Решение заседания кафедры Протокол №1 «03»




Скачать 22,67 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер22,67 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»


«Утверждаю»




«Утверждаю»

Проректор по учебной

работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.09.2012



Учебно-методический комплекс


ДПП.Ф.01 Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика)

Факультет дефектологический

Специальность олигофренопедагогика (031700)


Кафедра специальной педагогики и специальной психологии


Составитель: Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»


Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)


Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03__» ______сентября_____2012__г.



  1. Программа учебной дисциплины

ДПП.Ф.01 Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика)

Специальность олигофренопедагогика (031700)


Составитель: Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012

Введение

Основное содержание программы


(Выписка из ГОС):

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1500

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

1930

ДПП

Дисциплины предметной подготовки

3104

ДПП.Ф.01

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Содержание коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных программ. Научно-организационные и методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Основные направления и средства коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения интеллекта. Системы эстетического, интеллектуального, физического, нравственного и трудового воспитания. Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением интеллекта. Ребенок с проблемами интеллектуального развития в системе семейных отношений.

Основные этапы развития общественной помощи умственно отсталым и учения о слабоумии. История воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта за рубежом.

Воспитание и обучение умственно отсталых детей в России в ХIХ-ХХ вв.

320

ДПП.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

ДДС.00

Дисциплины дополнительной специальности

1500


Пояснительная записка

Программа ставит своей целью раскрыть научно-теоретические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся, сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта, научить работать со специальной литературой, вооружить будущих олигофренопедагогов методами научно-исследовательской работы и способами их применения в практике.

Задача дисциплины «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта»: сформировать теоретическую базу для изучения ряда специальных дисциплин (методов психолого-педагогической диагностики умственной отсталости, методики воспитательной работы в школе, специальных методик преподавания русского языка, математики, географии, естествознания, истории). Содержание и структура программы отражает модель подготовки учителя-олигофренопедагога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы коррекционной педагогики (дефектологии).

Дисциплина «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» начинает читаться в 3-4 семестрах одновременно с курсом «Психология умственно отсталого ребенка», где студенты знакомятся с основными особенностями познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей и с закономерностями воспитания и обучения этих детей.

Данная программа определяет содержание теоретического курса и семинарских занятий по дисциплине «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта»

Теоретический курс включает 5 разделов.

В первом разделе «Общие вопросы изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогики)» раскрываются предмет, задачи и методы изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта; понятие о детях с нарушением интеллекта как объекте изучения, обучения, воспитания, реабилитации и социальной адаптации, приводится классификация умственной отсталости и психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В разделе «Теория обучения» раскрываются основные вопросы олигофренодидактики - сущность процесса обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида, содержание образования, основные принципы и методы обучения.

Воспитательной работе с умственно отсталыми детьми посвящен раздел «Теория воспитания». В нем раскрываются сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, содержание и методы воспитательной работы. Освещаются вопросы нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания, внеклассной и внешкольной работы, совместной работы» учителя, классного руководителя и воспитателя.

В разделе «Школоведение» показана система управления сетью образовательных учреждений, оказывающих помощь детям с нарушением интеллекта (образовательные учреждения для детей дошкольного и школьного возраста, с учетом индивидуальных психофизических и возрастных особенностей).

Последовательность возникновения научных идей, изменения отношения общества к умственно отсталым детям рассматриваются в разделе «История олигофренопедагогики».

В процессе изучения курса "Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта" студенты должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- применять на практике теорию обучения и воспитания умственно отсталых детей;

- осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание с целью наиболее полной социальной адаптации учащихся;

- прививать студентам устойчивый интерес к профессионально-трудовой деятельности в соответствии с их личностными особенностями;

- осуществлять коррекцию психофизических недостатков умственно отсталых детей в учебно-воспитательном процессе;

- применять методы психолого-педагогического изучения детей в це­лях научно-обоснованного индивидуального подхода к ним;

- использовать в обучении элементы проблемного и частично-поиско­вого методов;

- применять все методы обучения в соответствии с “зоной ближайшего развития” (по Л.С. Выготскому);

- сочетать методы обучения на уроке с учетом работоспособности и индивидуальных особенностей учащихся;

- учить устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями окружающей действительности;

- уметь анализировать состояние педагогической помощи детям с нарушением интеллекта в РФ и за рубежом;

- знать положительные и отрицательные параметры дифференцированного и интегрированного обучения;

- знать основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с проблемами в обучении и здоровье;

- владеть навыками организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива и внутришкольного контроля.


Основные цели и задачи курса.


Курс "Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта" относится к основным научным дисциплинам, формирующим будущего учителя-олигофренопедагога (учителя специальной коррекционной школы VIII вида), а также специалистов-олигофренопедагогов, работающих в различных системах помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. Им обеспечивается высокий уровень профессиональной подготовки олигофренопедагога, способного творчески решать задачи изучения, обучения, воспитания и коррекции психофизического развития детей с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталых учащихся) с целью их наиболее полной социальной адаптации.

Данный курс ставит своей целью раскрыть научно-теоретические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся, сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта, уметь работать со специальной литературой, вооружить будущих олигофренопедагогов методами научно-исследовательской работы и способами их применения в практике.

Курс "Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта" закладывает теоретическую базу для изучения ряда специальных дисциплин: методов психолого-педагогической диагностики умственной отсталости, методики воспитательной работы в школе, специальных методик преподавания русского языка, математики, географии, естествознания, истории. Содержание и структура курса отражают модель подготовки специалиста - одигофренопедагога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы коррекционной педагогики (дефектологии).

Учитывая знания студентов, полученные в курсе психологии умственно отсталого ребенка, в программе уделено внимание вопросам квалификации умственной отсталости, организации процесса усвоения знаний учащимися с учетом их индивидуальных и типологических особенностей.

Данная Программа впервые корреллирует с Государственным стандартом специального общего образования умственно отсталых детей, цели которого определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения следующих задач:

- организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса;

- определения содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;

- обеспечения коррекции развития этих детей с целью дальнейшей их социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;

- подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Курс "Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта" преподается в третьем, четвертом, пятом, шестом семестрах, предваряя прохождение педагогической практики в школе в седьмом, восьмом и девятом семестрах, что позволяет углубить и закрепить теоретические знания, совершенствовать умения и навыки, предусмотренные программой. Студенты заочной формы обучения в четвертом, пятом семестрах сдают зачеты, а в седьмом - экзамен. Студенты очно-заочной формы обучения сдают экзамены в четвертом и седьмом семестрах, в пятом – зачет. В ходе самостоятельной работы студенты изучают литературу, готовят конспекты уроков, а изучение каждого раздела заканчивается подготовкой реферата. В лекционном курсе особое внимание уделяется тем вопросам, которые имеют принципиальное значение для понимания методологических основ предмета и творческого подхода к решению задач, стоящих перед коррекционной школой.

Курс "Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта" состоит из трех больших взаимосвязанных разделов - теории обучения в специальной коррекционной школе VIII вида - дидактики; теории воспитания и истории помощи детям с нарушением интеллекта в России (истории олигофренопедагогики). Этот курс занимает важное место в подготовке учителей специальных школ. Хорошо известно, что ни одна наука, ни одна область человеческой деятельности не может успешно развиваться без глубокого изучения пред­шествующих этапов развития этой науки или деятельности. Олигофренопедагогика — сравнительно молодая наука, ее история насчитывает немногим менее 200 лет, однако и за этот период времени человечеством накоплен богатый опыт воспитания и обучения умственно отсталых детей.

Исходя из практической направленности всего учебно-воспитательно­го процесса в школе, в курсе олигофренопедагогики должное в Программе внимание уделяется освещению теоретических основ. Вопросы курса, которые достаточно полно отражены в теории олигофренопедагогики и отражены в литературе, могут быть предложены студентам для самостоятельного изучения. Лабораторные занятия, связанные c наблюдением и анализом учебно-воспитательного процесса, как правило, проводятся на базе специальной школы. Практические занятия проводятся аудиторно и имеют своей целью обобщение наблюдений, проведенных в школе, подведение итогов самостоятельной работы студентов со специальной литературой. Следует иметь в виду, что последовательность изучения разделов "Дидактика", "Теория воспитания", а также некоторых тем внутри разделов курса "Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта" могут быть изменены с учетом опыта преподавания, сложившегося на кафедре.


  1. Содержание курса.

1.Раздел. Общие вопросы изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта (олигофренопедагогики)


1.1. Предмет, задачи и методы изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики - воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация. Олигофренопедагогики как наука об изучении, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников. Теоретические основы олигофренопедагогики. Задачи специального образования и коррекционной педагогики (дефектологии). Задачи олигофренопедагогики на современном этапе.

Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей. Перспективные направления развития олигофренопедагогики в современных условиях. Связь олигофренопедагогики с современными науками.

Методы научных исследований в олигофренопедагогике.

1.2. Умственно отсталые дети как объект изучения, обучения, воспитания, реабилитации и социальной адаптации

Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проб­лему изучения и организации помощи умственно отсталым детям. Основные тенденции в понимании сущности умственной отсталости. Государственные и другие формы помощи умственно отсталым детям в Российской Федерации.

Деятельность международных организаций, направленная на развитие и совершенствования помощи умственно отсталым. Политика государства в области помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии.

1.3.Классификация умственной отсталости

Легкая степень умственной отсталости (дебильность). Средняя степень умственной отсталости (имбецильность). Тяжелая степень умственной отсталости (идиотия).

Психолого-педагогическое изучение учащихся. Состав учащихся специальной школы для детей с нарушением интеллекта (школы VIII вида).

Нормативные акты, регулирующие комплектование специальной школы.

1.4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Дети-олигофрены - основной контингент учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. Понятие олигофрении. Соотношение понятий "олигофрения" и "умственная отсталость". Причинами олигофрении экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера.

Социальные факторы, влияющие на аномальное развитие ребенка.

Клинико-психологический (патогенетический) подход, положенный в основу клинико-психолого-педагогической классификации М.С. Певзнер.

Умственная отсталость, осложненная психопатическими формами поведения. Осложненные формы олигофрении. Олигофрения при врожденном сифилисе. Врожденные дефекты метаболизма (нарушения секреторной функции эндокринной системы). Умственная отсталость при фенилкетонурии.

Неолигофренические формы умственной отсталости.

Деменция как одна из форм умственной отсталости. Разграничение деменции и олигофрении.

Индивидуальный и дифференцированный подход к проблеме обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Учет типологических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Концепции дифференцированного и интегрированного обучения.

Воспитание и обучение глубоко умственно отсталых детей.

1.5. Система помощи детям с нарушением интеллекта в РФ.

Принципы построения системы помощи детям с нарушением интеллекта в РФ.

Дифференцированная система специальных учреждений для детей в зависимости от степени выраженности дефекта и возраста ребенка. Учреждения системы социальной защиты и здравоохранения. Специальные учебно-воспитательные учреждения системы Министерства образования.

Негосударственные учреждения и другие типы учебно-воспитательных учреждений.

Дошкольные воспитательно-образовательные учреждения.

Общеобразовательная коррекционная школа для детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида) - основной вид учебно-воспитательного учреждения. Типовое положение о школе-интернате (школе) VIII вида. Образовательные, коррекционные и воспитательные цели и задачи школы. Государственный стандарт специального общего образования умственно отсталых детей, определяемый необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения следующих задач:

  1. организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса;

  2. определения содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;

  3. обеспечения коррекции развития этих детей с целью дальнейшей их социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;

  4. подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.

  5. роль школы в социальной реабилитации и адаптации подростков.

Система подготовки специалистов для специальных учебно-воспитательных учреждений.

1.6. Изучение, обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс

Единство законов развития нормального и аномального ребенка. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка.

Значение деятельности и общения в развитии личности ребенка. Взаимосвязь обучения и развития. Единство обучения, воспитания, развития и коррекции как основная закономерность педагогического процесса во вспомогательной школе. Сущность коррекционно-воспитательной работы.

Компенсация, “сверхкомпенсация” дефекта (по Л.С.Выготскому). Л.С.Выготский о роли первичных и вторичных дефектах в развитии умственно отсталых детей и возможностях их коррекции. Л.С. Выготский о социальной направленности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми.

Учение Л.С.Выготского о “зоне ближайшего развития”. Выявление положительных возможностей учащихся и ориентировка на них в учебной работе.

Ведущая роль обучения в развитии учащихся. Основные компоненты целостного педагогического процесса - цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы организации обучения и воспитания.

Инновационные технологии учебно-воспитательного процесса.

Значение ранней диагностики патологии психофизического развития и ранней коррекционной работы с детьми для повышения эффективности учебного и коррекционно-воспитательного процесса.

Взаимодействие школы и семьи.

Обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые аспекты аномального детства.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Составитель: Новикова И. М к п н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от «03» 09 2012 г. Программа учебной дисциплины «Основы управления специальным образованием»
Составитель: Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница