«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины




Скачать 23,49 Kb.
Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер23,49 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Р.05 Литература русского зарубежья




  1. Цели и задачи дисциплины


Цель курса – сформировать представления об основных тенденциях развития русской литературы ХХ века в зарубежье и о творчестве писателей и поэтов-эмигрантов.


Задачи курса:

  • обозначить экстралитературные факторы возникновения и развития литературы русского зарубежья в ХХ веке (историко-политический контекст, развитие философской, научной мысли);

  • сформировать знания об эмигрантском периоде творчества выдающихся писателей русского зарубежья;

– развить навыки поиска, отбора и рецепции критических и научных работ, посвящённых проблематике курса,

– развить навыки литературоведческого анализа художественных произведений разной жанровой природы.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения курса студент должен:

  • знать причины и специфику трёх «волн» массовой эмиграции из России в ХХ веке и особенности развития русскоязычной литературы за рубежом;

  • знать основные имена и творческое наследие писателей и поэтов-эмигрантов,

  • иметь представление о направлениях современных литературоведческих исследований творчества представленных в курсе художников слова;

  • иметь углубленные знания о художественном и публицистическом творчестве выдающихся писателей русского зарубежья;

  • обладать навыками анализа художественных произведений с учётом их эстетической принадлежности.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

    Виды учебной работы

    Всего часов

    Семестры

    Общая трудоемкость дисциплины

    80

    5

    Аудиторные занятия

    54




    Лекции

    36




    Практические занятия

    18




    Самостоятельная работа

    26




    Вид итогового контроля

    Зачёт

    5

  2. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические

СРС

1

Историко-социальные причины четырёх волн русской эмиграции в ХХ веке

2




1

2

Общая характеристика первой волны русской эмиграции.

2




1

3

Художественная проза «старших» и «средних» эмигрантов.

8

6

6

4

Проза «младоэмигрантов».

6

6

6

5

Поэзия русского зарубежья первой волны.

4

4

4

6

Драматургия писателей первой волны эмиграции.

4




2

7

«Военная» и «лагерная» темы в литературе эмиграции второй волны

4

2

2

8

Развитие традиций реализма и нереалистических эстетик в литературе эмиграции третьей и четвёртой волны.

6




3




Итого:

36

18

26


5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература:


а) Основная литература:


  1. Лейдерман, Н. Л. Русская литература XX века (1950 – 1990-е годы) [Текст] : учебное пособие для вузов : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – Т. 2: 1968 – 1990. – М. : Академия, 2010. – 684, [2] с.

  2. Хатямова, М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. – М.: Языки славянской культуры, 2008. – 328 с. (библиотека кафедры литературы)


б) Дополнительная литература



  1. Авангард и театр 1910 – 1920-х годов [Текст]: [сборник] / РАН, Государственный институт искусствознания [и др.] ; [отв. ред. Г. Ф. Коваленко ; редкол. : Г. Ф. Коваленко (предс.), Н. Б. Автономова и др.]. – М.: Наука, 2008. – 686, [1] с., [8] л.

  2. Агеносов, В. В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996) : учебное пособие. –М. : Терра : Спорт, 1998. – 543 с.

  3. Буслакова, Т. П. Литература русского зарубежья : курс лекций: учебное пособие для вузов / Т. П. Буслакова. – М. : Высшая школа, 2003. – 364, [1] с.

  4. Зубарева, Е. Ю. Проза русского зарубежья (1970 – 1980-е годы) : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Е. Ю. Зубарева. – М. : Издательство МГУ, 2000. – 110, [1] с.

  5. История русской литературы XX века [Текст] : учебное пособие для вузов : в 4 кн. / под ред. Л. Ф. Алексеевой.– Кн. 2 : 1910 – 1930 годы. Русское зарубежье / Л. Ф. Алексеева, Т. Д. Белова, В. Б. Белукова и др. – М. : Высшая школа, 2005. – 315, [1] с.

  6. Коваленко, Ю. И. Москва – Париж [Текст]: очерки о русской эмиграции : профили и силуэты / Ю. И. Коваленко. – М.: Известия, 1991. – 381, [2] c.

  7. Критика русского зарубежья : в 2 ч. / сост., предисл., примеч. О. А. Коростелева, Н. Г. Мельникова. – Ч. 1. – М. : АСТ, 2002. – 470, [1] с.

  8. Критика русского зарубежья : в 2 ч. / сост., предисл., примеч. О. А. Коростелева, Н. Г. Мельникова. – Ч. 2. – М. : АСТ, 2002. – 462 с.

  9. Ланин, Б. А. Проза русской эмиграции (третья волна) : пособие для преподавателей литературы. – М. : Новая школа, 1997. – 207 с.: портр.

  10. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918 – 1940 = Писатели Русского Зарубежья / РАН и др.; гл. ред. А. Н. Николюкин. – Т. 1: Писатели Русского Зарубежья. – М. : РОССПЭН, 1997. – 511 с., [16] л. ил.

  11. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918-1940 / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин; РАН. Ин-т науч. информации по обществ. наукам. – Т. 2: Периодика и литературные центры. – М. : РОССПЭН, 2000. – 639 с., [16] л. ил

  12. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918 – 1940 = Книги / РАН, ИНИОН; редкол.: Н. А. Богомолов и др.; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – Т. 3: Книги. – М. : РОССПЭН, 2002. – 712 с.

  13. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918 – 1940 [Текст] = Всемирная литература и Русское Зарубежье / РАН, ИНИОН ; редкол. : Н. А. Богомолов и др.; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – Т. 4: Всемирная литература и Русское Зарубежье. – М. : РОССПЭН, 2006. – 543 с.

  14. Михайлов, О. Н. От Мережковского до Бродского : Литература русского зарубежья : книга для учителя / О. Н. Михайлов. – М. : Просвещение, 2001. – 336 с.

  15. Немзер, А. С. Литературное сегодня. О литературной прозе. 90-е [Текст]: [сборник статей] / А. Немзер. – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – 431 с.: ил.

  16. Общественная мысль русского зарубежья [Текст] : энциклопедия / ред. колл. : В. В. Журавлев (отв. ред.), А. В. Репников и др. – М.:РОССПЭН, 2009. – 703 с.: ил.

  17. Первопрестольная : далекая и близкая [Текст] : Москва и москвичи в поэзии русской эмиграции /сост., авт. вступ. ст., примеч. Борис Романов. – М.: Русскiй мiръ, 2005. – 573 с., [8] л.

  18. Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь / под общ. ред. В. В. Шелохаева. – М. : РОССПЭН, 1997. – 748 с., [32] л. ил.

  19. Сваровская, А. С. Чувство родовой сопричастности в лирике первой волны русской эмиграции // Русская литература в XX веке : имена, проблемы, культурный диалог. – Вып. 9 : «Отцы» и «дети» в русской литературе XX века. – Томск: изд-во ТГУ, 2008. – С. 67 – 91.

  20. Словарь поэтов Русского Зарубежья / под общ. ред. В. Крейда. – М. : РХГИ,1999. – 471 с.

  21. Хатямова, М. А. Метатекстовая структура в романе М. А. Осоргина «Вольный каменщик» (1935) / М. А. Хатямова // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск : НГУ, 2008. – № 2. – С. 88 – 103.

  22. Хатямова, М. А. Своеобразие персонального повествования Б. К. Зайцева / М. А. Хатямова // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск : НГУ, 2007. – № 4. – С. 65 – 84.




  1. Средства обеспечения дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ, кафедры литературы, сборники научных статей и материалов конференции.

Научная библиотека им. А. С. Пушкина, научная библиотека ТГУ.

Электронные ресурсы:

Сайт Сибирского филологического журнала: http://www.sibran.ru/sibphil.htm

Сайт Вестника ТГПУ: http://vestnik.tspu.ru/

Сайт Вестника ТГУ: http://vestnik.tsu.ru/


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерная техника с выходом в интернет, видеодвойка.

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    1. Методические рекомендации для преподавателей

Курс призван восполнить представления об истории русской литературы ХХ века анализом тенденций и художественных практик российских писателей, эмигрировавших за рубеж. Большое значение в преподавании дисциплины имеют лекции в связи с отсутствием / малочисленностью или труднодоступностью исследований творчества отдельных представителей русской эмигрантской культуры. Практические занятия призваны сформировать навыки литературоведческого анализа художественных произведений разной жанровой природы.


    1. Методические рекомендации для студентов

Студент в процессе освоения курса должен усвоить основные тенденции развития русской литературы в эмиграции, знать биографии и творческое наследие репрезентативных художников слова разных исторических периодов ХХ века.

Примерная тематика рефератов. Не предусмотрено.

Основные формы самостоятельной работы студентов:

- освоение лекционного материала;

- сбор библиографии по отдельным темам курса,

- работа с таблицами,

- чтение и реферирование специальной литературы по проблематике курса;

- чтение и анализ художественных произведений;

- подготовка к семинарским занятиям, контрольным и зачётным заданиям (вопросам).

Перечень текстов, рекомендуемых для прочтения, представлен в Приложении 1.

Антологии прозы и поэзии русского зарубежья, имеющиеся в научной библиотеке ТГПУ, обозначены в Приложении 2.

Планы семинарских занятий, сопровожденные перечнем литературы для более углубленного изучения проблематики курса, представлены в Приложении 3.

Перечень вопросов, требующих изучения в рамках самостоятельной работы

  1. Мемуары, автобиографии и эпистолярное наследие писателей русского зарубежья «первой волны» (Бунин, Осоргин, Набоков, Берберова)

  2. Творчество сатириконцов в эмиграции (А. Аверченко, Тэффи).

  3. Художественно-философское, публицистическое наследие Д. Мережковского и З. Гиппиус эмигрантского периода.

  4. Жанр биографии в литературе русского зарубежья.

  5. Проблема культурного диалога: литература русского зарубежья и литература метрополии.

  6. Проблема культурного диалога: традиции культуры Серебряного века в поэзии и прозе эмиграции «первой волны».

  7. Проблема культурного диалога: литература русского зарубежья и литература европейских стран и США.

  8. Публицистическое и художественное наследие А.И. Солженицына.

  9. Мемуары А.И. Солженицына (Бодался телёнок с дубом, Угодило зёрнышко промеж двух жерновов).

  10. Поэзия «третьей волны» русской эмиграции.

  11. Современная русская эмиграция.


Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Историко-культурные предпосылки 4-х волн массовой эмиграции из России в ХХ веке.

  2. Общая характеристика первой волны русской эмиграции: исход, бытование, взаимоотношение литератур метрополии и диаспоры. Старшее и младшее поколения.

  3. Русская зарубежная периодика первой волны эмиграции.

  4. Жанр мемуаров в творчестве писателей-эмигрантов первой волны (на примере 1 – 2 писателей на выбор студента).

  5. Тема любви в эмигрантском творчестве И. Бунина («Темные аллеи», «Митина любовь», «Солнечный удар»).

  6. Темы исчезновения и воспоминания в эмигрантской прозе И. Бунина.

  7. Феноменологическая поэтика романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева».

  8. Мифопоэтика «Солнца мертвых» И. Шмелева.

  9. Мифологический образ России в «Лете Господнем» И. Шмелева.

  10. Импрессионистическая манера прозы Б. Зайцева.

  11. «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева: концепция и поэтика.

  12. Концепция истории и природы в романе М. Осоргина «Сивцев вражек».

  13. Своеобразие исторического романа М. Алданова «Ключ».

  14. Авторская концепция и формы её выражения в повести М. Алданова «Бельведерский торс».

  15. Творчество сатириконцов в эмиграции (А. Аверченко, Тэффи).

  16. Персонаж-эмигрант в русскоязычной прозе В. Набокова (анализ одного романа на выбор студента).

  17. Концепция игры и творчества в романе В. Набокова «Защита Лужина».

  18. Поэтика и проблематика романа В. Набокова «Приглашение на казнь».

  19. Концепция судьбы в прозе Г. Газданова.

  20. Взгляда Г. Газданова на литературу в изгнании в контексте идейно-эстетических споров эмигрантов.

  21. Тема «маленького человека» в повести Н. Берберовой «Аккомпониаторша».

  22. Поэтика биографической прозы Н. Берберовой («Бородин»).

  23. «Путем зерна» В. Ходасевича: основные темы, мотивы.

  24. Концепция творчества В. Ходасевича («Тяжелая лира»).

  25. Ранняя лирика Г. Иванова.

  26. Эволюция творчества Г. Иванова: стихи 1940 – 1950-х годов, «Посмертный дневник».

  27. Своеобразие поэтики «Распада атома» Г. Иванова.

  28. Г. Адамович – лидер и поэт «парижской ноты».

  29. Тема Родины в поэзии русского зарубежья перовой волны (на примере творчества 2 – 3 поэтов).

  30. Драматургия первой волны русской эмиграции (общие аспекты развития, персоналии).

  31. Особенности второй волны русской эмиграции.

  32. Основные мотивы поэзии Е. Елагина.

  33. Проблематика романа Н. Нарокова «Мнимые величины».

  34. Особенности третьей волны русской эмиграции.

  35. Проза А. И. Солженицына как феномен эмигрантской культуры.

  36. Роман Г. Владимова «Генерал и его армия» как феномен современного реализма.

  37. «Прогулки с Пушкиным» А. Синявского: особенности поэтики, концепция произведения.

  38. Эволюция прозы Саши Соколова.

  39. Сатирическая проза В. Войновича в контексте традиций русской литературы.

  40. Поэтическое наследие И. Бродского периода эмиграции.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050300.62 Филологическое образование, квалификация – бакалавр филологического образования


Программу составила к.ф.н., доцент кафедры литературы Е.А. Полева


Приложение 1


Перечень текстов, рекомендуемых для прочтения


Бунин, И.А. Темные аллеи, Митина любовь, Солнечный удар, Жизнь Арсеньева.

Шмелёв, И.С. Солнце мёртвых, Лето господне.

Зайцев, Б. К. Золотой узор, Путешествие Глеба, Преподобный Сергий Радонежский.

Ремизов, А. Взвихрённая Русь.

Алданов, М. Ключ. Бельведерский торс.

Осоргин, М. Сивцев вражек. Книга о концах.

Газданов, Г. Вечер у Клэр, Призрак Александра Волфа. Возвращение Будды.

Набоков, В. Защита Лужина, Камера обскура, Приглашение на казнь, Лолита.

Берберова, Н. Последние и первые, Бородин, Аккомпаниаторша.

Цветаева, М. Поэма горы, Поэма конца, Федра.

Аверченко, А. Дюжина ножей в спину революции, Записки простодушного.

Ходасевич, Вл. Путем зерна, Европейская ночь.

Иванов, Г. Распад атома, Отплытие на остров Цитеру.

Поплавский, Б. Снежный час.

Нароков, Н. Мнимые величины.

Елагин, И. По дороге оттуда.

Солженицын, А. И. Бодался телёнок с дубом, Архипелаг ГУЛАГ.

Синявский, А. Прогулки с Пушкиным.

Довлатов, С. Заповедник, Зона.

Войнович, В. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина.

Бродский, И. Часть речи, Жизнь в рассеянном свете, Примечания папоротника.


Приложение 2


Антологии прозы и поэзии русского зарубежья в научной библиотеке ТГПУ


  1. Проза русского зарубежья / сост., предисл. и коммент. О. И. Дарка. (Пушкинская библиотека). – Т. 1 / И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев, М. А. Алданов и др. – М. : СЛОВО/SLOVO, 2000. – 716, [2] с.

  2. Проза русского зарубежья / сост., предисл. и коммент. О. И. Дарк. – (Пушкинская библиотека). – Т. 2 / И. И. Савин, Е. Ю. Кузьмина-Караваева, Л. Ф. Зуров и др. – М. : СЛОВО/SLOVO, 2000. – 637, [2] с.

  3. Проза русского зарубежья /сост. О. И. Дарк. – (Пушкинская библиотека). – Т. 3: М. Агеев, А. Алферов, Н. Берберова, В. Емельянов, Г. И. Иванов и др. – М. : СЛОВО/SLOVO, 2000. – 638, [1] с.

  4. Поэзия русского зарубежья / И. Савин, В. Коровин-Пиотровский, В. Набоков и др; сост. предисл. и коммент. О. И. Дарка. – М. : СЛОВО/SLOVO, 2001. – 797 с.

  5. «Мы жили тогда на планете другой...» : антология поэзии русского зарубежья.1920 – 1990 : в 4 кн. / сост. Е. В. Витковский. – Кн.1. – М. : Московский рабочий, 1995. – 494 с.

  6. «Мы жили тогда на планете другой...» : антология поэзии русского зарубежья.1920 – 1990: в 4 кн. / сост. Е. В. Витковский. – Кн. 2. – М. : Московский рабочий, 1994. – 462 с.

  7. «Мы жили тогда на планете другой...» : антология поэзии русского зарубежья.1920 – 1990 (Первая и вторая волна) : в 4 кн. / сост. Е. В. Витковский. – Кн. 4. – М. : Московский рабочий, 1994. – 399 с.

  8. «Мы жили тогда на планете другой...» : антология поэзии русского зарубежья.1920 – 1990 (Первая и вторая волна) : в 4 кн. / сост. Е. В. Витковский. – Кн. 3. – М. : Московский рабочий, 1997. – 383 с.

  9. Тайна Пушкина : из прозы и публицистики первой эмиграции / сост., предисл., коммент. М. Д. Филина; худож. В. М. Мельников. – М. : Эллис Лак, 1999. – 542 с. : ил.



Приложение 3


Семинар 1. Поэтика малой прозы И. Бунина периода эмиграции.


  1. Феноменологическая поэтика и её проявление в рассказах И. Бунина:

а) акцентировка частных, интимных, часто «постколлизийных», «неколлизийных» состояний персонажей,

б) поэтика нюанса, детали,

в) переживаемые и заново переживаемые (в памяти, воспоминании) чувства как самоценный объект изображения;

г) «бессюжетные» рассказы (зарисовки, портреты и пр.) («Красавица» и др.), лиризм как доминанта поэтики прозы Бунина;

д) намеченный, но нереализованный / неразрешаемый внутренний конфликт персонажа в нарративе рассказов.

  1   2

Похожие:

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
Цель курса – расширить и профессионально заострить тематику теоретической и методической подготовки будущего хормейстера, содержание...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю
Целью данного курса является п онять сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю проректор (декан факультета)
Обозначить специфические свойства устного народного творчества, отличающие его от литературы, выявить законы фольклора, познакомить...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconРоссийской федерации
Тамбовский государственный технический университет, Томский государственный университет, Тульский государственный университет, Тюменский...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconМ. Н. Трубникова Томский государственный педагогический университет
Целью настоящей работы является изучение сторон влияния американской культуры на культуру современного российского общества
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconКнига Р. В. Московский педагогический государственный университет Гончарова Н. Б. Ростовский государственный педагогический университет Клименко Л.
По разделу 12 "Библиотековедение, библиографоведение, социально- культурная деятельность, народное творчество "
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«свойства, структура, фазовый состав и закономерности формирования пористых наносистем на основе zrO 2»
Институте физики прочности и материаловедения со ран, Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Материаловедение и технология конструкционных материалов»
Рабочая программа дисциплины «Материаловедение и технология конс-трукционных материалов». Екатеринбург, фгаоу впо «Российский государственный...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Воронежский государственный педагогический университет»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница