Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей»)




Скачать 18,15 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей»)
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер18,15 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4
Общественное объединение «Восточно – Казахстанский молодежный центр «Матросово»

при поддержке Общественного фонда «Десента»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах

(в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей»)


г. Усть-Каменогорск, 2011 г.


Настоящее пособие подготовлено в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей». Который было поддержан общественным фондом «Десента».


Составители:


Шведунова И.М., Лунева Е.А., Пархоменко Е.В.


Данное пособие предназначено для социальных педагогов, которые работают в детских домах, прежде всего для начинающих социальных педагогов, для которых важно понять, в чем состоит суть работы социального педагога, поставить перед собой цели и задачи в работе, понять систему работы социального педагога в детском доме.

При разработке пособия, его составители старались максимально учесть пожелания практикующих социальных педагогов Восточно – Казахстанской области, ряд материалов мы включили именно по их рекомендации.


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Профессиональные обязанности социального педагога детского дома:





4

    1. Теоретические и практические основы деятельности социального педагога детского дома (на примере Восточно-Казахстанской области).






4

    1. Должностные инструкции социального педагога.




9

    1. Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.





15

    1. Порядок приема и выпуска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.





22

  1. Юридические основы деятельности социального педагога:




24

    1. Примерный перечень нормативных правовых актов, регулирующих права детей в Казахстане.





24

    1. Краткий анализ законов, касающихся социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.





28

    1. Кодекс РК от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» (положения, касающееся детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).






33

  1. Полезное в работе социального педагога.







  1. Использованная литература и источники.










  1. Профессиональные обязанности социального педагога детского дома:




    1. Теоретические основы деятельности социального педагога детского дома.



В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления. Это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.

Он устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие различных государственных учреждений в помощи ребенку, хлопочет о пособии, организует помощь юриста, устраивает подростка на работу, организует общественную защиту несовершеннолетнему, выступает защитником в суде, помогает в организации и открытии различных реабилитационных центров, центров социальной помощи, центров молодежи, в организации досуга детей и молодежи, в создании клубов и различных секций, клубов.

Социальный педагог выступает посредником в отношениях, он выступает третьим лицом между воспитанником и взрослыми, советует, помогает, сочувствует своим подопечным, строит с ними отношения взаимопонимания.

Социальный педагог должен быть в курсе государственной социальной политики в области защиты детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе.

Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания.

Он должен быть включен в систему непрерывного образования, пройти

довузовскую и вузовскую подготовку. В этом состоит его образовательная деятельность.

Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка (подростка), психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать.

Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье.

Социальный педагог — сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание своих обязанностей.


Сложная система (процедура) оформления документов, поступающих в учреждение детей и подростков камень преткновения работы социальных педагогов.

Официально в учреждение из Центра адаптации несовершеннолетних или напрямую из органа опеки и попечительства ребенок должен попадать в интернатное учреждение (далее детский дом) имея на руках следующий перечень документов, предусмотренных Стандартом оказания государственной услуги «Оформление документов на социальное обеспечение сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»:

  • подлинник свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка;

  • справка с места жительства родителей;

  • медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, которая выдается организациями здравоохранение Кокпектинского района;

  • документы об образовании (личное дело учащегося);

  • документы на родителей или лиц, их заменяющих: копия свидетельства о смерти, копии решения суда об ограничении или лишении родительских прав, о признании их безвестно отсутствующими, об объявлении их умершими, о признании их недееспособными (ограниченно дееспособными), справка о болезни, справка о розыске, справка об отбывании наказания в местах лишения свободы, заявления родителей (матери), об отказе взять ребенка из лечебного или воспитательного учреждения, акт об оставленном ребенке в лечебном учреждении или другом месте, а также документы (акты, справки и т.д.) по иным случаям отсутствия родительского попечения.

На практике дело обстоит немного по-другому, в большинстве случаев ребенок имеет на руках только направление в детский дом от органа опеки на распределение в детский дом, заключение органа опеки, решение суда. Этот перечень документов предоставляется ребенку в обязательном порядке органом опеки и попечительства, который находится в местных отделах образования. Наличие же всех остальных документов для распределения в детский дом законодательно обязателен (согласно вышеприведенному Стандарту), на практике же это положение не выполняется и зависит от положения на данный момент ребенка, то есть у него может быть и полный пакет документов, а может не быть даже свидетельства о рождении.

В момент приема ребенка в детский дом и начинается кропотливая работа социального педагога: восстановление всех документов и присвоение ребенку определенного статуса: отказной, подкидыш, чьи родители лишены родительских прав, чьи родители находятся в местах заключения, чьи родители находятся в розыске, чьи родители находятся на длительном лечении, чьи родители ограничены в правах, чьи родители признаны судом без вести пропавшими, отобраны у родителей, чьи родители признаны судом умершими, чьи родители признаны судом недееспособными.

Если с восстановлением документов бюрократическая волокита для социального педагога является более менее знакомой, так как оформление документов в Центрах обслуживания населения проходил каждый человек, то с присвоением статуса ребенку все обстоит намного сложнее и бюрократическая машина задействует в этом случае огромное количество различных государственных учреждений: паспортный стол, органы юстиции, отделы записей актов гражданского состояния, Акимат, районные отделы образования, ГЦВП, орган опеки и попечительства, архивы, кадастровое агентства, судебные органы и т.д.

Необходимо заметить, что присвоение статуса ребенку очень важно, так как от этого зависит, каким будет его будущее. Приведем краткий пример: ребенок, которому присвоен статус сироты получает в месяц от 10 000 до 14 000 тенге. Данная сумма откладывается (с 2011 года) ему на счет в АО "Жилстройсбербанк Казахстана". Счет открыт в течение пяти лет и по истечении этого срока на счету у ребенка скапливается достаточно приличная сумма.

Социальные педагоги проводят огромною работу по признанию родителей без вести отсутствующими, если в течение одного года родители не появляются, что позволяет ребенку получить статус сироты и получать ежемесячно пособие по утере кормильца. Это одна из тех законодательных «лазеек», которые позволяют ребенку получить стартовый капитал в период вхождения во взрослую жизнь.

Если же статус сироты нет возможности присвоить, то социальные педагоги начинают огромную судебную волокиту по взысканию алиментов присвоен с родителей.

Пока родители находятся в розыске по невыплате алиментов, государство выплачивает ежемесячное пособие согласно статье 155 закона «О браке и семьи». В реальной практике эта статья не работает, так как судебные исполнители не подают в розыск этих родителей, следовательно ребенок не получает никаких выплат. Детский дом в розыск подать не может, так как Управление внутренних дел в розыск принимает дела только от судебного исполнителя.

Итак, попав по распределению в детский дом ребенок находится на полном социальном обеспечении государства: обеспечивается питание, проживание, мягкий инвентарь, учебники, одежда и т.д. После выхода из детского дома дети ОБПР и дети – сироты получают стипендию от фонда «Бобек» в размере 15 000 тенге и стипендию от учебного заведения, в котором они продолжили свое образование.

Если же образование ребенок не продолжает или не может продолжать из-за физического состояния, то он выходит из детского дома с единовременным пособием, можно сказать, в никуда.

Итак, мы рассмотрели вопрос о самом важном вопросе в работе социального педагога: присвоении статуса ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Проанализировав работу социальных педагогов на местах на этом этапе мы сделали вывод, что практически к каждому ребенку необходим индивидуальный подход не в психологическом плане, а в плане юридическом, учесть все нюансы оформления документов практически невозможно. Сколько ребят поступают в детский дом, столько и юридических прецедентов.

Каждый социальный педагог разработал собственный алгоритм прохождения бюрократической процедуры, при чем основывается он на личных контактах, если социальный педагог новенький, то ему очень тяжело включатся в работу, так как от него требуются, прежде всего, юридические навыки, а не навыки социального работника.

Индивидуальный подход к оформлению документа каждого ребенка, невозможно определить шаблона, по которому социальный педагог мог бы действовать.

Для каждого детского дома характерны свои проблемы, четко закрепленной практики не существует и для создания неких общих алгоритмов действия социальных педагогов необходимо проделать очень кропотливую работу, и, лучше, чем социальный педагог, который имеет продолжительный опыт работы на данной должности, не сделает никто.

То есть на деле, услугу ребенку оказывает, в большинстве случаев, не орган опеки и попечительства, а сотрудник детского дома в лице социального педагога.

С присвоением статуса ребенку волокита не заканчивается, так как существует пакет документов, который ребенок должен иметь при поступлении в детский дом, при нахождении в детском доме и в момент выпуска из детского дома. И всем этим документооборотом занимается социальный педагог детского дома. И от качества его работы, от его усидчивости и грамотности зависит, каким будет будущее ребенка.

Социальный педагог оформляет все документы, которые положено иметь гражданину республики Казахстан: удостоверение личности, заграничный паспорт, СИК, РНН, банковская карточка, лицевой счет и т.д.

Кроме того, социальный педагог оформляет все документы для поступления в учебное заведение.

Для того, чтобы хоть как-то обеспечить будущее детей, которые остались без попечения родителей социальные педагоги проделывают огромнейшую работу, начиная от «выбивания» уплаты алиментов, признания нигде не зарегистрированной смерти одного или обоих родителей – состоявшейся, сохранением за ребенком права на жилищную площадь и т.д.

Одной из трудностей, у ребенка есть родители, которые не в состоянии воспитывать детей и орган опеки и попечительства решает лишить родительских прав, а документов у родителя нет и его невозможно в следствие этого лишить родительских прав.

Бюрократическое несоответствие, требуется по закону оформление документов для постановки в очередь на жилье, хотя данная процедура бессмысленна, так как дети достигают возраста 23 лет, а очередь до него, в большинстве случаев не доходит. А становится на учет нужно ежегодно. На время пребывания в детском доме оформляется прописка по месту нахождения детского дома. Когда ребенок выходит из детского дома, то он прописывается по месту дальнейшего обучения и соответственно теряет льготную очередь на жилье. Следовательно, процедура бессмысленна. Закон «О жилищных отношениях». Опираясь на внесение изменений в закон необходимо ставить детей ОБПР в очередь на жилье.

Здесь необходимо заметить, что согласно должностным инструкциям социального педагога, которая, кстати, является одинаковой как для социального педагога, работающего в средней школе, так и для педагога, работающего в детском доме. В должностной инструкции об оформлении документов подопечных сказано только одной строчкой: «Социальный педагог обязан: …2.30. Выступать посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов». Более в должностной инструкции социального педагога о его обязанностях, которые касаются оформления какой-либо документации не сказано ни слова.

Финансирование работы социального педагога, помимо заработной платы, также достаточно сложно, для того, чтобы оформить некоторые документы (например, на правообладние жилищной площадью) необходимо съездить в районный центр около 7 раз, а одна поездка обходится около 5000 – 6000 тенге, а такие поездки, по словам руководителей детских домов, финансируется по остаточному принципу.

Нет защиты социального педагога с правовой стороны, недоработки судоисполнителей, которые ищут родителей ребят ОБПР, на местах в районах они не работают, а любые проверяющие органы (прокуратура) ставят в вину социального педагога то, что у ребенка не подтвержден статус, работа судоисполнителя возвращается обратно к социальному педагогу. Судоисполнители в рамках рабочих встреч на областных семинарах-совещаниях оправдывают свое бездействие: слишком большим объемом работы, нечего взыскивать с людей, так как у них нет никакого имущества и возможностей выплачивать алименты.

Например, устанавливается, что родитель умер в 2009 году, а узнали об этом и юридически установили в 2011 году, соответственно ребенок начинает получать пособие с 2011 года, а не с 2009 года, при проверке замечания опять же выносятся социальному педагогу, а не судоисполнителю на месте.

    1. Должностные инструкции социального педагога:


I. Общие положения:


1.1. Настоящая инструкция разработана на основании квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом министра образования и науки 27.08.02г. № 629.

1.2. Социальный педагог назначается и освобождается от должности в установленном порядке из из числа лиц, имеющих высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или переподготовку на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации «Социальный педагог», а также курсы повышения квалификации по специальности «Социальная педагогика»;

1.3. Социальный педагог непосредственно подчиняется директору школы и своей работе руководствуется уставом школы, настоящей инструкцией, другими нормативными документами, регламентирующими его деятельность.

  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconПроекта
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная)...
Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») icon3. Конкурсы, олимпиады
Гоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,...
Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconКонкурса
«наука и творчество» в рамках социального проекта «Сказки для Детского дома» проводит конкурс «Придумай сказку!», по результатам...
Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconПрограмма по декоративно прикладному творчеству «Зорко одно лишь сердце»
Тное государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «астраханская специальная...
Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconПредставление инновационного педагогического опыта Ватрушкиной Валентины Андреевны, победителя областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса»
Г. Новокузнецк, ул. Левитана, №1, муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconДоклад Государственного казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом» за 2012 год
«Камышинский детский дом». В декабре 2011 года детский дом получил статус казенного учреждения и стал именоваться Государственное...
Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconЗаседание методического объединения для педагогов «развитие творческого потенциала воспитанников интернатных учреждений»
Гоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес
Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconМетодическое исследование мануйлова ольга геннадьевна интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconВоспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методическое пособие для начинающих социальных педагогов, работающих в детских домах (в рамках проекта «Мониторинг социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей») iconЮ. С. Денисенко Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми
Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница