«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе




Скачать 37,62 Kb.
Название«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер37,62 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины


СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


ПРИ СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ


Направление подготовки


050700 -СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


Профиль подготовки

Логопедия


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________



Москва

2012


Составитель: Гайфуллина Ляля Кашфулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ.

Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к зачёту.


Рецензент:

Костенкова Ю.А, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики МГПУ


1. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Специфика коррекционно-педагогической работы при сложной структуре нарушения развития» являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области коррекции недостатков развития у детей со сложной структурой дефекта


2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата:

БЗ.Б..

Объем в ЗЕ: 3 .

Дисциплина (модуль) «Специфика коррекционно-педагогической работы при сложной структуре нарушения развития» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин базовой части профессионального цикла: «Психология (общая), «Психология (возрастная, педагогическая) «Специальная психология», »Специальная педагогика» «Психологическая коррекция и консультирование», «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ» «Коррекционная работа у дошкольников с ЗПР», «Коррекционная работа у младших школьников с ЗПР» и др..

Данный модуль является базой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Специфика коррекционно-педагогической работы сложной структуре нарушения развития»



Коды компетенций


1

Наименование компетенции


2

Структурные элементы компетенции(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

3

ОК-1


ОП-1



Способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности


Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладания мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ


Знать: теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии;


Уметь: работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта;

проводить анализ собственной профессиональной деятельности


Владеть: навыками межличностных отношений;



ОП-3



Способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные информационные и телекоммуникационные технологии

Знать: сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования


Уметь: использовать в своей профессиональной деятельности информационные и телекоммуникационные технологии для развития разного класса задач при работе с детьми со сложной структурой дефекта









Владеть: основами использования различных

разных видах

средств коммуникации в профессиональной деятельности


ПК-1


ПК-2


ПК-5


ПК-6


ПК-7


ПК-8


ПК-9


ПК-13


Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно - образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидульно-дифференцированного подхода;


Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, её методическому обеспечению и проведению комплекса коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ


Способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории


Способность к анализу результатов и медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики


способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности


готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения


готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности


готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с   ОВЗ и их семьями


Знать: - современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц со сложной структурой дефекта, методы проведения специальных психологических исследований,


Уметь: определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц со сложной структурой дефекта


Владеть: -методами и приемами психолого-педагогического обследования лиц со сложной структурой дефекта на основе учета принципа онтогенетического развития;

навыками организации профессиональной деятельности с учётом современных методов коррекционной помощи лицам со сложной структурой дефекта



Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности.

  • Формирование умений и навыков психологической и педагогической коррекции детей со сложной структурой дефекта;

  • Формирование теоретико– методологических основ коррекционной помощи и современных подходов к организации обучения детей со сложной структурой дефекта;

  • Овладение студентами умениями применения основных психодиагностических методик и путей анализа и системы отбора детей со сложной структурой дефекта в специальные образовательные учреждения и спецификой диагностической и коррекционной работы с детьми данной категории в инклюзивном (интегрированном) образовании;

  • Овладение позитивной психологической установкой на работу с лицами со сложной структурой дефекта.

  • Обеспечение готовности бакалавров к профессиональной деятельности как в условиях специального (коррекционного) образования, так и в условиях инклюзивного (интегрированного) образования лиц со сложной структурой дефекта в общеобразовательных учреждениях.



Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - инструментальный кластер

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ


4. Структура и содержание дисциплины «Специфика коррекционно-педагогической работы при сложной структуре нарушения развития»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,00 зачетные единиц 108 часов


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.Система помощи детям с ОВЗ на современном этапе

8

27

5




1

4

17







Устный контроль. Эссе

2

Раздел 2.


Общие вопросы тео-

рии и практики обу-

чения и воспитания

детей со сложной

структурой дефекта

8

27

7




3

4

13







Устный контроль. Оценка выступлений.

Практические работы

3

Раздел 3. Методы комплексного

медико-психолого-

педагогического изуче-

ния детей со сложной

структурой дефекта

8

27

7




3

4

13







Устный опрос. Мозговой штурм



4

Раздел 4. Методы и приемы

психолого-педагоги-

ческой коррекции

нарушений у детей со

сложной структурой

дефекта

8

27

7




3

4

13







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы




ИТОГО




108

26




10

16

56







Зачёт



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.Система помощи детям с ОВЗ на современном этапе

9

27

1

-

1

-

25







Устный контроль. Эссе

2

Раздел 2.


Общие вопросы тео-

рии и практики обу-

чения и воспитания

детей со сложной

структурой дефекта

9

27

3

-

1

-

23







Устный контроль. Оценка выступлений.

3

Раздел 3. Методы комплексного

медико-психолого-

педагогического изуче-

ния детей со сложной

структурой дефекта




27

3




1

-

23







Устный опрос.

Псх. Кор. Тех.

4

Раздел 4. Методы и приемы

психолого-педагоги-

ческой коррекции

нарушений у детей со

сложной структурой

дефекта

9

27

3




1

2

16







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы.




ИТОГО

9

108

10




4

2

92







Зачёт



Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.Система помощи детям с ОВЗ на современном этапе

4

27

1




-

-

26







Устный опрос. Мозговой штурм.

2

Раздел 2.

Общие вопросы теории и практики обучения и воспитания

детей со сложной структурой дефекта

4

27

1




-

-

26







Устный контроль. Оценка выступлений.Псх.кор.тех.

3

Раздел 3. Методы комплексного

медико-психолого-

педагогического изуче-

ния детей со сложной

структурой дефекта

4

27

1




-

-

26







Устный опрос.

Псх. Кор. Тех.

4

Раздел 4. Методы и приемы

психолого-педагоги-

ческой коррекции

нарушений у детей со

сложной структурой

дефекта

4

27

1




2

2

22







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы.




ИТОГО

4

108

4




2

2

100







Зачёт



Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.Система помощи детям с ОВЗ на современном этапе

5

27

1




-

-

26







Устный опрос.Оценка выступлений

2

Раздел 2.

Общие вопросы тео-

рии и практики обу-

чения и воспитания

детей со сложной

структурой дефекта

5

27

1




-

-

26







Устный контроль. Оценка выступлений.Псх.кор.тех.


3

Раздел 3. Методы комплексного

медико-психолого-

педагогического изуче-

ния детей со сложной

структурой дефекта

5

27

1




-

-

26







Устный опрос.

Псх. Кор. Тех.


4

Раздел 4. Методы и приемы

психолого-педагоги-

ческой коррекции

нарушений у детей со

сложной структурой

дефекта

5

27

1

-

2

2

22







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы.




ИТОГО




108

4




2

2

100







Зачёт



Очно-заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лабораторный практикум


Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1.Система помощи детям с ОВЗ на современном этапе


5

27

1




1

1

24







Устный опрос.

Эссе

2

Раздел 2.


Общие вопросы тео-

рии и практики обу-

чения и воспитания

детей со сложной

структурой дефекта


5

27

1




1

1

24







Устный контроль. Оценка выступлений.Псх.кор.тех.

3

Раздел 3. Методы комплексного

медико-психолого-

педагогического изуче-

ния детей со сложной

структурой дефекта


5

27

1




1

1

24







Устный опрос.

Псх. Кор. Тех.

4

Раздел 4. Методы и приемы

психолого-педагоги-

ческой коррекции

нарушений у детей со

сложной структурой

дефекта


5

27

3




1

1

22







Выездное занятие. Письм. отчет (Протоколы обсл. Псх хар.)

Практические работы.




ИТОГО

5

108

6




4

4

94







Зачёт



Краткое содержание курса


Разделы и темы дисциплины


Раздел 1.Система помощи детям с ОВЗ на современном этапе


Статистико-социологическая оценка распространенности нарушений развития, в том числе речевых, среди детского и взрослого населения.

Международные и отечественные законодательные акты обеспечения систем образования, здравоохранения и социальной защиты.

Система специального образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Учреждения для детей с отклонениями развития дошкольного возраста (ДОУ компенсирующего вида для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития). Учреждения для детей с отклонениями развития

школьного возраста (специальные (коррекционные) школы I,II, III, IV, V, VI, VII,VIII вида). Центры психолого-медико-социального сопровождения детей с отклонениями развития.

Интеграция детей с нарушениями развития в общеобразовательные учреждения. Профессиональная подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Техническое оснащение дошкольных и школьных учреждений для реализации интегрированного обучения детей с нарушениями развития.

Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями развития.


Р А З Д Е Л 2

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА


Понятие о сложной структуре дефекта. Основные группы детей с сочетанными нарушениями (с двумя выраженными психофизическими нарушениями: слепоглухие, умственно отсталые, глухие, слабослышащие с ЗПР; с одним выраженным психо-физическим нарушением и сопутствующим: умственно отсталые со снижением слуха; с множественными нарушениями: умственно отсталые слабовидящие глухие). Время наступления сложных расстройств развития. Первичные, ведущие нарушения, вторичные, сопутствующие отклонения развития. Значение психолого-педагогического изучения развития детей со сложной структурой дефекта.


Р А З Д Е Л 3

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА


Особенности организации и проведения медико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста.

Раннее выявление нарушений развития. Критерии постановки дифференцированного диагноза при сложных, сочетанных нарушениях развития .Организация и содержание медико-психолого-педагогического обследования ребенка со сложной структурой дефекта.


Р А З Д Е Л 4

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Основные направления коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта. Специализированные учреждения для лиц со сложной структурой дефекта в РФ. Организация психолого-педагогической и социальной помощи

лицам со сложными нарушениями развития за рубежом. Результаты медико-психолого-педагогического обследования детей с сочетанными нарушениями развития. Определение направлений коррекционной помощи при различных видах

сочетания нарушений развития. Принципы разработки программ индивидуального обучения Консультативная работа с семьей, воспитывающей детей со сложной структурой дефекта.


Основные понятия

Коррекционная работа у детей со сложной структурой дефекта.. Главные задачи – раннее выявление детей данной категории, определение их образовательных потребностей, опора на сохранные системы, определение путей коррекции и компенсации нарушений, определение оптимального педагогического маршрута. Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта- организация психолого-педагогической коррекционной работы, и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с множественными нарушениями развития. Особенности коррекции детей данной категории в условиях специального и инклюзивного образования.

.5. Образовательные технологии

При прохождении дисциплины «Специфика коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой.

Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями специальных и инклюзивных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают зачёт.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


  1   2   3

Похожие:

«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический...
«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
В программе представлены основные цели и задачи педагогической практики (логопедическая группа доу), время и формы проведения, место...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница