Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




Скачать 18,78 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер18,78 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6
Программа

формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни

МОУ средняя школа № 52

«Школа 2000…»


Содержание.


  1. Пояснительная записка.

4

  1. Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

6

  1. Механизмы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной системе «Школа 2000…».

7

  1. Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

4.1. Просветительская работа образовательного учреждения с обучающимися.

4.2 Мероприятия по реализации программы.

4.2. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

4.3. Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами образовательного учреждения, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.

14


15


16


17

  1. Ресурсы и условия, обеспечивающие реализацию программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

18

  1. Социальное партнерство при реализации программы.

21

  1. Оценка результатов реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

22

Приложение № 1. «Тематическое планирование коммуникативной линии надпредметного курса «Мир деятельности» и ориентировочная основа для разработки рабочих программ формирования коммуникативных качеств личности в урочной и внеурочной деятельности»

24

Приложение № 2. «Тематическое планирование ценностной линии «здоровья» надпредметного курса «Мир деятельности» и ориентировочная основа для разработки рабочих программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в урочной и внеурочной деятельности»

28

Приложение № 1-2* «Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей здорового и безопасного образа жизни обучающихся к концу обучения по курсу «Мир деятельности».

32

Приложение № 3. «Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в преподавании предметов: «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология».

33

Приложение № 4. «Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся во внеучебной проектной деятельности в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Информатика».

40

Приложение № 5. «Примерное содержание работы с родителями (законными представителями) по вопросу формирования здорового и безопасного образа жизни детей».

43

Приложение № 6. «Примерное содержание системы методической работы образовательного учреждения с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в области здоровьесбережения школьников».

45

Приложение № 7. «Взаимодействие и сотрудничество учреждениями района и города по вопросу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».

46

  1. Литература

47



Пояснительная записка.


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

  • Концепция УМК «Школа 2100».

Актуальность создания такой программы объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

Факторы неблагоприятных социальных, экономических и экологических условий:

- проживание вдалеке от школы;

-кризис близлежащих предприятий (малообеспеченный контингент родителей)

- отдаленность образовательного учреждения от центров воспитательной работы.

Факторы риска, приводящие к ухудшению здоровья детей:

- наличие 2-х смен в учебном процессе;

-раннее начало уроков ( 8 часов)

-большая наполняемость классов (28 человек)

- загруженность учителей.

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным.

• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни, главным образом, как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что, в свою очередь, обусловливает невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего, и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Стратегия воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте должна учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития.

Программа разработана с пониманием того, что наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа. Именно самостоятельная работа обучающегося способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации выстроена на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.


  1. Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Основные задачи и результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС следующие:

сформировать у обучающихся представление о

  • позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

дать представление о:

  • негативных факторах (с учётом принципа информационной безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

научить обучающихся:

  • составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать:

  • навыки позитивного коммуникативного общения;

  • представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить младших школьников ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».

Результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования оцениваются в образовательном учреждении в форме мониторинговых исследований и наблюдений педагогами.


  1. Механизмы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной системе «Школа 2000…»

В психолого-педагогических исследованиях последних лет установлено, что решение задачи поддержки и укрепления здоровья школьников могут и должны обеспечить педагогические технологии (М.М. Безруких, Н.К. Смирнов, Г.Б. Бородкина, Е.А. Умрюхин, В.Н. Просвиркин и др.). Высокая зависимость детей от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психологического и нравственного здоровья под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствия методов обучения возможностям детского организма. При этом основными факторами, негативно влияющими на психологическое и эмоциональное состояние обучающихся, являются:

  • стрессовая тактика авторитарной педагогики;

  • интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке;

  • пассивное восприятие знаний;

  • отсутствие интереса к изучаемому материалу;

  • систематическая неуспешность ребенка;

  • отсутствие возможности выбора им индивидуального темпа и уровня обучения;

  • «разрывы» в организации образовательного процесса, как по вертикали, так и по горизонтали;

  • несоответствие содержания, технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся.

Образовательная система «Школа 2000…» одним из приоритетов выделяет сохранение и укрепление здоровья школьников и обладает несколькими основными механизмами формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а именно:

  • построение образовательного пространства образовательного учреждения на основе дидактических принципов образовательной системы «Школа 2000…»;

  • реализация технологии деятельностного метода (ТДМ) в образовательном пространстве;

  • введение в систему работы образовательного учреждения надпредметного курса «Мир деятельности».


Образовательная система деятельностного метода обучения позволяет системно устранять негативные факторы в организации образовательного процесса, влияющие на психологическое и нравственное здоровье детей, посредством выстраивания взаимоотношений на основе дидактических принципов. Данная система выбрана как средство и механизм реализации не только программы формирования универсальных учебных действий, но и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


Влияние дидактических принципов на устранение факторов, негативно влияющих на психическое и эмоциональное состояние обучающихся

Таблица № 1.

Факторы, негативно влияющие

на психологическое и эмоциональное

состояние обучающихся

Дидактические принципы

Стрессовая тактика авторитарной педагогики.

Принцип психологической комфортности.

Интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке.

Принцип психологической комфортности.

Принцип минимакса.

Принцип вариативности.

Пассивное восприятие знаний.

Принцип деятельности.

Принцип вариативности.

Отсутствие интереса к изучаемому материалу.

Принцип деятельности.

Принцип творчества.

Принцип минимакса.

Систематическая неуспешность ребенка.

Принцип минимакса.

Принцип психологической комфортности.

Отсутствие возможности выбора индивидуального темпа и уровня обучения.

Принцип минимакса.

Принцип психологической комфортности.

Принцип вариативности.

«Разрывы» в организации образовательного процесса, как по вертикали, так и по горизонтали.

Принципы непрерывности и целостности.

Несоответствие содержания, технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся.

Принцип психологической комфортности.

Принцип минимакса.

Принцип вариативности.



Принцип деятельности исключает пассивное восприятие знаний и обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность.

Принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации учебного процесса и приведения содержания образования в соответствие функциональным и возрастным особенностям учащихся.

Принцип минимакса является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивающим для каждого ребенка адекватную нагрузку и возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально безопасного минимума.

Принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками, создание в коллективе класса атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, товарищества.

Принцип вариативности обеспечивает возможность выбора каждым учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;

Принцип творчества обеспечивает формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Мегион 2011
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Путешествие в страну здоровья (далее – Программа)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconВ. А. Фалеев Протокол № от сентября 2011 года
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconАдминистрации кстовского муниципального района муниципальное бюджетное
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОсновной образовательной программы начального общего образования целевой раздел
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon«Степновская средняя образовательная школа» Ленинского района Волгоградской области утверждён
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош №1 г. Десногорска
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница