Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации»




НазваниеУчебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
страница1/10
Дата04.02.2016
Размер24,8 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации»

для самостоятельной работы студентов 3 курса

факультета иностранных языков


Ростов-на-Дону

2005


ББК 81.2 Фр-2

УДК 44 (075)

А 21


Печатается по решению редакционно-издательского

совета Ростовского государственного

педагогического университета


Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкуль-

турной коммуникации»для самостоятельной работы студентов 3

курса факультета иностранных языков при подготовке к семинар-

ским занятиям . - Ростов н/Д: РГПУ. 2005. - 103 с.


Учебное пособие предлагает студентам и преподавателям

резюме обязательного программного минимума по введению в тео-

рию межкультурной коммуникации и систему контрольно-провероч-

ных вопросов, помогающих студенту самостоятельно подготовиться

к семинарским занятиям.


Автор: Г.Г.Аврамов, канд. филол. наук.


Отв. редактор: Болдина Л.А., канд. филол. наук.

Рецензенты: Агапова С.Г. докт. филол. наук

Шаповалова А.П., докт. филол. наук


© Аврамов Г.Г 2005.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное учебное пособие предназначено для студентов III курса отделения французского языка факультета иностранных языков.

Необходимость публикации данного учебного издания продиктован отсутствием учебников и учебных пособий, систематически излагающих проблематику соотношения языка и межкультурной коммуникации с упором на русско-французские лингво-культурологические параллели и асимметрию в российско-французском лингвострановедении.

Пособие может быть использовано в качестве дополнительного учебного материала к учебнику С.Г. Тер-Минасовой «Язык и межкультурная коммуникация» – М.: Слово, 2000 и имеет своей целью помочь студентам отделения французского языка при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации».

Пособие составлено с учетом требований программы, разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 520500 «Лингвистика» и направлению подготовки дипломированных специалистов 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и предусматривающей 24 часа лекций и 12 часов семинарских (практических) занятий.

Принцип построения учебного пособия связан с ее практическим характером: весь учебный материал распределен на 6 коллоквиумов, соответствующих планам 6 семинарских занятий программы. Каждый коллоквиум состоит из 4 блоков. Первый блок представляет собой 5-6 основных вопросов темы. Во втором блоке дается развернутый конспект лекции, в котором обобщается обязательный программный минимум по теме. Третий блок представлен в виде вопросов для самоконтроля, где каждый из вопросов темы разбивается на подвопросы, последовательно отвечая на которые, студент может составить полный ответ на вопрос темы.


3
В конце каждого коллоквиума дается литература (обязательная и дополнительная), необходимая для подготовки к семинарскому занятию.


О Г Л А В Л Е Н И Е


Коллоквиум 1 Необходимость изучения данной дисциплины

будущими специалистами по иностранным

языкам…………………………………………………5


Коллоквиум 2 Взаимоотношение и взаимодействие триады:

реальный мир - культура – язык…………………25


Коллоквиум 3 Язык как хранитель культуры ………………… 43


Коллоквиум 4 Язык и национальный характер………………… 61


Коллоквиум 5 Диалог двух культур: Франция и Россия.

Асимметрия в лингвострановедении ………… 73


Коллоквиум 6 Язык и этническая идентичность. Русско-

французские лингво-культурологические

параллели………………………………………… 85




4

Коллоквиум 1

Тема: «Необходимость изучения данной дисциплины будущими специалистами по иностранным языкам.»

I. Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, объект, цели и задачи дисциплины. 2. Определение основных слов-понятий дисциплины.
3. Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях. 4. Межкультурная коммуникация и изучение иностранных языков. 5. Роль сопоставления языков и культур для наиболее полного
раскрытия их сущности.

°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°

II. Конспект лекции

1. Расширение коммуникации и мобильности, ведущее к
быстрому росту контактов между организациями, группами и
отдельными представителями разных стран и культур, является
одной из самых ярких особенностей современности. Одним из
проявлений, а, быть может, и причиной этого явления является
ускорение технического прогресса и глобальных политических
и экономических изменений в обществе, что, как правило,
встречается мировой общественностью с одобрением. Гораздо
менее популярны, а порой и просто непонятны для многих такие
явления, как тенденция к повышенному осознанию собственной
культуры, отрицание различий между культурами и этнический
сепаратизм. Именно эти последствия роста международных
отношений, не отвечающие духу просветительства, нашли свое
отражение в тезисе о «столкновении цивилизаций».


5
Человек — существо общественное. Он живет в обществе и, следовательно, может и должен общаться с другими членами этого общества. И именно язык, а точнее, слова связывают людей, объединяют их через общение. Без общения нет общества, без общества нет человека социального, нет человека культурного, человека разумного, homo sapiens. Слова, складываясь в язык, выделяют человека из животного мира. Вот почему их необходимо изучать — внимательно, пристально, со всех точек зрения и во всех проявлениях. Ни одна наука, ни одна специальность не может обойтись без слов. Они нужны хотя бы для того, чтобы сформулировать знание и опыт, сохранить его и передать следующим поколениям. Так, например, великий медик общается с помощью слов и с другими медиками, и с пациентами, и со всеми другими членами человеческого сообщества.

Коммуникация правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправданна, так как общение — это столп, стержень, основа существования человека.

Цель изучения данной дисциплины - рассмотреть проблемы человеческого общения с особым вниманием к языку как главному — но не единственному! — средству общения.

Основными задачами данной дисциплины являются ответы на следующие вопросы:

  • Какие факторы помогают коммуникации, а что препятствует ей и что затрудняет общение представителей разных культур?

  • Как соотносятся между собой язык и культура?

  • Каким образом язык отражает мир, пропущенный через сознание человека?

  • Почему весь мир озабочен проблемами межкультурного

общения и межкультурных конфликтов?

  • Каково влияние языка на формирование личности?

  • Как отражаются в языке и одновременно формируются им индивидуальный и коллективный менталитет, идеология, культура?

  • Что такое национальный характер и как он формируется языком?

  • Какова роль социокультурного фактора при изучении иностранных языков?

  • Как языком и культурой создается картина мира – первичная, от родного языка, и вторичная, усваиваемая при изучении других языков?



6
2. Основными ключевыми понятиями данной дисциплины являются, таким образом, слова-понятия язык, культура, межкультурная коммуникация, культурная антропология.

Язык. В основе современной цивилизации лежит многообразие культур, которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. При этом каждая культура имеет свою языковую форму, с помощью которой ее носители общаются друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербальным средствам общения относится прежде всего человеческая речь, так как благодаря речи люди передают и получают основную массу жизненно важной информации. Однако человеческая речь является только одним из элементов языка, поэтому ее функциональные возможности гораздо меньше, чем языковой системы в целом.

Значение языка в культуре любого народа трудно переоценить. Каждая наука в этой оценке обычно подчеркивает нечто свое. В культурологической литературе значение языка чаще всего сводится к следующим оценкам:

  • зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;

  • кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, устной и письменной речи;

  • носитель культуры, так как именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. Дети в процессе инкультурации, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают и обобщенный опыт предшествующих поколений;

  • один из методов идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочения сведений о нем;

  • способ адаптации человека в условиях окружающей среды;

  • средство правильной оценки объектов, явлений и их соотношений;

  • способ организации и координации человеческой деятельности;

  • инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.


7
Таким образом, язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

В современной лингвистике существует много определений языка, но все они сходятся в главном: язык представляет собой основное средство общения между людьми. Современные развитые языки выполняют различные функции в культуре их носителей, но среди многочисленных функций языка существует коммуникативная функция, предполагающая, что без языка любые формы общения людей невозможны. Язык предназначен для коммуникации и может быть назван основным ее средством. А поскольку культура как специфически человеческий способ адаптации к окружающей среде тоже может быть названа коммуникацией, то становится ясно, что взаимосвязь языка, культуры и коммуникации является естественной и неразрывной.

Непреходящая роль языка в процессе коммуникации стала предметом научного анализа еще с начала Нового времени. Ее исследовали Д. Вико, И. Гердер, В. Гумбольдт и другие ученые прошлого, заложив своими работами основы лингвистики. Самые большие успехи в изучении языка как основного средства общения принес XX в., когда ученые смогли объяснить неразрывную взаимосвязь языка, мышления и культуры.


Культура В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Трудно представить себе более распространенный термин, который выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в различных науках. Среди огромного количества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах.


8
Современные исследования, посвященные феномену «культура», убеждает, что до сих пор нет единой его трактовки; существуют различные подходы к пониманию этой сферы человеческой жизни. На международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 определений этого понятия. Такое многообразие определений порождает стремление упорядочить их, подводя под различные классификации, среди которых можно выделить следующие:

  • социологические, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей. Примером такого понимания может быть следующее определение Г. Хофстеда: «Культура — это то, что определяет социальный аспект человеческой личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична, равно как и личность, принявшая данную культуру, и обе они (как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоятельств и времени»;

  • исторические, когда акцент делается на то, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению, например: «Культура есть результат совместной жизнедеятельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. Культура определяет способы, с помощью которых различные общества стандартизируют и канонизируют одобренные нормы поведения, а также методы, с помощью которых общество выражает неприятие несоответствующих моделей поведения» (К. Волтон);

  • нормативные, согласно которым содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. Например, в словаре «Культурология. XX век» культура представляется как «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира». К этому же классу можно отнести определение культуры как «системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия. Это система социально усвоенных моделей поведения, которая служит для взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно, хотя и медленно, эволюционирует» (К. Фатехи);

  • психологические, которые основываются на взаимосвязи

к
9
ультуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики, например: «Культура - это образ жизни, тот контекст, в котором мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот «клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это программа, заложенная с раннего детства, которая управляет поведением людей в обществе и помогает понять, что от них ожидается и что случится, если эти ожидания не будут оправданы. Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени» (П.А. Ричард-Амато, М.А. Сноу);

  • дидактические, рассматривающие культуру как совокупность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически, например: «Культура состоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, присущих людям и определяющих их поведение. Культура воспитывается и усваивается с детства и передается из поколения в поколение» (Р.В. Брислин);

  • антропологические, которые основной смысл культуры видят в деятельности и понимают ее как «совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени» (С.Г.Тер-Минасова). При таком подходе к пониманию культуры в ней суммируются ценности, нормы и системы символов какого-либо общества, которые отражаются на мышлении, представлениях, восприятии и особенностях поведения ее носителей.

Кроме того, культура может пониматься и как чрезвычайно индивидуальный процесс познания символов и значений, который дает индивиду представление о тех или иных явлениях окружающего мира. Этот процесс, в котором предварительные знания и представления всегда играют важную роль, направляет развитие значений у каждого человека. Формирующиеся благодаря этому процессу значения влияют на следующий за ними опыт, который в свою очередь способствует новой интерпретации уже имеющегося значения. Таким образом, явления окружающего мира понимаются все время по-новому. Поэтому культура представляет собой «постоянно развивающееся восприятие мира, которое индивидуально и неповторимо» (А. Кайкконен).


100
В современной науке о культуре можно обнаружить еще довольно большое количество определений, различающихся теми или иными методологическими аспектами. Если сравнить их с приведенными выше, то можно обнаружить наиболее общие характеристики культуры, которые свойственным всем этим подходам и определениям:

  • культура - это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;

  • культура — это продукт совместной жизнедеятельности людей;

  • культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;

  • культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью научения;

  • человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, региональные, социальные культуры;

  • культура динамична, она способна к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия;

  • культура является результатом коллективной жизнедеятельности людей, но ее носителями выступают отдельные личности;

  • культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.

Отмеченное разнообразие определений, интерпретаций,
смыслов и методологических подходов, вероятно, вполне закономерно, поскольку обусловлено тем, что культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. По этой причине культуру изучают многие науки — семиотика, социология, история, антропология, аксиология, лингвистика, этнология и др. Каждая из наук выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к ее изучению со своими методами и
способами, формулируя собственное понимание и определение
культуры.


11
В отличие от всего животного мира человек лишен набора инстинктов, даже в удовлетворении своих потребностей как живого существа он не связан жестко предопределенными требованиями, поскольку его деятельность основывается главным образом на сознании. Это означает, что у человека мир восприятия и мир действий разделены социальными условиями жизни. В силу данного обстоятельства человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не будет представлять, что он должен делать и как поступать.

По этой причине в процессе своего приспособления к окружающей среде человек создает свой искусственный мир — вторую природу, состоящую из материальных предметов, духовных ценностей, норм поведения и общежития, символов сознания и т.д., которая и призвана удовлетворять его потребности. Однако новая природа создается человеком не только как среда его обитания. Создавая материальные и духовные предметы и явления, нормы поведения, развивая умения и навыки, человек тем самым создает самого себя. В связи с этим он предстает как продукт своей собственной истории, собственной деятельности, собственного сознания. По сути культура или культурное окружение людей представляют собой специфический способ адаптации человека к существующей физической и биологической среде существования, основывающийся на сознательной деятельности. Обычаи, традиции, общепринятые нормы поведения, необходимые для выживания и развития, передаются в каждом народе из поколения в поколение. Культуру как особую сторону человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально можно наблюдать только ее отдельные проявления в виде различий в человеческом поведении, тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях, материальных предметах и т.д. Человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в состоянии видеть всю ее целиком. Наблюдая значение различных культурных предметов в жизни и поведении людей без особых затруднений можно прийти в заключению, что в их основе лежат культурные различия. Констатация этого факта порождает интерес к культуре и стимулирует процесс ее изучения.


12
Культурная антропология
– это наука, занимающаяся изучением вопросов становления и развития как культур отдельных народов, так и культуры человека в целом. Она представляет собой фундаментальную науку, предметом которой является совокупность результатов и способов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизнедеятельности и всех факторов, составляющих и обусловливающих своеобразие образа жизни и поведения народов, этнических общностей, групп и индивидов в тот или иной период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, этническая психология, результаты и формы духовной деятельности человека. Кроме того, она изучает также уникальную способность человека развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты.

Культурная антропология представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потребностей. Такое понимание основывается на том, что совместное долгое проживание групп людей на определенной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В результате действия перечисленных факторов формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет набор «правил игры», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования.

В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле. Таким образом, несмотря на свою очевидную реальность, культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох - в виде культур отдельных стран и народов, которые в культурологии принято называть локальными культурами.


13
Наличие локальных культур является также закономерной
формой существования всей человеческой культуры в целом.
Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур
возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их
этническая самобытность. Это общение протекает как через
взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, характер межкультурных контактов
определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Дело в том, что некоторые локальные культуры
похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются условия жизни народов, создавших эти культуры. Во всем разнообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая культура воплощает специфический опыт социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества людей. Этот опыт придает каждой культуре свои неповторимые черты, определяет ее своеобразие.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconАкишина А. А., Акишина Т. Е. Этикет русского телефонного разговора: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп
С. Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык) / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004....
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconБерг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе
Игошева Т. В. Современная русская литература: Учебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу». – Великий Новгород,...
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "исследование операций " для специальности
Многошаговые процессы принятия решений", "Задачи распределения ресурсов", "Введение в теорию игр. Игры с нулевой суммой. Игры с чистыми...
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconУчебное пособие к интегрированному курсу «музеи мира»
Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О. В. Лысикова. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 128 с.; ил
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconУчебное пособие для вузов Дружининская И. М. Хованская И. А
Учебное пособие по курсу "Теория вероятностей" покрывает основные разделы стандартной программы курса для студентов экономических...
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconРабочая программа по дисциплине «Ведение в теорию межкультурной коммуникации» предназначена для студентов, обучающихся по направлению 035700 Лингвистика рабочая программа содержит программу курса, тематический план курса, контрольные вопросы.
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учётом рекомендаций и Прооп впо по направлению «Лингвистика» и профилю...
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconМетодическое пособие элементы общей метрологии
Учебное пособие предназначено для студентов вечернего отделения, изучающих курс «Метрология. Стандартизация. Сертификация». Пособие...
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconМемфис, США джоан Кейтон Университет Канзас, Лоуренс, США краткое
России. В работе содержится перечень современных исследований в области межкультурной коммуникации и сообщается о том, что известно...
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconДорошев В. И. Введение в теорию маркетинга: Учеб пособие
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации» iconДифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление в примерах и задачах
Александров, П. С. Введение в теорию множеств и общую топологию : учеб пособие / П. С. Александров. – 2-е изд., стер. – Спб. Лань,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница