Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района




Скачать 13,35 Kb.
НазваниеТомчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района
Дата04.02.2016
Размер13,35 Kb.
ТипДокументы
Томчик О.И.

воспитатель ГБДОУ №26

Красногвардейского района

г. Санкт- Петербурга


Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях


Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук: психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучаю семью в разных направлениях, но каждый подчеркивает важную роль проблемам детско-родительских отношений.

При изучении проблемы детско-родительских отношений, мы столкнулись с тем, что в различных исследованиях используется разные понятия, такие как родительские установки и ожидания, родительские позиции, типы родительского отношения, семейные ценности, стили общения.

Под детско-родительскими отношениями мы будем понимать один из видов человеческих отношений, который включает в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений сильной эмоциональной значимостью, амбивалентностью, неоднозначностью и противоречивостью.

Важным в особенности детско-родительских отношений является понятие особенностей двух подсистем отношений: «отношения ребенка к родителю» и «отношения родителя к ребенку». Отношения ребенка включают отношение к себе, отношения к родителям и социальную адекватность поведения. Отношения родителя включают отношение к себе как к родителю, отношение к ребенку и стиль семейного воспитания. Такой подход позволяет обозначить проблемы в детско-родительских отношениях не только как проблемы отношений. При тотальных нарушениях в обеих подсистемах и во всех компонентах детско-родительских отношений в коррекционной работе необходимо опираться на наиболее сохранные компоненты отношений. Вполне естественным является перенесение в свою семью методов воспитания и воздействия, которые были присущи родительской семье.

Детско-родительские отношения как важнейший детерминант психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

  • характер эмоциональной связи;

  • мотивы воспитания и родительства;

  • степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

  • удовлетворение потребностей ребенка;

  • стиль общения и взаимодействия с ребенком;

  • способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;

  • социальный контроль;

  • степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания;

Интегративными показателями детско-родительских отношений являются:

  • родительская позиция;

  • тип семейного воспитания;

  • образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка.

Взаимодействие между родителями и детьми трансформировалось на протяжении истории от «инфантицидного» - детоубийства, насилия до помогающего, который направлен на том, что родители обеспечивают индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, налаживают эмоциональный контакт.

Радикальные сдвиги, происшедшие в России за последние два десятилетия - развитие рыночной экономики, возникновение принципиально нового информационного пространства, расширение контактов российских граждан с внешним миром привела к изменениям системы ценностей в различных сферах, в том числе и в детско-родительских отношениях, а также изменилась и сама концепция детства .

В 1980-х годах в российском обществе было нормой взрослеть в обществе сверстников: существовали определенные пространства (кружки, двор) и определенные часы (условно говоря до прихода родителей с работы), когда дети были предоставлены сами себе и родители были более менее спокойны за них. Позднее преобразования, которые произошли в последнее время привели к кардинальным изменениям в жизни детей и их родителей. В первую очередь усилилась детско-родительская зависимость: дети дошкольного и младшего школьного возраста практически перестали оставаться без присмотра или проводить время в «монокомпании» сверстников. Криминальная обстановка 1990-х привела к тому, что детей не выпускали на улицы без сопровождения родителей. Сегодняшнее поколение молодых людей и подростков, в том числе и я сама хорошо помнят то время. В 1990-200-е годы по мере сокращения детской автономии возрастал страх родителей за будущее своих детей, нередко приобретавший форму разного рода фобий, связанных с безопасностью ребенка. Все это не могло не сказаться на особенностях стиля воспитания детей в семье и тех ошибках, которые есть и сегодня.

Как показывает анализ теоретических источников, понятие стиль семейного воспитания является наиболее распространенным в литературе, так как он в большей степени, по сравнению с другими компонентами детско-родительских отношений определяет личностное становление и развитие ребенка.

Стили воспитания - это определенный образ поведения родителей, который проявляется в различных ситуациях, создавая тем самым «всеобъемлющий», устойчивый климат воспитания ребенка.

Синонимом «стилю воспитания» будут являться понятия «тип воспитания», который является важнейшей интегративной характеристикой воспитательной системы. В современной литературе, трактовка данного термина не представлена, а в самом широком смысле тип определяется как «классификационное понятие в научной систематике». Таким образом, можно сказать, что под типом семейного воспитания можно понимать разновидность процесса внутреннего взаимодействия в семье, обладающего различными признаками. Это понятие близко определению, которое дано И.А. Хоменко в исследовании понятийно - терминологического аппарата семейной педагогики. Тип, по ее мнению - доминанта семейного воспитания, определяемая по какому-либо конституированному признаку (например, по степени эмоциональной близости; гендерной включенности; психолого-педагогической компетентности родителей и т.д.).

Критерии классификации типов семейного воспитания и типологии представлены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых: Личко А.Е. (1989),. Эйдемиллер Э.Г и Юстицкиса В. (1999), Варга А.Я. (1997), Захарова А.И. (1997), Крайг Г., (2001), Маккоби и Мартин (1983) и других. В основе своем, выделяемые авторами стили поведения, варьируются на основе соотношений таких параметров как степень контроля и теплоты по отношению к ребенку.

Лисиной М.И. и другими было установлено, что если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе кажутся искаженными [36, 42 с.].

Вместе с тем психотерапевты обнаружили важную закономерность: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчиков особое значение имеет опыт общения с отцом и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Выбор может происходить по разным критериям: сходству или противоположности. [9]. Все будет зависит от тех типов семейного воспитания которые присутствуют в семье.

В психологических работах большинство работ, которые бы описывали особенности современных семей строятся в основном на различных отклонениях (в составе, в отношениях, в типах воспитания) от некой нормы, которой на самом деле нет. Каждая семья - индивидуальный мир со своими особенностями отношений (в том числе и детско-родительских), ценностными установками, нормами и правилами. Остановимся на более частых вариантах дисгармоничного типа воспитания.

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Нужно заметить, что в таких семьях ребенок не всегда сможет осознать значение семьи, отсутствие необходимого внимания и тепла не дают наверняка должной предпосылки на создание семьи.

Гиперпротекция. Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции.

Авторитарность как стиль воспитания был выделен и Баумрингом Д. По его мнению родители, которые используют авторитарный стиль воспитания, отличаются низким уровнем принятия и участия в жизни ребенка. Они холодны в отношениях с ребенком, склонны к отвержению и часто унижают его, высмеивая и подавляя.

Противоречивое воспитание. Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно разных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Даныый тип отклоняющегося поведения был выделен Личко А.Е. и Эйдемиллером Э.Г. в основе его лежит чрезмерная требовательность, предъявляемая к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и индивидуальным особенностям .

Гиперсоциализирующее воспитание. Выражается в тревожно - мнительной концентрации родителей на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях (Гарбузов В.И.).

Жестокое обращение с ребенком. Характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя.

Варга А.Я. выделяет в типологии родительских отношений принимающее - авторитарное родительское отношение, «маленький неудачник», симбиотическое родительское отношение, симбиотически- авторитарное родительское отношение.

Броди С. выделил следующие типы: поддерживающее, разрешающее поведение, приспособление к потребностям ребенка; чувство долга и отсутствие интереса к ребенку; непоследовательное поведение.

Соколовой Е.Т основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа их взаимодействия при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция и соперничество. Ей было подчеркнуто, что лишь при сотрудничестве отсутствует игнорирование партнера и при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, поэтому такой тип взаимодействия побуждает ребенка к активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

Детско-родительские отношения также рассматриваются с точки зрения «роли», которую ребенку «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношения.

Добрович А.Б выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».

Мы выделили лишь незначительную часть трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибок, которые они допускают в своей воспитательной практике. Тем не менее, знание даже этих типичных особенностей семейного воспитания поможет избежать многих недоразумений во взаимоотношениях с собственными детьми.


Список использованной литературы:


  1. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Фобос, 1991.

  2. Дружинин В.И. Психология семьи: 3-е изд.- СПБ.: Питер, 2007.- 175 с.

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О.А. Карабанова - М.: Гардарика, 2007 – 320 с.

  4. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. – СПб.: Речь, 2005 - 240 с.

  5. Лаура Е. Берк Мастера Психологии. Развитие ребенка. - СПб.: «Питер», 2006. - С.893-899

  6. Овчарова Р.В. Психология родительства - М.: «ACADEMA», 2005.-312 с.

  7. Основы психологии и семейного консультирования: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева - М.: Изда-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 328 с.

  8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под редакцией Силяевой Е.Г., Артамоновой Е.И., Екжановой Е.В. и др. – М.: ИЦ «Академия», 2002 - 192 с.

  9. Смирнова Е.О., Соколова М.В.. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка. //Психолог в детском саду.- 2003 - №4

  10. Хоменко И.А. Концептуализация понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики// известия Самарского научного центра РАН.- №4 (6).- 2009- С. 887-890.

  11. Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей - СПБ: Издательство «Образование», 1995. - С 11- 31.

  12. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений / О.В.Хухлаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208с.

  13. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство «ВЛАДОС- ПРЕСС» 2006.

  14. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект, 2008- 736 с.




Похожие:

Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconПриказ от 03. 09. 12г. №51 Согласовано: Педагогический совет
Министерства образования и науки российской Федерации от 24. 03. 2010; Программой развития гбдоу на 2011-2015 г г и, исходя из анализа...
Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconОтдел образования администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Районный ресурсный центр школьного дополнительного образования Информационно-методический сборник Выпуск №2 Система школьного дополнительного образования Красногвардейского района Санкт-Петербург

Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconГодовой план работы гбдоу детский сад №12 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на 2012 2013 учебный год
Гбдоу детский сад №12 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга имеет Лицензию на право ведения образовательной деятельности серия...
Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconРегламент государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по предоставлению государственными образовательными учреждениями,
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методист имц красногвардейского района по русскому языку и литературе, Заслуженный учитель РФ с. П. Белокурова
Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconСпецифика реализации проектного метода в работе с дошкольниками Ахтырская Юлия Викторовна
Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад №62 (гбдоу №62) Приморского района г. Санкт-Петербурга
Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconМинистерство образования ставропольского кра^
О государственной аккредитации муниципального общеобразовательно учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», село Ладовск...
Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconПрограмма информационного сопровождения родителей при подготовке детей к школе
Гбдоу детский сад №119 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей...
Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconМетодическая разработка круглого стола «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»
Евстигнеева Наталия Геннадьевна – заместитель директора по воспитательной работы гбоу средняя школа №127 с углубленным изучением...
Томчик О. И. воспитатель гбдоу №26 Красногвардейского района iconУчебно-методическое пособие Использование элементов триз- педагогики в обучении школьников математике. Выполнила Родионова Надежда Владимировна учитель математики школы №191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Такая цель направлена на реализацию внутреннего потенциала школьника, развитие его творческого начала, продуктивности мышления, любознательности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница