Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования




Скачать 17,97 Kb.
НазваниеПодготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер17,97 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


ШУМИЛОВСКАЯ Юлия Валерьевна


ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


13.00.08– Теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Шуя – 2011


Работа выполнена на кафедре технологии и предпринимательства

ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доцент

Романова Каринэ Евгеньевна







Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Викулина Мария Анатольевна,








кандидат психологических наук, доцент Седова Светлана Сергеевна







Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет»



Защита состоится «22» декабря 2011г. на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, 24, ауд. 220


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»


Автореферат разослан «____» __________ 20___ г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Н.В. Лысых


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Реформы в сфере образования в Российской Федерации все более имеют гуманистическую направленность. Особое место в современной системе образования занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей всех возрастных групп. Увеличилась частота тяжелых форм патологии, что, в определенной мере, способствовало росту числа детей-инвалидов. Ухудшение состояния здоровья наиболее выражено среди подростков – детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно. Процесс позитивной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для них сложным этапом социализации. Несмотря на интеграционные процессы в образовательной сфере, проблема обучения таких детей остается сложной. Приоритетным направлением в обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является внедрение инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья. В комплексе проблем, связанных с профессиональным образованием, в качестве ключевой выделяется проблема подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт. В западных странах система инклюзивного образования на гораздо более высоком уровне и теоретически лучше разработана. Можно отметить такие труды, как «Совершенствование образования» (Improving Education. The Promise of Inclusive Schools) Национального Института совершенствования городского образования США , «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах» (Sue Stubbs. Inclusive Education Where There are few resources, 2002) и др. В нашей стране вопросом инклюзивного образования также начинают широко заниматься, что получило отражение в трудах И.И. Лошаковой, Е.Р. Ярской-Смирновой «Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриевой, И.Е. Авериной «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике» и др.

Обычное образование нацелено на здоровых детей, включает в себя обычных педагогов и общеобразовательные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И, наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. Этот вид образования предполагает несколько вариантов реализации: классический вариант посещения учебного заведения учащимся с ограниченными возможностями здоровья, надомное, дистанционное обучение.

Пример реализации инклюзивного образования в Ивановской области – это открытие регионального Центра по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья в городе Кохма. Как отметила на церемонии открытия первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ Татьяна Яковлева: «Считаем, что к концу 2011 года охватим дистанционным обучением всех детей, которые могут учиться».

Вопросами инклюзивного образования занимались Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L., Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р., Задорин И. В., Михалюк В. И., Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М., Федоров А. С.

Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л.И. Акатовым, 
М.С. Басовым, В.В. Лебединским, Е.М. Мастюковой, М.В. Певзнером и др. 

Вопросы готовности будущего педагога разрабатывали ученые Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Л.А. Кандыбович, П.Р. Чамата, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.

Образование в современных условиях требует подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний умений и навыков в области инклюзивного образования, а так же творческим потенциалом. Педагог должен не только вовлечь учащихся в творческую деятельность, но и научить развивать их собственный творческий потенциал. Стремление педагога найти диалог с каждым учащимся является основой профессионального успеха.

Важным фактором в подготовке будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования является соответствие их личностных качеств требованиям, предъявляемым данной работой с учащимися.

Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на подготовку учителей к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, обладающих определенными профессиональными и личностными качествами необходимыми для данной работы, а также наличием неразрешенных противоречий между:

- потребностью включения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательной школы и недостатком квалифицированных педагогов для осуществления инклюзивного образования;

- требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования и недостаточной разработанностью теоретических, методологических и практических подходов его формирования в процессе обучения студентов.

Социальная значимость проблемы и ее актуальность для общества обозначили тему исследования и привели ее к следующей формулировке: «Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс подготовки будущих учителей.

Предмет исследования: подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования будет эффективной, если:

  1. выявлена сущность и особенности инклюзивного образования как нового направления в обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  2. выявлена сущность и определены компоненты понятия «готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования;

  3. разработана и реализована модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования;

  4. определены уровни и критерии сформированности компонентов готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования;

  5. экспериментально подтверждена эффективность модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

        1. Провести теоретический анализ современного состояния инклюзивного образования.

        2. Выявить сущность понятия «готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования» и его компоненты.

        3. Разработать и внедрить в учебный процесс модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

        4. Определить уровни и разработать критерии сформированности компонентов готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования на всех этапах.

        5. Экспериментально проверить эффективность модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Для решения поставленных задач исследования используются следующие методы:

- теоретические методы, которые включают: теоретический анализ психологической, педагогической, научной, исследовательской, аналитической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта; анализ законодательных и нормативных документов по внедрению инклюзивного образования и образования в целом.

- эмпирические методы, которые включают: наблюдения за деятельностью студентов на занятиях, педагогический эксперимент, комплексный анализ его результатов, методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.

Методологическую основу исследования составляют: целостный подход (В. С. Ильин, Б. Г. Гершунский, А.С. Макаренко и др.); личностный подход (Е.В. Бондаревская, А.Н.Леонтьев, В.В.. Сериков и др.); деятельностный (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С. Леднев и др.) и дифференцированный (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, Г.К. Селевко и др.) подходы; работы по развитию детей с отклонениями в развитии (А. Адлер, Л.С. Выготский и др.); психолого-педагогические технологии создания условий для развития детей, требующих специальной коррекции и реабилитации (А.Л. Найн, Л.Г. Гуслякова, В.П. Кащенко и др.); концептуальные модели индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков и др.); дидактическая концепция активизации и развития учебной деятельности (Л.В. Занков, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина, Ю.М. Колягин, Л.М. Фридман и др.).

Теоретическую основу настоящего исследования составляют: фундаментальные основы образовательного процесса высшей школы (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Макарова, А.Г. Мордкович, В.В. Петрусинский и др.), научные концепции профессионального и профессионально-педагогического образования (З.М. Большакова, С.М. Маркова, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, Ю.Н. Петров, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.); теоретические системы по социально-педагогической реабилитации детей с нарушением здоровья (А.Д. Виноградова, А.Г. Герасимов, Н.Н. Малофеев, Т.Ф. Яркина и др.); научные работы в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Е.А. Александрова, Т.В. Варенова, Т.В. Волосовец, Л.С Выготский, Л.П. Гаврикова, О.Б. Кремер, А.О. Дробинская М.А. Жданова, Е.И. Казакова, Н.Н. Малофеев, Е.М. Старобина, В.И. Слободчиков С. Г. Шевченко, Л.М. Шипицына); труды в области инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, таких как Л.В.Андреева, Н.Н. Баль, Д.И. Бойков, Е.Ф. Войлокова, С.Е. Гайдукевич, С Гутман, Е.А. Екжанова, В.Н. Лазарев, Б.А. Коростелев, И.И. Лошакова, Ф.Л. Ратнер, Е.В. Резникова, В.Р. Шмидт, Р.Г. Тер-Григорьянц, М.Ю. Тихонова, Эйнскоу Мэл., А.Ю. Юсупова, Е.Р. Ярская-Смирнова.

Опытно-экспериментальной базой исследования является ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». В эксперименте приняли участие студенты контрольных и экспериментальных групп технологического факультета, всего 148 человек.

Исследование проводилось с 2007 по 2011 годы.

На первом этапе (2007-2008 гг.) были изучены общие положения о проблеме внедрения инклюзивного образования в нашей стране и в мире, о системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, о процессах подготовки будущих учителей, выявлены приоритетные направления в исследовательской работе, проблемы подготовки будущих учителей к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Был сформулирован методологический аппарат исследования, проводился теоретический анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей.

На втором этапе (2008-2009 гг.) была разработана модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, ее научно-методические компоненты, определены требования к будущим учителям, работающим в условиях инклюзивного образования.

На третьем этапе (2009-2011 гг.) была апробирована модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, проведен анализ и обобщение полученных результатов эксперимента, осмысление и формулировка выводов, оформлено диссертационное исследование.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем.

  1. На основе теоретического анализа определена сущность инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. На основе анализа профессиональной деятельности учителя, различных теоретико-методологических подходов подготовки специалиста и требований социального заказа уточнено понятие «готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования», которую мы определяем как совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности.

  3. Определены и раскрыты компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования:

    • мотивационный – это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ограниченными возможностями здоровья;

    • когнитивный – система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися;

    • креативный – отражает творческую активность и личностные особенности педагога, позволяющие создавать новые материальные и духовные ценности, а так же развивать творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями, руководствуясь их возможностями;

    • деятельностный – состоит из способов и приемов реализации профессионально-педагогических знаний в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и предполагает формирование у будущих учителей соответствующих профессиональных компетенций.

  4. Отобрана система принципов, на которых строится модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования:

    • общепедагогических: гуманизации, индивидуализации, системности, сотрудничества, успешности, событийности, культуросообразности;

    • специальных: принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, принцип творческой активности.

5. Разработана, апробирована и внедрена модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, включающая формулировку цели, описание содержания и структуру подготовки будущих учителей, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного компонентов.

  1   2   3

Похожие:

Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине м кв. 6 «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями развития в условиях инклюзивного образования»
...
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconНаиболее значимые учебные пособия
И. К. Кондаурова. – Саратов: Наука, 2010. – 192 с. – (серия «Профессиональная подготовка учителя математики в условиях классического...
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине м кв. 6 «Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в условиях инклюзивного процесса»
М кв. 6 «Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в условиях инклюзивного процесса»
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconН. Н. Малофеев Институт коррекционной педагогики рао, Москва
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированное обучение, инклюзивное образование, опыт инклюзивного...
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconЭксперимента
Создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях общеобразовательной...
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования icon«Построение системы инклюзивного образования в условиях современного общеобразовательного учреждения»
Средняя общеобразовательная школа №21 города ставрополя 355040, Ставрополь, ул. 50 лет влксм, д. 19, тел./факс: (8652) 72-49-79
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине м в. 2 «Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с овз в условиях инклюзивного процесса»
Овз, осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели образования...
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconОтчет по методической работе мбоу васьковская средняя общеобразовательная школа
ХХ1 века встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Под качеством образования...
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconОпыт организации инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. Гоу сош №1961 г. Москвы
И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю...
Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Шесть струн»
Данная программа посвящена работе учителя с учащимися подросткового возраста, вопросу о роли музыкального воспитания в школе по отношению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница