На уроках английского языка и во внеурочное время




Скачать 17,75 Kb.
НазваниеНа уроках английского языка и во внеурочное время
Дата04.02.2016
Размер17,75 Kb.
ТипУрок
Организация работы с одаренными детьми

на уроках английского языка и во внеурочное время

О.А.Чернышова, И.Г.Трунова

Поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми и подростками становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя, но традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем: во-первых, что такое «одаренность»; во-вторых, каковы основные характеристики критериев сформированности и методики ее выявления; в-третьих, как одаренность проявляется и формируется на уроках английского языка.

К проблеме одарённости школьников и созданию условий для реализации способностей и склонностей обращались такие исследователи, как Савенков А. [6], Хуторский А.В. [7], Шумакова Н.Б.[10]; идею социализации школьников рассматривали Мудрик А.В. [4], Ребикова Д.И.[5]; компетентностный подход в социуме – Савенков А. [6], Сафонова В.В. Задача каждого учителя заключается в том, чтобы в максимальном объёме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.

Отечественная психология также имеет свои серьезные разработки в области изучения одаренности. Такие ученные, как Н.С. Лейтес, Б.М Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков многое прояснили в понимании одаренности.

Н.С. Лейтес вводит более широкое понятие – общая умственная одаренность, «сказывающаяся всюду, где требуется достоинства ума» [3,c.4]. «При этом умственная способность не сводиться к интеллекту: Одаренность – это особый склад личности» [3, с.4]. Рассматривая вопрос об умственной одаренности, Н.С. Лейтес стремился отойти от излишне формального, по преимуществу измерительного подхода. Наибольшее внимание уделено систематизации жизненных факторов, психологическим особенностям выдающихся по своим умственным возможностям детей и подростков.

Главная сложность, по мнению Н.С. Лейтеса, в понимании и оценке проявлений умственной одаренности в годы детства – «переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств» [3, с.6]. Самая существенная задача - «увидеть в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста и является проходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться» [3, с.6].

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера. Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренная личность характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности, вне зависимости от предметной ориентации, лежат мотивы, интересы, потребности, непосредственно связанные с содержанием деятельности. При этом они занимают доминирующее положение. В последнее время многие исследователи склоняются к точке зрения, что ключевой харак­теристикой личностного потенциала (одаренности) являются не интеллект или креативность, а мотивация. Это означает, что развитие одаренности во многом зависит от учителя.

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. Интересы и склонности, составляющие содержание их способностей, занимают не только время, но и душу такого ребенка. При всех изменениях в обучении таких детей и подростков следует учитывать эту их принципиальную особенность и планировать занятия так, чтобы у них оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становиться проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремление к исследовательской творческой активности.

Необходимо помнить, что мы рассматриваем проблему развития детской одаренности в контексте образовательной деятельности, осуществляемой в традиционной массовой школе. Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В Давыдов), проблемный подход к обучению (А.М.Матюшкин и др.), использование опорных схем и сигналов (В.Ф.Шаталов), использование укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев). Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. При использовании традиционных методов обучения учителем, у одаренного ребенка нет возможности проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают монотонность, а иногда и отрешенность от всего происходящего на уроке.

Одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот некоторые из них:

1. склонность одаренных детей избегать, не решать проблемы, сталкиваясь с ними социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудности в познавательной сфере;

2. настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;

3. трудности общения со сверстниками, а иногда и с взрослыми людьми. По словам В.С. Юркевич, у многих одарённых детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума».

Для успешности работы с одаренными детьми следует учитывать несколько принципов:

-   принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Работа с одаренными детьми предполагает три этапа:

- учет успешности детей в каком-либо виде деятельности;

- индивидуализацию творческих возможностей и способностей ребенка;

-формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.

Диагностирование одаренных детей с помощью социально-психологической диагностики «Оценка творческого потенциала личности» Андреевой В.И., модифицированной Иутиной А.П., в МБОУ «СОШ №14» им. А.М. Мамонова проводится ежегодно психологической службой и педагогами для своевременного выявления и создания, оптимальных организационно-педагогических условий для развития учащихся.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности, посредством какой – либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения по специальным программам либо в процессе индивидуализированного образования.

Задачи развития и обучения детей и подростков с признаками одаренности заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по разным предметам, дисциплинам, но и в том, чтобы продвинуть детей в развитии.

Английский язык, в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Английский язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности, инструментом познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Основной упор в методике преподавания английского языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся. Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

1) урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся.

Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Инновационные уроки позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации.

Дифференцированный подход означает определение количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Важным компонентом при организации обучения проектным методам является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Преимущества проектной деятельности в том, что она включает в себя интегрированную межкультурную работу; оказывает содействие социальному и культурному развитию; придает учебному процессу динамичность и привлекательность. Проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения. Проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна:

- извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;

- тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;

- знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран;

- участие в телекоммуникационных проектах;

- участие в он-лайн тестах и олимпиадах.

Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, он должен иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми; уметь распознать признаки одаренности; строить обучение в соответствии с результатами диагностирования. При обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Важно отметить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.

Список используемой литературы:

  1. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающихся знаний и психологических тренингов. - М.: Гном и Д, 2001

  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – №4.

  3. Лейтес Н.Л. Психология одаренности детей и подростков. М.: Изд. центр «Академия», 1996.

  4. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/А.В.Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

  5. Ребикова Д.И. Развитие социального интеллекта младших школьников на уроках английского языка // Одарённый ребёнок. 2007.-№3.-с. 108-113.

  6. Савенков А. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности. - 2002. - №3. - с. 113-146.

  7. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.

  8. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 2.

  9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 288с.

  10. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.


Похожие:

На уроках английского языка и во внеурочное время iconМоу «сош с. Черный Яр» Черноярского района Астраханской области
Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
На уроках английского языка и во внеурочное время iconДоклад по теме «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Тема моего доклада «Применение икт на уроках английского языка» на прямую пересекается с моей темой по самообразованию «Использование...
На уроках английского языка и во внеурочное время iconСоздание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Л. В. Нестеренко, учитель английского языка, I квалификационная категория, руководитель школьного методического объединения учителей...
На уроках английского языка и во внеурочное время iconДоклад «Использование на уроках английского языка ситуационных задач с жизненно-практическим содержанием»
...
На уроках английского языка и во внеурочное время iconПрезентация как средство визуализации на уроках английского языка
Я глубоко убеждена, что ученики и их учителя должны проживать время своих уроков счастливо, так как на уроках мы проводим часть нашей...
На уроках английского языка и во внеурочное время iconИспользование игровых технологий на уроках английского языка
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения...
На уроках английского языка и во внеурочное время icon“Поисковые и исследовательские модели обучения школьников на уроках краеведения и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе с использованием местного
Поисковые и исследовательские модели обучения школьников на уроках краеведения и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе...
На уроках английского языка и во внеурочное время iconКазанский (приволжский) федеральный университет институт языка Кафедра английского языка
Авторы: Г. А. Багаутдинова, доктор филологических наук, профессор, зав кафедрой английского языка, директор Института языка
На уроках английского языка и во внеурочное время iconРеферат по теме: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
На уроках английского языка и во внеурочное время icon1. Functional Styles in Modern English
Роль английского языка как одного из мировых языков Основне варианты английского языка
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница