Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования




Скачать 33,82 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер33,82 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алманчиковская средняя общеобразовательная школа»

Батыревского района Чувашской Республики




Утверждена.

Приказ № _____от _____ 2012 г.

Директор школы: ______/Горбунова М.А/




Рассмотрена Согласована от .

на заседании ШМОУ Заместитель директора

филологических дисциплин по УВР ______/Р.Н.Хитрова/

от , протокол №1

Руководитель _____/Р.А.Петрова/


Рабочая программа

по учебному предмету «Русская литература»

для 5-9 классов

основного общего образования

Составитель: учитель 1 категории

Петрова Р.А.

с. Алманчиково

сентябрь 2012 г.

Тематическое планирование

Ф. И. О. учителя: Петрова Раиса Анатольевна

Предмет: русская литература

Класс: 6

Пояснительная записка

Планирование уроков предназначено для работы по учебнику Литература в 2 ч. 6 класс Н.С.Русина, С.К.Бирюкова и др. / С.-П.2009

Согласно учебному плану школы, учащиеся изучают русскую литературу в 6 классе 4 часа в неделю, содержание обучения и тематическое планирование составлено из этого расчёта. Количество часов в году – 136 ч.

Основные виды устных и письменных работ по литературе в 6 классе

Хорошо зная текст художественного произведения, умея его выразительно читать, отвечать на вопросы по содержанию, ученик способен устно или письменно(изложение) пересказать текст – подробно, выборочно, сжато или с изменением лица.

Составив план своего высказывания, учащийся может охарактеризовать героя произведения, объяснить роль изобразительно-выразительных средств, опираясь на понятия теории литературы, усвоенные в данном классе.

Примерный темп чтения – 100-110 слов в минуту, активный словарь учащегося пополняется за счет записанных в специальные тетради слов и выражений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

- текст художественного произведения;

- событийную сторону (сюжет) и героев произведений в их взаимосвязи;

- основные признаки понятий: гипербола, постоянный эпитет, пейзаж, повесть.

Учащимся нужно уметь:

- характеризовать героя изучаемого произведения, давать правильные оценки его поступков и поведения;

- находить в изучаемом произведении изобразительно-выразительные средства, а также пейзаж и объяснять их роль в контексте;

- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные, учебные, научно-популярные и публицистические тексты (100-110 слов в минуту);

- употреблять в речи записанные в словаре слова и выражения;

- пересказывать устно или письменно (изложение) – подробно, выборочно, с изменением лица или сжато – небольшие эпические произведения или отрывки из эпических произведений;

- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.



№ урока

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Для сам. раб.




УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5ч.)




1

Введение. Мифы древних славян




2

«Миф о Солнце», «Миф о сотворении мира»




3

Эпос русского народа. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».




4

Богатырь Илья Муромец – защитник родной земли.




5

«Былина о Садко»







ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч.)




6

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Летопись. «Повесть временных лет».




7

Пересказ фрагментов из «Повести временных лет»







РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (49 ч.)







И.А.Крылов (6 ч)




8

И.А.Крылов – великий русский баснописец. Басня «Волк и ягненок».




9

Басня «Волк на псарне»




10

Басня. «Листы и Корни».




11

Басня «Осел и соловей».




12

Выразительное чтение басни наизусть




13

Обобщающий урок по басням. Басня как литературный жанр.







А.С.ПУШКИН (8 ч.)




14

А.С.Пушкин - великий русский поэт.




15

А.С.Пушкин. «Зимнее утро».




16

А.С.Пушкин. «Москва…как много в этом звуке…», «Воспоминания в Царском Селе». Патриотические чувства поэта.




17

А.С.Пушкин. «К Языкову».




18

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник.




19

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»




20

Художественные особенности произведения.




21

РР Сочинение по повести «Станционный смотритель» «Барышня – крестьянка».







М.Ю.ЛЕРМОНТОВ (5 ч.)




22

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество




23

М.Ю.Лермонтов. ««Бородино». Патриотический смысл стихотворения.




24

М.Ю.Лермонтов. Тучи». Чувство одиночества, тоски по родине. О стихотворении «Тучи»




25

М.Ю.Лермонтов. «Утес». Олицетворение.




26

М.Ю.Лермонтов. «Листок»







Н.В.ГОГОЛЬ (4 ч.)




27

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество




28

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»




29

Художественные особенности произведения




30

Пересказ отрывков «Заколдованного места»







А.Н.ТОЛСТОЙ (2 ч.)




31

А.Н.ТОЛСТОЙ «Илья Муромец».





32

А.Н.ТОЛСТОЙ «Илья Муромец». Сопоставление с былиной об Илье Муромце







И.С.ТУРГЕНЕВ (6 ч.)




33

Тургенев «Муму».




34

«Муму». Непримиримое отношение Тургенева к крепостному праву, к жестокости и угнетению.




35

«Муму». Нравственный портрет Герасима.




36

«Муму». Обобщение. Значение пейзажа.




37


«Стихотворения в прозе».




38

Р/р. Изложение по «Муму» Тургенева.








Н.А.Некрасов ( 3ч.)




39

Н.А.Некрасов «Школьник». Трудная и суровая жизнь крестьянского мальчика, его стремление к знаниям.




40

Н.А.Некрасов «На Волге».




41

Вн.чт. «Дедушка».







М.Е.САЛТЫКОВ _ ЩЕДРИН (4ч.)




42

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм.




43

Противопоставление генералам трудолюбивого мужика. Приемы сказочного повествования.




44

Р/р. Выразительное чтение отрывка, составление плана текста.




45

Язык сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина







Л.Н.ТОЛСТОЙ (5ч.)




46

Л.Н.ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество




47

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».




48

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.




49

Жизнь горцев. Образ Дины.




50

РР Сочинение «Образ Дины». Рассказ.







А.П.ЧЕХОВ (3ч.)




51

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Комические ситуации и юмор в произведении.




52

А.П.Чехов «Злоумышленник».




53

Чтение и обсуждение. «Пересолил» и другие рассказы Чехова




54

Обобщение по разделу «Русская литература 19 века» (1 ч)




55

Вн. чт. А.Алексин «Мой брат играет на кларнете» (1 ч.)




56

Анализ лирического произведения. Основные принципы и приемы. (1 ч.)







РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. (44 ч.)







М.ГОРЬКИЙ (5 ч.)




57

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. М.ГОРЬКИЙ




58

М.ГОРЬКИЙ «Детство». Бабушка на пожаре.




59

Как происходит формирование характера Алеши?




60

Обобщение повести «Детство»




61

Р/р. Сочинение «Образ бабушки»(по повести М.Горького «Детство»)







И.А.БУНИН (4 ч.)




62

И.А.БУНИН Лирика. «Бушует полая вода».




63

И.А.БУНИН «Густой зеленый ельник у дороги»




64

И.А.БУНИН «Танька».




65

Роль сравнений и эпитетов в обрисовке художественных образов. Жанр рассказа.







С.А.Есенин (4 ч.)




66

С.А.Есенин «Поет зима- аукает»




67

. С.А.Есенин «Черемуха»




68

С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»




69

Вн. чт. Стихотворения С.Есенина. Метафора.







М.М. Пришвин (5ч.)




70

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»




71

«Кладовая солнца». Любимые герои сказки-были.




72

«Кладовая солнца». Обобщение.




73

Р/р. Сочинение «Природа моего края».




74

Р/р. Анализ сочинений, работа над ошибками.







К.Г.Паустовский (5ч.)




75

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»




76

Пересказ сказки «Теплый хлеб»




77

«Теплый хлеб». Победа добра над злом.




78

Семена добра и зла. «Кладовая солнца» и «Теплый хлеб»




79

Р/р. Устный журнал «Животные - наши друзья»







Ф.А.Абрамов (2ч.)




80

Ф.А.Абрамов «Бревенчатые мавзолеи».




81

Понятие о притче.







Н.М.Рубцов (4 ч.)




82

Н.М.Рубцов «Деревенские ночи»




83

Н.М.Рубцов «Первый снег»




84

Урок выразительного чтения стихотворений Н.Рубцова




85

Изобразительно - выразительные средства языка. О сравнении в поэтическом произведении.




86

Вн. чт. Н.А.Заболоцкий. «Утро», «Вечер на Оке» (1 ч.)




87

Вн. чт. А.Т.Твардовский. «Снего потемнеют синие» и другие (1 ч.)

Устное сочинение

«Весна в родном селе»




В.М.Шукшин (4 ч.)




88

В.М.Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала»




89

Особенности героев В.М.Шукшина




90

Вн. чт. В.М.Шукшин «Сельские жители»




91

Рассказ. Закрепление понятия.




92

Проверка техники чтения







Е.И.Носов (5 ч.)




93

Е.И.Носов «Белый гусь»




94

Е.И.Носов «Белый гусь». Пересказ описания вихря и града.




95

Подготовка к сочинению-рассуждению на одну из предложенных тем




96

Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: «Природа и человек», «Чему учит природа человека»




97

Вн. чт. Е.И.Носов «Радуга»




98

Вн.чт. В.КЖелезников «Чудак из шестого «Б» (1 ч.)




99

Обобщение по литературе 20 века (1ч.)




100

Контрольная работа по теме «Русская литература 19-20 веков» (1ч.)







Народный героический эпос (7 ч.)




101

Народный героический эпос. «Урал-батыр»




102

«Приключения Урала в пути»




103

Карело - финский народный эпос. «Калевала»




104

Герои Калевалы освобождают небесные светила из заточения




105

Бурятский эпос. «Гэсэр»




106

«Гэсэр». Противостояние двух сил.




107

Герои фольклора родного народа







ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ( 23 ч.)




108

Зарубежная литература. Мифы Древней Греции.




109

«Похищение Персефоны Аидом»




110

«Подвиги Геракла»




111

«Подвиги Геракла». Пересказ подвигов Геракла




112

РР Обобщение по теме «Мифы Древней Греции». Выразительное чтение отрывка.




113

В.Гюгю «Козетта».




114

В.Гюгю «Козетта». Жизнь сироты Козетты.




115

РР Выразительное чтение отрывка




116

РР Рассказ о дальнейшей судьбе Козетты




117

Вн. чт. Ж Верн «Дети капитана Гранта»




118

Д. Лондон «Белый Клык»




119

Часть 4. Гл. вторая «Сумасшедший бог»




120

Перевод отрывка текста на родной язык




121

Гл. третья «Царство ненависти»




122

Р/р. Составление плана текста




123

Гл. четвертая «Цепкая смерть»




124

Гл. шестая «Новая наука»




125

Выразительное чтение понравившегося отрывка




126

Обобщение по повести «Белый Клык»




127

РР Подготовка к сочинению




128

Сочинение «Белый Клык - верный друг верных друзей»




129

Вн. чт. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна»




130

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»




131

Проверка техники чтения (1 ч.)




132

РР Подготовка к сочинению «Моя любимая книга» (2 ч.)




133

РР Сочинение «Моя любимая книга»




134

Вн. чт. В Катаев «Сын полка» (1 ч.)




135

Обобщение всей изученной литературы (1 ч.)




136

Подведение итогов года (1 ч.)






Пояснительная записка

Очевидно, что каждый социальный слом, любая общественная переориентация неизбежно влекут за собой качественные изменения гуманитарного, особенно литературного образования. Сегодня общество провозглашает курс на гражданское самовоспитание человека, на примат духовности в отношениях между людьми, на гуманизацию представлений о путях общественного развития. И большую роль в этом должно сыграть изучение в школе литературы.

Задачи преподавания литературы

В содержание школьного курса литературы входит изучение выдающихся по своему значению и доступных учащимся произведений русской и зарубежной литературы. При этом школьники получают сведения по теории и истории литературы.

Русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, как учебный предмет играет очень важную роль в нерусской школе. Будучи явлением мирового масштаба, она позволяет ученикам, владеющим русским языком, приобщиться к мировым духовным ценностям.

В предлагаемой программе учебный материал располагается, условно говоря, по спирали. Необходимость повторного возвращения к ранее изученному материалу обусловлена методическими предпосылками разработанной в Институте национальных проблем образования концепции литературного образования.

При изучении современной литературы важно показать ученикам, что роднит ее с прогрессивным наследием прошлого, что является развитием и продолжением лучших традиций, и раскрыть многообразие, эстетическое богатство литературы нашего времени. Это поможет учащимся сознательно и глубоко воспринимать произведения искусства слова, осознать специфику литературы, ее значение в жизни общества.

Содержание и структура программы

В программу средних классов включены небольшие по объему и несложные по содержанию произведения, проверенные школьной практикой, имеющие высокое художественное и воспитательное значение. Это тексты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого. Их образцовый русский литературный язык позволяет в процессе изучения художественных текстов обучать навыкам чтения, развивать устную и письменную речь нерусских учеников.

Литературные тексты для средних классов распределяются по трем рубрикам:

- для чтения и изучения;

- для чтения и обсуждения;

- для внеклассного чтения.

В программе для каждого класса дается примерный список произведений для чтения и заучивания наизусть.

Элементарные сведения по теории литературы даются на основе практических наблюдений над поэтическим языком произведений. При сообщении теоретических сведений учитель опирается на знания, полученные учащимися на уроках родной литературы.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов основного общего образования
Тематическое планирование разработано применительно к примерной учебной программе основного общего образования по русскому языку...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Программа разработана на основе примерной программы по английскому языку фгос основного общего образования (приказ Минобрнауки рф№373...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconРабочая программа курса «Литература» для 9аб классов на 2012-2013 уч год
Рабочая программа по литературе для 9 клас­са к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского составлена...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconРабочая программа «литература» 5-9- й классы 
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconРабочая программа по предмету физика для 7-9 классов
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по физике 2006г и авторской программы...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconРабочая программа Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Литература»
Примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconОбразовательная программа по учебному предмету «Немецкий язык» основного общего образования 5-9 класс
В состав умк входит учебник, рабочая тетрадь, звуковое приложение, книга для чтения, книга для учителя и др согласно перечню учебников,...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconРабочая программа По учебному курсу «Русский язык» 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного общего образования iconРабочая программа по курсу «химия» для 9 класса
Данная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница