Методическая разработка урока русского языка по теме




Скачать 14,25 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока русского языка по теме
Дата04.02.2016
Размер14,25 Kb.
ТипУрок
Методическая разработка урока русского языка по теме

«Уточняющие члены предложения и их обособление» (закрепление изученного), 8 класс.

Цель:

1.Закрепление умения опознавать уточняющие члены предложения и выделять их в письменной речи знаками препинания, а в устной речи – интонацией.

2.Формирование коммуникативной компетенции в процессе работы в группах, в парах, в монологических высказываниях.

3.Воспитание патриотизма через использование заданий, связанных с темой «Родина».


1.Организационный момент.

Учитель: здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей, садитесь. Я желаю вам удачи и хорошей работоспособности.


2.Целеполагание.

Учитель: Ребята, с каким понятием мы познакомились на предыдущем уроке?

Учащиеся: Мы познакомились с понятием «уточняющие члены предложения».

Учитель: Какова была цель знакомства с данным понятием?

Учащиеся: Цель знакомства с понятием «уточняющие члены предложения» - научиться опознавать уточняющие члены, чтобы выделять их на письме знаками препинания, а при произношении – интонацией.

Учитель: Сегодня мы продолжим работать над темой «Уточняющие члены предложения и их обособление». Давайте сформулируем цель нашего урока.

Учащиеся:

Цель урока - закрепить умение опознавать уточняющие члены предложения и выделять их на письме знаками препинания, а при произношении - интонацией.

Учитель: запишите в тетради число, вид работы и тему.


3.Актуализация знаний.

1).Проверка знания теории.

Учитель: Итак, давайте вспомним, что мы знаем об уточняющих членах предложения: (используя схему, составленную на предыдущем уроке, ученик (ученица) рассказывает об уточняющих членах предложения, приложение №1).

2).Проверка умения опознавать уточняющие члены предложения.

-Учитель: Ребята, отрабатывая на уроке навык обособления уточняющих членов предложения, мы будем обращаться к текстам, высказываниям, отдельным предложениям на тему «Родина». Каждый человек хоть раз в жизни задумывается над вопросом, чем для него является Родина. Сейчас вы познакомитесь с мини-сочинением, в котором ученица представит своё видение Родины. Ваша задача – найти предложения с уточняющими членами.

-Ученица читает мини-сочинение, выделяя интонационно уточняющие члены предложения (текст высвечивается на слайде).

Родина…Слово звучное, ёмкое. В словаре Ожегова его значение раскрывается так: отечество, родная страна; место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо.

Для меня родина - это в первую очередь родной город - Хабаровск. Здесь, на далёкой окраине России, выросли мои родители, родилась я, здесь проходит моё детство.

Нет ничего роднее отчего дома.

-Учитель: какие уточняющие члены предложения использованы в данном тексте?

-Ученики: приложение «Хабаровск», которое конкретизирует значение слова город, и обстоятельство места «на далёкой окраине России», которое конкретизирует значение слова здесь.


4.Закрепление изученного: отработка навыка выделения уточняющих членов предложения в устной и письменной речи.

1).Работа с рубрикой ЗСП-12.

Целевая установка.

Учитель: Продолжаем работу. Откройте учебники на стр.181. Следующее задание будет связано с рубрикой ЗСП-12: мы будем конструировать предложения с одним из слов данной рубрики на тему «Родина», но вначале объясним, как могут быть написаны данные слова и от чего зависит их правописание и структура. Что означает аббревиатура ЗСП?

Объяснение правописания слов.

Ученики: ЗСП расшифровывается как значение, структура, правописание слов. По алгоритму (приложение №2) ученик (ученица) рассказывает о написании слов: слова (на) половину, (на) чистоту пишутся раздельно, если являются существительными с предлогами, слитно – если являются наречиями. Выражение (по) иному пишется раздельно, если является предлогом и определительным местоимением, через дефис – если является наречием, потому что в нём есть приставка по - и суффикс – ому.

Учитель: Каким образом мы определяем часть речи?

Ученики: по вопросу, на который отвечает слово, и по его лексическому значению. Если слово зависит от глагола и отвечает на вопросы: как? каким образом? (решить (как?) наполовину; говорить (как?) начистоту; думать (как?) по-иному), то это наречия. Если слово отвечает на падежные вопросы (рассчитывать (на что?) на половину; обращать внимание (на что?) на чистоту; по пути (какому?) иному), то это слова омонимичных частей речи.

Учитель: Ребята, запишите данный алгоритм и выделите в словах морфемы.

Учитель: а теперь задание для групп: необходимо из данных на карточке слов составить предложение с уточняющим обстоятельством образа действия. Рассыпанное предложение: по-иному, теплотой, и, вдали, родная, с особенной, сторона, любовью, воспринимается (Вдали по-иному, с особенной теплотой и любовью, воспринимается родная сторона.)

Выполнение практического задания:

-Составление рассыпанного предложения из данных слов. Группа, справившаяся первой, записывает на доске и комментирует.

Чтение с комментариями.

2)Выполнение упр.313.

Учитель: обратимся к упражению 313 и прочитаем высказывания Салтыкова – Щедрина и Ушинского. Задание: списать, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначить графически уточняемые и уточняющие члены предложения. Каждое предложение пишем с новой строки. На доске с обратной стороны два ученика записывают предложения и чертят схемы.

1.Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М.С.Щедрин).

2.Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и Родина. (К.Ушинский).

Учитель: поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Если правильно, ставим карандашом +, если неправильно -

После выполнения всеми ученики, которые были у доски, комментируют. Остальные проверяют (в парах), на полях ставят плюс или минус.

3.Работа с предложением (слайд). Задание: списать, выделить знаками препинания уточняющие члены предложения. Составить схемы. Представитель от группы на доске чертит схему и устно комментирует предложение: 1-я группа списывает 1-е предложение, 2-я группа – 2, 3-я группа -3.

1.Осенью, в последних числах октября, мимо нашего дома пролетают журавлиные стаи.

2.На пути в южные страны журавли преодолевают огромное, в несколько тысяч километров, расстояние, а весной возвращаются обратно.

3.Невольное уважение испытываешь к перелётным птицам за их преданность к своей родине – роще, озеру.

3)Работа с текстом. Задание: (по группам), после выполнения группы отвечают на вопросы и отчитываются о выполнении задания.

1 группа:

1.Определить стиль и тип речи представленного текста, тему и проблему. 2.Выписать предложения с уточняющими членами, уточняющие члены предложения обозначить.

3.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим приложением. (1-е предложение «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?»).

2 группа:

1.Выписать из толкового словаря значение слова «наличники», прочитать.

2.Выписать предложения с уточняющими членами предложения, уточняющие члены предложения обозначить.

3.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим определением. (5-предложение: «Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки»).

3 группа:

1.Выписать предложения с уточняющими членами предложения, уточняющие члены предложения обозначить.

2.Записать на доске и прокомментировать предложение с уточняющим обстоятельством. (11-е предложение: «Корни – это то, чем мы жили всегда, год назад, тысячу лет назад»).

3.Найти в тексте предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Устно прокомментировать.

Помнить о Родине

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни – это то, чем мы жили всегда, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. (В.Песков)

Комментарий к тексту:

- в 1-м предложении употребляется уточняющее приложение «Родина», тире ставится, потому что пропущены слова «а именно».

- в 5-м предложении употребляется уточняющее определение «в десять дворов», малые (какие именно?).

- в 11-м предложении употребляется уточняющее обстоятельство времени: всегда (когда именно?) год назад, тысячу лет назад.


5.Выводы по уроку.

Учитель: давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какую цель мы ставили.

Ученики: закрепить умение опознавать уточняющие члены предложения и выделять их на письме знаками препинания, а при произношении - интонацией.

Учитель: достигли мы поставленной цели?

Ученики: да.


6.Оценивание учащихся.

-Оценивание учителем:

Учитель: мне хотелось бы отметить учащихся, которые активно работали на уроке. Это …, они получают следующие отметки…

-Оценивание руководителями групп.

Учитель: Теперь я предоставлю слово руководителям групп. Назовите учащихся, которые активно работали в группах и оцените их работу.

-Самооценка.

Учитель: заполните листы самооценки:

1.Знаю теорию. (+ -)

2.Распознаю уточняющие члены предложения. (+ -)

3.Умею ставить знаки препинания при уточняющих членах предложения. (+-) 4.Умею строить предложения с уточняющими членами предложения. (+ -)


и сдайте их руководителям групп для обработки. Будьте объективны: на основании результатов заполненных вами листов оценку я ставить не буду, а буду планировать дальнейшую работу с вами.


7.Домашнее задание: упр.319 (формулировка д/з читается вслух).


Приложение №1


Уточняющие члены предложения

конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения.

Дополнительные вопросы:

когда именно? где именно? куда именно? откуда именно? как именно?

кто именно? какой именно?

Часто относятся к словам:

этот, тот, такой, там, туда, оттуда, тогда и др.

Уточняющими могут быть:

- обстоятельства места, времени, образа действия;

- несогласованные определения, обозначающие цвет, размер, возраст;

- дополнения с предлогами: кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, в отличие от, по сравнению с, в том числе, притом;

-приложения и другие члены предложения (в зависимости от контекста), присоединяемые при помощи слов: то есть, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, особенно, именно.

Уточняющие члены предложения обособляются.

Чаще всего выделяются запятыми.

В конце предложения приложения могут обособляться не запятыми, а тире (перед приложением можно вставить слова: а именно, то есть).


Приложение №2

(прямая со стрелкой 15прямая со стрелкой 14на) половину, (на) чистоту

наречие существительное с предлогом

прямая со стрелкой 4прямая со стрелкой 5


слитно: раздельно: наполовину на половину начистоту на чистоту


(прямая со стрелкой 14прямая со стрелкой 15по) иному


прямая со стрелкой 16 местоимение с предлогом наречие

прямая со стрелкой 17

раздельно: через дефис

по иному по-иному

Похожие:

Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка урока английского языка по теме: «В мире цветов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Селиховская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби»
Методическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби». Создана на основе...
Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка по нрк учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
В связи с требованиями включения нрк в изучении отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях я предлагаю учителям русского...
Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Строение и функции эукариотической клетки»
Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка на тему: Формирование экологической культуры студента на занятиях физики
Разработка урока-конференции по теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка урока теоритического обучения по теме: «виды теста, их характеристика»
Методическая: Сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала
Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка практического занятия для учащихся Тема: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные правила русского литературного произношения»
Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»
Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка по теме: «Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения»
Методическая разработка по дисциплине: пм. 04 «Теория и практика сестринского дела»
Методическая разработка урока русского языка по теме iconМетодическая разработка урока литературы в 9 классе учителя русского языка и литературы моу гимназии №1 города Сочи
Цель: помочь учащимся раскрыть образ Демона в свете христианских понятий; показать протест Лермонтова против церковных канонов, его...
Методическая разработка урока русского языка по теме iconРазработка урока русского языка в 7 классе «Стилистические функции причастий»; Степанова Лия Викентьевна учитель русского языка и литературы
Образовательные: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница