. Произвести унификацию стандартов качества для детских товаров.

  1   2   3

Похожие:

«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconО проблемах развития индустрии детской игровой продукции в контексте социокультурной политики Российской Федерации
Динамика социокультурных изменений в России объективно обусловливает переоценку некоторых общественных ценностей при сохранении тех...
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconОрганизации и индивидуальные предприниматели
Фз «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении...
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconИнформационное сообщение о всероссийском симпозиуме «синдром удлиненного интервала q-t»
И детской хирургии Минздрава РФ проходил Всероссийский симпозиум Синдром уд­линенного интервала Q–T. Его организаторами были Московский...
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconV съезд детских онкологов России «Достижения и перспективы детской онкологии»
Данный Cъезд включен в перечень официальных мероприятий Министерства здравоохранения и социального развития РФ приказ №240 от 19....
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconСоглашение о сотрудничестве и взаимодействии Ассоциации предприятий индустрии Детских товаров и

«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» icon«Детский сад»
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,...
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconНормативно-правовая база обеспечения качества. Закон «О техническом регулировании». Развитие системы стандартизации в России
Целью разработки закона является гармонизация нашей системы отношений с международной системой, прежде всего европейской, что даёт...
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconОтчет главы о социально-экономическом развитии
Доля продовольственных товаров составляет 93,6 %, а непродовольственных 6,4 %, а согласно установленному заданию по производству...
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconАссоциация детских врачей иркутской области межрегиональная конференция с международным участием «актуальные вопросы педиатрии и детских инфекций», посвященная 25-летию кафедры детских инфекционных болезней игму
«актуальные вопросы педиатрии и детских инфекций», посвященная 25-летию кафедры детских
«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Технология продукции общественного питания»
«Производство продовольственных продуктов и потребительских товаров» в рамках сокращенной программы обучения. Цель изучения данной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница