Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011




НазваниеВсего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011
Дата04.02.2016
Размер18,2 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова





КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

по факультативной дисциплине


по специальности - 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования


Всего учебных часов - 72 (2ЗЕТ)

Всего аудиторных занятий (в час.) - 18

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта - 54


МОСКВА 2011


1.Распределение часов учебных занятий


Очная форма обучения

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры













1

2

3

Аудиторные занятия (всего)

18







В том числе:









Лекции

18









Практические занятия (ПЗ)












Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)









Самостоятельная работа (всего)

54









2. Содержание дисциплины

Наименование дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Культура педагогического общения

Роль взаимодействия в учебном процессе. Педагогическое общение как разновидность профессионального общения. Педагогическое общение — особый вид творчества. Коммуникативная задача. Возможности овладения навыками педагогического общения.

Структура общения. Коммуникативное обеспечение урока. Коммуникативная культура педагога. Специфика педагогического общения: единицы, уровни общения. Направленность педагогического общения. Барьеры в педагогическом общении: проявление и причины (В.В. Кан-Калик).

Коммуникативные умения и коммуникативные способности. Общительность как профессионально-личностное качество педагога. Развитие общительности. Детерминантность эффективного общения: коммуникативные умения, позитивное восприятие и понимание друг друга, навыки положительного межличностного взаимодействия. Критерии и показатели конструктивного педагогического общения: самоконтроль, способность к децентрации, рефлексия, направленность на взаимодействие, эмпатия.

Коммуникативное вдохновение и пути его формирования. Общение и творческое самочувствие. Управление творческим самочувствием. Определение личностно-коммуникативных установок «дружелюбие – агрессивность; доминирование – подчинение». Определение степени включенности в профессию, направленности по «Методике диагностики направленности личности» Б. Басса.

Стиль педагогического общения и его виды. Индивидуальный стиль общения педагога. Диагностика уровней педагогического общения: тест на оценку самоконтроля для определения уровня коммуникативного контроля М. Снайдера, методика изучения уровня эмпатийных способностей В.В. Бойко, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Стадии профессионально-педагогического общения. Речевые способности и их роль в педагогическом общении. Средства, повышающие эффективность коммуникативного воздействия. Педагогическое общение как взаимодействие.






3. Лекционные занятия, их содержание и объем в часах



1.


2.


3.


4.


5


6

Раздел 1. Педагогическое общение в системе целостного педагогического процесса


1.1. Педагогическое общение как творческий процесс. Роль взаимодействия в учебном процессе. Педагогическое общение как разновидность профессионального общения. Педагогическое общение — особый вид творчества. Коммуникативная задача. Возможности овладения навыками педагогического общения.


1.2. Система профессионально-педагогического общения. Структура общения. Коммуникативное обеспечение урока. Коммуникативная культура педагога. Специфика педагогического общения: единицы, уровни общения. Направленность педагогического общения. Барьеры в педагогическом общении: проявление и причины (В.В. Кан-Калик).

1.3. Общительность педагога и пути ее самовоспитания. Коммуникативные умения и коммуникативные способности. Общительность как профессионально-личностное качество педагога. Развитие общительности. Детерминантность эффективного общения: коммуникативные умения, позитивное восприятие и понимание друг друга, навыки положительного межличностного взаимодействия. Критерии и показатели конструктивного педагогического общения: самоконтроль, способность к децентрации, рефлексия, направленность на взаимодействие, эмпатия.

Раздел 2. Роль личности педагога в профессионально-педагогическом общении

2.1. Творческое самочувствие педагога в общении и пути управления им. Коммуникативное вдохновение и пути его формирования. Общение и творческое самочувствие. Управление творческим самочувствием. Определение личностно-коммуникативных установок «дружелюбие – агрессивность; доминирование – подчинение». Определение степени включенности в профессию, направленности по «Методике диагностики направленности личности» Б. Басса.


2.2. Стиль профессионально-педагогического общения. Стиль педагогического общения и его виды. Индивидуальный стиль общения педагога. Диагностика уровней педагогического общения: тест на оценку самоконтроля для определения уровня коммуникативного контроля М. Снайдера, методика изучения уровня эмпатийных способностей В.В. Бойко, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.


2.3. Технология профессионально-педагогического общения. Стадии профессионально-педагогического общения. Речевые способности и их роль в педагогическом общении. Средства, повышающие эффективность коммуникативного воздействия. Педагогическое общение как взаимодействие.


2


2


2


4


4


4







4. Семинарские занятия

Тематика и содержание семинарских занятий

Кол-во часов

Раздел 1. Педагогическое общение в системе целостного педагогического процесса


1.1. Установление, поддержание и выход из контакта. Использование речевых и неречевых средств общения в разговоре, беседе с учеником, его родителями, коллегой по работе. Вход в контакт. Обращение с приветствием, вопросом, просьбой и т.д. Выяснение готовности партнёра к общению. Поддержание контакта. Внимательное выслушивание собеседника. Использование пауз для оценки изменений состояний партнёра в процессе общения. Корректные ответы. Регулировка темпа и тона собственной речи в зависимости от темпа и тона собеседника. Выход из контакта. Подведение кратких итогов, логичное завершение разговора. Демонстрация положительного эмоционального отношения к партнёру.


1.2.Условия эффективного восприятия речи. Нерефлексивное слушание как умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Рефлексивное слушание как умение понимать сообщение собеседника, выяснять суть проблемы. Эмпатийное слушание как умение выражать сочувствие собеседнику. Использование теста «Умеете ли вы слушать», позволяющего каждому участнику тренинга выяснить свои умения в восприятии речи собеседника. Усвоение невербальных средств общения. Задание на систематизацию невербальных сигналов. Классификация перечней неязыковых сигналов по пяти категориям - поза, мимика, пантомимика, жестикуляция, дистанцирование, интонация. Задание на анализ невербальных аспектов поведения. Позитивные и негативные поведенческие аспекты говорящего.


Раздел 2. Роль личности педагогав профессионально-педагогическом общении


2.1. Основные модели педагогического общения. Стили педагогического общения. Педагогическое общение как взаимодействие.





5. Самостоятельная работа аспирантов


Тема

Письменные, устные, домашние задания

Творчес-кие задания

Коли-чество часов


Раздел 1. Педагогическое общение в системе целостного педагогического процесса


1.1. Педагогическое общение как творческий процесс.


1.2. Система профессионально-педагогического общения.


1.3. Общительность педагога и пути ее самовоспитания


Раздел 2. Роль личности в профессионально-педагогическом общении


2.1. Творческое самочувствие педагога в общении и пути управления им.

2.2. Стиль профессионально-педагогического общения

2.3. Технология профессионально-педагогического общения





































8


8


8


8


14


8




6. Учебно-методические материалы


6.1. Основная литература

  • Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб.пособ.для техн.вузов. – М., 2006.

  • Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 1996.

  • Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов. – М., 2006.

  • Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.В.А.Сластенина. – М., 2007.

  • Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.


6.2. Дополнительная литература

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 2007.

  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 2006.

  3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 2007.

  4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 2007.

  5. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов-на/Д, 2007.

  6. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М., 2001.

  7. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.; Воронеж, 2006.

  8. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

  9. Лобанов А.А. Основ профессионального педагогического общения. – М., 2002.

  10. Митина Л.М. Психология деятельности и профессиональной компетентности учителя. – М., 2004.

  11. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение. – СПб., 2004.

  12. Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Минск, 2008.

  13. Прутченков А.С. Социально-педагогический тренинг межличностного общения. – М., 2001.

  14. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М., 2008.

  15. Целуйко В.М. Лабиринты общения. – Волгоград, 2001.

  16. Яценко Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися. – Киев, 2009.

При подготовке к кандидатскому экзамену рекомендуется также ознакомиться со статьями, опубликованными в последние годы в журналах: «Педагогика», «Народное образование», «Известия Российской Академии Образования», «Профессионал», «Профессиональное образование», «Специалист», «Среднее специальное образование», «Высшее образование в России», «Магистр», «Высшее образование в Европе» и др.

6.3. Перечень методических указаний к проведению учебных занятий и самостоятельной работы аспирантов

Средства обеспечения

Программы, учебная и учебно-методическая литература.

Материально–техническое обеспечение дисциплины

Оборудованные аудитории; наглядные пособия; различные технические средства обучения.

Основные формы организации учебного процесса:

Лекции, семинары, самостоятельная работа аспирантов, занятия по методикам активного обучения.

В качестве учебно-методического обеспечения самостоятельной работы аспирантов выступают учебные элементы, блоки диагностических заданий, которые служат ориентиром для подготовки аспирантов.


7. Вопросы для самоконтроля

После изучения раздела проверьте себя, отвечая на вопросы, приведенные ниже. Это поможет: а) закрепить полученные знания; б) подготовиться к написанию тестового задания.

  1. Личностно-деятельностная модель воспитания как основа педагогического общения.

  2. Передача и усвоение социального опыта в общении.

  3. Методы диагностики и формирования педагогического общения.

  4. Педагогическое общение как фактор эмоционального благополучия ребёнка.

  5. Педагог как субъект педагогического общения.

  6. Коммуникативные способности личности педагога.

  7. Основные модели педагогического общения.

  8. Студент как субъект взаимодействия и общения.

  9. Характеристика конструктивного и эффективного педагогического общения.

  10. Формы, характеристика, содержание педагогического общения.

  11. Основные функции педагогического общения.

  12. Проведите аАнализ акта общения.

  13. Выявите особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  14. Определите влияние учебно-психологического сотрудничества на учебную деятельность.

  15. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  16. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии и общении: проявление и причины.

  17. Преодоление затруднений в педагогическом взаимодействии (разберите на конкретном примере).

  18. Особенности педагогического общения с детьми по возрастам.

  19. Влияние целеполагания, самоконтроля и самооценки на характере общения.

  20. Общение как социально-перцептивный феномен.

  21. Стили педагогического общения, дайте им характеристику.

  22. Специфика педагогического общения на разных ступенях образовательной системы.



Дополнения и изменения в рабочей программе

за ________/________ учебный год


В рабочую программу ________________________________________________________

(наименование дисциплины)

для специальности 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования» вносятся следующие дополнения и изменения:


Похожие:

Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Художественный мир М. А. Шолохова: концептуальная сфера поэтико-лингвистической доминантности
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика) Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 12 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 24
Цель данного курса представить системно-функциональное описание эпистолярного жанра как лингвистического и литературоведческого явления...
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Структура подчинения и линеаризация. Синтаксические деревья и поддеревья. Грамматики зависимостей и грамматики составляющих. Древоприсоединяющие...
Всего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011 iconСтудентов 4 часа Всего аудиторных часов по дисциплине 32 часов Всего часов Форма получения по дисциплине часов высшего образования дневная Составил В. И
Учебная программа «Основы научных исследований» разработана для студентов специальности 1-31 04 01 03 «Физика» (научно-педагогическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница