Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение




НазваниеПамятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер20,2 Kb.
ТипПамятка
  1   2   3





Сборник методических рекомендаций

по использованию в работе образовательного учреждения информационной модели

антинаркотической профилактики





Нижний Новгород

2013

Содержание




Введение

Существующие основные модели и направления профилактики употребления ПАВ

Формы и методы антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними

Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с несовершеннолетними информационной модели профилактики злоупотребления психоактивных веществ

Особенности в проведении антинаркотических профилактических бесед с несовершеннолетними с учётом их возрастных особенностей

Рекомендации по проведению лекционно-информационных форм работы с родителями в аспекте первичной профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними

Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления ПАВ)



Введение


Организация антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними является одной из основных задач образовательного учреждения. Но если работа организована неправильно, то она способна причинить непоправимый вред тем, для кого она проводилась.

Широко используемый в образовании традиционный проблемно-ориентированный подход к профилактике выступает как «борьба», недопущение, «противодействие» чему-либо. Результаты исследований показали, что данный подход не обеспечивает достижения желаемых целей. Таким образом, проблема предупреждения употребления психоактивных веществх (далее - ПАВ) не может быть решена, так как не устраняются причины побуждающие детей и молодежь обращаться к ним.

Необходимо создание системы позитивной (конструктивной) профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на болезнь и ее последствия, а на человека, его ресурсы, его выбор и обеспечивает поддержку и помощь в реализации собственного жизненного предназначения.

Антинаркотическая профилактика для детей и молодежи — это не обсуждение вредности отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными сюжетами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации—умения общаться, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей и молодежи культуры здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья позволяет человеку понять, чем для него опасно знакомство с наркотиком или ПАВ.

В данном сборнике представлены существующие модели, направления, формы и методы организации антинаркотической профилактики в образовательной среде. Акцент сделан на использовании информационной модели. С одной стороны это позволит педагогу строить свою работу с учётом требований (по принципу "Не навреди!") к организации бесед, встреч, лекций и т.д. С другой стороны - усложнит задачу «правильного выбора» - поиска наиболее эффективных методов подготовки и передачи информации с целью антинаркотической профилактики среди детей и молодежи.

Существующие основные модели и направления профилактики злоупотребления ПАВ

Информационная модель - наиболее ранняя и известная модель профилактической работы. В ее основе - представление о том, что информирование человека о негативных последствиях приема психоактивных веществ для здоровья и социального благополучия позволяет предотвратить их употребление. Однако, получение неверной информации или недостаток (отсутствие) информирования в некоторых сферах рассматривается как основа большинства эмоциональных и поведенческих проблем человека.


Модель психолого-медико-социального сопровождения ориентирует на: создание условий для нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), профилактику отклонений в развитии как фактора риска злоупотребления ПАВ.


Модель предоставления альтернативы предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ, в которых молодые люди могли бы реализовать такие возрастные мотивы и потребности (потребность в общении, самоутверждении, автономии от взрослых, самореализации, идентификации, стремление к риску, поиск острых ощущений, удовольствия и др.), которые могли бы до этого удовлетворяться в асоциальной форме, в том числе через злоупотребление ПАВ.


Психосоциальная модель своей главной целью утверждает развитие социальной и личностной компетентности человека, формирование определенного типа поведения (бе­зопасного поведения, здорового жизненного стиля и т.п.), выработку навыков, обеспечива­ющих решение психоэмоциональных проблем, адаптацию в динамичной жизненной ситуа­ции и противодействие негативному средовому влиянию (формирование жизненных навыков).

Одно из важных направлений реализации модели - работа с лидерами - подростками, желающими пройти обучение с целью осуществления профилактической антинаркотической работы в среде сверстников (волонтерское движение, инициативы «равный-равному»).

Привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач: позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров; сформировать устойчивые социальные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни,


Направления антинаркотической профилактической работы

в образовательной среде


Направление профилактики

Формы реализации

Антинаркотическое просвещение учащихся

Социальная реклама (плакаты, газеты, листовки, ролики, передачи), лекции, беседы, дискуссии, «круглые столы», встречи со специалистами ОВД и медицинских учреждений, излечившимися наркоманами, «лидерами мнений».

Обучение здоровью - разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни и предупреждение употребления ПАВ

Обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физи­ческая культура, литература, история, биология, химия и др.; программы обучения жизненным навыкам; специализированные социально-психологические тренинги.

Психолого-медико-социальное сопровождение учащихся специалистами службы практической психологии в системе образования

Разработка и внедрение программ диагностики и коррекции отклоняющегося развития и поведения, технологии педагогической поддержки учащихся, программ личностного роста и развития психосоциальной компетентности, ресоциализация и реабилитация подростков «группы риска».

Проведение профилактических мероприятий-акций

Конкурсы, фестивали, концерты и др.

Воспитательная работа

Поддержка индивидуальной и коллективной творческой деятель­ности детей и подростков в контексте профилактики: КТД (коллек­тивные творческие дела), детские мастерские, концерты, спектак­ли, конкурсы, сочинения, выпуск газет, подготовка радио- и теле­передач, съемка видеороликов и фильмов, разработка компью­терных иф, программ, оформление сайтов. Поддержка и развитие детских и молодежных просоциальных ор­ганизаций (объединений) и движений, поддержка субкультурных сообществ антинаркотической направленности, развитие лидер­ских программ, создание клубных объединений. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для ведения профилактической работы и оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ. Развитие различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по осуществлению социально значимой деятельности: благоустройство территорий, оказание поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям, патронаж детей и др.

Программы сохранения и укрепления здоровья, развития физкультуры и спорта

Внедрение здоровьесберегающих технологий. Организация летних оздоровительных лагерей. Реализация модели «школа здоровья». Организация систематических занятий детей физкультурой и спортом (секции, фитнесс-клубы, соревнования).

Раннее выявление и сопровождение детей группы риска наркотизации и злоупотребляющих ПАВ

Создание внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете или кабинета профилактики, решающих задачи учета обучающихся с «риском» наркотизации и проблемами наркозависимости; проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации; консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ребенком.

Развитие инфраструктуры и содержания дополнительного образования детей

Кружковая и студийная работа; программы досуговой деятельности (музыкально-развлекательные мероприятия, дискотека, КВН, "Что? Где? Когда?', викторины, конкурсы, интернет-кафе).

Работа с педагогами по форми­рованию установок здорового образа жизни, навыков саморегуляции и стрессоустойчивости психологической компетентности, формированию ак­тива профилактической работы

Тренинги, консультации, семинары, проектная работа.

Работа с родителями

Родительский всеобуч, родительский университет, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей, семейное консультирование, социально-педагогическая поддержка и помощь «проблемной» семье, тренинги по развитию социально-психологической компетентности.



Формы и методы антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними

Для работы с подростками эффективнее использовать групповые методы. Участвуя в групповых формах, подросток учится:

  • устанавливать доверительные отношения со сверстниками,

  • преодолевать конфликты, жизненные трудности безопасными путями,

  • чувствовать эмоциональное состояние другого человека,
    раскрывать свои индивидуальные и творческие возможности,

  • действовать в критических ситуациях, сотрудничать, работая в коллективе.

Групповые методы помогают детскому коллективу:

  • создать зону эмоционального комфорта,

  • установить доверительную, дружелюбную атмосферу,

  • найти каждому свое место в группе сверстников.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно: когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс обучения, а сам процесс становится легче и интереснее.

Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс слушатели, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знании, приобретения навыков, овладения умениями, формирования отношении, установок, мотивов к деятельности.

Интерактивные формы универсальны в профилактической работе, как с детьми, так и с родителями и педагогами.

Лекция наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Лекция позволяет обеспечить целостность и логичность изложения, сжато дать информацию о проблеме. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя. Во время чтения лекций трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации; невозможно развить какой-либо новый навык, умение. Необходимо помнить, что из услышанного усваивается только 5 % информации.

Беседа предполагает, что ведущий задает участникам вопросы, а не просто излагает информацию. Таким образом, свой рассказ ведущий строит на встроеноответном методе: вопрос ведущего - ответ слушателей - комментарии и корректировка ве­дущего. Это позволяет сделать процесс информирования преемственным опирающимся на имеющиеся знания слушателей, но изучаемому вопросу. Кроме того, комментарии ведущего позволяют удерживать внимание слушателей, тем самым процент усвоения информации при использовании этого метода повышается.

Чтение - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно прочитать о том, как преодолевать стресс, но не суметь этим методом воспользоваться. Необходимую на занятии информацию лучше размещать на карточках для индивидуальной или групповой работы.

Аудиовизуальные средства. Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание интересного материала - замечательный способ для эмоционального переживания информации. Чтобы повысить степень усвоения, нужно обязательно подготовить вопросы, обсудить просмотренный фильм. Видеоматериалы (фильмы, мультфильмы) программы «Здоровое будущее детей» используются как стимул для дискуссий и упражнений.

Использование наглядных пособий. Применение наглядных пособий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для занятий могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты.

«Фокус-группа» - это форма рассчитана на работу с группами. Она дает возможность исследовать мнения, настроения, установки участников, степень понимания проблемы и пути ее решения.

Результаты таких исследований важны для ведущего. Но в такой же мере они важны и для самих участников, потому что позволяют им прояснить свои мнения и суждения, их причины, а также понять других.

Дискуссия - эта форма рассчитана на работу с группами (учащиеся одного класса). Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.

Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жиз­ненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единоду­шия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и свое мнение они меняют более легко. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

Дискуссия подразумевает руководство ведущего, принятие правил и следование опре­деленным шагам.

Правила проведения дискуссии:

  1. Правило активности. Каждый должен участвовать, высказываться, реагировать на чужие высказывания.

  2. Правило очередности. Когда один говорит, другие слушают.

  3. Правило внимательности. Не отклоняться от темы дискуссии.

4.Правило открытости. Каждый открыто высказывает свое мнение и свои чувства.

5. Правило проблемы. Обсуждаются мнения о теме, а не об участниках.

6. Правило уважения друг к другу. Нельзя оскорбительно отзываться о ком-то, навеши­вать ярлыки, давать оценочные суждения.

7. Правило времени. Каждый берет на себя обязательство говорить коротко и по существу.

С правилами дискуссии знакомит ведущий. Желательно написать правила па доске или отпечатать на листе бумаги крупными буквами так, чтобы видели все участники.

Мозговой штурм - это форма группового мышления и эффективный способ решения проблем. Может проводиться и в малых, и в больших группах. Этот метод хорош тем, что помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий. Если дискуссия отвечает на вопросы: Что происходит? Почему? Зачем?, то мозговой штурм дает возможность ответить па вопросы: Что именно делать? Как? Когда? Кто?

Цель - выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.

Люди поддерживают те проекты и решения, в которые вложили собственные идеи, творчество и воодушевление.

Ролевые игры представляют собой небольшие, произвольного характера сценки, отражающие варианты жизненных ситуаций, в которых участники играют роль какого-то персонажа. Люди меньше смущаются, когда нужно высказаться по тем или иным вопросам или выразить свои чувства от лица выдуманного героя.

Полезная сторона ролевой игры - тренировка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Например, неплохо попробовать обыграть вариант покупки презервативов в аптеке или ситуацию, когда компания «друзей» уговаривает попробовать наркотик. Подготовка молодых людей к встрече с подобными ситуациями в жизни позволит им заранее обрести ряд навыков, помочь ответить отказом на реально опасное предложение.

Обучение других - это эффективная форма обучения, позволяющая усвоить максимум знаний и навыков. Именно такая форма обучения в большей мере формирует мировоззрение и приверженности обучающегося. Обучение других - самая активная форма передачи и усвоения знаний, навыков, умений, потому что транслируется и сам механизм «передачи усвоения».
  1   2   3

Похожие:

Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение iconПрограмма по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
Одним из приоритетных направлений работы с несовершеннолетними по профилактике употребления психоактивных веществ является первичная...
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение iconПамятка по созданию методических материалов санкт-Петербург 2005
Памятка предназначена: педагогическим сотрудникам учреждений дополнительного образования детей
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение iconАнализ деятельности системы образования по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних в 2011-2012 учебном год
В 2011-2012 учебном году образовательными учреждениями продолжена работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления...
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение icon«Спорт против употребления пав» Киселёв Аркадий, ученик 9 «А»
...
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение icon1: Введение
...
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение iconАгитбригада по профилактике предотвращения и употребления наркотических средств
Появились другие неписанные законы, закон силы, закон удовольствий, закон денег. И однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло...
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение iconИз опыта работы по созданию и практике использования стенда Жыву ў Беларусі І тым ганаруся” как средства гражданско патриотического воспитания молодёжи в гуо средняя школа №8 г. Могилёва
Жыву ў Беларусі І тым ганаруся” как средства гражданско патриотического воспитания молодёжи в гуо средняя школа №8 г. Могилёва
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение iconПамятка туриста по турам в таиланд
Уважаемые господа! Вы воспользовались услугами компании sunmar tour, представляющей на рынке качественные туристские услуги. Настоящая...
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение iconПамятка туриста по турам в арабскую республику египет
Уважаемые господа! Вы воспользовались услугами компании sunmar tour, представляющей на рынке качественные туристские услуги. Настоящая...
Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение iconПамятка туриста по турам в мексику
Уважаемые господа! Вы воспользовались услугами компании coral travel, представляющей на рынке качественные туристские услуги. Постараемся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница