Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира




НазваниеУрок в 11 классе Положение человека в системе органического мира
Дата04.02.2016
Размер8,39 Kb.
ТипУрок
Открытый урок в 11 классе

Положение человека в системе органического мира.


Цель: Познакомить учащихся с развитием взглядов на происхождение человека, сформировать знания о систематическом положении современного человека на основе доказательств о сходстве и отличий человека и животных.


Основные понятия:

  • Антропология.

  • Человек разумный.


Средства обучения: ЦОРы: презентации «Место человека в системе органического мира», «Эволюция человека». 1С. Репетитор.


ХОД УРОКА.

О, разрешите мне загадку жизни,

Мучительно странную загадку…

Скажите, что такое человек?

Г. Гейне

1. Организационный момент.

  • Проверка наличия учащихся в классе.

  • Подготовка учащихся к уроку.


2.Изучение нового материала.

А) Вводная лекция учителя о развитии взглядов на происхождение человека с древних времен, о возникновении науки антропологии, о разных идеях по поводу происхождения человека на Земле. Вклад Ч.Дарвина в решение проблемы антропогенеза (Приложение №1).

Б) Беседа о доказательствах происхождения человека от животных. Просмотр слайд-шоу «Черты сходства человека с животными».

В) Беседа о систематическом положении современного человека, согласно критериям зоологической систематики, с демонстрацией слайд-шоу «Систематическое положение человека в современном мире» , «Человека- представитель животного мира» с целью определения названия современного человека – Человек разумный.

Г) Беседа об отличиях человека от животных. Просмотр слайд-шоу «Отличия человека от высших приматов», «В чём сила человека?»

3. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Работают две группы учащихся по заданиям (Приложение №2) .

2. Итоговая беседа с использованием следующих вопросов:

- В системе органического мира человек стоит на её вершине. Почему человека относят к классу млекопитающих, отряду приматов? Почему человека не выделяют в особое царство?

- Человек не только похож на животных, но и существенно отличается от них. Какие особенности человека связаны с его трудовой деятельностью, прямохождением, появлением речи, развитым мышлением, общественным образом жизни?


4. Выводы и подведение итогов.

Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека имеются в трудах античных философов. Крупнейшим событием в понимании истории человека как вида стала работа Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Закономерности же становления человека как социального существа вскрыли только основоположники исторического материализма. Изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, к закономерностям социальным, занимается отрасль естествознания – антропология. С помощью эмбриональных, сравнительно-анатомических, биохимических и молекулярных исследований обнаруживают много сходных черт у человека с другими представителями Царства Животных.

5. Домашнее задание. Изучить § 69. Закончить и оформить в форме таблицы №1 и 2 ( для профиля). Ответить на вопросы на стр. 270.


Приложение №1.


Ч. Дарвин о происхождении человека.

Основные работы


«Происхождение человека «О выражении эмоций у

и половой отбор». человека и животных».


Дарвин использовал в своих работах материал, накопленный наукой к 70-м годам 19 века. Он доказал, что:

  • Человек принципиально не отличается от других живых организмов;

  • Развитие человека шло под действием факторов эволюции ( изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора).


Доказательства, которые использовал Ч.Дарвин.

  • Общий план строения человека и человекообразных обезьян

  • Сходство зародышей позвоночных животных

  • Наличие рудиментов и атавизмов у человека

  • Палеонтологические находки древних людей.


Какие вопросы рассматривал Ч.Дарвин в своём главном труде:

  • Преимущества вертикального положения тела;

  • Формирование руки;

  • Половой отбор;

  • Развитие мозга и членораздельной речи.


Недостатки его теории:

  1. Не смог изобразить полной картины эволюции человека ( не хватало ископаемых остатков).

  2. Уделял недостаточно внимание социальным факторам (эту тему развил Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» )



Приложение №2.


ЗАДАНИЕ№ 1.

  1. Работая с учебником на стр. 269 составьте таблицу «Сравнение строения и жизнедеятельности человека и человекообразных обезьян»



Морфологические признаки

Человека

Человекообразных обезьян

Особенности строения головного мозга ( масса, особенности лицевого и мозгового отдела черепа)







Позвоночник







Строение гортани







Грудная клетка







Форма таза







Строение стопы







Особенности строения руки







Сознание и мышление



















  1. Проанализируйте эти отличия и объясните их происхождение.



ЗАДАНИЕ №2.

1. Составьте таблицу «Доказательства происхождения человека от животных», назовите систематическое положение человека, перечислите признаки, подтверждающие именно это место человека в системе живой природы.

Систематические таксоны

Морфологические признаки присущие таксону












































2.Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении жизни?

Похожие:

Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconУрок по биологии в 11 классе по теме
Цель: познакомить учащихся с главными направлениями эволюции органического мира: биологическим прогрессом и биологическим регрессом....
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconУрок по литературному чтению в 4 классе по развивающей системе Л. В. Занкова
Цели урока: 1) познакомить учащихся с языковыми средствами, которыми автор показывает восприятие мира глазами героя (волчихи)
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconКонспект урока по теме: теме: «Положение человека в системе животного мира»
Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и -социальных факторов эволюции
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconУрок Урок окружающего мира в 3 классе
Тема. Путешествие с Капитошкой. Вода путешественница. Круговорот воды в природе
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconХарактерные особенности растений семейств крестоцветные и пасленовые
Расширить знания о многообразии покрытосеменных класса Двудольные; изучить признаки семейств: Крестоцветные и Пасленовые, их разнообразие....
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconУрок окружающего мира в 3 классе
Учитель. Послушайте следующий рассказ и угадайте, о чем пойдет сегодня речь на уроке
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconЛаборатория Слова – урок Новой школы
Периодической системе элементов русской речи, составленной И. В. Барановой. Лаборатория Слова – урок Новой школы, на котором происходит...
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconУрок 9 курса «Основы Православной культуры»
Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconУрок клеточка педагогического процесса
...
Урок в 11 классе Положение человека в системе органического мира iconУрок по истории в 5 классе по теме: «Древний Восток»
Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира; развивать память,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница