Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования




НазваниеАрт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер18 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


Сметанина Алена Юрьевна


Арт-педагогическое сопровождение

духовно-нравственного развития детей

в условиях дополнительного образования


13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Великий Новгород

2008

Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики и психологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет».




Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Анисимов Владимир Петрович


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Моторин Александр Васильевич

кандидат педагогических наук, доцент

Лобзарев Виктор Михайлович


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет

культуры и искусства»


Защита состоится « 26 » декабря 2008г. в 1500 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.168.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» по адресу: 173003, Великий Новгород, ул. Чудинцева, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института непрерывного педагогического образования НовГУ имени Ярослава Мудрого.


Автореферат разослан _____ ________________2008 г.


Ученый секретарь Диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор /Г.А. Федотова

Общая характеристика работы


Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье общества. Действующая Конституция Российской Федерации (ст.13 п.2) указывает на то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В таких условиях задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации.

В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. А угрозой федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации объявлена экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, способствующие усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра. Противоречия современного общества все активнее проявляются в доминировании ориентаций субъектов на материальное обогащение в ущерб духовно-нравственному.

Анализ социально-психологических и педагогических исследований последних десятилетий показывает, что в науке активизировался поиск решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Так современные педагогические исследования направлены на разработку духовных основ нравственного воспитания в соотношении светского и религиозного его понимания (Т.И. Петракова), структуры духовности, форм ее проявления, условий и путей ее развития у учащейся молодежи (Х. Х. Валиакметов, Н.В.Михалкович), программ духовно-патриотического воспитания дошкольников (В.Н. Вишневская) и нравственного образования младших школьников с учетом их взросления (В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова), педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания (О.М. Потаповская), методических рекомендаций для родителей по воспитанию духовности в процессе творческого взаимодействия с ребенком (Пегги Дж. Дженкинс, А.А. Лопатина, М.В. Скребцова) и организации увлекательных бесед с ним (И.Н. Курочкина).

Вместе с тем, в указанных исследованиях предпринимаются попытки решения отдельных аспектов духовно-нравственного воспитания, зачастую вне определения сущности данного феномена, критериев оценки его эффективности и внутренних условий формирования духовно-нравственных качеств личности. Кроме того, в существующих исследованиях искусство рассматривается как второстепенный и социально-педагогический, внешний фактор формирования нравственной сферы личности ребенка. Вместе с тем в педагогической психологии накоплены данные об использовании художественных видов деятельности как фактора актуализации аффективно-смысловых образований личности (Х.Х. Валиакметов), ценностно-смысловых ориентаций (В.П. Анисимов, Н.К. Бакланова, Г.Е. Залесский, Ю.П. Питерин, И.Б. Редькина).

Таким образом, проведенный анализ исследований позволяет выделить ряд противоречий между:

- актуальной социально-педагогической потребностью комплексного решения проблем духовно-нравственного развития и аналитико-дифференцирован­ными разработками способов ее решения в светской и теологической науках;

- потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении реализации задач духовно-нравственного воспитания и отсутствием адекватных диагностических и формирующих психолого-педагогических технологий;

- декларированием роли искусства в становлении нравственной сферы личности и слабой разработанностью путей и условий эффективного ее формирования в художественных видах деятельности;

- обеспечением духовно-нравственного развития в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы (на занятиях курса «Основы православной культуры», истории и других) и слабой разработанностью целей, содержания и методов его реализации во внеучебной деятельности.

Объективная потребность разработки научно обоснованных путей использования искусства в духовно-нравственном развития обусловила выбор темы нашего исследования «Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравст­венного развития детей в условиях дополнительного образования».

Цель исследования: научное обоснование и апробация модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей.

Объект исследования: духовно-нравственное развитие детей 6-10 лет в процессе дополнительного образования.

Предмет исследования: арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития старших дошкольников и младших школьников в процессе внеучебной деятельности как условие их духовно-нравственного воспитания.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно-нравственное развитие старших дошкольников и младших школьников будет эффективным, если при проектировании и реализации модели арт-педагоги­ческого сопровождения будут осуществлены следующие условия:

- определены существенные диагностические признаки духовного развития с позиций интегрированного его понимания в психолого-педагогической и теологической науках;

- интеграция занятий эстетического цикла и вероучительных предметов в структуре арт-педагогического сопровождения, обеспечивающего актуализацию готовности ребенка к открытому общению, позиционированию своих состояний (переживаний, эмоций) и ценностных ориентаций, соотнесенных с высшими (объективными) ценностями;

- рефлексия эмоционально-образных состояний субъекта как внутренний механизм образования личностно-значимых ценностей.

Задачи исследования:

  • выявить наличие или отсутствие существенных рассогласований в определении понятий «духовность», «духовно-нравственное воспитание» на основе сопоставительного анализа психолого-педагогических и теологических исследований;

  • определить существенные признаки основных понятий исследования «духовность», «духовное развитие», «духовно-нравственное воспитание и развитие» и «арт-педагогическое сопровождение»;

  • изучить современные подходы к организации художественно-творческой деятельности как условия духовно-нравственного самовоспитания детей;

  • спроектировать модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в дополнительном образовании;

  • апробировать и изучить эффективность реализации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей в процессе дополнительного образования.

Методологическую основу диссертационного исследования составили:

– концептуальные положения психологических представлений о духовности человека (М.Я. Дворецкая, Б. Ничипоров, В.Д. Шадриков)

– теоретические и методологические аспекты сущности содержания духовности с позиций теологии, философии и педагогики (Н.А. Бердяев, И. Кант, Ф. Гегель, С.И. Гессен, В.С. Соловьев, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский, В.А. Су­хомлинский, Д.С. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Н.В. Михалкович);

– теоретические основы психолого-педагогической сущности духовно-нравственной сферы (С.Ф. Анисимов, Б.С. Братусь, Г.Е. Залесский, В.В. Знаков, А.В. Зосимовский, Н.А. Коваль, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, В. Франкл, В.Д. Шадриков и др.);

– идеи теории самоорганизации – «синергетики» к рассмотрению сложных внутриличностных культурно-образовательных процессов (Ю.С. Мануйлов, Ю.В. Шаронин, Р.М. Шерайзина);

– концептуальные основы проектирования художественно-творческой, продуктивной деятельности и идеи интеграции эстетического образования (Э.Б. Абдулин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Верб, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, В.Я. Ляудис, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Г.А. Федотова, Б.П. Юсов);

- теоретические положения о роли искусства в нравственном воспитании, рассматриваемой через взаимосвязь искусства и морали (А.А.Григорьев, Д.Б. Кабалевский, М.С.Каган, А.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Ю.А. Лукин, Л.Н.Столович, В.И. Толстых), а также организации воспитания нравственных взглядов и убеждений школьников при обучении предметам эстетического цикла (В.П. Анисимов, А.И. Буров, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Е.И. Коротеева, Е. П. Крупкин, И.Л. Любинский, А. Пиличаускас, Г.В. Ратгауз, Т.В. Шуртакова).

Методы исследования:

Теоретические – изучение и теоретический анализ теологической, философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы, педагогическое моделирование;

Эмпирические – включенное и косвенное наблюдение, беседа, констатирующий, преобразующий и контрольный эксперименты, тестирование, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Базой исследования являлась Некоммерческое партнерство «Детская школа хорового пения» (НП «ДШХП»), Воскресная школа, Негосударственное образовательное учреждение – образовательный центр «Тверентино» (НОУ-ОЦ «Тверентино»); летние сессии тренинг-семинаров для родителей с детьми «Педагогические мастерские Селигера» 2006, 2007, 2008 гг.

Этапы исследования:

1 этап (2005-2006 гг.) – обоснование целей и задач исследования формирование проблемы, определение предмета и объекта исследования, изучение и анализ состояния художественно-творческого воспитания в условиях дополнительного образования; формирование концепции и изучение психолого-педагогической, философской и теологической литературы по теме исследования.

2 этап (2006-2007 гг.) – организация опытно-экспериментальной работы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.

3 этап (2007-2008 гг.) – теоретическое обобщение опытно-эксперимен­тальной работы по апробации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного самовоспитания, литературное оформление диссертационного исследования

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- систематизирована (на основе сопоставительного анализа теологических, философских, психолого-педагогических знаний) и уточнена педагогическая сущность понятия «духовность» личности как «устойчивой устремленности к деятельной любви» и определены признаки духовности: гармоничное проявление эмоциональной отзывчивости и инициативной активности;

- определены диагностические признаки уровней (стартовый, функциональный и развивающий) духовного развития ребенка: эмоциональная саморегуляция, конгруэнтное понимание себя и других в потоке жизни, проявление деятельной любви;

- построена и апробирована модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, обеспечивающая развитие механизма взращивания субъективных ценностей (на основе развития эмоциональной отзывчивости и инициативной активности) и накопления опыта их коллективного согласования, в том числе и с высшими, объективными ценностями;

– раскрыты и обоснованы существенные характеристики арт-педагоги­ческого сопровождения духовно-нравственного развития: обеспечение психологически комфортного состояния субъекта, возможность его творческого самовыражения, развитие способности субъекта к согласованию ценностных ориентаций;

– научно обосновано применение арт-педагогического сопровождения как обеспечения единства внешних (педагогических) и внутренних (собственно-психологических) условий духовно-нравственного развития ребенка путем организации совместной художественно-творческой деятельности субъектов педагогического процесса.

Практическая значимость исследования:

– доказана эффективность реализации модели арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей;

– апробированы диагностические критерии и признаки уровней духовного развития детей как основы для педагогического наблюдения;

– результаты исследования могут быть использованы как в практике дополнительного образования государственных и негосударственных образовательных учреждениях, так и в процессе преподавания методических дисциплин организации педагогической практики студентов в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования, центрах непрерывного образования личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уточнено понимание педагогической сущности и признаков духовности, духовного развития и духовно-нравственного развития ребенка.

Педагогическая сущность духовности заключается в устойчивой устремленности человека к деятельной любви как интегративно-гармоничному проявлению эмоциональной отзывчивости и инициативной активности в пространстве высших (объективных) ценностей.

Педагогическая сущность духовного развития процесс непрерывного изменения себя в деятельной любви.

Педагогическая сущность духовно-нравственного развития ребенка, обусловленная содержанием арт-педагогического сопровождения внутриличностных преобразований ребенка как самоосознание и определение себя в условия, необходимые для самоизменения, самосовершенствования в деятельной любви.

2. Преемственность общего и дополнительного образования в согласовании содержания духовно-нравственного развития обеспечивается интеграцией светского и конфессионального образования опосредуемого семьей.

3. Модель арт-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности на основе интеграции художественно-творческой деятельности и вероучительных предметов, основным содержанием которого является актуализация состояний эмоциональной отзывчивости и инициативной активности субъектов образовательного процесса. Интегративным фактором духовного развития выступает рефлексивная способность ребенка в соотношении эмоциональных, когнитивных и поведенческих свойств личности при осмыслении и готовности к формулировке личностно-значимых ценностей и согласовании их с высшими (объективными) ценностями.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается теоретико-методологической базой его исходных позиций, использованием методов системного и междисциплинарного анализа, апробацией теоретических выводов и практических разработок в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТвГУ (2005, 2006, 2007, 2008 гг.), ежегодных научно-практических конференциях педагогического факультета ТвГУ «Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога» (2004, 2005, 2006), на Всероссийском фестивале «Дети и культура» (Санкт-Петербург, 2003), на Всероссийских конференциях «Педагогика ХХI века: проблемы и перспективы художественного образования» (Тверь, 2007), «Роль молодежных организаций и детских образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании детей» (Тверь, 2008), на Международных образовательных чтениях, посвященных сщмч. Фаддею, архиепископу Тверскому (Тверь, 2007), Международной научно-практической конференции «Музыкальное воспитание в России: прошлое, настоящее, будущее» (Тверь, 2007) Международной конференции «Образование XXI века: ценностный и проблемный подходы. Образование глазами детей и педагогов» (Москва, 2008).

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (317 источников) и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами. Результаты исследования отражены в 9 статьях и монографии.

  1   2

Похожие:

Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПедагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
Продолжая разговор о духовно-нравственном воспитании детей и молодежи современной России, мы обращаемся к проблеме семьи
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине м кв. 6 «Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в условиях инклюзивного процесса»
М кв. 6 «Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в условиях инклюзивного процесса»
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников моу сош №17
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПрограмма духовно-нравственное развития, воспитания и социализации учащихся (далее Программа) гоу сош №851 разработана в соответствии с Конституцией рф, (ст. 28, 29); Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях»
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПрограмма духовно-нравственного воспитания
Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Мечтаю, живу и люблю»
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся «Путешествие к успеху и мечте» : проблемы...
Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития детей в условиях дополнительного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Сновании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России» с учетом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница