Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент»




Скачать 28,58 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер28,58 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации


Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет менеджмента

Программа дисциплины


Разработка и принятие управленческих решений

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра





Автор программы:

Альтшулер Аркадий Игоревич, преподаватель,

realair@yandex.ru


Одобрена на заседании кафедры Общего и стратегического менеджмента

«___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой А.Г. Городнов


Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012 г

Председатель Кузнецова Ю.В.


Утверждена УМС НИУ ВШЭ –

Нижний Новгород «___»_____________2012 г.

Председатель Н.С. Петрухин


Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент», с рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра. Настоящая программа разработана на отечественном и зарубежном материале, с учетом особенностей деятельности организаций в российских условиях.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» является ознакомление студентов с теоретическими знаниями в сфере технологий принятия управленческих решений, содержанием процесса разработки и принятия управленческих решений, условиями и факторами обеспечения их качества и эффективности; обучение основным принципам и алгоритмам разработки управленческого решения и оценки рисков; отработка использования специальных методов и инструментов при разработке управленческих решений и оценке последствий их реализации.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать:

    - понятие «управленческое решение» и его отличия

    - понятие ЛПР (лицо, принимающее решение) и его значение для процесса разработки принятия решения

    - основные алгоритмы принятия решений

    - содержание процесса разработка и принятия решения

    - особенности и отличия процесса разработки и принятия решения самостоятельно и группой

    - понятие «фрейм», «фрейминг»

    - различные виды контроля, стадий процесса контроля при реализации управленческого решения



  • Уметь:

    - применять основные алгоритмы при разработке управленческого решения

    - применять специальные инструменты для разработки и принятия решения

    - применять специальные инструменты для разработки и прогнозирования возможных последствий реализации решения и оценки рисков

    - предварительно моделировать различные варианты развития событий после реализации принятого управленческого решения

    - выявлять основные цели заинтересованных сторон при разработке решений



  • Иметь навыки (приобрести опыт):

    - формулирования проблемы, цели, задач при разработке управленческого решения

    - поиска ключевых проблем

    - применения основных инструментов для поиска ключевых проблем и перехода с уровня следствий на уровень истинных причин при разработке управленческого решения

    - анализа последствий реализации управленческого решения

    - разработки мероприятий по компенсации негативных явлений в процессе реализации управленческих решений

    - оценки различных видов рисков

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен предложить организационно - управленческие решения и оценить условия

и последствия принимаемых решений

(ПК - 3)

Разрабатывает управленческие решения с использованием специальных инструментов.

Оценивает условия и последствия принимаемых решений с различных точек зрения и временных характеристик.

Обзорные лекции в целях рассмотрения процесса разработки решений и различных инструментов оценки последствий принимаемого решения.

Разбор кейсов, ситуаций из собственной деятельности студентов (разработка решений, анализ последствий принимаемых решений и разработка компенсационных мероприятий) в рамках практических и самостоятельных занятиях.

Учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной

ответственности

(ПК – 14)

Оценивает последствия принимаемого решения с позиций социальной ответственности

Обзорные лекции в целях рассмотрения примеров последствий управленческих решений с позиций социальной ответственности.

Разбор кейсов на данную тематику в рамках практических и самостоятельных занятиях.

Способен принимать решения с использованием корпоративных информационных

систем

(ПК-29)

Применяет для разработки и принятие управленческого решения корпоративные информационные системы.

Обзорные лекции в целях изучения возможности использования корпоративных информационных систем для принятия решений, рассмотрение примеров практического применения.

Практические занятия, посвященные применению простейших информационных систем для принятия решения.

Умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии

управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-

управленческие модели

(ПК - 35)

Применяет количественные и качественные методы анализа при принятии управленческого решения. Строит специальные экономические, финансовые и организационно-управленческие модели

Обзорные лекции в целях изучения различных количественных и качественных инструментов и методов анализа при принятии управленческого решения.

Практические занятия и самостоятельные занятия, посвященные применению различных количественных и качественных инструментов и методов.

Умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать

бизнес-идею

(ПК-48)

Оценивает новые рыночные возможности, формулирует бизнес-идеи

Обзорные лекции в целях изучения специальных инструментов и методов оценки бизнес-среды, генерирования новых креативных идей.

Работа на практических и самостоятельных занятиях (разбор кейсов, разбор ситуаций из различных отраслей на текущий момент) с целью анализа перспектив развития рынков, анализа рыночных возможностей, формулирования новых креативных идей.



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Теория и история менеджмента»;

  • «Теория организации»;

  • «Теория вероятностей и математическая статистика».


Основные положения дисциплины могут быть использованы для прохождения производственной практики и написания выпускной квалификационной работы.


5. Тематический план учебной дисциплины





№ п /п

Наименование

разделов и тем

Аудиторные

Самостоя-тельная

работа.

Всего часов

лекции

Семинары, практические занятия

всего

11

Эффективное принятие решений.

4

4

8

20

28

22

Иррациональная сторона процесса принятия решений.

4

4

8

20

28

33

Использование системного принципа многомерности в процессе разработки и реализации управленческих решений.

6

6

12

24

36

44

Разработка управленческих решений в условиях неопределенности.

4

4

8

20

28

55

Сочетание эвристики и специальных программ поддержки принятия управленческих решений.

4

4

8

20

28

66

Организация и контроль реализации управленческих решений.

6

6

12

20

32

1

Итого:

28

28

56

124

180


6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры




2

3

4




Текущий

(неделя)


Эссе




4







Письменная работа, 3-4 тыс. слов, шрифт 14 Times New Roman

Текущий

(неделя)


Домашнее задание







4




Презентация PowerPoint, 12 слайдов

Промежуточный

Зачет




8







Контрольная работа, 40 минут.

Итоговый

Экзамен











8

Контрольная работа, 40 минут.

    1. Критерии оценки знаний, навыков



Подразумевается текущий и итоговый контроль. В процессе текущего контроля оценивается работа студентов на семинарских занятиях (степень подготовленности и активность участия в групповых обсуждениях), также предусмотрено написание эссе и выполнение домашнего задания. Промежуточный контроль осуществляется посредством проведения письменного зачета в виде контрольной работы. Итоговый контроль осуществляется посредством проведения письменного экзамена в виде контрольной работы.

При проведении зачета и экзамена в письменной форме используются следующие критерии:

"10 баллов" – представлен подробный разбор поставленных проблем в вопросах контрольной работы с использованием основных положений дисциплины.

"8-9 баллов" - ответы на вопросы контрольной работы показывают безупречное владе-

ние текстом лекций, умение сопоставлять, анализировать текст лекций.

"7 баллов" – подробное изложение по вопросам контрольной работы.

"6 баллов" – умение сформулировать по вопросам контрольной работы.

"5 баллов" - не вполне четкое изложение по основным формулировкам вопросов кон-

трольной работы.

"4 балла" – отсутствие ответа по основным формулировкам вопросов.

"1-3 балла" – отсутствие ответа по любому вопросу.


7. Содержание дисциплины



Тема 1. Эффективное принятие решений.


Содержание темы: Понятие управленческого решения. Различные модели процесса принятия решений в организациях. Понятие эффективного управленческого решения. Системный подход при принятии управленческого решения. Лицо, принимающее решение. Первый этап разработки управленческого решения. Влияние формулировки проблемы и цели на разработку решения. Инструменты теории ограничений Голдратта для поиска ключевых проблем. Дерево текущей реальности, его использование для поиска истинных причин.

Количество часов аудиторной работы: 8

Объем самостоятельной работы: 20

Основная литература по теме:

  1. Лукичева Л.И., Егорычев Д. Н., Управленческие решения, М.: Омега-Л, 2011. – 384 с.

  2. Литвак Б.Г., Разработка управленческого решения, 7-е издание, М.: Дело, 2008. – 440 с.

  3. Детмер У., Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 443 с.

  4. Голдратт Э., Голдратт-Ашлаг Э., Правила Голдратта. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 240с.

Дополнительная литература по теме:

  1. Альтшулер И., Городнов А., Бизнес как система. Разговор по душам о ситуациях и понятиях. СПб: Питер, 2011. – 192 стр.

  2. Шрагенхайм Э.,Управленческие дилеммы. Теория ограничений в действии. М.: Альпина Паблишер, 2007 – 296 с.

  3. Голубков Е., Технология принятия управленческих решений. М.: Дело и Сервис, 2005. – 544 с.

  4. Серия «Классика Harvard Business Review». Эффективное принятие решений. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006

  5. Хэммонд Д., Кини Р., Райффа Г., Умный выбор. Как научится принимать правильные решения. Сибирское университетское издательство, 2007. – 192с.

Формы и методы проведения занятий по теме: разбор кейсов, выполнение заданий по построению дерева текущей реальности и поиску ключевых проблем.


Тема 2. Иррациональная сторона процесса принятия решений.


Содержание темы: Воздействие эмоций на процесс принятия решений. Влияние бессознательных факторов на конечный выбор. Стратегическое использование эмоций для принятия лучшего решения. Различные способы ограничения влияния эмоций на процесс принятия решений. Человеческое стремление к разнообразию и его влияние на принятие решений. Скрытые ловушки процесса принятия решений.

Количество часов аудиторной работы: 8

Объем самостоятельной работы: 20

Основная литература по теме:

  1. Лукичева Л.И., Егорычев Д. Н., Управленческие решения, М.: Омега-Л, 2011. – 384 с.

  2. Литвак Б.Г., Разработка управленческого решения, 7-е издание, М.: Дело, 2008. – 440 с.

  3. Хок С., Кунрютер Г., Гюнтер Р., Wharton о принятии решений. М.: ИК «Аналитика» 2005. – 392с.

  4. Грейвс Ф., Чего на самом деле хотят клиенты и почему они вам этого не скажут. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011. – 223с.

  5. Kahneman Daniel, Thinking fast and slow. New York, Farrar, Straus and Giroux – 2011. – 499p.

Дополнительная литература по теме:

  1. Фрит К., Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Corpus, Астрель, 2012. – 336 с.

  2. Кандель Э., В поисках памяти. М.: Corpus, Астрель, 2012. – 736 с.

  3. Талеб Н. Одураченные случайностью, о скрытой роли шанса бизнеса и в жизни. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2011. – 320 с.

  4. J. LeDoux, The emotional brain: the mysterious underpinnings of emotional life, Touchstone, New York, 1998.

  5. E. Russo, P. Schoemaker., Winning Decisions: Getting It Right the First Time, Doubleday, New York 2001.

Формы и методы проведения занятий по теме: разбор кейсов на практических занятиях, проведение психологических тестов.


Тема 3. Использование системного принципа многомерности в процессе разработки и реализации управленческих решений.

Содержание темы: Основные системные принципы. Принцип многомерности, переход количественного изменения в качественное. Слабость компромиссных решений. Понятие «фреймов» и «фреймирования». Активное управление фреймами. Сила и слабость конкретного фрейма. Ловушки фреймирования. Использование различных технологий для изменения фрейма. Использование силы фрейма для упрощения сложных проблем. Использование фреймирования для поиска новых решений. Инструменты теории ограничений Голдратта для преодоления инерции мышления. Инструмент ДРК (диаграмма разрешения конфликтов).

Количество часов аудиторной работы: 12

Объем самостоятельной работы: 24

Основная литература по теме:

  1. Хок С., Кунрютер Г., Гюнтер Р., Wharton о принятии решений. М.: ИК «Аналитика» 2005. – 392с.

  2. E. Russo, P. Schoemaker., Winning Decisions: Getting It Right the First Time, Doubleday, New York 2001.

  3. Детмер У., Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 443 с.

  4. Голдратт Э., Голдратт-Ашлаг Э., Правила Голдратта. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 240с.

Дополнительная литература по теме:

  1. Шрагенхайм Э.,Управленческие дилеммы. Теория ограничений в действии. М.: Альпина Паблишер, 2007 – 296 с.

  2. Серия «Классика Harvard Business Review». Эффективное принятие решений. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006

  3. Гараедаги Дж., Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами: платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 480 с.

  4. Альтшуллер Г., Найти идею. Введение в ТРИЗ. 4-е издание. М.: Альпина Паблишерз, 2011. – 400 с.

Формы и методы проведения занятий по теме: разбор кейсов, выполнение заданий по построению диаграммы разрешения конфликтов для поиска и разработки эффективных решений.


Тема 4. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности.

Содержание темы: Использование математического моделирования для принятия управленческих решений. Методы линейного и нелинейного программирования. Модели теории игр. Метод анализа иерархий и его модификации. Экспертное оценивание, метод «Дельфи», различные модификации. Различные виды рисков, способы оценки рисков. Разработка решений с учетом возможных изменений внешней и внутренней среды.

Количество часов аудиторной работы: 8

Объем самостоятельной работы: 20

Основная литература по теме:

  1. Литвак Б.Г., Разработка управленческого решения, 7-е издание, М.: Дело, 2008. – 440 с.

  2. Лапыгин Ю., Системное решение проблем. М.: Эксмо, 2008. – 336с.

  3. Канеман Д., Словик П., Тверски А., Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005. – 632с.

  4. Kahneman Daniel, Thinking fast and slow. New York, Farrar, Straus and Giroux – 2011. – 499p.

Дополнительная литература по теме:

  1. Линдгрен М., Бандхольд Х.. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. М.: Олимп-Бизнес, 2009. – 256 с.

  2. Голубков Е., Технология принятия управленческих решений. М.: Дело и Сервис, 2005. – 544 с.

  3. Гараедаги Дж., Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами: платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 480 с.

  4. Моисеева Н., Сидняков А., Селиванов А., Познышева И., Логика бизнеса. М.: «Финансы и статистика», 2011. – 296с.

  5. Источник в Интернете: http://www.mindtools.com/pages/article/newTED_00.htm

Формы и методы проведения занятий по теме: разбор кейсов, построение деревьев решений, разбор задач теории игр.


Тема 5. Сочетание эвристики и специальных программ поддержки принятия управленческих решений.

Содержание раздела: Сильные и слабые стороны интуиции и опыта для принятия решений. Сильные и слабые стороны моделирования (компьютерного моделирования) для принятия управленческого решения. Стратегии эффективного сочетания человеческой интуиции и компьютерного моделирования. Различные системы поддержки принятия решений. Использование систем поддержки принятия решений для улучшения прогнозирования и улучшения качества итогового решения.


Количество часов аудиторной работы: 8

Объем самостоятельной работы: 20

Основная литература по теме:

  1. Хок С., Кунрютер Г., Гюнтер Р., Wharton о принятии решений. М.: ИК «Аналитика» 2005. – 392с.

  2. Баин А. Современные информационные технологии систем поддержки принятия решений. М.: «Форум», 2009г. – 240 с.

  3. Корнеев С. Системы поддержки принятия решений в бизнесе. Журнал "Сети & Бизнес" (№6, 2005)

Дополнительная литература по теме:

  1. Гараедаги Дж., Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами: платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 480 с.

  2. Бехтеров С., Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт, 2-е издание. М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 308 с.

Формы и методы проведения занятий по теме: рассмотрение примеров использования различных компьютерных программ поддержки принятия решений, выполнение задания по использованию компьютерной программы (основанной на методе анализа иерархий) для выбора наилучшей альтернативы.


Тема 6. Организация и контроль реализации управленческих решений.


Содержание темы: Организация выполнения принятых решений. Различные формы контроля.

Оценка эффективности управленческих решений. Процесс передачи ответственности в процессе реализации решения. Проблема обратной связи. Оперативное управление процессом внедрения разработанных нововведений.

Количество часов аудиторной работы: 12

Объем самостоятельной работы: 20

Основная литература по теме:

  1. Лукичева Л.И., Егорычев Д. Н., Управленческие решения, М.: Омега-Л, 2011. – 384 с.

  2. Литвак Б.Г., Разработка управленческого решения, 7-е издание, М.: Дело, 2008. – 440 с.

  3. Лапыгин Ю., Системное решение проблем. М.: Эксмо, 2008. – 336с.

  4. Гараедаги Дж., Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами: платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 480 с.

  5. Альтшулер И., Городнов А., Бизнес как система. Разговор по душам о ситуациях и понятиях. СПб: Питер, 2011. – 192 стр.

  6. Источник в Интернете: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook167/book/index/index.html

Дополнительная литература по теме:

  1. Хок С., Кунрютер Г., Гюнтер Р., Wharton о принятии решений. М.: ИК «Аналитика» 2005. – 392с.

  2. Потапов С., Как принимать решения. М.: Эксмо, 2007. – 160с.

  3. Хэммонд Д., Кини Р., Райффа Г., Умный выбор. Как научится принимать правильные решения. Сибирское университетское издательство, 2007. – 192с.

  4. Голубков Е., Технология принятия управленческих решений. М.: Дело и Сервис, 2005. – 544 с.

Формы и методы проведения занятий по теме: проведение дискуссий, решение кейсов на практических занятиях.


8. Образовательные технологии


При реализации таких форм учебных занятий, как лекции по отдельным темам используются активные и интерактивные формы проведения занятий – дискуссии, презентации, вопросы аудитории.

При реализации таких форм учебных занятий, как семинарские занятия по отдельным темам используются активные и интерактивные формы проведения занятий – разбор кейсов, проведение тестов, групповая работа.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента




  1   2

Похожие:

Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинг и инновации» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины «Методы принятия управленческих решений»
Рабочая программа дисциплины «Методы принятия управленческих решений». Программа для студентов, обучающихся по направлению 080200...
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент  для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Политико-административный менеджмент» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «Методы принятия управленческих решений» по подготовке бакалавра по направлению 080200 «Менеджмент»
«Менеджмент». Дисциплина реализуется на инженерно-экономическом факультете Самарского государственного технического университета...
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины политология направление подготовки 080200 менеджмент
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки 080200 «Менеджмент» всех форм обучения
Программа дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Международный маркетинг  для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница