Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи»




НазваниеКонспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи»
Дата04.02.2016
Размер9,92 Kb.
ТипКонспект
План – конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи».

Цели урока:

  1. Закрепление умения характеризовать порядок слов в предложенных текстах;

  2. формирование умения использовать инверсию в речи;

  3. совершенствовать умения и навыки учащихся.

Ход урока


  1. Лингвистическая разминка. Восстановите порядок предложений.


А. Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле…


Б. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт мимо зарослей шиповника!


В. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь филигранную зелень…


Г. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие кисти рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни.


  1. А,Б,В,Г. 2. Г,Б,В,Г. 3. Б,А,Г,В. 4. В,А,Б,Г. ( Правильно 3)



-- Дайте объяснение выбранного порядка предложений в тексте.

-- Что помогло вам увидеть замысел автора, понять ход его мыслей ( Правильно, каждое последующее предложение текста создается для того, чтобы развить ранее высказанную мысль, добавить какие – то новые сведения).

-- Как называются новые сведения в предложении? («новым»)

--Где принято располагать «новое» в спокойной монологической речи? (в конце предложения)

-- А «данное» (выносить в начало)

А что вы можете сказать о порядке слов в предложениях?

-- Какой порядок слов в предложении является прямым, а какой обратным, инверсионным?


  1. Рябине посвящено много замечательных лирических строчек, потому что многие поэты (да не только поэты) воспринимают её как символ родины, любимых памятных мест. Вот только несколько строчек:


В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Есенин.


Уж клич отзвенел журавлиный,

Уже осыпается сад,

А яркие гроздья рябины

Всё так же на солнце горят.

Вс. Рождественский.


Перед вами стихотворение А.К.Толстого:


Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.


  1. Прочитайте стихотворение Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст?

  2. Постарайтесь выбрать такую интонацию при чтении, которая соответствовала бы содержанию, ритму и форме стихотворения.

  3. Отчего зависит выбор интонации?

  4. Определите, прямой или обратный порядок слов использует автор в произведении

  5. С какой целью использует автор в описании осенней природы инверсию?

/Инверсия влияет на интонационную характеристику текста, на его эмоциональный строй.

Задача автора произвести эмоциональное воздействие на читателя, вызвать у него определённое зрительное восприятие. И инверсия помогает автору создать общую лирическую тональность стихотворения./

III . Определите, в каких пушкинских строчках использован обратный порядок слов. В чём он состоит? К какому слову благодаря этому порядку слов привлекается большее внимание? Спишите отрывки и подчеркните члены предложения, у которых порядок расположения обратный, инверсионный:

1 Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

2.Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

IVВосстановите текст:

Унылая пора! Очарованье очей!

Твоя прощальная краса приятна мне –

Я люблю пышное увяданье природы,

Леса, одетые в багрец и в золото.


  • Чем вы пользовались, чтобы восстановить текст? Инверсия в переводе с латинского «перевёртывание», «перестановка».

  • Это строфа из пушкинского стихотворения «Осень»Сравним две строфы из этого стихотворения Пушкина, определим какую роль играет в тексте инверсия.

1


Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осеннй хлад – дорога промерзаент,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

2

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

В первой строфе нет сколько –нибудь заметных отклонений от нормы, а потому интонация приобретает ровный, естественный рисунок, который нарушается только в двух последних строчках (инверсия глаголов. Повтор союза и) Во второй строфе меняется интонация: инверсия придаёт больше экспрессии, эмоциональности, появляются выделительные акценты.

Подведём итоги. Какую стилистическую роль выполняет инверсия в речи?

Инверсия является одним из важнейших средств интонационно – стилистического выделения слов и их сочетаний. Она состоит в постановке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи: здесь она не просто стилистическая фигура, но и признак поэтической организации речи (рифмообразующая функция). Кроме того, неожиданные порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй.

Работая над темой урока, определяя роль инверсии в речи, мы обращались к художественным текстам, объединённым одной темой «природа и человек». Это одна из ведущих тем русской литературы. Природа России – «это тихая и немудрая земля под неярким небом, но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю» (К.Паустовский)

Надо учиться видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать «хорошими словами» своё отношение к ней. Научиться видеть, любить прекрасное в мире, научиться беречь это прекрасное – трудная, но важная задача.


VI. Творческое задание. Упражнение 481 Объём – 8-12 предложений.


Материал к уроку


Лингвистическая разминка. Восстановите порядок предложений.


А. Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле…


Б. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт мимо зарослей шиповника!


В. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь филигранную зелень…


Г. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие кисти рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни.


1.А,Б,В,Г. 2. Г,Б,В,Г. 3. Б,А,Г,В. 4. В,А,Б,Г.


******

А.К.Толстой

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.


******

Определите, в каких пушкинских строчках использован обратный порядок слов. В чём он состоит? К какому слову благодаря этому порядку слов привлекается большее внимание? Спишите отрывки и подчеркните члены предложения, у которых порядок расположения обратный, инверсионный:


1 Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.


2.Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.


********


Восстановите текст:


Унылая пора! Очарованье очей!

Твоя прощальная краса приятна мне –

Я люблю пышное увяданье природы,

Леса, одетые в багрец и в золото.


**********


Сравним две строфы из этого стихотворения Пушкина, определим какую роль играет в тексте инверсия


1


Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осеннй хлад – дорога промерзаент,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

2

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.






Похожие:

Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconКонспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной)
Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы...
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconПлан-конспект урока русского языка 8 классе
Тип урока: урок-семинар, урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconРазработка урока русского языка в 7 классе «Стилистические функции причастий»; Степанова Лия Викентьевна учитель русского языка и литературы
Образовательные: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий...
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconКонспект урока русского языка в 10 классе «Наш дар бессмертный – речь»
Формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа...
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconКонспект мастер-класса по теме: Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при
«Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине»
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconПисьменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью...
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconКонспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков
Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному
Конспект урока русского языка в 7 классе «Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе
Цель урока: повторить и систематизировать полученные в 5 классе знания о признаках
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница