Что позволяет сопоставить эти произведения?




Скачать 26,26 Kb.
НазваниеЧто позволяет сопоставить эти произведения?
Дата04.02.2016
Размер26,26 Kb.
ТипВопрос
Сопоставительный анализ стихотворений.

1. Что позволяет сопоставить эти произведения? Общие тема,
проблема, жанр, состояние лирического героя.

  1. Как строится художественный мир каждого стихотворения? Индивидуальные находки автора, их роль в развитии идеи? Помните, что «...поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу» (А.Блок).

  2. В чем заключается главная мысль каждого стихотворения? И насколько она оригинальна? Чем может быть объяснена?

__________________________________________


Филологический анализ эпического произведения

  1. Прочитайте текст.

  2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественный, публицистический, научный, научно-популярный)

  4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуж­дение).

  5. Определите жанр текста. (Эпизод художественного произве­дения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.). Какое настроение преобладает в тексте?

  6. Определите тему текста.

  7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических кон-

струкций и интонаций).

  1. Как соотносится начало и конец текста?

  2. На каком приеме/приемах построен текст? (Сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю;

  • найдите опорные слова в каждой части текста; найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

  • обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);

  • выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнит, олицетворения).

13. Проанализируйте фонетические средства, которые использует автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, ассонанс, использование деепричастий для передачи действии, динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц - ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т.д.).

  1. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, безличных, определенно-личных, употребление инверсии, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и т.д.).

  2. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не toлько выражение определенной мысли, но и передачу какого-либо чужого настроения, состояния.

  3. Каково ваше впечатление от текста?

  4. Для лучшего понимания текста сравните его с другим произведением автора (или с другими текстами русской или мировой литературы).

____________________________________________________


Ещё один анализ лирического произведения

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением  видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

 

1. С чего начать?

- ассоциации, которые вызывает стихотворение;

- настроение, которое создает стихотворение

- мысли, которые оно вызывает

- факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

- рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

- суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

- цитата из стихотворения;

- отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и  идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею, можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

 

3. Анализ  художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить ихсмыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр.

- эпиграмма (сатирический портрет)

- эпитафия (посмертное)

- элегия (стихотворение медитативного характера)

- ода (хвалебное)

- послание - стихотворное  произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

- сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия  и два трехстишия.

 

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

сентиментализм                      романтизм

реализм                                    символизм

акмеизм                                   футуризм

3) Композиция.

Деление на смысловые части

 

 Строфическое  и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры:

Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

  • Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

  • Пример:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.


(А.С. Пушкин)

 

Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

  • Пример:

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.


(А.С. Пушкин)


Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

  • Пример:

В рабстве спасённое 
Сердце свободное 
— 
Золото, золото
Сердце народное!


(Н.А. Некрасов)

 

Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

  • Пример:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.


(М.Ю. Лермонтов)

 

Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

  • Пример:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.


(А. Блок)

Нарушения метрического ударения:

Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

  • Пример:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…


(А.С. Пушкин)

 

«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»

 

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).

 

«В красе негаснущих страстей».

 

Перрихий — чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.

 

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

  • Пример:

Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.


(А.С. Пушкин)

 

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

 

Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

  • Пример:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой...


(М.Ю. Лермонтов)

 

Рифма – инструмент в поисках смысла. (О.Мандельштам)

Рифма  - одинаковое или сходное звучание концов  стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная  (парная)                      ААББ (смысловая автономность рифмующихся строк)

перекрестная                             АБАБ  (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая  (кольцевая)    АББА  (монолитность)

 

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.) Зачем?

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм) Зачем?

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

 

Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,

- ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

- оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

- перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

- сравнение – А как (словно, будто) В, А похоже на В,  АВ(Тв.п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

 

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов  называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора                        антитеза                                        инверсия

эпифора                        градация                                       парцелляция

бессоюзие                    многосоюзие                                синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

 

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

_______________________________________________


1. Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.


Концептуальный уровень художественного произведения 
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)


Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

• В прямой хронологической последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в

будущее;

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

• Вставные эпизоды;

• Лирические (иначе - авторские) отступления.

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.


Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).


Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

Похожие:

Что позволяет сопоставить эти произведения? iconЧто читать летом?
...
Что позволяет сопоставить эти произведения? iconПлан: Введение. Произведения о войне 1812 года а. Произведения Державина
Отечественная война в произведениях исторической беллетристики. Три старинных русских романа
Что позволяет сопоставить эти произведения? iconУстное народное творчество. (Кубанские пословицы, поговорки, загадки, припевки)
Познакомиться с особенностями построения кубанских пословиц, поговорок, сопоставить их с нормами русского литературного языка
Что позволяет сопоставить эти произведения? iconМетодические рекомендации к проведению уроков по творчеству М. А. Шолохова в 11 классе (базовый уровень)
Развить и углубить представления учащихся о реализме, о жанре романа-эпопеи, о сюжете и композиции эпического произведения, о лиризме...
Что позволяет сопоставить эти произведения? icon«Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри»
Цель урока: воспитание Читателя, который судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рассуждая; умеет чутко и адекватно воспринимать...
Что позволяет сопоставить эти произведения? iconВсе произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются
Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место. До глубины...
Что позволяет сопоставить эти произведения? iconЗнакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения
...
Что позволяет сопоставить эти произведения? iconМетодическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби»
Методическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби». Создана на основе...
Что позволяет сопоставить эти произведения? iconЛегендарная и историческая основы произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тема урока: Легендарная и историческая основы произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Что позволяет сопоставить эти произведения? iconВыкладываю карточки схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную
Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную таблицу как для конкретного педагога, так...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница