Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка»




Скачать 14,25 Kb.
НазваниеОптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка»
Дата04.02.2016
Размер14,25 Kb.
ТипДокументы
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи


Коротаева Татьяна Васильевна

учитель-логопед

МБДОУ ДСКВ №45 «Искорка»

г. Нижневартовск


На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия. Современные образовательные и информационно-компьютерные технологии способны служить универсальным средством в процессе модернизации.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в развитии, и «выравнивание возможностей» именно таких детей является первостепенной задачей коррекционной педагогики. В последние годы появилось достаточно много различной литературы по развитию неречевых процессов.

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь. Недооценка формирования слоговой структуры слова может стать одной из причин возникновения дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Поэтому для организации обучения и воспитания детей c нарушением слоговой структуры слова особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию сенсомоторного развития, артикуляционных возможностей, их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Анализ состояния проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также характера несформированности базовых неречевых функций, значимых для формирования слоговой структуры слова позволяет сделать вывод о необходимости разработки и включения основных направлений по их коррекции и совершенствованию в общую коррекционную работу с детьми.

Технология формирования неречевых процессов представлена двумя направлениям.

Каждое направление имеет свои задачи и содержание работы, строится систематизировано с учетом определенной последовательности: от простых форм работы к более сложным с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности, а также учитывает поэтапное формирование слоговой структуры слова. Выделение каждого направления является условным, так как речевые и неречевые психические функции формируются в тесной взаимосвязи, влияя друг на друга.


1.Формирование пространственных представлений

и оптико-пространственной ориентации

1.1 Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле
Содержание работы

Задачи, решаемые в серии игр и игровых упражнений

- практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта

-освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом

- определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта;

- выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий;


- создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, - научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; - уточнить и дифференци- ровать пространственные понятия «впереди», «поза- ди», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; -развивать оптико-простран ственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

Приложение 4


1.2 Коррекционная работа по развитию ориентации

в трехмерном пространстве

-дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта;

- построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик, «Продолжи ряд предметов; мячик, кубик, пирамидка,

- определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Лиса далеко от норы, нужна длинная дорожка»,

- составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и т.п. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов («дорожки» - только из красных кубиков; «дорожки» с чередованием двух цветов: красный кубик - синий кубик

- формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда;

- уточнить и дифференц ировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»; -активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.


Приложение 5

1.3 Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве (вертикальная и горизонтальная плоскости).

-освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после и.т. п.);

- освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Это дом. Большой квадрат стена— маленький – окно. Треугольник - крыша». И т.д.);

- расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров («Треугольник находится сверху квадрата. Овал под прямоугольником,»);

- выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования мозаики разных цветов (синий, красный, синий...); из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...);

- построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием);

- изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине);

-уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонталь ной плоскостей:«впереди», «позади», «высоко», «низ- ко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»;

-научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершествовать графомоторные навыки.

Приложение 6

2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий

2.1 Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических

параметров общих движений и действий

-воспроизведение заданной последователь- ности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх);

- изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности;

- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

- различение, воспроизведение, харак-теристика темпа, ритма на основе тактиль-но-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;

-воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);

- изменение темпа, ритма движений.

-совершенствовать коорди- нацию общих движений;

- формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей;

- формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.


Приложение 7

2.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук

-развитие переключаемости движений пальцев рук;

- развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;

- формирование пространственной организации движений пальцев рук.

- развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.

Приложение 8

2.3 Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений

- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);

- совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);

- выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев и т.д.);

-совершенствование пространственной организации движений и действий.

-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;

-совершенствовать плавностсть и переключаемость движений;

-совершенствовать коорди- нацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.


Приложение 9


Коррекционная работа по пропедевтике нарушений слоговой структуры слова (формированию неречевых процессов) включается в непосредственно-образовательную деятельность, начиная с первого периода обучения. Эта работа проводится в индивидуальной и фронтальной форме.

В ходе индивидуальной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть времени отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов (темп, ритм, ориентировка в пространстве) которые включены в индивидуальные планы.

В структуре фронтальной образовательной деятельности игры и игровые упражнения проходят как часть занятия, организационный момент, физминутки, пальчиковая гимнастика, т.е. активно включаются на тех этапах занятия, когда использование их наиболее эффективно.


ЛИТЕРАТУРА

Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в рус­ском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15.

Агранович З.Е. логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2004

Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007

Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспи­тание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. на­ук. - М., 1968. - 37 с.

Волокитина М.Н. Особенности восприятия и графического изображения плоскостных фигур в дошкольном детстве. М., 1999. - 127-271с.

Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007. – 472 с.

Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369 с.

Зимняя И.А.  Лингвопсихология речевой деятельности. – М-В.: 2001. – 411 с.

Китаева Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000, с 67 – 68.

Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 37 с.

Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 25 с.

Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 96-106.

Швачкин Н.Х. Развитие фонематического воспри­ятия речи в раннем возрасте. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Вып. 13. - 103 с.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М, 2000

Похожие:

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» iconГ. Хабаровск мбдоу детский сад компенсирующего вида №85 учитель-логопед савченко Светлана Геннадьевна
Мастер-класс «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники»
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» iconСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» iconТерехова Татьяна Васильевна, учитель-логопед мдоу детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» г. Серпухов
Психолингвистический подход к формированию лексического строя речи у детей с онр
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» iconПрограмма коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В
Коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» iconСистема коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников
Ти, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов...
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» icon«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик»
«Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики»
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка» iconРазвитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе создания сравнений и составления загадок
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница