Краткое содержание работы




Скачать 38,84 Kb.
НазваниеКраткое содержание работы
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер38,84 Kb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3   4
Научно- практическая разработка


«Музейная педагогика как составляющая формирования личности гражданина в рамках современного национального воспитательного идеала»


(Данная научно- практическая разработка адресована руководителям музеев ОУ, заместителям директоров ОУ по учебно-воспитательной и воспитательной работе и может быть использована в следующих общеобразовательных учебных учреждениях: средняя общеобразовательная школа, школа-интернат всех типов; гимназия; лицей; школа социальной реабилитации; профессионально-техническое учебное учреждение)


Автор: Кузякова Галина Валерьевна,

учитель истории и обществознания,

методист комплекса музеев

ГОУ СОШ № 1371 с углубленным

изучением английского языка г. Москвы


Краткое содержание работы:

В работе раскрывается роль музейной педагогики сегодня как ключевого звена воспитательного процесса.

Новизна данной разработки заключается в использовании возможностей не одного музея, а комплекса музеев. В работе рассматриваются тенденции и проблемы развития комплекса музеев ОУ, через системную практическую деятельность (от простого к сложному) музейного комплекса ГОУ СОШ № 1371, определены цель, задачи и принципы этой деятельности. Подробно раскрыт процесс интеграции комплекса музеев в учебно- воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся.

В разработке представлены традиционные и нетрадиционные формы работы музейного комплекса (музейные уроки, обзорные и тематические экскурсии, лекции, встречи с интересными людьми, разработка образовательные программы, создание мультимедийных пособий, организация мобильных (передвижных) выставок экспонатов музеев школы, участие в научно-практических конференциях, организация патриотических, творческих конкурсов, проведение открытых мероприятий, школы лекторов и экскурсоводов, музейный всеобуч, тесная многовариативная взаимосвязь с социальными партнерами).

В работе также обозначены проблемы, с которыми могут столкнуться музеи и комплексы музеев ОУ, и возможные пути их решения.


2010 год

Музейная педагогика как составляющая формирования личности гражданина в рамках современного национального воспитательного идеала


В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое


П. Валерии

Пояснительная записка


Чрезвычайно актуальной в настоящее время является задача воспитания музейными средствами подрастающего поколения. Музейная педагогика сегодня – ключевое звено воспитательного процесса, т.к. музеи обеспечивают поиск, сбор, хранение, изучение и сохранение культурного наследия, коллективной памяти человечества. Если рассматривать образование и воспитание как механизм межпоколенной трансляции ценностей истории и культуры, то роль школьного музея становится ключевой в этом процессе.

Настоящая научно-практическая разработка составлена в соответствии со следующими документами:

*    Законом Российской Федерации «Об образовании»;

*  Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;

* Городской целевой программой развития образования «Столичное образование – 5» на 2009 – 2011 гг.;

* Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). 2009

*     Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.

*       Федеральным законом об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.

*      Положением о музее образовательного учреждения Московского комитета образования;


На современном этапе развития образования общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев. Музей- это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей- актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.

Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Данная разработка представляется целесообразной, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности.


На базе ГОУ СОШ № 1371 с углубленным изучением английского языка ЗАО г. Москвы действует семь школьных музеев. Я являюсь руководителем музея «Истории развития культуры Москвы» и методистом школьного музейного комплекса. Анализируя деятельность музеев за 2003-2006 гг. и их влияние на формирование личности ребенка как гражданина, я пришла к выводу о том, что работа музеев в комплексе, а не каждого самого по себе, будет более результативной. Я собрала воедино положительный опыт моих коллег и, переработав, дополнив и углубив его, создала систему работы комплекса школьных музеев. Система включает в себя совместное планирование работы (Приложение 1), определение социальных партнеров, создание Совета музеев, определение и использование традиционных и нетрадиционных форм и методов работы музейного комплекса. Новизна данной разработки заключается именно в использовании возможностей не одного музея, а комплекса музеев. В своей работе я рассматриваю тенденции и проблемы развития комплекса музеев ОУ, через системную практическую деятельность нашего музейного комплекса.


Цель разработки: достижение современного национального воспитательного идеала- высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, понимающего судьбу отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

- формирование системы нравственных ценностей (патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество);

- активное привлечение к сотрудничеству родительской общественности и социума.

- формирование в ребенке единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал.


Созданная система работы удовлетворяет следующим принципам:

- комплексности ( предполагает использование самых разнообразных, в том числе и нетрадиционных, средств воздействия на личность ребенка);

- непрерывности (постоянное, из года в год, развитие комплекса по «нарастающей» (от простого к сложному));

- многообразия и вариативности ( в каждом музее, входящем в состав комплекса, работа должна быть своеобразной, с учетом его специфики);

- действенности (эффективность системы).


Адаптация разработки в течение 4 лет проводится в ГОУ СОШ № 1371.


У музеев есть свой путь, свои возможности воздействия на человека.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.


Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он успешно способен решать целый ряд задач. Среди них - приобщение ребенка к русской и мировой культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.


Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.

Система работы комплекса музеев ОУ, разработанная и апробированная мной, дает возможность комплексно решать проблемы воспитания и образования.


Опыт работы нашего комплекса музеев неоднократно представлялся на разных уровнях:

1. 2003, 2005, 2007- на городских смотрах- конкурсах музеев ОУ;

2. апрель 2004 – мое выступление на Х городских педагогических чтениях по

краеведению по теме «Школьный музей и организация учебно- воспитательного

процесса»;

3. Январь 2009 г.- на окружном семинаре для руководителей музеев ОУ «Тенденции и проблемы создания комплекса школьных музеев, подготовленном руководителями наших музеев и Советом музеев. (участникам семинара розданы пособия: проспекты комплекса музеев и каждого музея, образцы абонементов музейных лекториев, образцы анкет для проведения мониторинга по деятельности музеев ОУ для учащихся, учителей, родителей, жителей микрорайона) (Приложение 5, 6).

4. Декабрь 2009 г.- в ходе работы окружной площадки «Родник души моей», в рамках

которой комплекс принимал и делился опытом с руководителями школьных музеев,

руководителями исследовательских работ учащихся и ученическими музейными

активами ЗАО г. Москвы.

  1. Декабрь 2009 г.- я принимала участие в городской конференции «Наука. Образование. Общество» (в рамках работы экспериментальной площадки

« Организация молодежной академии научных обществ учащихся для развития

способностей и компетентности школьников»). Тема выступления- «Система

школьных музеев и работа учителей по технологии музейная педагогика в рамках

работы НОУ».

  1. Проведение Дней Открытых дверей школьных музеев для жителей района Крылатское в рамках Дня культурно- исторического наследия.


Комплекс музеев включен в городскую и окружную экспериментальную деятельность. На базе школы 6 лет работала городская экспериментальная площадка «Воспитательное пространство- социальная инфраструктура детства» результатом стала статья «Тенденции и проблемы создания комплекса школьных музеев ОУ» в окружном сборнике методических разработок 2009 года «Строим новую школу: итоги экспериментальной и инновационной деятельности в Западном округе».

Опыт данной деятельности признан положительным, что отмечено в экспертном заключении подписанным начальником сектора воспитания и дополнительного образования ЗОУО ДО Зубаревой Т.А., и продолжен в ГЭП нового уровня – «Молодежная политика средствами образования».

2 года комплекс музеев в составе школьного коллектива принимал участие в работе ОЭП «Социальное партнерство в проектировании единой системы гражданско- патриотического воспитания в районе Крылатское».


Деятельность музеев нашла свое отражение в средствах массовой информации:

1. «Уголок старины в современном мире», автор- Бодягина Екатерина, 11-б, газета «Крылатское для Вас» № 21, 2007.

2. «Культура в сердце каждого» (о школьном музее «Истории развития культуры Москвы»)- автор Бодягина Екатерина, 11-б в газетах «Крылатское для Вас» (№23, 18.12.2007) и «Ровесники Крылатского» № 1, 2008.

3. «Ветераны в школе № 1371», автор Латина Н.Л. (учитель русского языка и литературы), газета «Крылатское для Вас» № 1, 2008

4. «Школа- музей», газета «Округа» для запада, № 7, 21-27 февраля 2008

5. По каналу «Столица+» прошли видеосюжеты: «Фестиваль «Дружат дети на планете»; «Круглый стол с участием учащихся 5-11 классов «Сделай мир добрее»; «В гостях у школьных музеев «Народные промыслы России» и «Истории развития культуры Москвы»; «Урок культуры поведения «Поговорим о вежливости»; «Праздник «Россия моя, мастеровая», подготовленный Советами музеев «Россия- Родина моя» и «Народное творчество России», 4-б (Кл. руководитель Норик В.Ф.), прошедший на базе культурно- досугового центра им. А. Ахматовой…

Результатами данной научно- практической разработки можно считать:

  1. Обобщение опыта работы комплекса на окружном и городском уровнях (см. выше).

  2. Рост доли обучающихся образовательных учреждений, участвующих в

олимпиадах, марафонах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах (Приложение 2).

  1. Активизация участия родительской общественности в работе музейного комплекса.

  2. Результаты мониторингов уровня гражданской воспитанности учащихся школы (Приложение 3).

  3. Результаты тестирования «Волевые качества. Коммуникативные качества личности учащихся» (Приложение 4).

  4. Принятие ГОУ СОШ № 1371 в проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в июне 2010 года.

Данная научно- практическая разработка адресована руководителям музеев ОУ, заместителям директоров ОУ по учебно-воспитательной и воспитательной работе, планирующим проведение в жизнь идей музейной педагогики в своем ОУ с целью формирования личности гражданина в рамках современного национального воспитательного идеала.

Данная научно-практическая разработка может быть использована в следующих общеобразовательных учебных учреждениях:

- средняя общеобразовательная школа;

- школа-интернат всех типов;

- гимназия;

- лицей;

- школа социальной реабилитации;

- профессионально-техническое учебное учреждение.


Музейный комплекс является структурным подразделением школы и неотъемлемой частью единого воспитательного пространства, отвечает его потребностям. А потому правомерность существования и эффективность деятельности комплекса школьных музеев определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности всех, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Комплекс музеев нашей школы существует с 2003 года, и впервые мы заявили о себе как о комплексе на городском смотре-конкурсе музеев ОУ в том же году, посвященном 150-летию со дня рождения Гиляровского, где заняли 3-е место.

В состав комплекса вошли музеи «Боевой славы жителей Крылатского», «Москва и москвичи», «Народного творчества России», «Истории московского образования», «Земля- наш общий дом» и «Истории развития культуры Москвы». В 2008 году в состав комплекса вошел новый музей- «Россия- Родина моя». Все 7 музеев сертифицированы. В 2010 году начал свою работу «Музей ЮНЕСКО», так как школу приняли в число ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. Мониторинг, проведенный среди учащихся, педагогов, родителей, жителей микрорайона и представителей управы района Крылатское в декабре 2008 года, показал, что есть желание, возможность и необходимость создать в рамках нашего музейного комплекса музеи естественно-научного и технического профиля. Это- одна из перспектив развития комплекса.


Музейный комплекс нашей школы – эффективная воспитательная система, базирующаяся на гуманистических ценностях, созвучных культуре мира, под знаком которого мы вступили в третье тысячелетие. Это- творческая лаборатория детей и взрослых, открывающая горизонты восприятия в процессе реконструкции прошлого, проектирования будущего мира, в котором предстоит жить детям. Это своеобразный музейный всеобуч, через который можно добиться: гармонизации личностного развития детей на основе комплексного подхода к воспитанию, предлагаемого музейной педагогикой; формирования у них исторического сознания, творческого отношения к действительности; развитие научного мировоззрения и музейной культуры.

Комплекс музеев является побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса.

Школьные музеи, входящие в музейный комплекс, призваны оставаться по преимуществу музеями детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики их деятельности должны быть слова поиск - открытие - творчество. Это музеи, которые создаются детьми и одновременно - для детей. Школьный – самый уникальный музей, в котором могут храниться и экспонироваться исторические предметы наравне с рукотворными, отражающие мир детства.

В нашей школе создано особое пространство, где музейные педагоги реализуют специальные музейно-образовательные и культуро- творческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейно-педагогические технологии, проводят психолого-педагогический мониторинг.

Работой каждого музея руководит Совет музея, в который входят учащиеся, педагоги и родители. Представители Советов музеев входят в Совет комплекса музеев, который координирует всю музейную работу школы.


Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся.

Музейная система, созданная мной, использует традиционные и нетрадиционные формы работы:

- Проведение музейных уроков (истории, МХК, москвоведения, литературы, музыки, географии, иностранных языков) на базе музеев. Используя возможности комплекса музеев, я постоянно провожу уроки на их базе. Это делает уроки более полезными и интересными, так как имеет ряд «плюсов»: смена обстановки, возможность увидеть исторические источники, потрогать их руками, окунуться в соответствующую историческую атмосферу( 6 кл. на базе школьного музея «Москва и москвичи» - урок «Как жили наши предки в древности»; 8 кл. на базе музея «Истории развития культуры Москвы»- «Архитектура Москвы в 1-й половине XIX века», 7 кл. «Что носили москвичи в 17 веке», 9 и 11 классы на базе музея «Боевой Славы жителей Крылатского»- уроки по теме «Великая Отечественная война»; в рамках в окружного семинара «Роль методического объединения учителей русского языка и литературы в повышении качества обучения» на базе школьного музея «Истории развития культуры Москвы» интегрированный урок литература- москвоведение «А.Н.Островский и Московский Художественный театр» );

- Обзорные и тематические экскурсии для учеников, родителей, жителей микрорайона, ветеранов ВОВ, гостей школы. Комплекс традиционно ежегодно проводит дни открытых дверей для всех желающих (объявления размещаются в микрорайоне школы), целью таких мероприятий является формирование имиджа школы как динамично развивающегося образовательного учреждения, привлечение к жизнедеятельности комплекса родителей и жителей микрорайона, пополнение музейных фондов. В роли экскурсоводов выступают ученики. Так как наша школа- школа с углубленным изучением английского языка, обзорные экскурсии для иностранных гостей ребята проводят на английском языке, идет подготовка экскурсий на немецком и французском языках; многие экскурсии разрабатывают сами учащиеся. Так весной 2010 года в музей «Истории развития культуры Москвы» в раздел «Музыкальный уголок» поступило много новых экспонатов, и возникла необходимость разработки новых экскурсий. Разработкой двух экскурсий «Обзорная экскурсия по разделу «Музыкальный уголок» и «Русские народные музыкальные инструменты» по собственной инициативе, но под моим патронатом, занимаются ученицы 11-а класса Чудесникова Татьяна и Кистяковская Вероника;

- Лекции- проводятся членами Совета музея- учениками школы ; по мере накопления материалов большинство лекций были включены в состав постоянно действующих на базе музеев лекториев, например: «Поговорим о вежливости», «Из истории моды», «Кумиры ХХ века», «Московское образование вчера, сегодня, завтра», «Народные промыслы», «Дни воинской славы России» и т.д.

- Встречи с интересными людьми( ветеранами ВОВ, деятелями культуры , родителями, непосредственными участниками или очевидцами исторических событий и т.д.);

- Всеми руководителями музеев разработаны образовательные программы и

организована работа объединений дополнительного образования для различных возрастных категорий учащихся и клубов (секций) по интересам. Разработанная система работы комплекса позволяет осуществлять тесное взаимодействие всех ОДО и клубов;

- В связи с развитием информационных технологий в музейной сфере появляются новые формы деятельности. Под руководством Совета музеев учащиеся создают мультимедийные пособия для проведения уроков и классных часов: Заочные экскурсии «Москва театральная», «Памятники деятелям культуры в Москве», «Мосты Замоскворечья», «Мое родное Крылатское» , «Русская матрешка» , «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Молодежные субкультуры», «Памятники Отечественной войны 1812 года в Москве» и т. д. , а также компьютерные презентации для внеклассных мероприятий. Комплекс выполняет заказы учителей- предметников и готовит компьютерные презентации для проведения уроков и занятий объединений дополнительного образования такие как «Заочная экскурсия по Лондону», «Архитектура Нью-Йорка», «Музыкальная жизнь Франции. XIX век» и др.

- Комплекс занимается подбором материалов для классных часов и тематических бесед («Полководцы Великой Отечественной», «Памятники и музеи Великой Отечественной войны Москвы и Подмосковья», «Россия – Родина моя», «Герои нашего времени…», «Что такое вкус?», «Красота в палитре», «Народные традиции и обычаи» и т.д.). Подбор материалов осуществляют члены Советов музеев- ученики 7-11 классов. В рамках этой деятельности комплекс тесно сотрудничает с школьной библиотекой и библиотеками района Крылатское.

- Комплекс музеев регулярно представляется мобильные (передвижные) выставки экспонатов музеев школы, такие как «Народные промыслы России» , «Москва театральная» , «Москва- вчера, сегодня, завтра» , «Как учились наши родители», «Путешествие по странам изучаемого языка» и другие. Эти выставки вызывают живой интерес у ребят. Замечательно то, что экскурсии по этим выставкам проводят сами ребята. Так как не все родители учащихся школы имеют возможность посещать наши музеи, подобные выставки мы организуем и во время проведения общешкольных родительских собраний. На сегодняшний день есть принципиальная договоренность о проведении подобных выставок на базе Центральной детской библиотеки № 17 «Смена» и ЦДОД «Источник»;

- Музейный комплекс является постоянным и активным участником школьной научно-практической конференции, представляя на ней свои проектные работы

( «Неизвестные усадьбы Москвы», «Улицы Крылатского». Победители представляют школу на окружном этапе ( например: проектная работа «Русский свадебный костюм», руководитель Лыжина А.А.).

Наши музеи не замыкаются в работе только на своей теме. Так музей «Народного творчества России» и «Музей культуры Москвы» собирают материалы и изучают культурные традиции других стран и народов. Результатом этой деятельности стал научный проект, выполненный совместно с учителями иностранных языков «Народные праздники Англии, Франции и России», который в этом учебном году будет представлен на научно- практической конференции «Эврика»;

- Комплекс музеев организует и активно участвует в патриотических, творческих конкурсах таких как: конкурс альбомов «Москва литературная», конкурсы боевых листов «Из истории Вооруженных Сил РФ», мини-сочинений «Мой друг по переписке», конкурсы чтецов, русской народной песни, тематических мини-газет, открыток, рисунков, сочинений и т.д.; фотоработы наших учениц Бодягиной Екатерины и Резниковой Ирины «Золотые купола Москвы»в рамках программы «Московских окон негасимый свет», посвященной 860-летию Москвы представлялись на городской выставке фотографий «Я шагаю по Москве» в Белых Палатах на Пречистенке и вошли в её печатный каталог; альманах литературно- творческих работ учащихся «Поколение мира без войны» (альманах отмечен благодарностью Правительства Москвы, а 4 учащихся завоевали 3-и места в округе); 2-е творческие работы в рамках окружного конкурса «Культура мира и ненасилия в интересах детей планеты» заняли 2-е места; ребята занимаются изготовлением поделок и макетов( украшением и экспонатами музея «Боевой Славы жителей Крылатского» стали два макета- победителя окружного конкурса военно- исторической миниатюры 2009 и 2010 гг., выполненных учеником Цыпкиным Дмитрием); в 2010 году музей «Народного творчества России» принимал участие в окружном конкурсе «Я не Чужой» с проектом «Традиции и история русского костюма»; Совет музея «Земля- наш общий дом» и ребята- члены клуба «ЮНЕСКО» приняли участие в Московском Молодежном Фестивале «Дружбовидение - 2010» (получили диплом за активное участие и лучший видеоролик), где мы представляли Австралию, приняли участие в работе Школьной Модели ООН, где мы представляли Нидерланды, Канаду и Белоруссию; Совет музея «Россия – Родина моя» принял участие в конкурсе-олимпиаде «Великие реки мира» в рамках ПАШ ЮНЕСКО и т.д.;

- Наши музеи осуществляют тесную взаимосвязь с ЦДБ № 17 «Смена». На базе музеев проходят музейные уроки, встречи с писателями, организуются коллективные чтения и обсуждения актуальных книг, результатом этой кропотливой работы стало проведение совместных праздников и совместная работа над исследовательскими проектами («Россия моя, мастеровая»), ребята принимают участие в конкурсах и акциях «Самый читающий класс» (победители), «Время читать», «Неделя детской книги»;

- Каждый школьный музей работает по своему направлению, но весь комплекс постоянно объединяет одна глобальная общая тема. В прошлом учебном году- это «Комплекс музеев- центр патриотического воспитания», посвященная 65-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В каждом музее представлены уголки по данной теме перекликающиеся с темой работы музея: в музее «Народного творчества России» представлены вязаные варежки, носки для солдат, вышитые кассеты; в музее «Истории развития культуры Москвы»- граммпластники, кассеты с песнями о войне, творческие работы учащихся «Актеры, поэты, писатели, кинематограф в годы ВОВ», в музее «Истории московского образования» оформлены стенды «Школы военных лет», «Учителя и ученики московских школ в годы ВОВ», музей «Москва и москвичи» знакомит своих посетителей с историей московских улиц, названных в честь участников ВОВ… Лекторские группы проводят по этим материалам беседы с учащимися. Наши музеи постоянно проводят совместные мероприятия, где у каждого музея своя роль в подборе материалов для выступлений, оформления, раздаточного материала.

В этом учебном году мы выбрали тему «Мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила»;

- Совместные мероприятия школьные музеи проводят постоянно. Так традиционный праздник- фестиваль «Дружат дети на планете» является результатом коллективного творчества музеев «Земля- наш общий дом» (готовит газеты, сообщения, выставку книг о представляемых странных), «Истории развития культуры Москвы» (подбирает песенный, танцевальный, поэтический материалы и готовит концертную программу), «Народного творчества России» (готовит рассказы о народных промыслах, национальной кухне); традиционные праздники «Рождество» и «Масленица» готовят музеи «Россия- Родина моя», «Москва и москвичи», «Народного творчества России», «Истории развития культуры Москвы»; совместное мероприятие музея «Боевой славы жителей Крылатского» и музея «Истории развития культуры Москвы»- «Песня в военной шинели». Совместные (комплексные) мероприятия очень сплачивают школьный коллектив и значительно облегчают работу. Поговорка гласит «У семи нянек дитя без глаза», поэтому за каждое мероприятие ответственным является один из музеев, а остальные – его активные помощники;

- Мной с Советом музея «Истории развития культуры Москвы» разработаны рекомендации по организации экскурсионной работы с учащимися для учителей- предметников и классных руководителей. Программа рассчитана на учеников 1-11 классов и охватывает все направления учебной деятельности, а также рекомендации по проведению развивающих экскурсий. Данная программа дает возможность посещать музеи и выставочные залы не хаотично, а с максимальной пользой. Программа составлена с учетом предметных образовательных программа, программ объединений дополнительного образования и исходя из возрастных психологических особенностей учащихся. В программе представлены не только рекомендуемые для посещения музеи, но и конкретные темы экскурсий.

На базе музея «Москва и москвичи» работает постоянно действующая группа экскурсоводов, проводящих экскурсии для учащихся школы по Москве. Два года назад к этой работе присоединился и музей «Истории развития культуры Москвы». Ребята сами выбирают маршруты своих экскурсий, ищут интересный материал, разрабатывают задания классам или индивидуальные- учащимся. Руководители музеев выступают в роли координатора действий, направляющего, помогающего звена. Эта работа требует серьезной подготовки и большого мастерства от ребят. Ведь экскурсоводу мало самому хорошо владеть материалом, надо еще донести его до слушателя. Практика показывает, что желающих попробовать себя в роли экскурсовода много, а получается это не у всех. Отсюда вытекает одна из тенденций работы комплекса- создать на его базе занятия по риторике и художественному слову (школа экскурсоводов уже работает).

Для качественной работы Советов музеев необходимо привлекать к работе действительно заинтересованных людей, важно то, что каждый ребенок может здесь найти дело по душе, по способностям. В Советах музеев работают архивариусы, оформители, лекторы, экскурсоводы. Для всех категорий проводятся занятия «школ», где желающие обучаются «секретам профессионального мастерства». Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Наш комплекс ещё молодой, поэтому можно только прогнозировать результаты этой деятельности. Но многие коллеги- руководители музеев ОУ, работающие по профориентационному направлению в своих музеях, отмечают высокий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Работа комплекса музеев, включающих в себя разнообразие направленностей, предоставляет широкие возможности обучающимся для самореализации, для проявления своих способностей и дарований.

Музейные технологии направлены на работу с любыми детьми, имеющими разный исходный уровень развития способностей.

Хочется уделить внимание ещё одному направлению работы наших музеев - это музейный всеобуч. Для нас это- довольно новая деятельность, мы её только начинаем, разработаны первые сценарии занятий. И своими мыслями я хочу поделиться.

Я пришла к мысли, что каждый ребенок обязательно должен пройти через музейный всеобуч, то есть систему постоянных и обязательных занятий с использованием музейных средств, движимых и недвижимых памятников Москвы. В дальнейшем предполагается включить в музейный всеобуч подрастающее поколение с 5 до 11 лет.

Задачами музейного всеобуча являются:

  1. Всестороннее гармоническое развитие каждого ребенка на основании комплексного подхода к воспитанию;

  2. Формирование творческой активности ребенка. Его эстетических чувств, вкусов, идеалов с помощью музейных средств;

  3. Развитие у детей эмоций, воображения и фантазии;

  4. Формирование исторического сознания. Навыков осмысленного участия в документировании природы и общества для выработки научного мировоззрения;

  5. Воспитание музейной культуры.

Задача всеобуча - формирование сознательных граждан, патриотов. Именно в детском возрасте закладываются основы мировоззрения. Системы ценностей, понимания смысла жизни (твое место в цепочке поколений). Большую помощь здесь могут оказать музеи. В их распоряжении имеется большое число средств, способствующих гармоничному развитию личности на примере истории природы. Общества, искусства.

Если при проведении обычной экскурсии мы нередко обрекаем слушателей на пассивность, то музейный всеобуч предполагает максимальную активность детей.

В настоящее время возникла такая культурно- коммуникативная ситуация. Когда приобретение новых знаний перестает быть главной задачей образовательно- воспитательной работы, а рассматривается лишь как одно из важнейших средств образования и развития личности. В новых условиях личность необходимо ориентировать не на запоминание информации, а на её творческую переработку. Главной задачей становится воспитание активной личности, которая может принимать нетривиальные решения.

В системе музейного всеобуча используются основные методические принципы и приемы:

1. Игровой метод, так как игра в детском возрасте является основной формой психологической жизни маленького человека, его естественным состоянием. Через игру ребенок активно познает мир. Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающиеся целых ситуаций или отдельных музейных предметов («Как ты поступишь, если найдешь такой-то предмет?») Игровая форма оказывается наиболее эффективной. Поскольку в нее включены и разум, и чувство, и фантазия.

- «Погружение», «вовлечение» в прошлое, его реконструкция. Опыт показывает. Что дети лучше начинают понимать прошлое, лишь «погружается» в него, то есть совершая как бы мысленное путешествие в прошлое.

- Ролевой метод- метод получения детьми социальных ролей. Дети начинают по- настоящему чувствовать историю лишь, когда сами что-то переживают (например, если ты- крепостной крестьянин и тебя продали…). При распределении социальных ролей детям нельзя давать роли отрицательного плана (например, фашистов), поскольку дети ещё не могут отделить роль от человека.

- Метод театрализации. Очень важно включать в занятия отдельные элементы театрализации воссоздавая прошлое, его реалии, а также музыку, пение, танцы. Очень важно было бы каждому младшему школьнику дать возможность участвовать в театральной музейной постановке.

2. Вопросно- ответный метод. На занятиях необходимо предлагать детям не рассказ экскурсовода, ни в коем случае не обзорную экскурсию. А систему вопросов и ответов. У детей должно создаться ощущение, будто они сами до всего додумались. При этом формировать опорные, базовые понятия, повторяя их в течение нескольких занятий (например, термины «экскурсант», «экспонат», «музейный предмет» и т.д.).

Например, в процессе реализации музейного всеобуча, раскрывая историко- культурный контекст того или иного предмета, в беседе с детьми можно использовать такие вопросы:

- Кто и как сделал предмет?

- Зачем, для чего предмет служил в свое время? А сейчас он воспринимается иначе?

- В какой обстановке его делали? Что его создатель мог видеть и слышать, что думать?

- Из чего сделан предмет?

- Кому он принадлежал? (пофантазировать, но с учетом реальных данных)

- Красив ли он? Его цвет, линии, на что он похож и т.д.

При работе с детьми лучше не пользоваться точными датами, но говорить о веках и периодах. С самыми маленькими можно использовать словосочетания «это было давно», «кто жил раньше»…

Младший возраст нуждается в движении, поэтому необходимо то ускорять темп занятия, то замедлять, то сажать детей на пол, на ковер, ненадолго распускать группу…

Обязательно нужно фиксировать реакцию детей через 1-3 дня после занятия, через неделю, через месяц (помнят ли они посещение музея, что именно запомнилось, во что дети играют и т.д.).

Для детишек 5-7 лет занятия должны продолжаться 25-30 минут. Для 8-11 лет- 40-45 минут. Музейные предметы для игры берутся как из музейного фонда, так и приносятся детьми. Мы должны помочь ребятам увидеть, что иногда и у них дома встречаются необычные предметы, достойные изучения.

Мы апробировали занятия «Вещественные источники», «Книга как предмет материальной культуры», готовится занятие «Идет война народная…»


- Наш комплекс музеев имеет множество социальных партнеров: школы района «Крылатское», культурно- досуговый центр и. А.Ахматовой, ЦДОД «Источник», ДДТ «Рублево», психологический центр «Живые потоки», военная часть № 83466, Советы ветеранов ВОВ района Крылатское и ДЭЗ № 25, ОВД «Крылатское», управа и муниципалитет района Крылатское, ЗОУО ДО- это наши партнеры в течение многих лет; в 2008 году мы начали сотрудничество с ЮНЕСКО в рамках соответствующих национальных программ в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей. Результатом этого сотрудничества стало принятие школы в проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», целью которого является распространение информации об ООН и ЮНЕСКО, изучение и сохранение культурного и природного наследия, изучение прав человека и ребёнка, формирование установок толерантного поведения. В апреле 2010 года комплекс музеев принимал на базе школы участников 2-го московского городского театрального фестиваля «такие разные и такие похожие».

Кроме выше перечисленных в нашем музейном комплексе наметились тенденции:

- сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Разработка развивающих музейных программ для дошкольников (на базе школы много лет действуют подготовительные курсы для будущих первоклассников);

- идет разработка положения о музейном комплексе ОУ, в основу которого

положено положение о школьном музее;

- создание виртуального комплекса музеев;

- развитие музейного всеобуча.
  1   2   3   4

Похожие:

Краткое содержание работы iconМосковский авиационный институт (государственный технический университет)
Перечень подлежащих разработке в дипломном проекте вопросов или краткое содержание дипломной работы
Краткое содержание работы iconКраткое содержание ответов на вопросы
Культура как форма духовного мира человека. Её содержание, основные свойства критерии духовности
Краткое содержание работы iconКраткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи»
Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр...
Краткое содержание работы iconКраткое содержание об

Краткое содержание работы iconКраткое содержание G/sps/N/bra/856
Реестр уведомлений, опубликованных Комитетом по Санитарным и фитосанитарным мерам вто
Краткое содержание работы iconКраткое содержание 1 Пономарёва Марина Николаевна моу «сош №15»
«Адреса инновационного педагогического опыта»/ Издание второе, исправленное и дополненное
Краткое содержание работы iconКраткое содержание этапов исследований в 2008 году
Исследование характеристик потоков частиц высоких и сверхвысоких энергий на установках бно
Краткое содержание работы iconКраткое содержание экологического исследования
В эпических поэмах Ма­ха­бха­­ра­та и Рамаяна описаны образ жизни и местообитания примерно 50 видов животных
Краткое содержание работы iconКраткое содержание: Введение
Отдел клинических исследований по вич, больница Соммерсет, Университет Кейптауна, Green Point 8005, Южная Африка
Краткое содержание работы iconКраткое содержание курса «Геометрия»
Атанасян Л. С. Геометрия 10 – 11. – 14 – е изд., М.: Просвещение, 2005. – 206 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница