Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни




Скачать 27,02 Kb.
НазваниеПсихологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер27,02 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи


УДК 159.923

ББК 88.8

П 17


Папура Антонина Александровна


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ КАК

ПОКАЗАТЕЛЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ


Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук






Тамбов 2011

Диссертационная работа выполнена на кафедре теории и практики управления образованием ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»





Научный руководитель:

доктор психологических наук, профессор

Соловьева Ольга Владимировна





Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор


Недбаева Светлана Викторовна


кандидат психологических наук

Долматова Вера Николаевна



Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»



Защита диссертации состоится «24» декабря 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.261.09 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: Россия, 392003, г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 52, зал заседаний диссертационного совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина по адресу: 392023, г. Тамбов, ул. Советская, д. 6; с авторефератом – на официальном интернет-сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru


Автореферат разослан « __ » ноября 2011 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент





Т.В. Казакова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе в условиях политической, социально-экономической нестабильности и ухудшения экологической ситуации актуализируется проблема качества жизни людей, в частности, его субъективной интерпретации. Субъективное качество жизни рассматривается как отношение человека к наиболее значимым, важным для него аспектам собственной жизнедеятельности и трактуется как благополучие и внутренняя удовлетворенность условиями своего существования (А.М. Алмакаева, Н.В. Андреенкова, А.В. Баранова, Г.М. Головина, В.И. Кулайкин, Н.С. Маликов, М. Rapley, R. Veenhoven, Y. Yang и др.).

В подростковом периоде развития, являющемся одним из самых значимых периодов социализации и личностного становления человека, субъективная оценка качества жизни, как правило, носит негативный характер. Это связано с общей дисгармоничностью и противоречивостью развития подростка, а также с несформированностью у него ряда психологических свойств, одним из которых является уверенность в себе.

По мнению ряда специалистов, именно уверенность в себе оказывает наибольшее влияние на субъективную оценку качества жизни человека, обеспечивая адекватную регуляцию поведения и деятельности (А.В. Баранова, Г.М. Головина, Т.Н. Савченко, М. Argyle, C. Ryff, R. Veenhoven). Уверенность в себе рассматривается как индикатор таких личностных свойств подрастающего человека, как самопринятие, самоценность, чувство собственного достоинства. В связи с этим подросток нуждается в помощи (сопровождении) по целенаправленному формированию уверенности в себе как условии положительной оценки качества своей жизни.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема качества жизни широко обсуждается и привлекает внимание специалистов из самых разных областей науки и практики. Это достаточно сложная, многосторонняя и комплексная категория, предмет изучения философов (А.О. Каракотова, О.А. Кутуева, А.С. Тодоров, Е.М. Ходос, G. Guyatt, F. Peonidis), экономистов (С.А. Айвазян, Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, О.А. Ковынёва, J. Galbraith, A. Marchante, S. Wismer и др.), социологов (И.В. Бестужев-Лада, В.В. Бойцов, В.В. Давыдова, М.Б. Лига, А.И. Субетто, Р.Р. Яппарова, J. Bell, B. Liu, A. Toffler) и пр. К ее изучению в последнее время активно подключились психологи. Так, имеются зарубежные и отечественные исследования, в которых качество жизни представлено как психологический феномен (А.В. Баранова, Г.М. Головина, Г.М. Зараковский, В.И. Кулайкин, Т.Н. Савченко, Е.А. Угланова, F. Andrews, М. Argyle, A. Campbell, L. Carstensen, E. Diener, P. Fayers, D. Haybron, D. Kovac, M. Rapley, D. Shin, R. Veenhoven, R. Whitrod).

В психологии качество жизни рассматривается как жизненное благополучие, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования и ощущение счастья (М. Rapley). Смыслообразующая функция этой характеристики состоит в том, что оно как интегральное отношение личности в конкретный момент к жизни является не простым переживанием человеком жизненной ситуации, а имеет для него ценностное значение, придает смысл и задает цели будущего развития в жизнедеятельности субъекта (А.В. Баранова, Е.Б. Моргунов).

Психологическими составляющими качества жизни, по мнению ряда специалистов, являются ощущение счастья, удовлетворенность жизнью и социально значимые ценностные ориентации личности (А.М. Алмакаева, А.В. Баранова, И.А. Джидарьян, Г.М. Зараковский, В.И. Кулайкин, Т.Н. Савченко, Е.А. Угланова, E. Diener, M. Rapley, D. Shin, R. Veenhoven и др.). Определяющая роль в их детерминации принадлежит личностным характеристикам человека (Н.В. Андреенкова, А.В. Баранова, М. Argyle, E. Diener, R. Veenhoven и др.). В зарубежной психологии в качестве таких характеристик рассматриваются экстраверсия, внутренний контроль, высокая самооценка, самоуважение, самопринятие, оптимизм, жизнерадостность и умение планировать и продуктивно использовать время (М. Argyle, E. Diener, A. Campbell, Т. Lischetzke, R. Lucas, R. Veenhoven и др.). В отечественной психологии – самореализация, активность, смелость, ответственность, способность к самовыражению, мотивационная направленность, совладающее поведение, уверенность и др. (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Головина, И.А. Джидарьян, Г.М. Зараковский, Т.Н. Савченко). Наибольшее влияние на оценку качества жизни, по мнению Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной, оказывает уверенность в себе.

Уверенность в себе представляет психологический феномен с достаточно сложным содержанием. В его изучении имеются несколько подходов: психофизический (И.В. Вайнер, Т.Д. Калистратова, Н.Д. Левитов, J. Baranski, M. Bjorkman, W. Ferrel, E. Galanter, A. Garrigo-Trillo, M. Gonzales-Labra, M. Usher, D. Zakaу); социально-психологический (Ж.М. Бизук, Н.Ю. Будич, А.Г. Грецов, Ю.В. Давыдова, Е.В. Жатько, Ф.И. Иващенко, Т.Д. Корчагина, Е.В. Кочнева, Н.Ю. Молостова, Д.М. Рамендик, Б.И. Рзаев, А.Н. Смолонская, О.А. Федосенко, R. Anthony, A. Lange, A. Lazarus, D. Lieberman, S. Rathus, A. Salter, M. Smith, M. Ullrich, R. Ullrich, J. Wolpe и др.); системно-функциональный (З.В. Бойко, М.А. Селиверстова); дифференциально-психологический (Е.В. Головина, И.Г. Скотникова) и комплексный (Е.В. Жатько, И.Л. Зиновьева, А.М. Прихожан, В.Г. Ромек, Е.А. Серебрякова, О.В. Соловьева).

В рамках этих подходов уверенность в себе рассматривается как: состояние человека, участвующее в процессе принятия им решения (И.В. Вайнер, M. Bjorkman, M. Usher); убежденность человека в том, что он в состоянии добиться успеха (R. Anthony); способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением (R. Ullrich, R. Ullrich); целостное образование, включающее в себя мотивационно-смысловую и регуляторно-динамическую подсистемы (З.В. Бойко); интегральная характеристика человека, составляющими которой являются личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (И.Л. Зиновьева, В.Г. Ромек, О.В. Соловьева).

Наибольшая часть исследований уверенности в себе разрабатывалась на материале социальной и педагогической психологии. Это изучение уверенности школьников и студентов в себе и своих знаниях в соотношении с успеваемостью. Основные положения данных исследований отражены в трудах Ж.М. Бизук, З.В. Бойко, Е.В. Жатько, Е.В. Кочневой, Т.Д. Корчагиной, Н.Ю. Молостовой, Ю.М. Орлова, А.М. Прихожан, Б.И. Рзаева, В.Г. Ромек, М.А. Селиверстовой, Е.А. Серебряковой, О.А. Федосенко и др.

Многие авторы в своих работах отмечали, что формирование и развитие уверенности в себе актуально для человека на всех возрастных этапах, и особенно в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что данный период представляет собой один из самых сложных и критических этапов развития человека. Подростки, как правило, с трудом решают свои психологические проблемы, они конфликтны в социальном взаимодействии, им не свойственно продуктивно выходить из стрессовых ситуаций, для них характерны болезненные переживания, повышенная чувствительность и раздражительность, перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир, чувство одиночества, боязнь насмешек, повышенная тревога, неуверенность и др. (Л.С. Выготский, А.Г. Грецов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Н.В. Самоукина, Е.Е. Сапогова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, А.П. Ходосова и др.).

Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению личностной уверенности / неуверенности детей подросткового возраста, следует отметить, что в психологии до сих пор недостаточно изученными остаются:

  • степень, особенности и динамика развития отдельных компонентов уверенности в себе у подростков (личностного, когнитивного, эмоционального, поведенческого) на протяжении всего возрастного периода;

  • гендерные проявления уверенности в себе у подростков;

  • субъективная оценка подростком качества своей жизни как индикатора благополучия связанного с уверенностью в себе;

  • условия, способствующие формированию у подростков уверенности в себе в образовательном пространстве школы;

  • взаимосвязь уверенности подростков с субъективной оценкой качества их жизни;

  • содержание деятельности психологов в образовательной практике по системному сопровождению подростков с применением ориентированных технологий по формированию уверенности в себе.

Таким образом, до сих пор неразрешенной остается психологическая проблема, сущность которой заключается в отсутствии системно организованного в образовательной среде школы психологического сопровождения подростка по формированию у него уверенности в себе как условия самопринятия и положительной оценки качества своей жизни, что приводит к неспособности подростка продуктивно решать психологические трудности, и как следствие, к конфликтности, глубоким переживаниям и личностным девиациям. Этим обусловлена актуальность темы исследования.

Объект исследования – уверенность в себе как психологический феномен.

Предмет исследования – процесс формирования у подростков уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни.

Цель исследования – выявить особенности развития уверенности и субъективной оценки качества жизни подростков и создать в образовательной среде школы функционирующую систему психологического сопровождения подростков по формированию уверенности в себе как условия положительной субъективной оценки качества жизни.

Задачи исследования:

  1. На основе теоретико-методологического анализа отечественной и зарубежной литературы раскрыть проблему феномена уверенности в себе.

  2. Проанализировать и обобщить сложившиеся в современной психологии теоретические подходы к проблеме качества жизни и ее субъективной оценки.

  3. Рассмотреть особенности развития и гендерные различия уверенности в себе и исследовать субъективную оценку качества жизни подростков 11–15 лет.

  4. Выявить взаимосвязь между показателями уверенности подростков и составляющими субъективной оценки качества их жизни.

  5. Разработать и апробировать систему психологического сопровождения подростков, направленную на формирование уверенности в себе.

  6. Определить психолого-педагогические условия эффективного формирования уверенности в себе и ее влияние на оценку качества жизни детей подросткового возраста в образовательном пространстве школы.

Гипотеза исследования:

Формирование уверенности в себе у подростков как показателя субъективной оценки качества их жизни, включающего ощущение счастья, удовлетворенность жизнью и ряд социально значимых ценностей (успешная учеба, здоровье, общение, признание и уважение людей и др.) будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

  • своевременной диагностики уверенности / неуверенности подростков посредством изучения личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;

  • анализе субъективных оценок показателей качества жизни подростков – счастья, удовлетворенности жизнью и ценностных ориентаций;

  • системном психологическом сопровождении в образовательном пространстве школы, включающем работу с подростками, их родителями и педагогическим коллективом.

Методологическую основу исследования составили: деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.); личностно ориентированный и субъектный подходы, предполагающие активную помощь в развитии способности совершенствования и достижения высшего оптимального уровня индивидуализации детей и подростков (А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, И.Б. Котова, В.А. Петровский, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко, И.С. Якиманская и др.); комплексный подход, выполняющий функцию суммативности и направленный на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминантов и составляющих при изучении личностных характеристик и особенностей человека (Б.Г. Ананьев, Н.В. Бордовская, И.Л. Зиновьева, А.А. Реан, В.Г. Ромек и др.); принцип жизнедеятельности, воплощенный в организованности и конструктивности овладения подрастающей личностью условиями своей жизни, создание ею особых жизненных опор, отношений и позиций (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, Н.А. Логинова).

Теоретическую основу исследования представили: теоретические положения отечественных психологов о феномене уверенности (Н.Ю. Будич, И.В. Вайнер, В.Б. Высоцкий, Е.В. Головина, Е.В. Жатько, И.Л. Зиновьева, А.М. Прихожан, Б.И. Рзаев, В.Г. Ромек, И.Г. Скотникова, Е.А. Серебрякова, О.В. Соловьева, О.А. Федосенко); теоретико-практические исследования структуры самосознания подростков (М.И. Боришевский, В.Г. Маралов, Е.И. Петанова, И.И. Чеснокова, M.R. Rosenberg, R.G. Simmons); концепция качества жизни отечественных и зарубежных психологов (А.В. Баранова, Г.М. Головина, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, Т.Н. Савченко, М. Argyle, E. Diener, A. Campbell, М. Fordyce, М. Rapley, К. Ryff, D. Shin, R. Veenhoven и др.); доктрина «Государственное регулирование качества жизни населения России» В.И. Кулайкина, Е.Е. Задесенец и Г.М. Зараковского; классификация ценностей Л.Б. Эрштейна; гуманистическое и клиент-центрированное направление (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл); личностно ориентированный и деятельностный подходы в обучении, а также концепция психологической службы в школе (М.Р. Битянова, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.В. Самоукина и др.).

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой теме; психодиагностический (тестирование, опрос); констатирующий и формирующий эксперимент; методы математико-статистической обработки, включая корреляционный анализ результатов. В исследовании применялись следующие методики: «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой); «Шкала самоуважения» М. Розенберга; «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема (адаптированная В.Г. Ромеком); тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромека; опросник «Счастье» М. Фордиса; опросник «Удовлетворенность жизнью» Э. Дайнера; опросник «Субъективное качество жизни» Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в следующем:

  • рассмотрены характерные особенности проявления личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов уверенности в себе у детей подросткового возраста, такие как самооценка, самоуважение, самоэффективность, уверенность при принятии решения, смелость и инициатива в социальном взаимодействии;

  • выявлены гендерные различия в показателях уверенности в себе, в частности, найдены различия у девочек и мальчиков в проявлении уверенности при принятии решения, смелости и инициативы в социальном взаимодействии;

  • определена субъективная оценка составляющих качества жизни подростков – ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и приоритетности ряда социально значимых ценностей (успешная учеба, общение, здоровье, материальный достаток и др.);

  • раскрыты особенности ценностных ориентаций у уверенных и неуверенных в себе подростков, а именно у уверенных – направленность на успешность в общении и учебе, укрепление здоровья и др., у неуверенных –материальный достаток, повышение уровня комфортности жилья и др.;

  • доказана взаимосвязь субъективной оценки качества жизни с компонентами уверенности в себе, в частности, с самооценкой, самоуважением, самоэффективностью, уверенностью при принятии решения, смелостью и инициативой в социальном взаимодействии;

  • предложена модель системы психологического сопровождения по формированию уверенности в себе, самопринятию и самоценности подростков обеспечивающая улучшение субъективных оценок качества их жизни;

  • структурированы принципы и определены направления системы психологического сопровождения подростков реализуемой в школьной образовательной среде;

  • определены психолого-педагогические условия для формирования уверенности в себе и улучшения субъективного качества жизни подростков, включающие своевременную диагностику у подростков уверенности / неуверенности в себе как комплексной интегральной характеристики, анализ субъективных оценок показателей качества их жизни и проведение системного психологического сопровождения подростков по формированию уверенности в себе, включающего работу с подростками, их родителями и педагогическим коллективом школы.

Теоретическая значимость исследования. Расширено теоретическое представление о психологическом содержании феноменов «уверенность», «качество жизни» и их составляющих. Уточнено понятие «уверенность в себе» как комплексной интегральной характеристики человека, включающей личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Раскрыта взаимосвязь процесса формирования самосознания с личностной уверенностью подростков и подробно проанализировано влияние развития познавательного, эмоционально-ценностного и регулятивного компонентов самосознания на уверенность в себе. Выделены и обоснованы психологические компоненты субъективного качества жизни подростков – ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и ряда социально значимых ценностей (успешная учеба, общение, здоровье, материальный достаток и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем подобран и апробирован комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение основных компонентов уверенности в себе и качества жизни детей подросткового возраста; разработана и внедрена система психологического сопровождения подростков по формированию уверенности в себе; разработано содержание просветительской и тренинговой работы, проводимой с подростками, их родителями и педагогическим коллективом. Определено содержание психопрофилактических мероприятий для учащихся. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы школьными психологами и социальными педагогами, работающими с детьми подросткового возраста.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования; соблюдением логики и последовательности разработанного исследовательского замысла; многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования; содержательным анализом результатов диагностических процедур; всесторонним сопоставлением полученных данных; согласованностью теоретических положений и выводов. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом результатов с использованием методов обработки компьютерной программы SPSS Statistics 17.0.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Уверенность в себе – это комплексная интегральная характеристика человека, включающая личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты и представляющая собой самоуважение, осознание человеком своих достоинств и недостатков, стремление к самоэффективности, эмоциональную зрелость (смелость в социальных контактах) и социально приемлемый поведенческий репертуар, проявляющийся в успешности деятельности.

  2. Качество жизни, являясь психологической категорией, интерпретируется как жизненное благополучие, при котором у человека появляется внутренняя удовлетворенность условиями своего существования и ощущение счастья. Одним из важнейших составляющих качества жизни подростка являются ценностные ориентации личности, а именно ее интегральное отношение в конкретный момент к жизни, имеющее социально ценностное значение и выполняющее функцию регулятора поведения во всех областях жизнедеятельности.

  3. Большинство детей в младшем и среднем подростковом возрасте неуверенны в себе. У многих отмечен низкий уровень самооценки и самоуважения, отсутствуют вера в себя и убежденность в возможности достичь поставленных перед собой целей, успешно справиться с какой-либо деятельностью и принять верное решение в сложной ситуации. При общении с другими людьми подростки испытывают смущение, застенчивость, у них отсутствуют навыки уверенного поведения. Показатели счастья и удовлетворенности жизнью также имеют низкий уровень, что актуализирует задачу психологической помощи и поддержки данного контингента.

  4. В младшем и среднем подростковом возрасте (11–13 лет) наиболее уверенными в себе являются девочки, в старшем подростковом возрасте (14–15 лет) – мальчики. Девочки младшего и среднего возраста проявляют больше смелости при общении с другими людьми. Мальчики старшего возраста ведут себя уверенней при принятии какого-либо решения, проявляют смелость и инициативу в межличностном взаимодействии.

  5. Между компонентами уверенности в себе (самооценка, самоуважение, самоэффективность, смелость, инициативность) и составляющими субъективной оценки качества жизни (ощущение счастья, удовлетворенность жизнью, ценностными ориентациями личности) имеются положительные связи, свидетельствующие о влиянии уверенности на субъективную оценку качества жизни подростков.

  6. Система психологического сопровождения подростка по формированию уверенности в себе представляет собой конструкт, состоящий из ряда взаимосвязанных звеньев, отражающих содержание, цели, задачи, направления работы с подростками, их родителями и педагогами, реализуемые в образовательной среде, и критерии их эффективности. Системообразующим звеном модели является ее цель – проведение комплекса психологических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих формированию у подростков уверенности в себе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии и социальной педагогики, кафедры теории и практики управления образованием и на научно-методических семинарах Проблемной научно-исследовательской лаборатории психологии профессионального развития личности Ставропольского государственного университета. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работах и получили положительную оценку на международных, всероссийских, национальных, региональных, городских и междисциплинарных научно-практических конференциях.

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось на базе МОБУ гимназии № 9 г. Ставрополя.

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальное исследование уверенности в себе и качества жизни подростков проводилось в период с 2007 по 2010 гг. в МОБУ гимназия № 9 г. Ставрополя. В исследовании приняли участие 200 учащихся 5–8-х классов, в возрасте 11–15 лет. Исследование включало пять этапов.

Подготовительный этап (2007 год) – изучение состояния проблемы и степени ее актуальности, определение целей, гипотез и задач исследования, подбор методов и методик научного исследования.

Констатирующий этап (2008 год) – диагностика уверенности в себе и субъективной оценки качества жизни подростков, выявление уровня самооценки, самоуважения, самоэффективности и других показателей, связанных с исследуемыми психологическими феноменами.

Формирующий этап (2008–2009 гг.) – разработка и внедрение экспериментальной модели системы психологического сопровождения подростков, направленной на формирование уверенности в себе.

Контрольный этап (2009 год) – проверка эффективности системы психологического сопровождения подростков.

Заключительный этап (2010 год) – оформление диссертации; апробация и внедрение результатов исследования.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

  1   2   3

Похожие:

Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconПрограмма вступительного экзамена 2012-2013 для поступающих в магистратуру по специальности 6М073200 «Стандартизация и сертификация»
Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции. Комплексный метод оценки: оценка по главному показателю, оценка с помощью...
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconПсихологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических
Охватывает основные аспекты жизни личности: здоровье, достаток, взаимоотношения, творческая деятельность, обеспечивает их оптимизацию...
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconИнтегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления и сознания в целом....
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconМетодические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения фгос ноо
Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального...
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconПсихолого-педагогическая работа школы Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе. Основные направления работы
Цель работы – психологическое сопровождение овладения учащимися учебной деятельностью на каждом возрастном этапе
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconКонтрольные вопросы Расскажите об основных политико-психологических феноменах так, как вы их себе представляете. Объясните, что такое «политический менталитет»
Основные вехи истории бихевиоризма, его достоинства и недостатки. Психологическое содержание политики как сферы деятельности. Психологические...
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconПоложение о республиканской системе оценки качества образования Об утверждении Положения
В соответствии с Комплексным проектом модернизации образования, в целях формирования системного подхода к оценке качества образования,...
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconФормирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить...
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconПереход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения: проблема оценки качества подготовки студентов
Ализируются основные проблемы оценки качества подготовки студентов при внедрении компетентностного подхода стандартов третьего поколения....
Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни iconРеферат Психологическое обеспечение безопасности подростков в школьных условиях
Экстренная и плановая психологическая помощь при работе с психическими состояниями учащихся 10
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница