Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100»




Скачать 25,98 Kb.
НазваниеКонспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100»
Дата04.02.2016
Размер25,98 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. ОС «Школа 2100»

Тема: «Весна: пробуждение природы».

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением природы.

Задачи:

Образовательные задачи:

- познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;

- сформировать целостный образ весны средствами предметов окружающий мир, литературное чтение, музыка;

- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении;

- определять последовательность событий в природе и их связи.

Развивающие задачи:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетический вкус детей;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение определять свое отношение к миру;

- формируем любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам;

- проявление любознательности к изучаемому материалу.

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение представлять информацию в виде схемы;

- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение устанавливать аналогии;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.


- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяя их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- знать основные признаки каждого времени года.



Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход


Тип урока: «открытие» новых знаний


Учебно-методическое обеспечение:

Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 1 класс. (Я и мир вокруг) часть 2;

рабочая тетрадь к учебнику.



Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Формирование самооценки готовности к уроку

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Приложение, слайд 2


Оценивают свою готовность, настрой на работу.


Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.



Психологический настрой

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Актуализация и закрепление знаний детей о различиях живой и неживой природы

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны.

На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё разнообразие природы. Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

Что такое природа?


Вспомните, какая бывает природа?

Что относится к живой природе?


А что относится к неживой природе?


Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой.

А чтобы убедиться, что вы надёжно это запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа». Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанных руками человека – хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, гусеница, камни, ромашка, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, человек.

Приложение, слайд 3




Все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Живая и неживая

Растения, животные, человек.

Вода, воздух, почва.


Дышит, питается, растет, размножается, умирает.


Выполняют задание, согласно инструкции.





Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.



Введение в тему урока и постановка учебной проблемы

(мотивирующий прием «яркое пятно»)


Минутка релаксации и отдыха



Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.


Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.


- Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили тему урока.

-Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Приложение, слайд 4

(На фоне музыки Чайковского «Времена года. Март» звучит стихотворение, которое подготовил ученик)


Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Маршак)

-Действительно, мы будем говорить о весне. И тема нашего урока называется «Весна – пробуждение природы».

Приложение, слайд 5

Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа: мы будем говорить о весне, о пробуждении природы; будем учиться выделять признаки весны.


Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете, назовите их.

Приложение, слайд 5

Запомните, месяц март получил своё название в честь бога войны Марса, апрель – значит даровитый. Апрель – водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку.

Непостоянен обманщик - апрель: на дню семь погод.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Куда не ступишь, куда ни посмотришь – везде вода.

а май – в честь богини Майи, ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.


А что же происходит с природой весной? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте природу.

Аудиозапись «Весенний шум».

Приложение, слайд 6

Какие звуки вы услышали в этой музыке?


Приложение, слайд 7

Нашим помощником и консультантом будет Мудрая сова. Прочитайте вопрос, который нам подготовила Совушка-умная головушка:


Проблемный вопрос: Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение?


Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?


Посмотрите в учебник на стр.38 и на экран. Перед вами картина Александра Кондратьевича Саврасова. Что вы на ней видите? Приложение, слайд 8

Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Может кто-то назовет и весенний месяц?

- Да, именно в марте прилетают грачи. По народному поверью в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки к своим гнездовьям грачи. Их еще называют – вестники весны. Картина эта так и называется «Грачи прилетели».

Есть народная примета, связанная с прилетом грачей.

Грач прилетел – через месяц снег сойдет.


Приложение, слайд 9

Игра «Семечко».

Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку.

Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес!



Весна


Март, апрель, май.


Бегут ручьи, поют птицы.


О весне, о живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе.


Нет, не можем.


Деревянные дома, церковь, темный, грязный снег, на березках еще не распустились листья, проталины, на деревьях грачи, они строят гнезда.


Март.



Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).


Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.


Открытие нового

знания

Развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

-Представим, что мы волшебники. Закройте все глазки, повернитесь вокруг себя и хлопните три раза в ладоши. Откройте глазки. Мы оказались на первой станции «Признаки весны».


Приложение, слайд 10

А теперь посмотрите на следующие иллюстрации на с.39 учебника и ответьте на вопросы:

- Почему в лесу видны проталины?

- Почему тает снег?

- Что происходит со льдом на реке?

- Как называют движение льда по реке?

- Почему начинается ледоход?

- Что помогает деревьям и кустарникам распускать листочки?

Сколько разных вариантов ответов! Но наша задача выбрать наиболее характерные признаки весны.

Работа в парах.

- Возьмите карточки жёлтого цвета. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах)


Карточка жёлтого цвета


Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Река освобождается ото льда.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег. Распускаются первоцветы.


- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? Приложение, слайд 11

- Давайте перечислим все признаки, которые остались. (Учитель на динамической картине показывает все изменения в природе)


- Давайте попробуем выделить самый главный признак. Почему тает снег, лед на реке?

- Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому, что к этому времени оно поднимается выше и солнечные лучи попадают прямо на нашу Землю, а чем прямее они будут попадать, тем станет теплее. Это связано с обращением Земли вокруг Солнца. С данным явлением мы будем знакомиться во 2-м классе. (На динамической картине учитель Солнце поднимает выше).

Приложение, слайд 12

Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми лучами весеннего солнца. От таяния снега зависит такое природное явление, как половодье. На реках происходит быстрый подъём воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы – наводнение, которое приносит людям много бед.


Почему же с наступлением весны тает снег, начинается ледоход, распускаются листья?

- Какой вывод вы можете сделать?


- Какой вывод вы можете сделать?

Уточните, прочитав вывод на с.39 учебника



Высказывания детей.


День увеличивается и становится теплее.


Вывод: весной становится тепло, поэтому снег тает и река освобождается ото льда. На деревьях и кустарниках распускаются листья.


Умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Осознание ценности совместной деятельности.



Физминутка

Восстановление физических и духовных сил

Приложение, слайд 13

Звучит аудиозапись П.Чайковского "Подснежник".

- Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная мелодия. А

сейчас встаньте и присядьте все к полу, представив, будто вы подснежники.

Лучи солнца посветили на вас, разбудили подснежники и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, цветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись.

Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку и себе.



Дети присели.

Медленно встают, протягивают руки вверх, смотрят на солнышко.


Повышение активности,

внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.


Применение нового знания

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности



Молодцы, какая приятная была музыка! Это потому что пришла весна, стало тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники.

Ребята, как вы думаете, почему подснежник получил такое название?


- А нам пора отправляться дальше в путь. Закройте глазки, хлопните в ладоши и откройте глазки. Наша станция называется «Первоцветы».

Приложение, слайд 13

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает разрезные карточки с изображениями первоцветов. Ваша задача найти нужные цветы.

1 группа: найдите подснежник

2 группа: найдите мать-и-мачеху

3 группа: найдите медуницу

- Так почему же эти растения называют первоцветами?)

- Ещё эти растения называют раннецветущие

-У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.


Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает? (подснежник)

-Также подснежник называют «галантус». Они бывают синие и белые.


-Мать-и-мачеха. Что готовят из листьев мать-и-мачехи? (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)


-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

- Почему она называется лекарственная?

(медуница-лекарственная четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий.)


- Ребята, а как вы думаете, в чем состоит главная причина оживления в жизни растений?

Охрана растений.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

- Представьте, если бы все люди сорвут по букету первоцветов. Что может произойти? Именно поэтому они занесены в Красную книгу. (Демонстрация книги).


- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?


- А нам пора отправляться дальше. Закройте глазки. Телепартируемся. Откройте глазки. Посмотрите, мы оказались на станции «Вестники весны».

Приложение, слайд 15


Не только растения реагируют на появление тепла, есть ещё одна примета весны – прилёт … кого?

– Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной?

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.


Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)


- Прочитайте на стр.41 народную примету о граче.


Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей.

- А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)


- Прочитайте народную примету про скворца.


- Следующими прилетают жаворонки.

А вот синицы в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых.


Приложение, слайд 16

- В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.


Приложение, слайд 17

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи.


- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края?


- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись?


- Как люди заботятся о птицах?

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

Рассмотрите птиц и их гнёзда на с.40



Появился первым из-под снега


Работа в группах


Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске


Зацветают первыми


Цветы появляются раньше, чем листья


(Тепло и свет)


В лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок.


Птиц.

Перелетные.


Выслушиваются ответы детей.


Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться

Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары


Строят скворечники

Успешное применение новых знаний.

Итог урока

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 



Итак, мы с вами пополнили свой багаж знаний. А теперь нам пора возвращаться обратно. Телепартируемся.


Приложение, слайд 18

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение?

- Теперь мы точно сможем на него ответить. Для этого мы поработаем в группах.


Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану


Карточка зелёного цвета

Весна приходит к нам сразу после ________.

Весенние месяцы – это_______________.

Весну можно узнать по таким признакам_______,


Какие раннецветущие растения появляются весной?

Охрана раннецветущих растений.


Какие птицы прилетают к нам весной?

Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

Какую пользу приносят птицы? Забота о птицах.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает свои пункты плана).

Приложение, слайд 19, 20, 21, 22


- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Что повторили из того, что уже знали?

- С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?

- Какое основное изменение происходит в природе весной?

- Что было самое интересное?



 

Высказывания детей.


День увеличивается

Стало теплее

Образовались проталины

Тает снег

Река освободилась ото льда

Распускаются листочки на деревьях

Прилетают птицы с юга


Подснежники, мать-и-мачеха, медуница .

В лесу передвигаться по тропинкам; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок.

Грачи, скворцы, жаворонки, дрозды, зяблики, ласточки, стрижи.

Появление насекомых.

Поедают вредных насекомых, спасают посевы от них.

Люди строят для птиц домики.


Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.



Рефлексия

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

Приложение, слайд 23



Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

 Дети поднимают карточки с самооценкой.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Похожие:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconКонспект урока по предмету Окружающий мир 2 класс умк «Школа России»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Владимира «средняя общеобразовательная школа №9»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconРабочая программа по предмету: «Окружающий мир»
Учебники: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир», рабочая тетрадь в двух частях, Москва, Просвещение, 2012 г
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconМетодическая разработка. Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Теоретические основы формирования экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconКурсовая работа: «Сравнительный анализ метапредметных технологий при изучении курса «Окружающий мир» во 2 классе»
Сравнить освоение учащимися ууд при работе в различных технологиях при изучении курса «Окружающий мир»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconРабочая учебная программа По предмету: Окружающий мир Для 2 класса
...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconРабочая программа по предмету окружающий мир для 2 класса

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса умк «Начальная школа 21 века» автор Виноградова Н. Ф
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века»...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconПлан-конспект урока «Образы растений в искусстве. Работа с бумагой в технике «Квиллинг»
«Прекрасное рядом с тобой», 3 класс, Куревина О. А., Лутцева Е. А., образовательная система «школа 2100», Москва, изд. «Баласс»,...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе
Цель урока: повторить и систематизировать полученные в 5 классе знания о признаках
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. Ос «Школа 2100» icon«новомирская основная общеобразовательная школа» Конспект урока по литературе в 9 классе
Эпиграфом нашего урока являются слова В. Соллогуба «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница