«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо»




Скачать 20,63 Kb.
Название«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо»
Дата04.02.2016
Размер20,63 Kb.
ТипДокументы





Технологии психологической поддержки младших школьников в период адаптации к ОУ


Ермолаева Светлана Егоровна-

педагог-психолог

МБОУ Асаковской средней общеобразовательной школы.


ВСТУПЛЕНИЕ

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

В связи с этим, система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования.


С 01.09.2011 наша школа является базой муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения ФГСО»


Перед нами возникла необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического сопровождения школьников.


Научной основой разработанной технологии явился подход Аэлиты Капитоновны Марковой, которая выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения:

  1. Диагностика.

  2. Информация о методах решения проблемы,

  3. Консультация на этапе принятия решения,

  4. Помощь на этапе реализации.

В этой связи процессуально технология психоло - педагогического сопровождения процесса адаптации школьников включает диагностические процедуры, работу с классом и индивидуальное консультирование детей, родителей и педагогов.

Эта работа ведется системно: она включена в план работы школы, является ее важным элементом, методически единообразна во всей параллели классов. Ее эффективность подтверждена результатами контрольной диагностики, наблюдениями и интервью с родителями и учителями.


Подготовленная презентация позволит наглядно представить суть данной технологии.


СЛАЙД 2

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Выявление психолого-педагогического статуса каждого школьника и динамики его психологического развития с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.




  1. Создание системы психолого-педагогической поддержки школьников в период первичной школьной адаптации, позволяющей им приспособиться к школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.




  1. Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии, обучении.




  1. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.


СЛАЙД 3

Подготовка к школе – это не только сумма знаний, которые следует передать ребенку, сколько готовность его личности адаптироваться к новым условиям.

СЛАЙД 4

Содержание программы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе основывается на следующих составляющих психического развития дошкольников:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. В первую очередь речь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме).

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу, а вместе с тем и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется это делать.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

СЛАЙД 5

Первый этаппоступление ребенка в школу.

Он начинается одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в конце сентября.

Основным содержанием работы на первом этапе является:

  1. Выявление уровня готовности к школьному обучению и индивидуальных особенностей, которые необходимо учесть в ходе обучения;

  2. По возможности компенсирование имеющихся проблем, тем самым проведение профилактики школьной дезадаптации;

  3. Планирование стратегии и тактики обучения с учетом индивидуальных возможностей детей.

СЛАЙД 6

Проследим основные этапы работы более детально.

Оценка психосоциальной зрелости детей рассматривается, как показатель сформированности внутренней позиции и готовности принять новую социальную позицию и роль ученика.

Условно не готовыми к обучению в ОУ в прошлом учебном году, оказались 9 человек из 36 , что составляет 22,9% .



СЛАЙД 7

Наибольшее значение имеет когнитивная готовность – т.е. сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность.

Далее представлены некоторые результаты, полученные в результате диагностики когнитивной сферы.

Выявление особенностей тонкой моторики кисти руки и двигательной координации




Владение грамматическими конструкциями речи


СЛАЙД 8

Способность к умозаключениям по аналогии с предлагаемым образцом


СЛАЙД 9




СЛАЙД 10

Далее идет проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей будущих первоклассников:

  • Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей.

  • Индивидуальные консультации проводятся для родителей по результатам тестирования, здесь родителям предлагаются рекомендации по формированию универсальных учебных действий и психологической готовности ребенка к обучению в школе.

СЛАЙД 11

Таким образом, осуществляя мероприятия по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе, мы можем увидеть позитивные стороны в развитии детей и выявить проблемы дошкольников с целью профилактики возможных трудностей овладения учебной деятельностью, оказания психологической поддержки в адаптационный период.

СЛАЙД 12

Второй этап - первичная адаптация детей к школе (сентябрь-январь). Термином «первичная адаптация» обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе.

Задачами психолого-педагогического сопровождения на этом этапе являются:

  • создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами ;

  • повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

  • адаптация учебной нагрузки к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников.



Основные направления работы на данном этапе:

1. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с детьми данного возраста, выработка единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

  • Семинар-практикум для педагогов, работающих в первых классах «Первый раз – в первый класс!»




  • Психолого-педагогический консилиум по результатам первичной диагностики адаптации первоклассников с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.

  • Консультирование педагогов, работающих с детьми, испытывающими трудности в приспособлении к новым школьным условиям обучения.


2. Проведение просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, способами общения и помощи детям.

        • Общешкольное родительское собрание «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению. Результаты психодиагностического исследования адаптации обучающихся 1 классов»

        • Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.

3. Педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.

Система групповой развивающей работы с детьми, направлена на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

СЛАЙД 13

Подготовка и проведение психолого-педагогической диагностики уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.

Цель диагностической работы – получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.

  • Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера дезадаптации.

  • Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.

СЛАЙД 14

В результате проведенной карта школьной адаптации выглядит следующим образом:

Карта школьной адаптации

«Особенности адаптации первоклассника»












Критерии

ряд

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Учебная активность

Ряд2

13

15

8

Усвоение программного материала

Ряд3

17

22

8

Поведение на перемене

Ряд4

16

12

8

Поведение на уроке

Ряд5

16

12

8

Взаимоотношения с одноклассниками

Ряд6

16

14

6

Отношение к учителю

Ряд7

17

14

5

Повышенная тревожность

Ряд8

0

0

2



СЛАЙД 15

Затем проводится аналитическая работа, направленная на осмысление и планирование дальнейшей деятельности педагогов, психолога и родителей в период адаптации первоклассников (заключение по результатам психодиагностического исследования особенностей адаптационного периода первоклассников).

  • Обработка диагностических данных

  • Комплектация групп детей с трудностями в обучении и поведении.



СЛАЙД 16

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации

(2,3 триместр)

      1. Психологическая развивающая работа

Цель развивающей деятельности – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.

Достижение этой цели достигается в процессе реализации следующих задач:

  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Организация развивающей деятельности.

Форма организации развивающей работы– групповая.

Численность развивающей группы – 5 – 12 человек.

Начало развивающей работы с первоклассниками – декабрь.

Цикл должен включать не менее 12 занятий.

Периодичность проведения – 1 раз в неделю.

Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут.

Критерии отбора детей для формирования группы:

- мотивационная незрелость;

- проявления тревожности;

- педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

В работе используется Программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой» Слободняк Н.П.

СЛАЙД 17

Далее проводится

Индивидуальное консультирование родителей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода, где обсуждается

  • Динамика адаптационного периода каждого конкретного ребенка.

  • Даются рекомендации по решению проблем и трудностей, связанных с адаптацией первоклассников к школе.

Индивидуальное консультирование педагогов с целью оказания педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом динамики данных психодиагностики, где обсуждается

  • Анализ учебных программ педагогами с точки зрения результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников.

  • Оказание педагогической помощи отдельным школьникам по итогам диагностики уровня адаптации первоклассников.


СЛАЙД 19

Далее идет проведение повторной психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников, направленной на отслеживание динамики протекания адаптационного процесса.

Социально-психологическая адаптация 1а класс

Социально-психологическая адаптация

% на начало учебного года

% на конец учебного года

Трудности выполнения правил поведения

35

10

Трудности установления контактов со сверстниками

40

5

Неадекватность оценки ситуации

10

5

Трудности организации учебной деятельности

45

5

Снижение учебной мотивации

10

5

Повышенная тревожность

25

5





Бесспорно доказанным фактом является то, что вовремя начатая профилактика эффективней любого метода лечения.

СЛАЙД 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа, о которой я рассказала, проводится в нашей школе ежегодно и планово. Эффективность данной технологии наглядно представлена результатами динамики протекания адаптационного процесса. Эту технологию можно применять и при работе с 5 классами на этапе адаптации к обучению в среднем звене.

Содержание образования обогащается сегодня новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем .

В этих условиях педагог становится «Технологом учебного процесса» и мы должны уметь ориентироваться в современных инновационных технологиях.

Я желаю вам любить свою работу.

СЛАЙД 21

Благодарю Л.А. Першину за предоставленную возможность поделиться с вами, уважаемые коллеги, своим опытом. Желаю всем удачи.


Похожие:

«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» iconРабота по преемственности детского сада и начальной школы
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного дошкольного – начального общего образования,...
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» iconРеспублики Карелия «Институт повышения квалификации работников образования»
Теоретические аспекты разработки основной общеобразовательной программы доу в условиях введения фгт …6
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» iconМетодические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения Современная российская школа в условиях введения новых образовательных стандартов[16] призвана обеспечить подрастающему поколению новое качество образовани
Ленинградской области направляет методические рекомендации, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования...
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» iconУроках математики в условиях введения фгост
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения фгост
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» icon«Современные подходы к преподаванию родных языков в условиях введения фгос нового поколения»
Подготовка учителей и преподавателей родных языков в области формирования у них универсальных учебных действий в изучении теоретических...
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» iconДоклад на тему: «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях фгт и фгос»
Фгос начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на...
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» iconУчебно-методическое обеспечение образовательного процесса мкоу романовской основной общеобразовательной школы на 2012-2013 учебный год №п /п
Н. Г. Кувашова тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград, «Учитель»,2003
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» icon«Преемственность в работе доу и школы в рамках введения фгос ноо в начальной школе»
Тема доклада: «Преемственность в работе доу и школы в рамках введения фгос ноо в начальной школе»
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов мбоу «Красногвардейская гимназия»
Методическое обеспечение профессионального мастерства учителей начальных классов в условиях модернизации образования в начальной...
«Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения фгсо» icon35 учебных недель в год. В основной школе курс химии инвариантен на его изучение в 8-9 классах предусмотрено 2 часа в неделю ( 70 часов в год), 140 часов за два года обучения)
Учебный предмет «Химия» одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница