Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов




Скачать 26,45 Kb.
НазваниеСмотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов
Дата04.02.2016
Размер26,45 Kb.
ТипКонкурс

Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов

Гатиатулина Ф. Н.

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 288»

Кировского района г.Казани


Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Ведущая роль при этом в детском саду отводится методической работе.

Сегодня ДОУ требуется педагог, способный строить работу с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса.

Я разделила педагогов по уровню педагогического мастерства и квалификации на 3 группы педагогов. И строю работу с ними с учётом их уровня педагогического мастерства и квалификации.

Организация работы с педагогами ДОУ с учётом их уровня

педагогического мастерства и квалификации











Для каждой группы свои способы стимулирования инновационной творческой деятельности.

Одним из мощных стимулов могут стать смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, совершенствования развивающего пространства.

Подготовка к конкурсам позволяет педагогам, с одной стороны, почувствовать себя коллективом единомышленников, а с другой — дает каждому возможность самореализации в соответствии со своими способностями и инновационным потенциалом.

Проведение в ДОУ профессиональных конкурсов различной направленности можно считать актуальным и рассматривать как один из признаков современности осуществляемой в учебном заведении методической работы.

Задачи проведения в ДОУ смотров-конкурсов:

  • обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства по всем показателям деятельности педагога;




  • повышение уровня педагогической и психологической компетентности;




  • создание условий для проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую и экспериментальную деятельность;




  • формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.




  • текущий контроль образовательного процесса.


Во-первых, каждый смотр-конкурс ориентирован на решение конкретной задачи  в конкретном образовательном учреждении с конкретными педагогами. Например, такой задачей может быть, прежде всего, повышение профессионального мастерства педагогов или распространение инновационного педагогического опыта, или стимулирование осознанной активности педагогов.

Во-вторых, разнообразие форм проведения смотров-конкурсов позволяет избежать рутинности и предсказуемости в плане воплощения замысла и адаптировать содержание каждого педагогического состязания к профессиональным запросам данного ДОУ.

В детском саду появляется дух здорового соперничества между отдельными педагогами, творческими группами, что не может не сказываться самым благоприятным образом на воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

Необходимо отметить, что непосредственно проведению того или иного смотра-конкурса предшествует тщательная подготовка. Так, в нашем ДОУ старший воспитатель разрабатывает проект положения определенного смотра-конкурса. В процессе разработки данного документа учитывается следующее:

  • Тематика конкурса должна являться актуальной и должна соответствовать годовым задачам, стоящим перед ДОУ.

  • Задачи конкурса должны быть ясными, максимально конкретными и приближенными к потребностям педагогов ДОУ.

  • Как по характеру содержания, так и по способу выполнения конкурсные задания должны отличаться разнообразием и при относительной трудоемкости являться посильными для участников конкурса.

  • Формулировка заданий должна быть предельно точной; в случае необходимости задания должны сопровождаться пояснениями.

  • Количество критериев оценки определенного конкурсного задания должно быть достаточным (оптимальным) для выявления объективных результатов; критерии  должны носить научный характер и в случае необходимости сопровождаться пояснениями.

  • Оценочные листы должны быть удобными в использовании для экспертов и при заполнении, и при подведении общих итогов (подсчете баллов).

  • Помимо морального поощрения участников конкурса следует предусмотреть их материальное поощрение сообразно уровню достигнутых результатов.

Разработанный проект положения рассматривается на заседании творческой группы или Комиссии. Нормативно-правовая база проведения смотра–конкурса включает в себя:

  • Приказ о проведении смотра-конкурса в учреждении (см.Приложение1)

  • Положение о проведении смотра-конкурса, утвержденное руководителем ДОУ. (см.Приложение 2)

  • Оценочные карты по критериям конкурса.

  • Справка по результатам проведенного смотра-конкурса

Ниже приводится краткое описание и результаты профессиональных смотров-конкурсов, состоявшихся в детском саду № 288 в период с февраля 2007 года по май 2009 года.

Можно с определенной долей уверенности утверждать, что смотры-конкурсы:

  • Позволяют педагогам подойти к их проведению с особой ответственностью.

  • Способствуют повышению качества и эффективности педагогической деятельности и творческих инициатив дошкольных специалистов.

  • Происходят позитивные изменения в профессиональной среде, растет интерес дошкольных работников к педагогическому творчеству.

Безусловно, смотры-конкурсы не являются панацеей от всех бед, которые имеются в детских садах. Однако, не стоит пренебрегать таящимися внутри подобных профессиональных состязаний возможностями наполнить жизнь определенного педагогического коллектива  уникальным и актуальным содержанием, дать каждому педагогу шанс выразить себя и быть услышанным. Анализ результатов прошедших смотров-конкурсов свидетельствует  о том, что  педагоги д/с проявили себя с лучшей стороны, испытали радость от признания их труда коллегами, администрацией . Поэтому, по нашему мнению, данное направление методической работы следует укреплять и развивать как добрую и весьма полезную традицию.

Примерная тематика: 

 «Мастерская спортивных игрушек», «Лучшая клумба – 2008», «Поделки из природного материала», «Лучший уголок этикета», «Детский сад начинается с приемной», «Лучшая шляпка», «Лучший конспект»( по определенной теме)


В ноябре 2008 года в д/с прошел конкурс «Моя группа – самая лучшая». Каждая группа и педагоги-специалисты представляли свои группы или кабинеты. Старшая и подготовительная к школе группы провели свои презентации при участии детей.

Во время презентации педагоги представляли:

  1. группы (предметно-развивающую среду в целом или её отдельные игровые зоны);

  2. выставочные материалы, которые знакомят с жизнью группы;

  3. групповые достижения, раскрывающие результаты детской группы в каком-либо виде деятельности, либо индивидуальные достижения ребенка.



Приложение 1

ПРИКАЗ №_____

________ 2008 г.

О проведении смотра-конкурса «Уголок экспериментирования»


В целях реализации годовой задачи по формирования познавательных процессов путем активизации творческой, исследовательской деятельности дошкольников, качественному оснащению педагогического процесса и выявлению передового опыта

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести конкурс среди всех возрастных групп детского сада и кабинетов специалистов -05-09 февраля 2009 г.

2. Разработать положение о конкурсе. Срок – 25.12.2008 г.

3. Создать комиссию для оценки критериев конкурса в составе:

Заведующая ДОУ – ______________,

старший воспитатель – ________________,

учитель-логопед – _____________,

председатель профкома – _____________,

воспитатель – _______________


4. Ответственность за организацию и проведение конкурса возложить на старшего воспитателя д/с № ___ ____________.

Заведующая д/с № 288 /Ф.И.О./


Приложение 2


«Утверждаю»

Заведующий детского сада № 288

______________ / Ф.И.О./

«____» _____________2008 г.


Положение о смотре-конкурсе

«Наша группа – самая лучшая»

 

1. Общие положения

1.1. Главной целью смотра-конкурса «Наша группа – самая лучшая» в д/с №288 является совершенствование предметно-развивающей среды группы.

1.2. Задачами смотра-конкурса являются:

  • Эстетика оформления группы

  • Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми

  • Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в рамках воспитательно-образовательного пространства

1.3. Смотр – конкурс проводится с 15 по 18 января.


1.4. В смотре-конкурсе принимают участие воспитатели всех групп д/с, педагоги-специалисты.

При подведении итогов смот­ра-конкурса групп учитывается:


презентация «Наша группа и мы» (в виде стихов, прозе, оформления газеты, альбома)

  • Название группы (+ логотип)

  • Девиз группы

  • Защита названия группы

  • Визитная карточка группы

  • Основные задачи группы

  • Дизайн помещения

  • Оборудование и оснащение (зонирование, отражение специфики возраста)

  • Инновационность, оригинальность

2. Организация и проведение смотра – конкурса

2.1. Для организации и проведения смотра-конкурса в д/с № 288 приказом заведующего д/с создается Комиссия в составе:

  • Заведующего д/с __________ – председателя комиссии

  • Старшего воспитателя ______________ – члена комиссии

  • Заведующего хозяйством _____________– члена комиссии

  • Председателя профкома ______________– члена комиссии

  • Учителя-логопеда ______________– члена комиссии

2.2. В оценке состояния групповых помещений и при подведении итогов смотра-конкурса Комиссия руководствуется следующими основными критериями:

  • Оформление интерьера группы, спальни и раздевалки, эстетическая и педагогическая целесообразность.

  • Предметно-развивающая среда в группе (достаточность и качество пособий по различным видам детской деятельности, соответствие игрушек возрасту детей (гигиеническим и эстетическим требованиям), рациональное размещение мебели и оборудования с целью создания условий для разнообразной самостоятельной деятельности детей и т.д.).

  • Соблюдение инструкций по технике безопасности (противопожарная безопасность и элетробезопасность) и Приказа по охране жизни и здоровья детей.

  • Санитарное состояние, чистота и порядок в помещениях группы (санэпидрежим).

  • Соответствие маркировки мебели антропометрическим данным детей и надежность ее крепления.

  • Наличие стендов, папок-передвижек, их оформление.

  • Оригинальность презентации группы, кабинета.

3. Подведение итогов смотра-конкурса 

3.1. По результатам оценки состояния групп составляется справка об итогах смотра – конкурса по установленной форме. Справка об итогах составляется в течение не более 2-3 рабочих дней с момента проведения смотра – конкурса.

3.2. Итоги смотра – конкурса доводятся до всех сотрудников д/с.

3.3. По итогам проведения смотра – конкурса комиссия отмечает те группы, кабинеты, состояние и оформление (согласно критериям) находится на высоком уровне.

3.4. Сотрудники, по решению комиссии, будут представлены на рассмотрение Комиссии по установлению надбавок, доплат и премий для материального стимулирования.


«Утверждаю»

Заведующий детского сада № 288

_______________ / Ф.И.О./

«____» _____________2007 г.


Положение о проведении смотра-конкурса

«Лучший уголок этикета»


Смотр-конкурс проводится в д/с № 288 с 5 по 9 февраля 2007 года.

Цели и задачи конкурса:

  • повысить качество воспитательно-образовательной работы (раздел «Социальный мир») и профессиональное мастерство педагогов

  • создать в ДОУ атмосферу высокой культуры:

- общения;

- дизайна

- внешнего вида

  • создать необходимую материально-техническую базу для практического обучения по этикету.


Основные критерии оценки:


  1. Наличие перспективных планов по обучению этикету.

  2. Наличие конспектов занятий, вечеров развлечений.

  3. Оснащение уголка наглядными пособиями:

- посуда, столовые приборы, скатерть, салфетки;

- иллюстрации, фотографии, схемы сервировки, пиктограммы.

  1. Иллюстративный материал: картинки, схемы, таблицы, плакаты.

  2. Подбор литературного материала: рассказы, стихи, речевки, потешки, загадки.

  3. Дидактические игры.

  4. Методическая литература, журналы.

  5. Оформление родительского уголка по данному направлению.

  6. Доступность материала детям, эстетичность, оригинальность.

Оценка результатов конкурса:


Каждый критерий оценивается максимально 5-ю баллами. За оригинальность и творчество добавляется от 0,1 до 1 балла.


«Утверждаю»

Заведующий детского сада № 288

_______________ / Ф.И.О./

«____» _____________2008 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о смотре – конкурсе

«Детский сад начинается с приемной»


Цель и задачи конкурса:

  1. Усиление роли детского сада в педагогическом просвещении родителей.

  2. Вовлечение родителей к участию в жизни детского сада.

  3. Способствовать совместной творческой деятельности, эстетическому оформлению родительских уголков.


Участники конкурса:

- воспитатели всех возрастных групп;

- педагоги-специалисты;

- родители групп.


Основные критерии:

- Наличие всех основных разделов «Уголка для родителей» (сетка, режим дня, консультации, «Картотека добрых дел», «О наших детях», «Жизнь группы» и др.);

- Красочность, эстетичность оформления;

- Содержательность материала.


Конкурсные материалы должны содержать:


  1. Перспективный план работы с родителями.

  2. Конспекты вечеров развлечений с родителями, сообщений на родительских собраниях.

  3. Образцы анкет.

  4. Визитная карточка группы.

  5. Консультации, папки-передвижки, фотоальбомы, газеты, информационные письма, альбомы детей.

  6. «Уголок для родителей» (сетка, режим дня, консультации, «Картотека добрых дел», «О наших детях», «Жизнь группы» и др.);

  7. Опыт семейного воспитания (альбомы, сочинения, газеты и др.).


«Утверждаю»

Заведующий детского сада № 288

_______________ /Ф.И.О./

«____» _____________2009 г.


ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ

«УГОЛКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»


Цели и задачи:

  1. Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

  2. Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для детского экспериментирования.

  3. Развитие материальной базы Уголков экспериментирования.

  4. Содействие укреплению связи ДОУ с семьей.

  5. Пропаганда передового опыта в организации Уголков экспериментирования в ДОУ.


Сроки проведения смотра – конкурса: «___»___________2009 г.


Состав комиссии:

Заведующая ДОУ – ______________,

старший воспитатель – ________________,

учитель-логопед – _____________,

председатель профкома – _____________,

воспитатель – _______________


Критерии оценки Уголков экспериментирования:


  1. Открытость и доступность для детей.

  2. Соответствие содержания возрасту.

  3. Популярность и степень использования детьми.

  4. Состояние документации (схемы, правила, журналы наблюдений, перспективное планирование и т.д.).

  5. Эстетичность.

  6. Участие родителей.


Требования к содержанию и оформлению Уголков экспериментирования

  1. Приборы и оборудование (такие как микроскопы, лупы, весы, термометры, песочные часы, глобус и др.)

  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы различной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопаточки, формочки.

  3. Материалы, распределенные по разделам. (Например: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», «Наука и природа»)

  4. Карточки-схемы, дневники наблюдений, правила работы с материалом, журналы экспериментирования.

  5. Конспекты занятий, подборки опытов по темам.

  6. Кукла-персонаж, от имени которого проводятся развивающие занятия.

(Подробнее смотреть в журнале «Дошкольная педагогика» №1 2006 г. с.19)


Согласовано Утверждаю

Председатель профсоюзного Заведующий детского сада № 288 комитета детского сада № 288 ___________ / Ф.И.О./

____________ /Ф.И.О./

«___» ____________2008 г. «____» ___________2008 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении смотра-конкурса на лучшую подготовку к летне-оздоровительной работе


1. Цель: использование летнего периода для укрепления здоровья и оздоравливания детей.

2. Участники конкурса: персонал возрастных групп, педагоги-специалисты.

3. Организация и проведение конкурса: с 25.05.08г. по 09.06.08г.

4. Порядок проведения смотра-конкурса:

4.1. Общее руководство осуществляется администрацией МДОУ.

4.2. Состав оргкомитета: заведующий, старший воспитатель, завхоз, профгрупорг, старшая медсестра.

4.3. Оргкомитет осуществляет координацию работы по подготовке к летне-оздоровительной работе и оказывает методическую помощь.

4.4. Итоги конкурса подводятся коллегиально по предлагаемы условиям: оценка осуществляется по 5-балльной системе:

5 - отлично (имеются инновации);

4 - хорошо (выполнение норм);

З - удовлетворительно (с незначительными замечаниями);

2 - неудовлетворительная подготовка (серьезные замечания).

Поощрение победителей:

за 1 место – 800 руб.

за 2 место – 500 руб.

за 3 место – 300 руб.

(Поощрительная сумма будет распределятся на педагогов и младших воспитателей по степени участия в конкурсе).

Условия конкурса


1. Условия функционирования групп летом:

— наличие перспективного плана по всем видам деятельности согласно возрасту детей;

— наличие родительского уголка в группе и на веранде (с режимом дня сеткой занятий, рекомендациями по приоритету МДОУ, информацией о ежедневной работе с детьми);

— рациональное размещение игровых уголков на участках.

2. Санитарное состояние участков:

— планировка и разбивка цветников (горизонтальное и вертикальное оформление);

— окапывание деревьев и кустарников;

— покраска оборудования;

— оформление веранд и игровых уголков.

3. Условия санитарно-гигиенического режима:

— оборудование для водно-питьевого режима: одноразовые салфетки, две хозяйственные банки для чистых и использованных салфеток, тазик для использованных чашек, передвижной столик;

— оборудование для мытья игрушек: металлическая и пластмассовая ванны, клеенка, мыло хозяйственное, корзина, щетка;

— оборудование для мытья веранд: ведро, щетка, тряпка с двумя пуговицами, хозяйственная банка с надписью «пыль, веранда», совок;

— оборудование для закаливания и обливания водой: полотенца, запасные трусики, надувные игрушки, лейка, ковшики, коврики, скамейки, ведро.

4. Условия для физического развития, оздоравливания детей, охраны жизни и здоровья:

— наличие аптечки в недоступном для детей месте с правилами оказания первой помощи;

— создание условий для предупреждения детского травматизма (отсутствие торчащих острых предметов, прочность оборудования);

— наличие материала для работы по ОБЖ, правила поведения детей в разных видах деятельности;

— наличие материала для обучения детей правилам дорожного движения: дорожные знаки, макеты машин, атрибуты милиционера регулировщика, светофор, дидактические игры;

— оборудование для развития движений: мячи, ворота для подлезания, цели для метания, кегли, кольцебросы, скакалки, городки, мячи тряпочные, бадминтон, велосипед, мешочки с песком, волейбольная сетка, нестандартное физкультурное оборудование, коррекционные дорожки, игрушки-забавы, вожжи, массажеры.


5. Создание условий для гармоничного развития детей.

Уголок книги:

— книги с рассказами и стихами о лете, животных, растениях, путешествиях разных жанров (сказки, загадки, поговорки, повести, юмористическая книга);

— иллюстрации;

— открытки;

— картины;

— альбомы о лете и природе;

— материалы для рассматривания и составления рассказов «Растительный мир», «Животный мир», «Природные зоны» и др.;

— материалы для индивидуальной работы по развитию речи и звуковой культурной речи.

Игровое оборудование:

— атрибуты к сюжетно-ролевым играм (согласно программе и возрасту);

— бытовые игрушки (посуда, утюги, плита и др.);

— куклы, постельные принадлежности;

— игрушки-забавы;

— материалы для игр с песком и водой: совки, ситечки, ведерки воронки, емкость для переливания, игрушки плавающие, формочки, плоскостные игрушки для обыгрывания построек, надувные и пластмассовые игрушки; сачки; машины, трактора, катера, лодки;

— интеллектуальные игры (на развитие восприятия величины, формы, цвета);

— логические игры: мозаика, сенсорные пособия (шашки, шахматы, кубики с картинками, ребусы, головоломки, путаницы);

— конструктивные игры: крупный и мелкий строитель, средообразующие предметы (коробки, модули), различные виды конструкторов, альбомы с образцами.

Материалы для развития изобразительного творчества:

— изосредства: мелки, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, свечки, кисти, природный материал, пластилин, глина, цветная бумага, слюда, открытки;

оборудование: баночки для воды, доски для лепки, тряпочки, стеки, ножницы, проволока, бумага, ткань, шаблоны, печатки, раскраски.

Труд:

— оборудование для труда: лопатки, ведра, грабли, цап-царапки, лейки, совки, щетка;

— материал для ручного труда: природный и бросовый материал, клей.

Условия для экологического развития:

— посадки на огороде, альбомы наблюдений, рисунки детей;

— пленка прозрачная, темная (старшая, подготовительная группы);

— оборудование для опытов в неживой природе;

— календари погоды и природы (вода, воздух, почва, песок);

— игры на экологические темы;

— пособия по ознакомлению с природой: гербарии, книги, иллюстрации, «Красные книги», цветы на участке;

Музыкально-театрализованная деятельность:

— различные виды театров, атрибуты к ним, декорации, маски

— различные виды музыкальных инструментов;

— музыкальные дидактические игры;

— немая клавиатура.


Презентация 1 младшей группы «Солнышко»




Презентация старшей группы «Здоровячки»





Презентация младшей группы «Смешарики»


Уголки экспериментирования





Похожие:

Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconМетодическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности учителя начальных классов
Методическая задача как средство формирования лингвометодической компетентности
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconБ. О. Гриднева в статье рассматриваются актуальные вопросы формирования иноязычной профессиональной компетентности студентов технического вуза, приводятся результаты экспериментальной работы по формированию иноязычн
Формирование иноязычной профессиональной компетентности студентов технического вуза
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconАдреса Интернет- ресурсов для педагогов доу maaam ru проект для родителей, воспитателей, педагогов
Проводятся творческие конкурсы, ежемесячно конкурсы конспектов. На сайте можно создать свою страничку, страничку детского сада
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconПрограмма недели географии зависит от конкретных возможностей школы и может включать в себя различные формы. Это может быть лекторий для учащихся разного возраста,
Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции,...
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconПроведение системного анализа профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям фгт, развитие навыков моделирования инновационных форм работы
Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов фгт
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconИнновационное поведение
Как составляющая профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconСоин Михаил Валентинович
Развитие профессиональной компетентности педагогов в системе «Педагогический кадровый потенциал»
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconИнновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов
Задачу старшего воспитателя дошкольного учреждения я вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов...
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconПисьменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью...
Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов iconПрограмма стажировочных модулей для специалистов образовательных учреждений «Индивидуализация в урочной и внеурочной деятельности как эффективное средство формирования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница