Пояснительная записка методические рекомендации




Скачать 14,39 Kb.
НазваниеПояснительная записка методические рекомендации
страница1/8
Дата04.02.2016
Размер14,39 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические рекомендации, содержащие комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствуют внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагога или проведенного исследования. Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагогического коллектива, педагога. Раскрывают одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта.

Их цель: - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий (воспитательных дел, деятельности).

В методических рекомендациях содержатся указания по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

В данном сборнике методические рекомендации разделены на три раздела: для родителей, педагогов и обучающихся. Все рекомендации используются педагогом в проведении родительских собраний, консультаций, бесед с родителями, в организации и проведении педагогического процесса.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

***

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью


Всему своё время. (народная мудрость)

Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.

Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!

Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

Во-первых, произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…

Во-вторых, у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

В-третьих, грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…

В-четвёртых, достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

В-пятых, ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

В-шестых, должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма).

И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи. Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!!!


***

Правдивость ребенка и его деликатность.

Одно из важных качеств личности, начала, которого закладываются в дошкольном детстве, - честность. Мы вправе требовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости у ребенка успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.

Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он разбил тарелку, потерял ключик от заводной игрушки, порвал книжку? Если промолчать, то, может быть, никто и не узнает, а сказать - будут упрекать. Вот здесь-то и проявляется формирующийся характер у ребенка. Что победит - трусость или мужество и правдивость?

Родителям надо видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения. Часто опытные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу - рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку - он сам должен разобраться в поступке героя.

Художественное слово силой своей образности и конкретности воздействует на детей, возбуждая чувство любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи, к корыстным действиям.

Очень важно также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его размышления.

Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превратятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы возникшее переживание вызывало готовность поступать так же, как герой литературного произведения.

Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют "любознательность" ребенка, тем самым причиняя страдания человеку.

Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением - ведь он сказал правду, что хромой человек некрасивый, что он ему не нравится.

Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное - не причинять боли другому человеку.

Заметим, что воспитание у ребенка такой сдержанности - дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые к ребенку, дадут результат и в этом случае.


***

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;

  • Свежий воздух;

  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

  • Оптимальная освещённость;

  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

  • Привычка правильно сидеть за столом;

  • Расслаблять мышцы тела;

  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек. , расслабление - от 6 до 12 сек.

  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Пояснительная записка методические рекомендации iconМетодические указания по изучению дисциплины 17 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ пояснительная записка 25
Ануфриева, И. Ю. Маркетинг персонала. Учебно-методический комплекс дисциплины. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Пояснительная записка методические рекомендации iconМетодические рекомендации список используемой литературы приложения 3 6 7 9 11 12 14 пояснительная записка программа дополнительного образования «Удивительный микромир»
Управление образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский»
Пояснительная записка методические рекомендации iconПояснительная записка
Рекомендации для учителей и родителей по обучению и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития и
Пояснительная записка методические рекомендации iconМетодические рекомендации хабаровск 2009 удк 61: 37(072) ббк 72 п 74 Подготовка и оформление дипломных работ и рефератов к итоговой аттестации: метод рекомендации / гоудпо «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения»
Методические рекомендации предназначены для слушателей и профессорско-преподавательского состава ипксз
Пояснительная записка методические рекомендации iconПояснительная записка Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 050704 «Дошкольное образование»
Целью данных рекомендаций является,прежде всего оказать помощь студентам-заочникам в подготовке и выполнении контрольной работы по...
Пояснительная записка методические рекомендации iconМетодические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология»
Методические рекомендации подготовлены преподавателем кафедры зоотехнии, лейтенантом внутренней службы О. С. Попцовой
Пояснительная записка методические рекомендации iconМетодические рекомендации Санкт-Петербург
Методические рекомендации предназначены для врачей общей практики, гастроэнтерологов, терапевтов, хирургов, физиотерапевтов и студентов...
Пояснительная записка методические рекомендации iconРабочая программа 4 1 Пояснительная записка 5
Содержание курса 15 6 Учебно-методическое обеспечение 27 7 Вопросы к экзамену 27 8 Методические указания по выполнению контрольных...
Пояснительная записка методические рекомендации iconМетодические рекомендации по вопросам организации института стажерства в органах
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях развития системы института стажерства в органах местного самоуправления муниципальных...
Пояснительная записка методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подбору кадров в органы местного самоуправления
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и развития системы подбора кадров в органах местного самоуправления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница