Скачать 18,78 Kb.
|
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни МОУ средняя школа № 52 «Школа 2000…» Содержание.
Пояснительная записка. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Актуальность создания такой программы объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: Факторы неблагоприятных социальных, экономических и экологических условий: - проживание вдалеке от школы; -кризис близлежащих предприятий (малообеспеченный контингент родителей) - отдаленность образовательного учреждения от центров воспитательной работы. Факторы риска, приводящие к ухудшению здоровья детей: - наличие 2-х смен в учебном процессе; -раннее начало уроков ( 8 часов) -большая наполняемость классов (28 человек) - загруженность учителей. • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным. • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни, главным образом, как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что, в свою очередь, обусловливает невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего, и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний). Стратегия воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте должна учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Программа разработана с пониманием того, что наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа. Именно самостоятельная работа обучающегося способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации выстроена на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Основные задачи и результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС следующие: • сформировать у обучающихся представление о
• дать представление о:
• научить обучающихся:
• сформировать:
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить младших школьников ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье». Результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования оцениваются в образовательном учреждении в форме мониторинговых исследований и наблюдений педагогами.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет установлено, что решение задачи поддержки и укрепления здоровья школьников могут и должны обеспечить педагогические технологии (М.М. Безруких, Н.К. Смирнов, Г.Б. Бородкина, Е.А. Умрюхин, В.Н. Просвиркин и др.). Высокая зависимость детей от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психологического и нравственного здоровья под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствия методов обучения возможностям детского организма. При этом основными факторами, негативно влияющими на психологическое и эмоциональное состояние обучающихся, являются:
Образовательная система «Школа 2000…» одним из приоритетов выделяет сохранение и укрепление здоровья школьников и обладает несколькими основными механизмами формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а именно:
Образовательная система деятельностного метода обучения позволяет системно устранять негативные факторы в организации образовательного процесса, влияющие на психологическое и нравственное здоровье детей, посредством выстраивания взаимоотношений на основе дидактических принципов. Данная система выбрана как средство и механизм реализации не только программы формирования универсальных учебных действий, но и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Влияние дидактических принципов на устранение факторов, негативно влияющих на психическое и эмоциональное состояние обучающихся Таблица № 1.
Принцип деятельности исключает пассивное восприятие знаний и обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность. Принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации учебного процесса и приведения содержания образования в соответствие функциональным и возрастным особенностям учащихся. Принцип минимакса является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивающим для каждого ребенка адекватную нагрузку и возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально безопасного минимума. Принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками, создание в коллективе класса атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, товарищества. Принцип вариативности обеспечивает возможность выбора каждым учащимся индивидуального темпа и уровня обучения; Принцип творчества обеспечивает формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха. |
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... | ![]() | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Мегион 2011 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Путешествие в страну здоровья (далее – Программа) |
![]() | «Утверждено» Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни | ![]() | «Утверждено» Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
![]() | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!» | ![]() | В. А. Фалеев Протокол № от сентября 2011 года Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
![]() | Администрации кстовского муниципального района муниципальное бюджетное Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | ![]() | Основной образовательной программы начального общего образования целевой раздел Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
![]() | «Степновская средняя образовательная школа» Ленинского района Волгоградской области утверждён Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | ![]() | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош №1 г. Десногорска |