Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата




Скачать 32,58 Kb.
НазваниеМодель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата
Дата04.02.2016
Размер32,58 Kb.
ТипДокументы





МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

MODEL OF INFORMATION COMPETENCY OF A BACHELOR PROGRAM GRADUATE


Бекузарова Наталья Владимировна / Bekuzarova Natalya Vladimirovna,

доцент кафедры информационных технологий, Сибирский федеральный университет / Docent, Information Technology in Education Chair,

bekuzarova@yandex.ru,

Ермолович Елена Владимировна / Ermolovich Elena Vladimoirovna,

доцент кафедры информационных технологий, Сибирский федеральный университет / Docent, Information Technology in Education Chair, Siberian Federal University,

dr_elen@mail.ru


Аннотация

В статье анализируются современные трактовки категорий "компетентность", "компетенция" и их взаимоподчинение. Авторы обосновывают структурное и содержательное наполнение модели информационной компетентности выпускника по направлению подготовки "Педагогическое образование" с квалификацией (степенью) бакалавр. Приводится пример динамической модели информационной компетентности бакалавра.

Annotation

The article contains the analyses of the modern terms describing competency and their interrelation. The authors explain the structure and content of the information competency model of a Bachelor program graduate (Specialty:"Pedagogical Education"). The work also contains the example of the dynamic model of the Bachelor’s information competency.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, информационная компетентность бакалавра.

Keywords: competence, competency, information competency of a Bachelor program student.


Состояние современной экономики, кризисность ситуаций, требуют от человека не просто обладания фундаментальными академическими познаниями, но умения ориентироваться в информационных ресурсах, быть мобильным в освоении и адаптации новых технологий. Приоритетное положение занимают самостоятельность и субъектность личности. Востребованный сегодня так называемый компетентностный подход требует развития способности решать проблемы, расширяя область применения полученных ЗУНов (знаний, умений, навыков) обеспечивая самостоятельную деятельность.

Определяя компетенции как качественный показатель образования, Комитет по образованию Совета Европы предложил два подхода к классификации компетенций  процессуально-технологический (компетенции рассматриваются как способы надпредметных действий) и качественно-содержательный (компетенции разбираются на основе совокупности знаний и умений в определённой социальной сфере) [12].

В образовательной практике Евросоюза компетентность является общим оценочным термином и обозначает способность осуществлять деятельность «со знанием дела». Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру его соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешимых проблем. Таким образом, компетентность понимается как личностное качество субъекта специализированной деятельности в системе социального и технологического разделения труда.

Термин «компетенции» должен употребляться, когда речь идет о результатах выполнения определенной деятельности (например, об образовательных результатах). Формирование компетенций связано с процессом овладения им способами деятельности (развития способности) в процессе освоения разнообразных практик (типов, видов деятельности).

Ряд российских ученых определяет компетентность через внешние проявления и рассматривает ее как способность:

    • действовать за пределом учебных сюжетов и ситуаций (В.А. Болотов [4]);

    • к переносу знаний, умений и навыков за пределы условий, в которых эти знаний, умения и навыки изначально сформировались (В.В. Батышев [3]);

    • выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные решения в проблемных ситуациях, достигая, в результате, поставленных целей (А.Л. Бусыгина [5]).

Другие исследователи определяют компетентность через структурные компоненты:

  • обладание компетенциями, охватывающими способности, готовность познания и отношения (образы поведения), необходимые для выполнения деятельности (В.И. Байденко [2]);

  • наличие у человека способности и умения выполнять определенные трудовые функции (А.К. Маркова [8]);

  • готовность и способность к деятельности, а так же ряд личностных качеств (О.М. Атласова [1]).

Третьи придерживаются интегративной позиции:

  • Г.М. Коджаспирова характеризует компетентность как владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, представляющих основу формирования профессиональной деятельности, общения и личности специалиста  носителя определенных ценностей, идеалов, сознания [6];

  • Л.М. Митина определяет компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, способов и приемов их реализации в деятельности, общении и развитии личности и указывает, что, например, компетентный руководитель должен знать еще и возможные последствия конкретного способа воздействия, иметь опыт практического использования разных методов руководства [9];

  • Е.П. Тонгоногая, определяя компетентность руководителя, называет ее интегральным качеством личности, сплавом опыта, знаний, умений и навыков [13];

  • Ю.Г. Татур дает следующее определение: «компетентность  это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [10].

Таким образом, компетентность характеризуется не столько составом элементов, сколько разнообразием связей между ним. Связи между элементами (компетенциями), устанавливаемые человеком в процессе деятельности, характеризуют качество его деятельности, поведения и обусловливают его компетентность. Если компетенции как объективные явления зависят от уровня общественных процессов, от развития в целом общества, то компетентности как субъективные явления зависят от ценностных ориентаций человека, которые актуализируют в определенной ситуации его конкретные способности на том, или ином уровне деятельности. К существенным признакам компетентности можно отнести степень овладения компетенциями и их реализации в определенном виде деятельности; субъективный характер (зависимость овладения компетенциями и их реализации в определенном виде деятельности от присущих конкретному человеку природных данных); причинно-следственные связи между компонентами компетентности. Для компетенции как системного явления характерны структурные связи (т.е. одновременно данные, относительно устойчивые связи, характеризующие взаимодействие элементов системы как единого целого на данном этапе ее развития). Для компетентности, в большей степени характерны причинно-следственные связи (когда один из объектов является ведущим). Компетентность  многоплановая и многоструктурная характеристика личности, устанавливающая разнообразные связи между элементами (ЗУНы, отношения, мотивы, личностные качества) в процессе деятельности.

Одной из задач профессиональной деятельности бакалавра по направлению педагогическое образование является использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий как инструмента повышения эффективности современного образования. Следовательно, в процессе обучения будущих бакалавров необходимо формировать у них информационную компетентность. Информационная компетентность, являясь ключевой в системе профессиональных компетентностей, выступает основой для становления профессионала в любой сфере деятельности, являясь важнейшей характеристикой специалиста с высшим образованием. Ряд исследователей рассматривают информационную компетентность как одну из сторон профессиональной компетентности специалиста.

Понятие «информационная компетентность» рассматривается в исследованиях многих ученых. Большинство из них определяет информационную компетентность как способность личности осуществлять информационную деятельность.

Так, например, О.Г. Смолянинова [11] рассматривает информационную компетентность как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание».

А.В. Хуторской [14] включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий.

По определению исследователей из Университета Огайо информационная компетентность – это способность эффективно реализовать собственные информационные потребности – находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений. В стандарте «Информационной компетентности для высшего образования», разработанного ассоциацией американских библиотек [15] перечень основных составляющих информационной компетентности включает способность студента:

  • определять и ясно формулировать потребность в информации того или иного рода;

  • идентифицировать тип и формат потенциальных источников информации;

  • выбирать оптимальные пути получения информации;

  • критически оценивать полученную информацию и ее источники, отбирать информацию для включения в знание;

  • эффективно использовать полученную информацию для достижения личных целей или как член группы;

  • соблюдать этические и юридические нормы использования информации.

Интересно, что в зарубежных определениях на первом месте стоит умение определять информационную потребность, то есть осуществлять целеполагание своей информационной деятельности. Анализ определений дает право сделать следующее заключение – информационная компетентность позволяет человеку определить свои информационные потребности, и, выбрав, наиболее адекватные информационные технологии для их удовлетворения, превратить в конечном итоге в знания, которые позволят повысить эффективность своей профессиональной деятельности. Как и с помощью каких компетенций описать информационную компетентность?

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ВПО) педагогического образования [17] информационная компетенция растворена в следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях. Бакалавр должен:

  • использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации и работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

Если проанализировать совокупность обозначенных в стандарте компетенций, становится ясно, что все компетенции различны по своему уровню и отношению к личностно-значимым аспектам будущего бакалавра. Формирование этих компетенций дает в комплексе представление об информационной компетентности бакалавра педагогического образования.

А.В. Хуторской и В.В. Краевский в составе компетентности на любом этапе развития выделяют четыре общих элемента [7]:

  1. имеющиеся знания о мире и способах деятельности;

  2. практический опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

  3. опыт творческой исследовательской деятельности, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью;

  4. опыт воспитанности потребностей, мотивации, обуславливающих отношение субъекта к миру и его систему ценностей.

Рассмотрим содержимое каждого компонента применительно к информационной компетентности бакалавра педагогического образования.

Первый компонент  имеющиеся знания о мире и способах деятельности. Информационный мир пронизан различными технологиями, и овладение ими требует определенного минимума знаний и способов получения новых знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий. Большинство знаний об информационных объектах, процессах и технологиях достаточно формировать на так называемом «рабочем» уровне: представлений, интуитивно-понятных определений, примеров, и алгоритмов действий. Совсем не нужно знать устройство двигателя, чтобы научиться управлять машиной. Также и с информационными технологиями – знание должно давать инструмент необходимый для практической деятельности. В процессе информационной деятельности происходит освоение новых знаний, а также обогащение и уточнение уже имеющихся. Так, например база знаний об использовании технологии электронной почты развивается по следующей спирали: начальные знания о возможностях программы – почтового клиента (написание писем, ведение адресной книги, прием и отправка почты). Приобретая опыт деятельности, бакалавр осознает, что кроме базовых возможностей, необходимы знания в области ведения деловой переписки, автоматизации оформления текстовой информации, настройки сортировщиков писем, расшифровки служебных сообщений от почтовых серверов, защиты от спама и так далее. В свою очередь получение новых знаний открывает перед студентами новые виды деятельности, которые он может реализовать в окружающем его информационном пространстве.

Второй компонент  практический опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Известные способы информационной деятельности будущего бакалавра это алгоритмы поиска информации, ее переработки, систематизация и структурирование информации, обеспечение безопасного доступа к информации. Навыки переработки информации формируются у большинства еще в школе, но основополагающая цель информационной деятельности меняется. Во время обучения в вузе, студент в большей степени использует информацию в учебных и исследовательских целях. Таким образом, формируются навыки поисковой деятельности, умения оценивать достоверность и актуальность информации, совершенствуются аналитико-синтетические умения, приобретается опыт учебно-информационной деятельности.

Третий компонент  опыт творческой исследовательской деятельности, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью. За несколько лет в области информационных технологий происходят кардинальные изменения, часто программные средства меняются на протяжении срока обучения студента в вузе. Поэтому важно научить бакалавра решать новые задачи – осваивать новые технологии и пакеты программ, способы действий в новой среде. Наряду с этим творческая деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий позволяет им получить опыт решения нестандартных задач в области своей профессиональной деятельности уже в процессе обучения в вузе. Появление новых условий, новых задач – одна из сторон педагогической деятельности будущего бакалавра. В процессе обучения информационным технологиям одновременно происходит как формирование информационной компетентности, так и моделирование деятельности студента как исследователя возможностей постоянно меняющейся информационно-образовательной среды.

Четвертый компонент  опыт воспитания потребностей, мотивации, обуславливающих отношение субъекта к миру и его систему ценностей. Бакалавр образования должен обладать определенным уровнем информационного мировоззрения, относиться к информации как к ценности, представлять ее значение в современном обществе. Работа с информацией на уровне научно-исследовательской, и учебной и проектной деятельности позволяет сформировать у будущих бакалавров отношение к информации как к социальному явлению. Мотивация к информационной деятельности возникает у человека на уровне решения бытовых задач. В период обучения в вузе, студент погружается в информационную среду, в которой он решает свои учебные задачи – таким образом, формируется отношение к информации и к информационным технологиям как к инструменту решения задачи. Соблюдение при этом определенных норм использования информации, морально-этические стороны информационного взаимодействия – все это оказывает влияние на систему ценностей будущего бакалавра. Например, при изучении дисциплины «Информационная культура» бакалавр учится использовать библиографические ресурсы. Когда бакалавр решает учебную задачу написания реферата или курсовой, то он включается в деятельность по оценке достоверности и научности информации, отбирает информацию для превращения ее в знания, осуществляет цитирование и соблюдает авторские права на интеллектуальную собственность. Далее при изучении дисциплины «Информатика» будущий бакалавр знакомится с категориями проприетарного и бесплатного, закрытого и открытого программного обеспечения, осознает значимость лицензирования. Происходит формирование адекватного отношения к программным средствам, информационным продуктам и услугам. Все это меняет угол зрения, под которым будущий бакалавр смотрит на информационно-образовательную среду, в которой ему предстоит вести профессиональную деятельность.

Основываясь на психологических представлениях о структуре личности и на психолого-педагогических суждениях о структуре компетентности вообще и информационной компетентности в частности, а также определенном выше соотношении компетенции и компетентности, информационная компетентность бакалавра педагогики имеет следующую структуру (см. таб. 1):

Таблица 1

Структура и показатели информационной компетентности

Показатели информационной компетентности

Признаки информационной компетентности

Когнитивный

Операционно-деятельностный

Ценностно-смысловой

Мотивационный

Оценочно-

поисковый

Знание принципов функционирования поисковых систем

Знание признаков достоверности информации

Определение индикаторов поиска

Использование поисковых систем

Оценивание информации

Цель поиска информации

Аналитико-преобразующий

Знание типологии информации и способов ее преобразования

Преобразование типов информации.

Эффективное представление информации

Толерантность использования информации

Задачи представления информации

Информационная безопасность


Знание типов информационных угроз и способов защиты.

Знание социально-правовых аспектов использования информации

Применение способов защиты информации.

Использование информации с учетом правовых и морально-этических норм

Установка на соблюдение социально-правовых норм использования информации

Готовность следования социально-правовым нормам использования информации


Существуют различные подходы определения уровней результативности организуемых воздействий по формированию компетентностей. Мы предлагаем к рассмотрению следующую последовательность развития информационной компетентности по уровням (см. таб. 2):

Таблица 2

Уровни развития информационной компетентности

выпускника бакалавриата

Название

уровня

Характеристика уровня

Базовый

Знает алгоритмы поиска информации, может определить индикаторы поиска в соответствии с целью поиска информации. Может оценить найденную информацию по релевантности. Знает основные виды информации и умеет преобразовывать из одного вида в другой. Понимает значение информации и ее влияние на социальные отношения. Знает типы информационных угроз и умеет осуществлять превентивные меры по их предотвращению. Следует требованиям общества при использовании информационных продуктов и услуг.

Продвинутый

Понимает принцип устройства и функционирования поисковых систем, умеет переопределять индикаторы поиска в зависимости от результатов поиска, Умеет представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач. Знает основные методы защиты от информационных угроз и умеет осуществить защиту аппаратно-программными способами. Осознает необходимость использования толерантной информации.

Творческий

Моделирует множество индикаторов поиска информации, используя расширенные параметры поисковых систем. При работе с информацией учитывает социально-правовые и морально-этические аспекты использования информации, готов, нести ответственность за созданный им информационный продукт. Умеет определять достоверность источника и уровень научности информации. Самостоятельно выбирает стратегию защиты от информационных угроз.


Принятая нами позиция в понимании информационной компетентности бакалавров педагогики, изложенная выше, нашла отражение в разрабатываемой модели информационной компетентности бакалавров педагогики (см. рис. 1). Модель дает возможность проследить основные стороны объекта исследования в их структурной и функциональной взаимосвязи, позволяет составить целостное представление об изучаемом явлении. Обратимся к анализу ее структурных компонентов.



Рис. 1. Модель информационной компетентности бакалавра.

Целевой компонент обусловлен тем, что цель определяет выбор способов, действия и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Целевой компонент информационной компетентности выражается в способности определять информационные потребности исходя из условий и проблематики профессиональной деятельности, а также личностно-значимых приоритетов. Анализ результатов информационной деятельности бакалавра позволяет определить, насколько информационные потребности удовлетворяются, и какая в результате решена проблема.

Значимость любой деятельности, любого явления определяется результатом. Результат информационной компетентности находит свое воплощение как в создании, получении, трансформации реальных материальных или идеальных информационных объектов, так и в характеристиках развития личности бакалавра.

Личностно-деятельностный подход выступает теоретико-методологической основой исследования информационной компетентности бакалавра педагогики. Реализация данного подхода позволяет:

  • рассмотреть информационную компетентность как целостную систему;

  • выделить системообразующие факторы информационной компетентности, то есть цель и результат;

  • выявить составляющие компоненты модели, раскрыть диалектику их взаимосвязи;

  • учитывать не только индивидуальные особенности бакалавров, но способствовать самореализации и личностному росту.

Кроме того, опираясь на структуру личности можно выделить признаки информационной компетентности: когнитивный компонент личности (знания принципов функционирования поисковых систем, типологии информации и способов ее преобразования, типов информационных угроз и способов защиты, социально-правовых аспектов использования информации); операционно-деятельностный компонент (определение индикаторов поиска информации, преобразование информации и ее эффективное представление, использование информации с учетом правовых и морально-этических норм с применением способов ее защиты), ценностно-смысловой компонент (оценивание информации, в том числе с точки зрения толерантности и соблюдения социально-правовых норм), мотивационный (осознание цели и задач поиска информации с учетом личной и социальной значимости проделанной работы, следуя социально-правовым нормам).

В содержании указаны показатели информационной компетентности  интегративный комплекс информационных компетенций (оценочно-поисковая, аналитико-преобразующая, компетенция информационной безопасности).

Особое место в модели занимает функциональный компонент. Его содержание (то есть функции) представляют собой устойчивые базовые связи компонентов, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование информационной компетентности.

Уровень сформированности информационной компетентности определялся по следующим показателям: оценочно-поисковый, аналитико-преобразующий, информационной безопасности. В соответствии с названными показателями были определены уровни сформированности: базовый, продвинутый, творческий:

  • базовый уровень: саморегуляция и самоорганизация ситуативны, информационная компетентность регулируется в основном внешними стимулами и побудителями, положительный опыт неустойчив, слабо проявляется;

  • продвинутый уровень характеризуется наличием саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не проявляется;

  • творческий уровень отличается наличием устойчивого и положительного опыта информационной компетентности, саморегуляцией и самоорганизацией наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной общественной позиции.

Замеряемые уровни определяются степенью соотношения регуляции и саморегуляции – от внешней к внутренней саморегуляции и регуляции других

Мы предлагаем использовать не только статическую, но и динамическую модель, которая позволит выстроить бакалавру индивидуальную траекторию развития информационной компетентности, например (см. рис. 2):



Рис. 2. Динамическая модель информационной компетентности бакалавра Х.


Россия в рейтинге образовательных систем стран мира, показывающем подготовленность страны к экономике будущего, проведенном несколько лет тому назад занимает последние места. Основной причиной такого положения является неумение применять на практике знания, полученные при обучении. Сами по себе они больше не ценность. От человека требуется не просто обладание фундаментальными академическими познаниями, но умение ориентироваться в информационных ресурсах, быть мобильным в освоении и адаптации новых технологий. Приоритетное положение занимают самостоятельность и субъектность личности.

Российский рынок труда требует специалиста новой формации, отличающегося способностью к саморазвитию, коммуникабельностью, инновационным типом мышления, имеющего развитые гуманистические ценностные ориентации.

Вхождение России в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Сущность новой парадигмы образования заключается в следующем:

  • переход от усвоения объемов информации к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

  • освоение навыков работы с различными видами информации и формирование на этой основе самостоятельного (критического) мышления;

  • дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность обучающегося».

Информационная компетентность педагога, реализующего свою профессиональную деятельность в рамках современной образовательной парадигмы, во многом определяет его профессиональную педагогическую компетентность. Основы информационной компетентности закладываются на первой ступени высшего образования, поэтому необходимо учитывать это при выстраивании образовательного процесса.

Одним из средств способствующих организации, реализации, мониторингу формирования информационной компетентности является ее модель, в том числе динамическая. Модель информационной компетентности позволяет получить системное, целостное представление о ее сущности и структуре, обосновать критерии, функции и уровни ее сформированности, целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе.

Динамическая модель информационной компетентности бакалавра педагогики предоставляет возможность фиксировать наличный уровень ее развития, отслеживать тенденцию ее развития, замечать и восполнять деформации и планировать корректировочные мероприятия.


Список литературы:

  1. Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореф. дисс...канд. пед. наук.  СПб, 1995.  24 с.

  2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России.  2004.  № 11.  С. 3  13.

  3. Батышев В.В. Энциклопедия профессионального образования.  М.: Российская Академия образования, ассоциация "Профессиональное образование", 1999.  488 с.

  4. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в условиях социальных перемен: автореф. дисс...докт. пед. наук.  СПб, 2001.  43 с.

  5. Бусыгина А.Л. Профессия  профессор.  Самара: Изд-во Самар. ГПУ, 1999.  198 с.

  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика.  М.: Гардарики, 2004.  528 с.

  7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 3. – С.3 – 10.

  8. Маркова А. К. Педагогическая акмеология.  М.: Изд-во РАГС, 2004.  424 с.

  9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности.  М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.  400 с.

  10. Пиралова О. Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки.  М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009.  87 с.

  11. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2002.. – 504 с.

  12. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec. (96) 43.  Берн, 1996.

  13. Тонгоногая Е.П. Проблемы повышения квалификации руководителей школ.  Л.: ИОВ, 1989.  127 с.

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf. (Дата обращения 31.05.11).

  15. Information Competency and Ohio University's Libraries [Электронный ресурс]. URL: https://www.library.ohiou.edu/inst/infocomp.html (дата обращения: 27.01.2011)


Похожие:

Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconДеятельность вузовской библиотеки по формированию информационной компетентности пользователя
Библиотека, как наиболее традиционное учреждение хранения и распространения информации, является одним из источников формирования...
Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconГ. И. Зверева Компетентностная модель выпускника и формирование ооп. Технологии формирования общекультурных компетенций. Проблемные блоки лекции и семинара
Компетентностная модель выпускника и формирование ооп. Технологии формирования общекультурных компетенций
Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconРабочая программа элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3 D»
Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной компетентности в области технического проецирования и моделирования с...
Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconА целостная инновационная модель педагогического образования, связанная с разработкой сетевых технологий и развитием сетевого взаимодействия в сфере педагогического образования

Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconНепрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудированности и компетентности как условие реализации целей развития личности обучающихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая...
Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconПланируемы результаты реализации Образовательной программы учреждения «Модель выпускника»
Краткая справка об учреждении, позволяющая определить его миссию (назначение)
Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconПояснительная записка Предназначение доу основные направления развития ребенка Модель выпускника
Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста
Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconЗаконодательное обеспечение системы образования. Введение федеральных государственных стандартов нового поколения
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы – интерната работал над темой: «Повышение информационной компетентности участников...
Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconДоклад на тему: «Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики»
Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее активной, самостоятельной обработки...
Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата iconРоссийской федерации фгаоу впо «Сибирский федеральный университет» Институт педагогики, психологии и социологии
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата по направлению подготовки 051000. 62 «Профессиональное обучение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница