Нравственно-экологическое воспитание младших школьников




Скачать 11,59 Kb.
НазваниеНравственно-экологическое воспитание младших школьников
Дата04.02.2016
Размер11,59 Kb.
ТипДокументы
НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, воздействие человека на окружающую среду стала очень актуальной. Громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.

Формирование экологического сознания - одна из главных задач школы. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как её части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств: трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование нравственности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчёркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника

Ответственное отношение к окружающему миру формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:

1.Доказать ученикам, что в природе всё взаимосвязано.

2.Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их, ибо нарушение связей влечёт за собой необратимые последствия для природы и человека.

3.Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

На уроках ознакомления с окружающим миром в первом классе дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути её расширения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса формируются понятия: экология, экологические цепочки, экологические проблемы, экологическая катастрофа.

В последующие годы обучения особое внимание учеников обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе. Рассматриваются связи между живой и неживой природой, между компонентами живой природы, между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им помогают экологические связи. Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Постоянное внимание к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся. Словесными методами конкретными примерами решается ряд задач. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней, сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении, факте. Ученик приучается слушать и слышать учителя. Очень важно создать соответствующую эмоциональную атмосферу. Для этого подбираю рассказы, сказки, стихи по темам занятий.

Экологические представления у детей формируются лишь при непосредственном наблюдении природы. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Каждая экскурсия должна быть подготовлена, иметь тему, цель и задачи. Надо составить план, выбрать место, спланировать организационные формы деятельности учащихся. Все явления рассматриваются в тесной взаимосвязи и развитии. Перед экскурсией дети заучивают стихи о природе. При проведении использую загадки, дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Перед экскурсией даю детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся. Н.Г.Томилина считает, что успех экскурсии в лес в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывать жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояния. Основой эмпатического чувства ребёнка в этом случае является феномен децентрации - способности встать на позицию другого, понять его, увидеть ситуацию чужими глазами.

Очень интересны и целесообразны для этого игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились ёж с белкой и разговорились…»; «Выглянул подснежник из-под снега, огляделся и подумал…» и другие.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.

Учитель должен стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивать творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формировать исследовательские навыки, умения, способности принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания, вовлекать ребят в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявлять редких и исчезающих видов, организация экологической тропы).

Очень часто на уроках ознакомления с окружающим миром использую проблемные экологические ситуации, где ребята предлагают свои проекты по защите природы. Увлекает учащихся и такая работа как составление кроссвордов, участие в викторинах, сочинение сказок на экологическую тему, защита экологических плакатов. Свои знания и умения ребята проявили участием в областном телекоммуникационном проекте «Судьба природы - наша судьба», где заняли 1 место среди учеников 3 классов.

В нравственно – экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придавать экологическую ориентацию, следует выделить уроки – праздники и тематические уроки («Праздник леса», «Лесной карнавал», «Береги природу»). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. «Охрана природы – долг каждого» - вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой викторины, соревнования и выступления. Например, турнир знатоков природы может включать несколько этапов: лучший знаток тайн природы, конкурс рисунков «Природоохранительные знаки», реклама книг о природе, конкурс устных рассказов на тему: «Красная книга природы» и другие.

Экологическое образование создаёт реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках. На уроках чтения составляем рассказы по сюжетной картинке, проводим разбор сравнительных оборотов в стихах. На уроках русского языка даётся начало рассказа на экологическую тему, его нужно продолжить; пишем сочинения по наблюдениям на экскурсии, сочинения – описания животного (растения). На уроках математики составляем задачи на основе экологических знаний.

Система межпредметных связей может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях школьников.

Ученики, получая определённую систему знаний, усваивают нормы и правила нравственно – экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Эти нормы и правила формируются в определённых условиях. Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов. Второе непременное условие – нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, охрана и подкормка птиц, уборка природных территорий, шефство над памятниками природы и тому подобное.

Нравственно – экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляется с учётом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно – экологической культуры.

Библиографический список

1.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа.-1997 г.-№4.-С.39.

2.Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.- «Просвещение».- 1995 г.-С.44.\

Похожие:

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников iconРеферат «Экологическое воспитание младших школьников»
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено...
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников iconПроект «Экологическое воспитание учащихся в условиях школы полного дня»
В балаково стартует новый межрегиональный проект в сфере экологического воспитания школьников
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников iconТема для беседы
«Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры»
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников icon1 раздел: «Я человек»
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках по системе Л. В. Занкова и внеклассных мероприятиях
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников iconФизическое воспитание младших школьников
Он приобретает способность быстрее и точнее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников icon«Средняя общеобразовательная школа №71» Программы внеурочной деятельности
«Азбука нравственности» (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников)
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников iconПатриотическое воспитание младших школьников
Это признание в любви к Родине из поэмы «Слово о погибели земли Русской» неизвестного автора 13 века
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников iconОбразовательная программа по индивидуальным занятиям по литературному чтению Составил: учитель начальных классов
Целью курса является формирование младших школьников как сознательных читателей, проявляющих интерес к чтению, владеющих навыком...
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников iconУтверждаю: Руководитель творческой группы
Маоуоош д. Городня по теме ««Духовно-нравствственное развитие и воспитание младших школьников в рамках реализации фгос начального...
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников iconРазвитие умственных способностей у младших школьников
Психолого-педагогические предпосылки развития умственных способностей у младших школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница