Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание




НазваниеПсиходиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание
страница1/10
Дата04.02.2016
Размер7,74 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6

1.1. Представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни. 6

1.2. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. 9

1.3. Проблемы отношений в неполной семье. 18

2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24

2.1. Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI. 24

2.2. Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 57



ВВЕДЕНИЕ



С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

В нашей стране всплеск интереса и внимания к закономерностям детско-родительских отношений, структуре и развитию семьи, развитию личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и патологическим влияниям семьи, приобрели огромный размах в последние годы. Помимо того, что ценность семьи в российском обществе безусловно растет, интерес к данной теме в отечественной психологии связан еще и с малочисленностью и разрозненностью теоретических исследований, а также с запросами практики, с необходимостью создания эффективных и экономичных технологий практической работы с семьей в современном российском обществе.

Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало).

Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр1.

Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Поэтому актуальность и значимость проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Целью нашего исследования является: проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Объект исследования – отношения родителей и детей младшего школьного возраста в современной семье.

Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.

Гипотеза: родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника, а также положительная динамика развития школьников может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений.

В процессе работы на основании цели, предмета, объекта и гипотезы, нами были выдвинуты задачи исследования:

1. изучить представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни;

2. проанализировать типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие личности ребенка;

3. выявить проблемы отношений в неполной семье;

4. провести эмпирическое исследование с целью определения детско-родительских отношений в современной семье;

  1. 5. исследование особенностей родительской позиции в детско-родительских отношениях с помощью теста PARI;

6. выявление связи между особенностями родительской позиции, характером переживания ребенком детско-родительских отношений и видами реального взаимодействия между ребенком и взрослым с использованием методики «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовали комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

-теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

  • психодиагностические методы (тест PARI Родительско-детские отношения, методика «Родительское сочинение»);

- наблюдение, беседа;

- психокоррекционные методы.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие личности младших школьников в рамках педагогической и семейной психологии. На основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о типологии детско-родительских отношений в семьях с детьми младшего школьного возраста. Влияние родителей опосредовано родительским отношением. Уточняются принципы психологической оптимизации детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста. Полученные результаты развивают и дополняют научные представления об особенностях формирования и становления личности младшего школьника в системе детско-родительских отношений. Исследование вносит вклад в развитие научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семей с детьми младшего школьного возраста.

Характеристика выборки: Исследование проводилось в 2007 г., в исследовании приняли участие 10 семей. Выборка носила случайный характер. Было обследовано 20 родителей, имеющих детей младшего школьного возраста.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconРабочая программа По дисциплине: Диагностика и коррекция детско-родительских отношений и невротических расстройств у детей
По дисциплине: Диагностика и коррекция детско-родительских отношений и невротических расстройств у детей
Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconСтрахи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений

Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconВозрастные особенности детей ( информация для родителей) Младший школьный возраст
Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным...
Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconТомчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района
Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях
Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconЛитература
Изучением детско-родительских отношений в семьях занималась большая группа ученых (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, И. В. Дубровина,...
Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconСтили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень...
Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconПри поддержке администрации Новосибирской области
Выполнение указанных выше задач будет способствовать коррекции детско-родительских отношений, ненасильственному поведению в семье,...
Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconМладший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода
Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходиться...
Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconАнализ учебной деятельности учителей начальных вспомогательных классов Красногвардейской специальной /коррекционной/ школы-интерната №25 VI вида за 2010 2011 учебный год
При этом младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных возрастных этапов на пути формирования целостной личности...
Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст) содержание iconЭмпирическое исследование, посвящённое изучению особенностей развития детско-родительских отношений в семье
В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница