Решение заседания кафедры Протокол №1 «03»




Скачать 22,12 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер22,12 Kb.
ТипРешение
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"



"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Специальной педагогики и специальной психологии

Замолоцких Е.Г.

Левченко И.Ю.

______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.09.12


Учебно-методический комплекс

ДПП.Ф.02 История олигофренопедагогики


Факультет Дефектологический

Специальность олигофренопедагогика (031700)


Кафедра Специальной педагогики и специальной психологии

Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)


Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«__03_» _сентября_2012_г.


Рабочая учебная программа дисциплины

ДПП.Ф.02 История олигофренопедагогики


Факультет Дефектологический

Специальность олигофренопедагогика (031700)


Кафедра Специальной педагогики и специальной психологии


Составитель: к.п.н., доцент И.М.Новикова


Москва-2012


(Выписка из ГОС):

ОПД.Ф.08

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

152



Пояснительная записка


Направление 540600 - ПЕДАГОГИКА обладает следующими характеристиками: подготовка выпускника-бакалавра педагогики предусматривает выделение значительного времени для базовой подготовки и освоения теоретических и практических аспектов истории образования и педагогической мысли, в объеме, достаточном для решения профессионально-образовательных задач в области педагогической деятельности.

Фундамент курса составляет изучение основных понятий истории образования и педагогической мысли, среди которых: гуманистические концепции, интеграция в образовании, компетентности личности, парадигма образования, педагогическая антропология, педология, экспериментальная педагогика, духовно-нравственные ценности личности и др.

Задачей курса является формирование знаний об основных исторически значимых педагогических идеях человечества на разных этапах его развития, методологии педагогической деятельности в генезисе педагогической теории и практики, а также развитие профессионально-оценочных суждений о явлениях педагогики. При изучении известных педагогических явлений студентов знакомят с их социокультурными, конкретно-историческими и научными предпосылками, формируют представления о значимости этих явлений для последующего развития мирового образования и педагогической культуры, лучшего понимания проблем современного образования.

От студентов требуется знание определений базовых понятий курса, умение соотносить их с педагогическими явлениями, устанавливать взаимосвязь между этими явлениями с точки зрения философско-исторического подхода и использовать полученные знания в системном подходе к педагогическому процессу. Владение основными понятиями курса «история образования и педагогической мысли» позволяет успешно освоить учебный материал, и, в случае необходимости, расширить и углубить в дальнейшем свои знания в области теоретической и практической педагогики, педагогической психологии, общей и специальной практической педагогики.


Основные цели и задачи курса.

Цель: формирование системы знаний об истории возникновения и развития института образования и воспитания, педагогической науки и практики для лучшего понимания проблем современного образования и компетентного поиска их решения.

Задачи:

предъявить систему понятий, раскрывающую исторически значимые педагогические идеи человечества на разных этапах его развития; раскрыть методологию педагогической деятельности в генезисе педагогической теории и практики; расширять общепедагогический и общекультурный кругозор студентов для успешного становления собственных профессионально-оценочных суждений об актуальных педагогических явлениях прошлого и настоящего; формировать готовность и умение реализовывать в самостоятельной профессиональной деятельности современные педагогические идеи на основе полученных теоретических знаний и практических умений.

В результате освоения содержания дисциплины студенты должны

знать:

- исторические условия становления воспитания и образования как института

культуры,

- основные этапы возникновения и развития педагогической науки,

- сущность исторического подхода к гуманистическим идеям педагогики,

- значимые педагогические явления в истории человечества,

- прогрессивные отечественные и зарубежные концепции образования, практику их реализации,

уметь:

- анализировать влияние сложившихся социальных институтов общества на определение и решение педагогических проблем,

- устанавливать взаимосвязь между различными педагогическими явлениями с точки зрения философско-педагогического подхода,

- определять содержание воспитания и образования на различных этапах общественного развития,

- выделять ценностные характеристики педагогической деятельности,

владеть:

- навыками работы с историко-педагогическими источниками,

- технологией организации самостоятельной познавательной деятельности в процессе изучения педагогических систем в историческом аспекте.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания материала и его организация основаны на следующих принципах:

- исторического подхода, предполагающего изучение истории образования и развития педагогической мысли с позиций ее обусловленности экономическими, политическими, культурно-историческими, религиозными и др. факторами сменяющихся социальных формаций,

- систематичности и последовательности, предполагающего системный подход к изложению материала и освоению содержания курса,

- целостности, характеризующего полноту и взаимосвязь разделов содержания, необходимого для выявления общих тенденций и основных психолого-педагогических подходов в педагогике, обеспечения теоретической и практической подготовки студентов для самостоятельной профессиональной деятельности.

Системообразующим является формирование знаний, необходимых для лучшего понимания проблем современного образования с точки зрения философско-исторического подхода и компетентного выбора путей их решения будущими педагогами. Понятия, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы раскрыть изменения содержания образования в ходе исторического развития человечества, альтернативные подходы к оценке педагогических явлений, современные научные достижения в области педагогической теории и практики. Содержание курса направлено на формирование компетенций педагога, осознание гуманистической преемственности в обучении и воспитании на разных этапах развития педагогики, выявление современных тенденций в отечественном образовании и способствует внедрению в практику современных педагогических технологий. Дисциплина изучается на лекционных и лабораторных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Программа включает тематику лекций, планы лабораторных занятий, темы рефератов, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы


по заочной форме обучения


Факультет/

Направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический / Педагогика

История образования и педагогической мысли

Лекции

12

72

7 и 8

Практические/семинарские










Лабораторные

8

60

7 и 8

Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

зачет

Экзамен




+





8




Общий объем часов по дисциплине

20

132






  1. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по заочной форме обучения:

1.Разделы дисциплины и виды учебной работы

№п/п

Тематический план

Лекции

Практические/

семинарские

Лабора

торные

1

Исторический подход в изучении педагогических явлений.

1







2

Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

1




2

3

Основные авторские педагогические системы прошлого.







1

4

Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.

1







5

Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в.

1




1

6

Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

2









  1. Содержание разделов дисциплины.

Тематический план лекций для заочной формы обучения


Исторический подход в изучении педагогических явлений.

Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.


История образования и педагогической мысли как область современного научного знания, ее место в истории мировой культуры. Связь истории образования и педагогической мысли с другими отраслями научного знания. Философские аспекты целеполагания в образовании. Концепции происхождения воспитания Ш.Летурно, П.Монро и др. Воспитание и образование как особая сфера деятельности человека. Социальная природа образования. Педагогика как наука и вид деятельности.


Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.


Возникновение и развитие педагогических идей в истории человечества. Воспитание на ранних этапах развития человечества. Педагогика Древнего Востока. Педагогическая этика Конфуция. Философские идеи развития личности в античном мире как методологическая основа педагогики. Спартанская и афинская системы воспитания. Воспитание человека-гражданина в Древнем Риме. Воспитание и образование в эпоху Средневековья у народов Востока и Европы. Вопросы воспитания и обучения в трудах Пьера Абеляра, Фомы Аквинского, И.Златоуста и др. Значение средневековой школы и педагогики для последующего развития мирового образования и педагогической культуры. Зарождение основ гуманистической концепции в педагогике Средневековья. Направления философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, Т. Мор, М. Монтень, Ф. Рабле). Значение Реформации в развитии педагогической культуры. Школы гуманистической направленности (Витторино де Фельтре, Гуарино Гуарини). Педагогические представления в Новое время. Начало систематизации педагогического знания. Развитие гуманистических идеалов воспитания в теориях Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Ф.Гербарта, Ф.А.Дистервега. Выделение педагогики в самостоятельную область научного знания. Становление философии гуманизма и антропоцентризма. Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX века (Г.Кершенштейнер, В.Лай, Д.Дьюи, М.Монтессори и др.). Теория и практика гуманистического воспитания в реформаторских школах Европы первой половины ХХ века (С. Френе, Р. Штейнер, Я. Корчак).


Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом.

Возникновение и развитие школы как социального института. Воспитание и обучение в школах Древнего Востока. Социокультурная и конкретно-историческая обусловленность возникновения этих школ. Античная школа, ее значение для последующего развития всемирного историко-педагогического процесса. Школа и воспитание в период раннего средневековья. Основные типы школ, ученичество и педагогические идеалы в период развитого средневековья. Возникновение и развитие первых университетов. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII века. Организация государственных светских школ.

Общие закономерности и противоречия становления новой образовательной системы Западной Европы в XIX веке (Англия, Германия, Франция и др.). Характер школьных реформ в 60-70 гг. XIX века в России. Развитие школьного образования в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX вв. Социально-исторические предпосылки возникновения массовой школы, ее особенности. Создание государственной системы начального и среднего образования в России. Становление высшего образования в России и за рубежом. Общая характеристика школьного образования в России на рубеже XIX-XX вв. Развитие школы и педагогики в США, странах Западной Европы и Востока в ХХ веке. Становление и развитие советской школы и педагогики. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы в школе в 30-х гг., разработка новых учебных планов и программ. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы в отечественной школе: в конце 50-х – начале 60- годов, в конце 60-х–первой половине 80-х годов. Осуществление всеобщего обязательного среднего образования. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Характеристика современного этапа развития школы в Российской Федерации.


Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX в.

Основные реформы образовательной политики XX в.


Понятие «реформаторская педагогика». Исторические, социокультурные и научные предпосылки возникновения реформаторской педагогики. Педагогические условия возникновения реформаторской педагогики. Основные реформаторские педагогические течения: филантропизм, новое воспитание. Педагогика «гражданского воспитания» и «трудовой школы» (Г.Кершенштейнер). Педагогика действия (В.Лай). Экспериментальная педагогика (Э.Мёйман, Э.Торндайк). Прагматическая педагогика (Д.Дьюи). Свободное воспитание (М.Монтессори). Обучение на основе трудовой деятельности С.Френе. Реформаторско-экспериментальная педагогика (И.А.Сикорский, Г.И.Черепанов, В.И.Бехтерев и др.). Преобразования в советской педагогике (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский и др.). Педагогическая система А.С.Макаренко.

Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.

Процесс интеграции национальных систем образования.

Отечественное образование в конце ХХ века. Педагогика сотрудничества: идеи, принципы, подходы. Основные пути развития современного российского образования. Современные отечественные педагогические исследования (Ш.Амонашвили, И.П.Волков, Е.И.Ильина, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов). Концепции современной зарубежной педагогики: традиционалистическая (Ж.Максо, Л.Кро, Ж.Капель, Г.Кэвелти, Д.Равич, Ч.Финн), рационалистическая (П.Блум, Р.Ганье, Б.Скиннер и др.), феноменологическое направление (А.Маслоу). Парадигмы современной зарубежной педагогики: традиционалистическая, технократическая прагматическая, бихевиоральная поведенческая, гуманистическая, теологическая.

Мировой кризис образования, показатели кризиса. Современная система российского образования. Необходимость реформирования высшей школы. Сущность педагогических реформ. Процесс интеграции национальных систем образования.


Основные понятия:

Академия, антропоцентризм, аристократ, аристократическая беседа, аскетизм, бревиарий, домострой, еретик, ересь, реформаторская педагогика, ритор, гильдейская школа, граждане, грамматик, гуманистические концепции, демократия, дидаскал, интеграция в образовании, кафедральная школа, квадриум, кифаред, клирик, компедиум, компетентности личности, криптии, ликей, куррикулум, майевтика, монастырская школа, пайдейя, палестра, педагог, педология, полис, приходская школа, свободное воспитание, скрипторий, спартиат, теология, тиран, тривиум, схоластика, цеховая школа, управление, филантропизм, целеполагание, эфебия.


  1   2

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от «03» 09 2012 г. Программа учебной дисциплины «Основы управления специальным образованием»
Составитель: Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница