Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь»




Скачать 16,45 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь»
Дата04.02.2016
Размер16,45 Kb.
ТипУрок
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59»

г. Пермь, Дзержинский район


Конспект

урока русского языка в 10 классе

«Наш дар бессмертный – речь»

(Орфоэпические нормы литературного языка)


Ирина Степановна Шакирова,

учитель русского языка и

литературы высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 59» г. Перми


Пермь, 2011


Тема урока:

«Наш дар бессмертный – речь»

(Орфоэпические нормы литературного языка)

Цель урока:

  • Формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм

Задачи:

  • Осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;

  • Разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;

  • Отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности »;

  • Поработать над интонированием и артикуляционной четкостью речи через ролевую игру.

Оборудование:

  • Мультимедиа,

  • СD c проверочной работой, слайды

  • На парте каждого ученика карточки с орфоэпической разминкой, проверочная работа (тест), дидактический материал

Тип урока: практикум.


Ход урока:


I этап.


Вступительное слово учителя. Актуализация проблемы.


- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»


- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

- Так как же правильно: «творог» или «творог»?


- Между тем многие из нас, не говоря уже о людях известных, политиках например, совершенно не умеют говорить. Публичное выступление превращается в кошмар для слушателя. А ведь все мы хотим быть услышанными и понятыми. Поэтому владение литературным языком является признаком культурного человека, способного к общению в разных сферах деятельности.

  • Давайте сформулируем тему урока?

  • Сегодня мы поработаем только с орфоэпическими нормами.


II этап:


- запишем тему урока.

  • Какой раздел языкознания изучает произношение слов, ударение?

  • А что включают в себя орфоэпические нормы?



- Оформим это в виде таблицы:


Орфоэпические нормы



Произношение гласных и согласных звуков

Т
Нормы ударения

Произношение заимствованных слов
ак как у нас урок- практикум, то цель нашего занятия – отработка навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм литературного языка.


III этап:


Давайте начнем с орфоэпической разминки. Прочитайте выразительно фразы, написанные на карточках, соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. Обратите внимание на слова с выделенными буквами.

А теперь прочтите эти фразы вслух.


Карточка №1

  • А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из Сети.

  • У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

  • Мои намЕрения не изменились.

  • А где у вас мусоропровОд?



Карточка №2.

  • ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.

  • Выбери товар по каталОгу.

  • Розничные цены зависят от оптОвых.

  • Когда же наконец включАт свет?


Карточка №3.

  • Я в этой афЕре участвовать не буду!

  • Он получает хорошие дивиденДы.

  • УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.

  • Здесь необходимо экспЕртное заключение


Карточка №4.

  • Кусочек тОрта остался на протИвне.

  • БАрмен приготовил вкусный коктейль.

  • Меня принУдили к этому.

  • Сотрудника решили премировАть- и премировАли.


Каротчка №5.


  • Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.

  • Ваше ходАтайство отклонено.

  • ОбеспЕчение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.

  • Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.


IV этап.


  • Нет такой профессии, в которой речевые умения не были бы значимы. Но среди множества профессий есть такие, в которых требуется особое речевое мастерство, высокая культура общения. Какие?




  • Я приглашаю вас принять участие в ролевой игре. Представьте, что популярный пермский телеканал испытывает дефицит кадров. Объявлен конкурс на

замещение вакантного места диктора. Для этого нужно пройти тестирование.



  • А еще мы побываем в гримуборной актера Пермского драматического театра, когда он готовится к выходу на сцену.



V этап.

  • Пока участники готовятся, вы сможете оценить свой уровень орфоэпической грамотности, выполнив тест.




  • Что у вас получилось? Прочтите слово. Давайте проверим работу с помощью компьютера. Придерживаясь критериев, оцените свои работы.



VI этап


Слово участникам конкурса.

  • Оцените каждого во время выступления по следующим критериям: выразительность, грамотность речи, умение держаться перед камерой. Отметьте орфоэпические ошибки, допущенные во время выступления.

  • Кто прошел тест на замещение вакантной должности диктора?


Карточка: «Диктор 1»


Задание:

  1. Поздоровайтесь.

  2. Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

  • В эфире новости экономики.

  • Инвестиционный земельный банк «ИЗБАНК», уставный капитал которого составляет 100 млн.руб, приобретает земельные участки и недвижимость.

  • Владельцы акций не сидят сложа руки, дожидаясь дивидендов, а работают на предприятии, производят конкурентоспособные товары.

  • Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.

3. Попрощайтесь, назвав свое имя.


Карточка: «Диктор 2»


Задание:

  1. Поздоровайтесь.

  2. Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

  • Коротко о международных событиях.

  • Самолеты НАТО бомбардировали югославские города. Правительства ряда стран осудили инцидент выразили соболезнования.

  • Индия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира.

  • В Москву и США прибыли эксперты ФБР.

3. Попрощайтесь, назвав свое имя.


  • Любая хорошая речь предполагает соблюдение не только норм произношения, но и владение техникой речи: дикцией, интонацией, «чистотой» звуков. Определите, какие чувства вкладывает наш «актер» в произнесенные скороговорки.


Карточка «Актер».


Задание: Произнесите скороговорки, вкладывая в них разные чувства. Обратите внимание на чистоту звуков.

  1. От топота копыт пыль по полю летит (напугав слушателей; успокоив слушателей).

  2. На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо; похвалив кого-либо).

  3. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке (прочитав как информационное сообщение; выразив возмущение этой вестью).


VII этап.

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

  • Подведем итог урока.

  • В чем смысл соблюдения орфоэпических норм литературного языка?

  • Какие открытия и выводы для себя вы сделали сегодня на уроке? Попрошу вас написать несколько слов об уроке.

  • Соблюдение литературных норм: орфоэпических, лексических, грамматических – особенно важно в создании текста публицистического стиля. Но это уже тема совсем другого занятия.


- А сегодня я говорю вам - до свидания!

Хорошее слово « до свидания», прекрасное слово. Мы прощаемся, но мы же встретимся.

В память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас небольшой акцентологический словарь.

Надеюсь, что он будет очень востребован не только при подготовке к экзаменам.


Стихотворение

В.ГРОМОВА

«Шутка»


Ответы учащихся


Творог, хотя допустимы оба варианта


Варианты, предложенные учащимися.


Орфоэпия


Правила произношения и ударения


Работа в пара


(не афЁре)

(не дивиденТы)


Учащиеся называют профессии. Выбираем две: диктор и актер


. Выбираем 3 человека для участия в игре. Они получают задание на карточках и 5-6 минут на подготовку.


Для этого нам нужен еще 1 участник. (Получает задание и время на подготовку)


Выполнение проверочной работы (5-6 минут)


Проверка с помощью слайдов на компьютере

Слайды N2,№3


Учащиеся в тетрадях делают заметки по выступлению одноклассников

перед WEB- камерой


Выбираем победителя


Учащийся показывает занятие по артикуляции и интонированию речи перед WEB- камерой



Приложение


Карточка: Диктор 1

Задание:

  1. Поздоровайтесь.

  2. Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

  • В эфире новости экономики.

  • Инвестиционный земельный банк «ИЗБАНК», уставный капитал которого составляет 100 млн.руб, приобретает земельные участки и недвижимость.

  • Владельцы акций не сидят сложа руки, дожидаясь дивидендов, а работают на предприятии, производят конкурентоспособные товары.

  • Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.

3. Попрощайтесь, назвав свое имя.


Карточка: Диктор 2

Задание:

  1. Поздоровайтесь.

  2. Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

  • Коротко о международных событиях.

  • Самолеты НАТО бомбардировали югославские города. Правительства ряда стран осудили инцидент выразили соболезнования.

  • Индия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира.

  • В Москву и США прибыли эксперты ФБР.

  1. Попрощайтесь, назвав свое имя.



Карточка «Актер».


Задание: Произнесите скороговорки, вкладывая в них разные чувства. Обратите внимание на чистоту звуков.


  1. От топота копыт пыль по полю летит (напугав слушателей; успокоив слушателей).

  2. На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо; похвалив кого-либо).

  3. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке (прочитав как информационное сообщение; выразив возмущение этой вестью).



Карточка «Актер».


Задание: Произнесите скороговорки, вкладывая в них разные чувства. Обратите внимание на чистоту звуков.


  1. От топота копыт пыль по полю летит (напугав слушателей; успокоив слушателей).

  2. На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо; похвалив кого-либо).

  3. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке (прочитав как информационное сообщение; выразив возмущение этой вестью).



Карточка №1

  • А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из Сети.

  • У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

  • Мои намЕрения не изменились.

  • А где у вас мусоропровОд?



Карточка №2.

  • ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.

  • Выбери товар по каталОгу.

  • Розничные цены зависят от оптОвых.

  • Когда же наконец включАт свет?



Карточка №3.

  • Я в этой афЕре участвовать не буду!

  • Он получает хорошие дивиденДы.

  • УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.

  • Здесь необходимо экспЕртное заключение



Карточка №4.

  • Кусочек тОрта остался на протИвне.

  • БАрмен приготовил вкусный коктейль.

  • Меня принУдили к этому.

  • Сотрудника решили премировАть- и премировАли.



Каротчка №5.


  • Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.

  • Ваше ходАтайство отклонено.

  • ОбеспЕчение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.

  • Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.


.

Похожие:

Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconКонспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной)
Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы...
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconКонспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи»
План – конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи»
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconПлан-конспект урока русского языка 8 классе
Тип урока: урок-семинар, урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconУрок русского языка в 6 классе на тему
Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа...
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconРазработка урока русского языка в 7 классе «Стилистические функции причастий»; Степанова Лия Викентьевна учитель русского языка и литературы
Образовательные: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий...
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconКонспект урока литературы в 8 классе
Наш разговор о русской литературе XX века завершает рассказ Людмилы Улицкой «Бедные родственники». Это автор, чье творчество, несомненно,...
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconКонспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков
Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному
Конспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе
Цель урока: повторить и систематизировать полученные в 5 классе знания о признаках
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница