Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации




Скачать 15,32 Kb.
НазваниеД э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер15,32 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
д.э.н. И.В. Соболева


Развитие образования – вклад в будущее нации


Образование не только является важнейшей сферой, от которой зависит экономический прогресс современного общества, но и выполняет важные социальные задачи. Пожалуй, нет другой области общественной жизни, где экономические и социальные функции оказались бы столь тесно переплетены.

Наша страна пока что располагает населением с достаточно высоким по мировым стандартам образованием и хорошей профессиональной подготовкой. По таким показателям как накопленное число лет обучения, распределение населения по уровню образования, доля занятых в сфере НИОКР, мы лишь незначительно отстаем от США и опережаем большинство западных стран.

Сегодня, несмотря на динамичный рост большинства стандартных показателей, характеризующих развитие образования в нашей стране, в этой области формируется комплекс серьезных противоречий и проблем. С одной стороны дает сбой выполнение социальных функций образования, утрачивается его роль в формировании моральных устоев, норм, установок молодого поколения, его гражданской позиции, усвоении общекультурных и патриотических ценностей, объединяющих различные слои и страты населения в единую национальную целостность. С другой – провалы системы образования выступают барьером полноценному экономическому развитию. Обострение проблем в этой сфере, отчасти, связано с новыми вызовами, порожденными глобализацией, становлением информационного общества, вступлением России в европейское образовательное пространство. Однако не в меньшей степени в нем повинна выбранная еще в начале 90-х годов прошлого века стратегия реформирования образования, которая не учитывает особенности этой нерыночной по своей природе отрасли нематериального производства.

Сохранившиеся до сегодняшнего дня конкурентные преимущества России, связанные с образованием населения, в подавляющей части унаследованы от дореформенного периода. Тогда развитие этой сферы было не только декларативно, но и de facto включено в систему стратегических приоритетов государства и ориентировалось на решение широкого спектра экономических и социальных задач. Государственная политика в сфере образования способствовала не только интенсивному накоплению человеческого капитала, но в не меньшей мере выравниванию возможностей людей, формированию единого мировоззренческого пространства, сплочению наций, наращиванию социального ресурса общества. Доступность образования расширяла возможности социальной мобильности, формирования так называемых слабых связей между представителями различных слоев и групп населения, смягчения социального неравенства.

В советской экономике, характеризовавшейся низкими и относительно равномерными заработками, индивидуальное накопление в среднем приносило небольшую денежную отдачу (а во многих случаях не приносило ее вовсе)1. Однако хорошо работала система косвенных стимулов. Получение каждого следующего уровня образования приносило ощутимый неденежный выигрыш, открывая новые возможности, связанные с карьерой, повышением профессионального статуса, условиями и режимом труда и т.д. Учитывая, что механизмы удовлетворения многих потребностей были полностью или частично выведены за пределы рынка, индивидуальный выбор в пользу продолжения обучения являлся не только социально поощряемым, но и экономически рациональным. Таким образом, престиж образования был достаточно высок, чтобы выявить таланты, качество – чтобы их развить, а закрытость страны препятствовала их оттоку за пределы национальной экономики. Эта искусственная ситуация была окончательно разрушена в 90-е годы прошлого века.

Конкурентные вызовы в условиях современной глобализирующейся экономики изменяют требования к системе образования. Наряду с усвоением определенного объема знаний и умений более важным становится формирование таких навыков и свойств как умение находить информацию, принимать решения в условиях неопределенности, проявлять инициативу, творчески мыслить, работать в команде и т.д. Именно эти вызовы, сопряженные, прежде всего, с развитием глобальных воспроизводственных закономерностей, а отнюдь не с процессом рыночной трансформации национальной экономической системы, составляют императивы реформы образования.

Однако поиск путей ответа на них отошел на второй план. В фокусе реформы оказалась не модернизация концепции и разработка новых образовательных технологий, а экономические механизмы доступа к образованию, трактуемому как обычный товар. Реформа образования была запущена в той же либеральной рыночной логике, что и экономические реформы в целом. Студенты рассматривались как инвесторы, а колледжи и университеты как коммерческие организации, занятые продажей образовательных услуг.

Обоснованием максимального расширения рыночных отношений в этой сфере стала теория человеческого капитала, рассматривающая знания, навыки и компетенции, которыми обладает человек, как особый вид капитала, способный в рыночной экономике приносить ощутимый дополнительный доход его обладателю. Подчерпнутая из этой теории незамысловатая идея заключалась в том, что образование – это перспективный актив, в приобретение которого выгодно вкладывать средства. В тоже время ни специфике образования как особого социально значимого блага, ни особенностям процесса накопления человеческого капитала особого значения не придавалось. Между тем оба эти обстоятельство заслуживают осмысления, так как имеют конкретные практические последствия.

Образование не является чисто рыночным благом, издержки и выгоды его получения невозможно правильно оценить в рамках неоклассической теории, в центре которой так называемый рациональный индивид человек, преследующий свой личный интерес. Давно замечено, что в странах, обладающих более культурным и образованным населением, формируется более высокое качество жизни: там ниже уровень преступности, выше доверие людей друг к другу, лучше экологическая обстановка. Иными словами, усилия отдельных людей, направленные на повышение образования, не только приносят отдачу им самим, но и дают положительный внешний эффект, от которого выигрывает все общество. Здесь передаются и усваиваются принятые в обществе нормы и ценности, образующие основу социального единения.

Следует также учитывать, что инвестиции в образование представляют собой долгосрочные, стратегические вложения, сопряженные с высокой степенью риска. Эмпирические исследования показали, что у детей из менее обеспеченных семей выше косвенные издержки получения образования и ниже ожидаемая от него отдача2. Поэтому, чем благоприятней социально-экономический статус индивида, чем устойчивей и благополучней положение его семьи, тем более доступны и привлекательны для него инвестиции в человеческий капитал.

Мотивы инвестирования в образование имеют сложную структуру, определяются не только экономическим, но и социальным, культурным, психологическим факторами, находятся под сильнейшим воздействием социальных отношений и норм. В рамках социологической теории давно исследовался фактор социальных обязательств как мотивации получения образования. Было установлено, что рабочая молодежь часто отказывается от продолжения образования даже в тех случаях, когда с чисто экономической точки зрения такой выбор рационален3. Дети неквалифицированных родителей, обладающих низким уровнем образования и жизненных притязаний, чаще делают выбор в пользу отказа от дальнейшего обучения и сами пополняют ряды неквалифицированных работников. Отсюда возникают так называемые ловушки бедности.

Важно также, что в отличие от накопления материальных или финансовых ресурсов, приобретение знаний, навыков и компетенций представляет собой интерактивный процесс, процесс творческого взаимодействия учеников и учителя. Получение образования требует не только материальных и финансовых ресурсов, но, прежде всего, значительного вклада собственного труда учащихся. Объем образовательного капитала, накопленного в процессе обучения, зависит как от качества преподавания и организации учебного процесса, объема прослушанных курсов, технической оснащенности, так и от факторов, лежащих на стороне тех, на кого направлены усилия преподавательского корпуса: их личных трудовых усилий, природных задатков, системы мотиваций.

Отсюда следует, что индивидуальные результаты накопления человеческого капитала в ходе образовательного процесса значительно менее предсказуемы, чем при инвестировании в традиционные виды активов. Одинаковые вложения в образование могут вылиться в разные объемы человеческого капитала. Если два изготовленных на одном заводе по одинаковым чертежам компьютера будут иметь практически идентичные эксплуатационные параметры, то два выпускника одного и того же университета, прослушавшие одни и те же курсы у одних и тех же преподавателей, всегда будут различаться объемом и качеством приобретенных знаний, навыков и компетенций. Объем образовательного капитала, с которым выпускник покидает вуз, зависит не только от качества преподавания, но и от его собственных трудовых усилий, мотивации и природных задатков. В последнем случае налицо эффект дифференциальной ренты: подобно тому, как в сельском хозяйстве равные вложения капитала и труда дают разный урожай в зависимости от свойств земли, более способные студенты при равном объеме усилий учатся легче и успешней и достигают лучших результатов.

Таким образом, внутренняя эффективность образовательного процесса при прочих равных условиях будет тем выше, чем больше соответствие специфики профилю обучения природных задатков обучающихся, чем сильнее их мотивация к учебе, трудолюбие, целеустремленность. Поэтому предпосылки эффективного обучения в системе высшего образования должны формироваться на предыдущих ступенях. Прежде всего это относится к средней школе, где не только закладывается фундамент базовых знаний и навыков, но и формируются необходимые личностные качества – самостоятельность, ответственность, креативность, а также система нравственных норм и мотиваций. Многое зависит также от того, насколько системы профессиональной ориентации и конкурсного отбора справляются с задачей выявления наиболее способных и мотивированных претендентов на получение высшего образования. Формирование же искусственных барьеров в виде, например, высокой оплаты обучения, отсекающей менее обеспеченных претендентов от участия в конкурсе, выступает фактором, снижающим в масштабе общества эффективность процесса накопления человеческого капитала.

Учет особенностей образования как блага, специфики его накопления, многоплановости задач, стоящих перед этой сферой в современном обществе дает убедительно говорит в пользу необходимости государственной поддержки и регулирования системы образования и просвещения. Однако, в нашей стране доминантой реформы в этой области до недавнего времени было постепенное устранение государства и возрастающая опора на рыночные механизмы.

Финансирование образования

Практическое осуществление реформ началось с сокращения государственных расходов на образование. На протяжении 90-х годов прошлого века их доля в ВВП уменьшилась в полтора раза (до 3%), а с учетом кризисного падения ВВП в реальном выражении соответствующие расходы сократились почти вдвое. Перелом наступил лишь к середине второго десятилетия реформ: доля ВВП, выделяемая на образование, постепенно выросла до 4,8% ВВП. Тем не менее по абсолютным размерам затрат на образование Россия сегодня сильно отстает не только от наиболее развитых, но по некоторым позициям и от развивающихся стран (см. табл.1).


Таблица 1. Удельные затраты на образование различного уровня в 2005 г. в некоторых странах4

Регион

Затраты на среднее образование

Затраты на высшее образование (в год)

в год

за весь срок обучения

$(ППС)

% от среднего по ОЭСР

$(ППС)

% от среднего по ОЭСР

$(ППС)

% от среднего по ОЭСР

США

10390

133,1

117538

134,0

24370

211,7

Новая Зеландия

6278

80,4

72102

82,2

10262

89,1

Великобритания

7167

91,8

84750

96,6

13506

117,3

Германия

7636

97,8

88100

100,4

12446

108,1

Франция

8927

114,4

89280

101,8

10995

95,5

Корея

6645

85,1

68424

78,0

7606

66,1

ОЭСР

7804

100,0

87720

100,0

11512

100,0

Бразилия

1186

15,2

13834

15,8

9994

86,8

Россия

1754

22,5

19296

22,0

3421

29,7
  1   2   3

Похожие:

Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconРассказ о великих гуру качества важен и с другой точки зрения. Всеобщее качество строится на гуманистических ценностях, в том числе и этических.
В 40-е годы Америка имела военных героев; в 60-е годы образцами для подражания были космонавты. В настоящее время героями следует...
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
За большой вклад в развитие науки, участие в научно-исследовательской деятельности и в связи с профессиональным праздником Днем российской...
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации icon8класс. Курс «Человек и его здоровье». Пояснительная записка
«Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных...
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconВнеклассное мероприятие Учитель математики
Цели мероприятия: познакомить с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconВ. Р. Филиппов «Теория нации» И. Сталина и ее влияние
«теории нации» ни у кого не вызывал сомнения. Известно, что в 1933 г он дал Е. Ярославскому письменное указание отразить в печально...
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconКраткий словарь терминов 52
Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли T. A. Власова, Д. И. Азбукин, B. M. Бехтерев, В. П. Сербский и многие другие...
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconТема внеклассного мероприятия
Воспитывать гражданские и духовные черты личности на примерах жизни и творчества выдающихся людей России, внесших огромный вклад...
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconВ россию
Фарфор и все связанные с ним традиции и ритуалы внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, став одним из важнейших воплощений...
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconПочетная грамота главы администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области
Соболева Любовь Андриановна участковый врач-педиатр муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Выборгская детская городская...
Д э. н. И. В. Соболева Развитие образования – вклад в будущее нации iconОбщеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако
Тся далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница