Решение заседания кафедры Протокол №1 «03»




Скачать 34,45 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер34,45 Kb.
ТипРешение
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»


«Утверждаю»




«Утверждаю»

Проректор по учебной

работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.09.2012



ОПД.В.01

Введение в специальность


Специальность олигофренопедагогика (031700)


Факультет дефектологический


Кафедра специальной педагогики и специальной психологии


Составитель: Данилова А.М., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва


2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»


Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)


Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03__» ______сентября_____2012__г.


Программа дисциплины


ОПД.В.01

Введение в специальность


Специальность олигофренопедагогика (031700)


Составитель: Данилова А.М., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012


Цели, задачи дисциплины

Данный курс ставит своей целью раскрыть научно-теоретические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта, сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта, уметь работать со специальной литературой, вооружить будущих логопедов методами научно-исследовательской работы и способами их применения на практике.

Достижению прогнозируемого результата будет способство­вать решение следующих задач:

1. получение теоретических знаний студентами, разви­тие у них практических умений, необходимых для ор­ганизации обучения и воспитания детей с отклоне­ниями в интеллектуальном развитии;

2. овладение навыками определения и реализации со­держания, методов обучения и воспитания в соответ­ствии с потребностями, возможностями, особенно­стями умственно отсталого ребенка;

3. формирование умений коррекционной работы, на­правленной на преодоление имеющихся у детей не­достатков для дальнейшей их социализации в соот­ветствии с требованиями, предъявляемыми совре­менным обществом


Содержание и структура курса отражают модель подготовки специалиста-дефектолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы коррекционной педагогики (дефектологии).

В плане самостоятельной работы студенты изучают специальную литературу. В лекционном курсе особое внимание уделяется тем вопросам, которые имеют принципиальное значение для понимания методологических основ предмета и творческого подхода к решению задач, стоящих перед коррекционной школой.

Изучение курса осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуальных и психофизических нарушений развития, которые могут возникнуть у детей как следствие различных дефектов; система, организация и методы изучения детей с различными нарушениями развития; организация коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в создании специальных условий обучения, а также с основами коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в общеобразовательных учреждениях. На лекциях студентов знакомят с основными международными документами и законодательными актами, регламентирующими социальный статус и защиту прав детей и инвалидов; с нормативными документами, определяющими работу специальных коррекционных учреждений.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку реферативных сообщений по специальным категориям учащихся с дефектами развития «Умственная отсталость» и т.д.), а также анализ наблюдений за учащимися в процессе посещения образовательно-воспитательных учреждений общего и специального профиля.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате изучения курса «Введение в специальность» студенты должны знать:

По окончании курса студент должен иметь представления:

♦ об особенностях психического развития детей с интеллектуальными нарушениями;

♦ о причинах возникновения врожденных и приобретенных нарушениях интеллектуального развития лиц с интеллектуальными нарушениями;

♦ о специфике процесса обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Изучив данный курс, студент также должен:

♦ понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с интеллектуальными нарушениями;

♦ уметь определить соотношение первичного дефекта и вторичных отклонений при умственной отсталости;

♦ учитывать, что чем дольше они разведены между собой, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации послед­него с помощью рациональной системы обучения и воспитания;

♦ владеть основами дифференциальной диагностики;

♦ уметь определять основные формы и методы коррекционно-вос-питательной работы, направленные на разностороннее физиче­ское и психическое развитие детей.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Очно-заочная форма обучения (ССО)

Факультет/

специальность

Название дисциплины

Отделение

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудиторные


Самост. работа

дефектологический факультет/спе циальность «Олигофренопедагогика

Введение в специальность

очно-заочное отделение

Лекции

10




1

Практические/

Семинарские

4




Лабораторные

4




Консультации

-




Курсовые/Рефераты

-




Контр. работы

-




Итоговый контроль: зачет,

экзамен

зачет




Общий объем часов по дисциплинам

18

46

64



Заочная форма обучения

Факультет/

специальность

Название дисциплины

Отделение

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудиторные


Самост. работа

дефектологический факультет/спе циальность «Олигофренопедагогика

Введение в специальность

заочное отделение

Лекции

8




1

Практические/

Семинарские

2




Лабораторные

-




Консультации

-




Курсовые/Рефераты

-




Контр. работы

-




Итоговый контроль: зачет,

экзамен

зачет




Общий объем часов по дисциплинам

10

54

64


Заочная форма обучения (ССО)

Факультет/

специальность

Название дисциплины

Отделение

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудиторные

С

Самост. работа

дефектологический факультет/спе циальность «Олигофренопедагогика

Введение в специальность

заочное отделение

Лекции

8




1

Практические/

Семинарские

2




Лабораторные

-




Консультации

-




Курсовые/Рефераты

-




Контр. работы

-




Итоговый контроль: зачет,

экзамен

зачет




Общий объем часов по дисциплинам

10

54

64

Тематическое планирование

Очно-заочная форма обучения (ССО)

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические/семинарс

кие

Лабораторные



Олигофренопедагогика - составная часть специальной (коррекционной) педагогики - наука о закономерно­стях обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта. Понятие, предмет исследования, за­дачи, категориальный аппарат олигофренопедагогики.

2









Научные исследования в олигофре­нопедагогике. Специфика научных исследований в олигофренопедагоги­ке, требования к организации и про­ведению.

2









Умственно отсталые дети, как объект изучения олигофренопедагогики. Со­временные классификации умствен­ной отсталости. Контингент специ­альной (коррекционной) образова­тельной школы VIII вида для детей с нарушением интеллекта: медицин­ские показания и противопоказания к приему детей в школу; характеристи­ка состава учащихся школы.

2









Система помощи лицам с отклоне­ниями в интеллектуальном развитии в РФ. Типы и виды образовательных учреждений, оказывающих помощь детям с отклонениями в интеллекту­альном развитии.

2









Коррекционная направленность про­цесса обучения в специальной (кор­рекционной) школе VIII вида. Осо­бенности педагогического процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Принципы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

2









Содержание образования в специаль­ной (коррекционной) школе VIII ви­да. Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.




2






Формы организации образовательно­го процесса в специальной (коррек­ционной) школе VIII вида.




2






Формы организации воспитательной работы. Основные виды воспитатель­ных занятий.







2



Совместная работа педагогов специ­альной (коррекционной) школы VIII вида с семьей.







2


Заочная форма обучения (основной курс и ССО)

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические/семинарс

кие

Лабораторные



Олигофренопедагогика - составная часть специальной (коррекционной) педагогики - наука о закономерно­стях обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта. Понятие, предмет исследования, за­дачи, категориальный аппарат олигофренопедагогики.

2









Умственно отсталые дети, как объект изучения олигофренопедагогики. Со­временные классификации умствен­ной отсталости. Контингент специ­альной (коррекционной) образова­тельной школы VIII вида для детей с нарушением интеллекта: медицин­ские показания и противопоказания к приему детей в школу; характеристи­ка состава учащихся школы.

2









Система помощи лицам с отклоне­ниями в интеллектуальном развитии в РФ. Типы и виды образовательных учреждений, оказывающих помощь детям с отклонениями в интеллекту­альном развитии.

2









Коррекционная направленность про­цесса обучения в специальной (кор­рекционной) школе VIII вида. Осо­бенности педагогического процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Принципы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

2









Формы организации образовательно­го процесса в специальной (коррек­ционной) школе VIII вида. Формы организации воспитательной работы. Основные виды воспитатель­ных занятий.




2






СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.

Олигофренопедагогика - составная часть специальной (кор-рекционной) педагогики - наука о закономерностях обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта. Поня­тие, предмет исследования, задачи, категориальный аппарат оли­гофренопедагогики (обучение, воспитание, развитие, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, интеграция). Разделы олигофренопедагогики (общие основы олигофренопедагогики, олигофренодидактика, теория воспитания умственно отсталых детей, дошкольная олигофренопедагогика, социально-трудовая реабилитация лиц с выраженной интеллектуальной недостаточ­ностью, основы управления специальным образованием, семей­ное воспитание лиц с ограниченными интеллектуальными воз­можностями). История становления олигофренопедагогики и ее современное состояние. Место олигофренопедагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками. Научные и ме­тодологические основы олигофренопедагогики. Ведущие направ­ления научного поиска, актуальные проблемы и перспективы развития олигофренопедагогики.

Тема 2.

Научные исследования в олигофренопедагогике. Понятие о научном исследовании. Специфика научных исследований в оли­гофренопедагогике, требования к организации и проведению. Понятие о методах педагогического исследования, их классифи­кации. Характеристика основных эмпирических методов позна­ния, методов теоретического исследования, математических и статистических методов исследования. Инновационные процессы в педагогической деятельности. Взаимосвязь между педагогиче­ской наукой, исследовательской деятельностью, педагогической инновацией.

Тема 3.

Умственно отсталые дети, как объект изучения олигофренопе­дагогики. Этапы, принципы, методы психолого-медико-педагогического обследования. Организация работы ПМПК. По­нятие умственной отсталости: этиология, клиника, патогенез,

прогноз развития. Разграничение умственной отсталости с уче­том времени наступления поражения ЦНС (олигофрения и де-менция). Современная международная классификация по степени выраженности интеллектуальной недостаточности (МКБ-10). Клинико-патогенетическая классификация умственной отстало­сти (по Г.Е. Сухаревой). Этиопатогенетическая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер). Психолого-педагогическая ха­рактеристика детей с умственной отсталостью. Педагогическая дифференциация учащихся по возможностям обучения. Контин­гент специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для детей с нарушением интеллекта: медицинские показания и противопоказания к приему детей в школу; характеристика со­става учащихся школы. Психолого-педагогическое изучение учащихся в специальной (коррекционной) образовательной шко­ле VIII вида: основные подходы, принципы, этапы, методы и формы изучения школьников. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Тема 4.

Система помощи лицам с отклонениями в интеллектуальном развитии в РФ. Правовые основы специального образования в России: принципы государственной политики в области специ­ального образования; Конституция РФ (1993); Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, ред. 1996, 1997); проект За­кона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» (1996); Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в интеллекте (1997, 2000); Концепция реформирования системы-специального образования (1999); Национальная доктрина образования в Рос­сийской Федерации и др. Система специального образования: характеристика ее структуры, компонентов, форм. Реформирова­ние системы специального образования на современном этапе развития общества, экономики, педагогической науки и практи­ки. Основные идеи, подходы, этапы и социально-педагогические условия осуществления реформы, их характеристика и анализ реализации. Типы и виды образовательных учреждений, оказы­вающих помощь детям с отклонениями в интеллектуальном раз­витии (дошкольные, школьные, учреждения профессионального образования). Специальная (коррекционная) школа VIII вида, как основное образовательное учреждение для детей с нарушениями интеллекта, ее структура, задачи, направления развития и совер­шенствования.

Тема 5.

Коррекционная направленность процесса обучения в специ­альной (коррекционной) школе VIII вида. Особенности педагоги­ческого процесса в специальной (коррекционной) школе VIII ви­да. Роль и место .коррекционной работы в системе образования. Различные исторические подходы к коррекционной работе с ум­ственно отсталыми детьми (Э. Сеген, М. Монтессори, О. Декроли, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и др.). Характеристика совре­менной системы коррекционно-педагогической работы. Значение ранней коррекционно-компенсаторной помощи для развития ре­бенка. Определяющая роль обучения и воспитания в развитии и преодолении имеющихся нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методологические основы коррекционной работы. Учение Л.С.Выготского о структуре дефекта, соотноше­нии обучения и развития, коррекции и компенсации, социальной направленности коррекционной работы. Комплексные медико-психолого-педагогические мероприятия, осуществляемые на раз­личных этапах преодоления последствий основного дефекта. Со­держание и критерии эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Тема 6.

Принципы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Определение принципа обучения. Характеристика об­щедидактических принципов (воспитывающая и развивающая направленность обучения, научность и доступность обучения, практическая направленность обучения, систематичность и по­следовательность в обучении, индивидуальный и дифференциро­ванный подходы, принципы наглядности, активности и созна­тельности, прочности), особенности их реализации в коррекци-онно-педагогическом процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллек­та. Сущность и значение принципа коррекционной направленно­сти как ведущего принципа обучения детей с отклонениями в развитии.

Тема 7.

Содержание образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Понятие, сущность, функции, основные прин­ципы и подходы к его формированию. Система и взаимосвязь носителей содержания образования: государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоро­вья, учебные планы, образовательные программы, учебники и учебные пособия. Требования к содержанию специального обра­зования (коррекционная направленность обучения, его завершен­ность, доступность, научность, практическая направленность, систематичность, последовательность расположения учебного материала, наличие пропедевтического этапа обучения, реализа­ция вн}'три - и межпредметных связей, вариативность требова­ний). Характеристика учебных предметов специальной (коррек­ционной) школы VIII вида, их роль и место в системе образова­тельной и профессионально-трудовой подготовки детей с интел­лектуальной недостаточностью. Развитие и совершенствование содержания специального образования на современном этапе: ведущие направления, тенденции и актуальные проблемы.

Тема 8.

Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Определение методов обучения. Современные классифика­ции методов обучения: по источнику знаний (словесные, нагляд­ные, практические), характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый), дидактическим целям (приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, закрепления, проверки знаний, умений и на­выков), ведущему виду деятельности учителя и учащихся (пре­подавания и учения). Характеристика методов обучения. Требо­вания, предъявляемые к выбору и применению методов обуче­ния. Сущность и специфика методов обучения, применяемых в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Характеристика факторов, опре­деляющих выбор методов обучения.

Тема 9.

Формы организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Понятие о формах обучения. Характеристика основных и дополнительных форм организации обучения умственно отсталых школьников: урок, экскурсия, до­машняя учебная работа, специальные коррекционные занятия. Требования к их организации и проведению. Структура, этапы, содержание урока. Разновидности типов урока в зависимости от основной дидактической цели. Требования, предъявляемые к оценке уровня знаний, умений и навыков учащихся. Функции оценки. Подготовка учителя к организации обучения: основные этапы работы, виды планирования, выбор форм и методов обуче­ния.

Тема 10.

Труд как средство развития и социальной адаптации учащих­ся. Сущность трудовой подготовки учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Основные виды труда, осваи­ваемые учащимися специальной школы. Система трудового обу­чения; формы обучения различным видам труда. Типы занятий по трудовому обучению, требования к их проведению. Этапы трудового обучения.

Тема 11.

Воспитание умственно отсталых детей - составная часть учеб­но-воспитательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. Роль и значение воспи­тания в разностороннем развитии личности умственно отсталого ребенка, повышении уровня познавательной активности, норма­лизации эмоционально-поведенческих расстройств. Комплекс­ный подход к учебно-воспитательному процессу в образователь­ном учреждении.. Цель, задачи воспитания умственно отсталых детей. Принципы, методы воспитания детей с нарушением ин­теллекта.

Тема №12.

Формы организации воспитательной работы. Основные виды воспитательных занятий. Организация воспитательной работы. Массовые формы работы: праздники, спартакиады, выставки и др. Система дополнительного образования (студии, секции, твор­ческие объединения и др.). Предметные, художественные, крае­ведческие, технические и спортивные объединения. Роль допол­нительного образования в преодолении недостатков личности воспитанников. Групповая работа. Воспитательное занятие. Вне­классное чтение. Организация игр в системе воспитательной ра­боты. Просмотр и обсуждение телепередач. Индивидуальная вос­питательная работа. Структура воспитательных мероприятий. Оборудование групповых помещений. Специфика воспитатель­ной работы в зависимости от эмоционально-поведенческих рас­стройств и возрастной динамики умственно отсталых детей, раз­личных клинических групп (возбудимые, заторможенные, сома­тически ослабленные и т.д.). Индивидуальный и дифференциро­ванный подход к воспитанникам в процессе проведения занятий.

Тема №13.

Нравственное воспитание. Основные направления работы по нравственному воспитанию. Особенности формирования нравст­венных представлений и понятий. Методы нравственного воспи­тания. Этическая беседа: особенности содержания и проведения. Формирование нравственного поведения. Воспитание морально-волевых черт характера. Роль охранительного педагогического режима в приучении умственно отсталых детей к правильному поведению. Учёт эмоционально-волевой сферы и патологических черт характера детей в воспитании нравственного поведения.

Тема №14.

Трудовое воспитание. Цель, задачи трудового воспитания. Формы работы по трудовому воспитанию. Самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд, производительный труд, труд в процессе самостоятельной дея­тельности, работа в мастерских дополнительного образования, организация дежурства воспитанников. Профориентационная работа. Трудоустройство и социально-трудовая адаптация выпу­скников.

Тема №15.

Эстетическое воспитание. Цель, задачи, формы и содержание эстетического воспитания. Особенности воспитания эстетических чувств, представлений, понятий, вкусов у умственно отсталых детей. Ознакомление с различными видами искусств. Развитие эстетических оценок и суждений, эстетических вкусов. Исполь­зование различных видов творческой деятельности. Художест­венные студии и их значение в эмоциональном развитии лично­сти воспитанников. Организация и проведение конкурсов, выста­вок с целью эстетического воспитания. Оформление помещения, эстетика труда, социальных отношений. Средства эстетического воспитания. Роль эстетического воспитания в осуществлении коррекционных задач специальной школы. Взаимосвязь эстети­ческого, нравственного, физического и трудового воспитания.

Тема 16.

Совместная работа педагогов специальной (коррекционной) школы VIII вида с семьей. Задачи школы в работе с родителями: общие и специфические. Методы работы педагогов с родителями: изучение семьи воспитанника, педагогическое просвещение ро­дителей, оказание консультативной помощи практического ха­рактера и др. Формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-педагогического воспитания: индивиду­альные, классно-групповые, массовые, общешкольные.


Планы практических и лабораторных занятий

Практические занятия по курсу «Введение в специальность»


1. Формы организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

  • Понятие о формах обучения. Характеристика основных и дополнительных форм организации обучения умственно отсталых школьников: урок, экскурсия, до­машняя учебная работа, специальные коррекционные занятия.

  • Требования к их организации и проведению.

  • Структура, этапы, содержание урока. Разновидности типов урока в зависимости от основной дидактической цели.

  • Требования, предъявляемые к оценке уровня знаний, умений и навыков учащихся. Функции оценки.

  • Подготовка учителя к организации обучения: основные этапы работы, виды планирования, выбор форм и методов обуче­ния.

  1   2

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Составитель: Новикова И. М к п н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от «03» 09 2012 г. Программа учебной дисциплины «Основы управления специальным образованием»
Составитель: Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница