Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов




Скачать 18,61 Kb.
НазваниеУчебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов
Дата04.02.2016
Размер18,61 Kb.
ТипПрограмма
Программа элективного учебного предмета

«Живой организм»

Для учащихся 10-11 классов


Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ Благодатской СОШ на 2010-2011 учебный год, реализующая стандарты первого поколения

Продолжительность предмета 70 часов, в 10 классе отводится 36 часов, в 11 – 34 часа.

Цели:

- создание условий для развития твор­ческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических тех­нологий.

- систематизировать знания школьников по ботанике, зоологии, анатомии человека, общей биологии.

- способствовать созданию необходимой базы для понимания вузовских программ и научной литературы, для осуществления присущих высшей школе видов учебной деятельности.

Задачи курса:

формирование умений и навыков комплексного ос­мысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ и дальнейшего поступления в учебные заведения.

Основные содержательные элементы курса.

Программа предназначена для учащихся 10-11 классов. Введение данного элективного курса в школе позволит подготовить учащихся по курсу общей ботаники, зоологии, анатомии человека и общей биологии в объеме необходимом, для сдачи ЕГЭ и дальнейшего поступления в учебные заведения. Курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся.

Программа составлена на основе пособия для поступающих в ВУЗы. Пособие составлено в соответствии с программой вступительных экзаменов по биологии. (Биология. Пособие для поступ. в вузы \ А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева; под редакцией В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк., 1997/

Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу курса положены теоретические, практические лабораторные работы, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, подготовка докладов и сообщений.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, личностноориентированная.

Форма представления итоговых работ учениками и оценивания результатов обучения: отчеты лабораторных работ, сообщения, тесты.

Основная концепция курса заключается в:

комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-орган­ного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности;

сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассмотре­нии вопросов строения клетки, тканей, органов и систем органов многоклеточных жи­вотных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволю­ционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;

использовании самых современных молекулярно-биологических дан­ных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем жи­вотных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами об­щей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук, а также химии, физики;

историко-патриотическом акценте при изучении биологии. Необхо­димо не только подчеркивать интернациональный характер науки (осо­бенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достиже­ния отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех био­логах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной истории в 30—50-е годы прошлого века. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отече­ственных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений;

экологической направленности курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказы­ваются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные — молекулярно-генетические — основы деятельности клеток — и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;

большом объеме практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, таблицы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также микроскопических препаратов тканей, гербарий, коллекций, влажных препаратов. Необходимо широко использовать возможности ком­пьютерных классов. На занятиях по биологии работать с многочислен­ными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющими­ся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).

Контроль знаний не считаем главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы — это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, табли­цы. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, спо­собность правильно оформить и эффективно представить его результаты.

В качестве основного образовательного результата выступает сфор­мированная система базовых ценностей:

• жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;

• умение оперировать знаниями;

• эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха и успеха других.

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направ­лен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик (и) — учени­ки), ученик — учитель.

В качестве дополнения к данному курсу и учитывая развитие инфор­мационных технологий в современной школе к курсу (учебному посо­бию) планируется приложение в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам курса. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.

Тематическое планирование уроков в 10 классе

Раздел 1. Ботаника

Тема 1. Цитология и гистология (3часа)

Тема 2. Морфология растений (6 часов)

Тема 3. Систематика растений (7 часов)

Раздел 2. Зоология

Тема 1. Систематика животных (1 час)

Тема 2. Подцарство Одноклеточные, или Простейшие (1 час)

Тема 3. Подцарство Многоклеточные (11 часов)

Раздел 3. Анатомия человека

Тема 1. Организм – как единая целостная система (2 часа)

Тема 2. Нервная система (4 часа)



Содержание

1

Растительная клетка. Л.Р.№ 1 «Изучение растительной клетки с помощью светового микроскопа».

2

Ткани: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные.

3

Л.Р. №2 «Изучение тканей растений».

4

Корень. Микроскопическое строение. Типы корневых систем. Л.Р.№ 3 «Типы корневых систем»

5

Побег. Стебель. Микроскопическое строение стебля.

6

Л.Р.№ 4 «Микроскопическое строение стеблей травянистых растений».

7

Лист. Макроскопическое строение.

8

Л.Р.№ 5 «Микроскопическое строение листа»

9

Цветок. Соцветие. Семя. Плод.

10

Систематика растений.

11

Подцарство Водоросли. Л.Р.№ 6 «Строение одноклеточных водорослей».

12

Подцарство Высшие растения. Отделы: Моховидные, Плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные.

13

Отдел Голосеменные.

14

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика.

15

Классы: Однодольные и Двудольные. Основные семейства этих классов.

16

Л.Р.№ 7 «Определение признаков семейств растений по внешнему строению. Определение растений различных семейств по определительным карточкам».

17

Сходство и отличия животных и растений. Классификация животных.

18

Тип Простейшие.

19

Тип кишечнополостные.

20

Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви.

21

Тип Моллюски.

22

Тип Членистоногие. Общая характеристика.

23

Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Л.Р.№ 8 «Отличительные признаки классов типа Членистоногие».

24

Тип Хордовые. Общая характеристика. Подтип Бесчерепные.

25

Подтип Позвоночные. Класс Рыбы. Л.Р.№ 9 «Внутреннее строение рыб

26

Класс Земноводные.

27

Класс Пресмыкающиеся.

28

Класс Птицы.

29

Класс Млекопитающие.

30

Организм – как единая целостная система.

31

Ткани многоклеточных животных. Строение. Свойства.

32

Строение нервной ткани. Рефлекс.

33

Строение и функции нервной системы человека. Спиной мозг.

34

Строение и функции головного мозга.

35

Анализаторы.

36

Формы высшей нервной деятельности.



Тематическое планирование уроков в 11 классе

Раздел 3. Анатомия человека.

Тема 3. Эндокринная система (1час)

Тема 4. Кровеносная система (4часа)

Тема 5. Дыхательная система (1час)

Тема 6. Опорно-двигательная система (2 часа)

Тема 7. Покровная система (1 час)

Тема 8.Пищеварительная система (2 часа)

Тема 9. Выделительная система (1час)

Тема 10. Половая система (3 часа)

Раздел 4. Общая биология

Тема 1. Молярно - клеточный уровень живого (10 часов)

Тема 2. Закономерности наследственности (8 часов)





Содержание

1

Железы внутренней секреции.

2

Кровь. Состав. Строение и функции форменных элементов. Группы крови.

3

Иммунитет. Меры защиты от инфекционных заболеваний.

4

Строение кровеносной системы. Сердце.

5

Сосуды. Большой и малый круги кровообращения.

6

Органы дыхания.

7

Строение костей, состав и типы их соединения.

8

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью человека.

9

Кожа. Строение и функции.

10

Пищеварительная система. Строение, превращение веществ в пищеварительном тракте, особенности всасывания.

11

Обмен веществ. Роль витаминов в регуляции обмена. Ферменты.

12

Выделение из организма продуктов обмена веществ. Мочевыделительная система.

13

Строение мужской и женской половых систем.

14

Оплодотворение. Онтогенез человека.

15

Влияние никотина, алкоголя, наркотиков и других факторов внешней среды на здоровье человека.

16 - 17

Химические компоненты клетки.

18

Строение и функции плазматической мембраны.

19

Цитоплазма и её органоиды.

20

Ядро. Строение и функции.

21

Сходство и отличие животной и растительной клеток.

22

Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.

23

Пластический обмен. Биосинтез белка. Фотосинтез.

24

Деление клетки. Митоз.

25

Деление половых клеток. Мейоз.

26

Материальные основы наследственности. Генетический код.

27 - 28

Закономерности наследственности.

29

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

30- 34

Решение генетических задач.



Используемая литература.

  1. Биология. Пособие для поступ. в ВУЗы. А.Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева; под редакцией В.Н. Ярыгина. – М., Высш. шк., 1997

  1. Биология. Пособие для поступ. в ВУЗы. В 2-х томах, Н. В. Чебышев, С. В. Кузнецов, С. Г. Зайчикова, М., Новая волна, 1998 г.

  1. Биология. ЕГЭ. 100 баллов. Пособие для подготовки к ЕГЭ.

А.А. Каменский. - М., Экзамен, 2008



  1. Биология. ЕГЭ. Теоретические материалы. Е.Л. Жеребцова.- Санкт-Питербург, Тригон, 2007

  2. Краткий энцеклопедический словарь по биологии.

  3. Справочник по биологии. Трайтак

  4. Ботаника: Морфология и анатомия растений: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. Спец. .А.Е. Васильев, Н.С.

  5. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2ч. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996.

  6. Биология в схемах и таблицах. Е.Л. Жеребцова, С-Питербург, Тригон, 2008 г.

  7. Методическая разработка опорных конспектов по биологии (раздел: «Человек и его здоровье», Новосибирск, НГПИ, 1986 г.

  8. Основные закономерности наследственности. С. И. Мезина, Новосибирск, НГПИ, 1980 г.

  9. Библиотека электронных пособий по биологии.

Похожие:

Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconРабочая программа учебного предмета
Программа предназначена для учащихся 1 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и рассчитана на...
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconПояснительная записка цели изучения учебного предмета
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconРабочая программа по биологии 6-10 класса (название предмета, курса, для какого класса ) Глухих С. А., учитель биологии
Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим...
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconТика против курения, для учащихся 7-8 классов
Цель: с помощью математической статистики показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconТема: Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека
Создать условия для понимания механизмов воздействия различных вирусов на живой организм
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: М....
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconУчитель физики
Обж в основной школе, обеспечивая преемственность с начальной школой. Данная программа сохраняет все содержательные линии, характерные...
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconМнемотехника – система запоминания новых слов на уроках английского языка
Данная работа выполнена для учащихся 5-7 классов, в качестве учебного пособия для развития памяти и успешного запоминания английских...
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconВикторина для учащихся 7-9 и 10-12 классов
Для проведения мероприятия из учащихся 7-9 классов составляют 2 команды. Жюри состоит из старшеклассников. Каждый правильный ответ...
Учебного предмета «Живой организм» Для учащихся 10-11 классов iconПлешаковА. А. Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 кл.,Сонин Н. И
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6--11класс. М.: Дрофа. 2007. ПлешаковА. А. Сонин...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница