Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации




Скачать 27,13 Kb.
НазваниеПредложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации
Дата04.02.2016
Размер27,13 Kb.
ТипДокументы
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу.


К экологической доктрине Российской Федерации


Общество и Правительства пока не справились с решением задач, провозглашенных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., а в 2012 г. заканчиваются Киотские соглашения. Поэтому весьма своевременно Правительство России ставит задачу разработки очередного экологического документа.

Экологическая доктрина Российской Федерации была разработана МПР России с участием органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов и одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года.

Экологическая доктрина России воплотила в себе понимание опасности экологического кризиса как для планеты в целом, так и для нашей огромной страны, обозначила пути его преодоления. Она представляет собою документ, интегрирующий качества научной доктрины и политической.

Структура Доктрины 2002г. и содержание ее в целом не вызывают принципиальных возражений, однако, почти прошедшее десятилетие показало низкую эффективность исполнительского уровня принятых решений. Продолжается безнаказанное воровство природных ресурсов, присвоение земель, разрушение водоохранных зон, повсеместные антисанитарные вырубки без возобновления, истребление заповедных и заказных территорий, загрязнение окружающего пространства всеми доступными способами, - страшные несанкционированные свалки по всей стране. Достаточно проехать в соседнюю Финляндию и научиться у них перерабатывать отходы и получать из них полезные продукты. Какой смысл «охранять» уссурийских тигров, если с попустительства коррумпированных власть имеющих чиновников и таможни целые китайские поселения организованно производят вырубку кедра и вывоз его в свою страну. Кто озабочен тем, что уничтожены экологические условия обитания этих самых тигров? (т\в передача М. Ситтель, июнь, 2010).

Страшные пожары этого года нарушили многие геосистемы, уничтожили охраняемые территории. Размеры ущерба и масштабы разрушения растительности и ландшафтов в целом еще не определены. К счастью, природа способна восстанавливаться, но наука слабо изучает механизм географических сукцессий.

В Преамбуле Доктрины указано на современное состояние экологического кризиса, а также на его возможные пагубные последствия. Весьма важной в Доктрине является новая трактовка составляющих экологического кризиса. Если раньше к ним относились просто загрязнение, засорение, истощение природных ресурсов и демографический взрыв, то в Доктрине истощение природных ресурсов выглядит как сокращение их запасов в связи с неуклонным ростом их потребления.

Конечно же, истощение связано не только с ростом потребления природных ресурсов, но и с их загрязнением, засорением и уничтожением. Демографический взрыв представлен как увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей.

В Доктрине фигурирует и такая категория, как деградация природной среды, которая напрямую зависима не только от ранее упомянутых факторов, но и от сокращения биологического разнообразия и связанных с ним снижением способности природы к саморегуляции.

Далее в Доктрине указано на возможное изменение климата, истощение озонового слоя Земли, на продолжающиеся военные конфликты, которые зачастую являются причиной усиления деградации природной среды.

Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. Их решение стало возможным в условиях политической стабилизации и необходимой открытости при определении курса внешней и внутренней политики страны. Кроме того, эти условия позволят построить долгосрочную национальную стратегию развития страны в целом.

Осуществление в глобальном масштабе экологической доктрины не может быть делом одного государства и даже группы государств. В основе экологического мониторинга стоит жесткий и сквозной контроль над всеми сферами жизнедеятельности - от частной жизни граждан (новый образ жизни, основанный на принципах экологической аскезы, и новый характер потребления и утилизации отходов) до прозрачности национальных экономик, всей оборонной системы и даже таких закрытых зон, как корпоративные стратегии и научные сообщества. Последнее так же важно, поскольку в ряде развитых стран уже идет, к примеру, процесс перерождения крупнейших университетов в транснациональные корпорации, способные изменить судьбы мира.

Факт принятия очередной экологической доктрины - это встречное движение нашей страны, обладающей критической массой природных ресурсов, это знак готовности России принять достойное участие в планетарном проекте построения сети совместимых национальных экологических стратегий. Геополитический проект "совмещения стратегий", запущенный еще на Всемирном саммите Рио-де-Жанейро и заложенный в "Повестку дня ООН на 21 век", не имеет альтернативы.

К числу основных факторов деградации природы Доктрина относит низкую эффективность механизма охраны окружающей природной среды, отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами (между прочим, пусть не в идеальном виде, но существовали когда-то рентные платежи за пользование земельными ресурсами). К этому следует добавить и то, что у нас еще низок уровень экологического мировоззрения. Таково в общих чертах содержание Преамбулы Экологической Доктрины Российской Федерации.

За прошедшее время ничего практически не изменилось и данные положения следует оставить в последующих текстах.

В качестве дополнения в преамбуле может быть конкретно обозначить установленные учеными ключевые процессы в окружающей среде, и пределы их развития, превышение которых может угрожать жизни на Земле.

РАЗУШИТЕЛЬНЫЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ на ЗЕМЛЕ

(Джонатан Фоли,- директор Экологического института Университета Миннесоты, 2010 )


1. Потеря биоразнообразия

Скорость исчезновения (число видов на млн в год):

- доиндустриальный уровень: 0,1-1,0

- сегодня: >100

- допустимый предел: 10


2. Изменение климата

Концентрация СО2 (миллионные доли)

- доиндустриальный уровень: 280

- сегодня: 387

-допустимый предел: 350


3. Окисление океана

Концентрация арагонита (в омега-единицах):

- доиндустриальный уровень: 3,44

- сегодня: 2,90

-допустимый предел: 2,75


4. Разрушение озонового слоя

Концентрация (в единицах Добсона):

- доиндустриальный уровень: 290

- сегодня: 283

- допустимый предел: 276


5. Азотный и фосфорный циклы

Азот. Сокращение в атмосфере в результате деятельности человека:

- доиндустриальный уровень: 0

- сегодня: 133

- допустимый предел: 39

Фосфор. Скорость поступления в океаны (млн. в год)

- доиндустриальный уровень: 1

- сегодня: 10

- допустимый предел: 12


6. Потребление пресной воды

Потребление человечеством (куб. км/г)

- доиндустриальный уровень: 415

- сегодня: 2600

- допустимый предел: 4000


7. Использование земель

Процент, занятый сельхозугодиями:

- доиндустриальный уровень: ПРЕНЕБРЕЖИМО МАЛЫЙ

- сегодня: 11,7

- допустимый предел: 15


8. Нагрузка аэрозолями

Региональная концентрация частиц в атмосфере:

Значения предстоит определить

9. Химическое загрязнение

Объем выбросов в окружающую среду или концентрация в ней:

Значение предстоит определить


При выборе экономических, социальных, экологических требований, обеспечивающих надежность существования человечества необходимо учитывать системную целостность всех вместе взятых пределов, (даже, если их цифры предполагают уточнение), так как превышение одного из них повлияет на другие. (изменение климата – исчезновение видов).

Предполагаемые решения:

- быстрый переход к низкоуглеродной энергетике,

- сокращение истребления лесов и деградации территорий,

- радикальное изменение методов сельскохозяйственной практики (эффективное использование воды и удобрений, новые сорта растений),

- строительство очистных сооружений и уменьшение загрязнения воды, воздуха, почвы.


В разделе I “Общие положения” обращено внимание на принципы, цели и задачи, составляющие содержание государственной экологической политики, определяющей лицо социально-экономических и экологических отношений.

Экологическая Доктрина в своей основе имеет Конституцию Российской Федерации, кодексы, федеральные законы и иное экологическое законодательство. Доктрина учитывает роль и значение другого законодательства, тесно соприкасающегося с экологическим.

Указание в Доктрине на основополагающие нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к охране природы, еще раз свидетельствует об огромной роли права в решении данной важнейшей проблемы современности.

На наш взгляд, в рассматриваемой сфере современной жизни желаемые результаты практически не достигнуты и хотя «право» есть, использования законов нет. Экологические преступления необходимо рассматривать как преступления против страны, против своего народа. Доктрина является основополагающим документом, способным повлиять на эффективность природоохранной деятельности.

Следует отметить необходимость активизации, прежде всего, научных разработок комплексного характера, а именно географического, геоэкосистемного.

Фундаментальные основы географической науки позволяют рассматривать географическую оболочку в целом, ее структурные части, Экология человека, социоэкология - молодые науки родившиеся на фоне ослабления географических исследований, свертывания полевых исследований из-за отсутствия заинтересованности в таковых представителей рыночной экономики. Так что ограничиваться лишь экологической наукой не следует, следует развивать Науки о Земле в целом.

Большое поле деятельности существует здесь в правовой сфере, и особенно в международно-правовой:

Для достижения эффективных результатов экологического приоритета над экономическим Доктрина должна представлять собой документ политический (разумеется, на научной основе).

Именно политическая доктрина требует исполнения поставленных целей (в отличие от научной) и обладает способностью (или неспособностью) оптимизировать достижение политических целей и регламентировать поведение акторов политики на всех "ветвях" и "этажах" власти - исполнительной и законодательной, федеральной (национальные стратегии устойчивого развития) и региональной (субнациональные программы и межрегиональные стратегии территориального проектирования).

Важна эффективность и конкурентоспособность политической доктрины. Последнее обстоятельство принципиально важно учитывать в стратегическом планировании, при территориальном проектировании, когда речь заходит о выборе альтернативных стратегий в "точках бифуркации".

Стратегическое планирование, в том числе и политическое, не учитывающее фактор неустранимой непредсказуемости и не закладывающее методологию управления рисками в фундамент планов-прогнозов, представляется в наше время несостоятельным (В.Расторгуев).

В настоящее время поворот России к целостной государственной экологической политике весьма ожидаем научным сообществом, так как традиционные подходы к сохранению окружающей среды обречены на провал. Оставшиеся резервы Земли очень малы, подвержены изменениям и способны поддерживать лишь малую долю биоразнообразия Земли.

Однако требуется вся воля Правительства и Президента для осуществления подобной политики в наших условиях «дикой» рыночной экономики и поиска спонсоров на любое благое дело.

Важная стратегическая задача – сделать сохранение природы выгодным, привлекательным занятием с экономической и культурной точек зрения. Нельзя продолжать относиться к природе как к шведскому столу – «ешь, сколько можешь» (Г.Дейли,2010).

Цикл обращения политического капитала Российских политических систем (выборные кампании) требует от социальных и экологических проектов скоротечной отдачи за 2-3 года, поэтому они достаточно затратны. Избиратели не активно поддерживают кандидатов-экологов, так как опасения экологического характера отступают перед социальными и экономическими.

Эти три измерения (экологическое, социальное и экономическое) должны быть равны и императивны в сфере политического и территориального планирования.

На бумаге Конституцией нам гарантировано право на чистую воду, воздух, экологически здоровую пищу, рекреационные зоны чистых ландшафтов, т.е. на устойчивое развитие Российской Федерации, ведущее к высокому качеству жизни и здоровья ее населения. (Впрочем, мы уже имели Конституцию, в которой обещали прекрасный коммунизм).

Острая экологическая «алармистская» позиция Правительства России весьма правильная в настоящее время и хорошо, что в этом смысле страна выходит на передовые рубежи. Именно огромная Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли.

      Необходимо добавить в качестве приоритетных целей и стратегической задачи осуществление перехода от ускорения темпов экономического роста (и обогащения олигархов) к разумному состоянию регулирования использования природных ресурсов. 200-летняя модель экономического и политического роста была основной парадигмой. Считалось, что решением проблемы может быть всплеск расширения и не возврат средств, а новый долг - и так жило 10 поколений. Но, как очевидно, экологический долг приводит к изменению планеты и в конечном итоге к самоуничтожению.

Предполагаемый выход из кризиса – всплеск экономической активности, нацеленной на постепенную замену системы, основанной на ископаемом топливе, другой - безуглеродной. Но это непреодолимое препятствие в наше время. Следует вернуться к работам Римского клуба. «Пределы роста», 1972 г. и всем вместе - политикам, ученым, экономистам искать более-менее оконтуренные сегодняшним состоянием дел пути выхода из экологического кризиса.

В разделе II “Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии” нельзя сказать, чтобы такие категории не существовали ранее и на них не было указано в современном законодательстве.

Здесь достаточно сослаться на Закон об охране окружающей среды от 20 декабря 2001 года. В данном случае важно признать, что Закон об охране окружающей среды в известной мере предвосхитил содержание экологической доктрины 2002 года.

Более того, Закон очень подробно регулирует многие вопросы экологического характера. Об этом хорошо сказано в главе I Закона.

Настоятельная необходимость лишь соблюдать закон, привести в действие механизмы его исполнения и предать их результаты гласности. (Пока что одна передача по ТВ произвела переворот в общественном сознании относительно наших лесных – соответственно кислородных- богатств Уссурийской и вообще сибирской тайги. Но леса исчезают катастрофически быстро и на СЗ России. И преступники эти были показаны. Кто кого обгонит: или государство настигнет преступников, или они, разбогатев, будут «охранять природу»).

В разделе III “Основные направления государственной политики в области экологии” указано на 3 направления: 1) обеспечение устойчивого природопользования; 2) снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение и 3) сохранение и восстановление природной среды.

По-прежнему необходимо, как и указано в Доктрине, внедрение комплексного природопользования.

В наши дни комплексный подход в природоохранной деятельности не является новым в географических исследованиях. Следует отметить, что в праве этот подход стал системным принципом и воплотился на бумаге в конкретных нормативных актах: в Водном и Лесном кодексе, Законе об охране животного мира, Законе об охране окружающей среды, Законе о недрах и др.

Однако что касается, применения норм права и его эффективности, то здесь все выглядит далеко не лучшим образом.

Непременно надо усилить необходимость предотвращения и пресечения всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота. Здесь, на наш взгляд, следовало бы прямо сказать о самовольном водоиспользовании, о самовольной порубке деревьев в лесах, т.к. эти виды правонарушений с каждым годом увеличиваются.

Вообще – правонарушение красной нитью проходит по многим положениям документов. Более того, чиновники докажут, что все сделано по закону.

Что касается необходимости снижения загрязнения окружающей среды (следовало бы сказать природной среды) и ресурсосбережения:

В Доктрине утверждается необходимость внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности.

Необходимо добавить конкретные позиции об экономической выгодности экологически чистого производства и о разработке и обязательности применения соответствующих, обеспечивающих этот процесс технологий.

Кроме того с природопользованием связан недостаточный уровень экологического мировоззрения, присущий руководителям производства от самого высокого ранга до элементарного.

Необходимо ввести критерии соответствия должностям, обязательность периодического повышения уровня квалификации работников сферы природопользования. Совершенно очевидно, что такую аттестацию крайне необходимо организовать и для различных предпринимателей, различных лицензиантов.

Практически не выполнено положение Доктрины об использовании вторичных ресурсов, переработки производственных и бытовых отходов. Как и было эти деяния находятся лишь в стадии становления. Об этом написано выше, тем более, что есть у кого учиться.

Тем не менее, в Российской Федерации и, например, в Республике Татарстан, уже приняты законы об отходах производства и потребления. Эти законы выполнены на высоком уровне. Однако применение их оставляет желать лучшего.

Четвертый раздел Доктрины посвящен приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.

Ввиду непрекращающихся процессов деградации природной среды, а также усиления влияния процесса на жизнь и здоровье людей данный раздел Доктрины имеет исключительно важное значение. Здесь, прежде всего, обращено внимание на обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

Главным здесь является создание таких условий различного рода деятельности, чтобы максимально обеспечить экологическую безопасность и в максимально сжатые сроки осуществить реабилитацию территорий и акваторий, испытавших на себе техногенное или иное экологически опасное воздействие.

Необходимо пропагандировать право граждан на здоровую, благоприятную окружающую природную среду. Указанное право было впервые в четком виде сформулировано в “Законе об охране окружающей природной среды РСФСР” от 19 декабря 1991 года (раздел II), а затем и в Законе РФ “Об охране окружающей среды” от 20 декабря 2001 года (гл. III). Что же касается граждан, то они в большинстве своем не знают о наличии такого права. Между тем, в цивилизованных странах данное право весьма активно защищается и посредством предупредительно-профилактических мер, и путем применения административно-правовых, уголовно-правовых и гражданско-правовых санкций.

Огромная роль в избрании путей и средств реализации государственной политики в области экологии принадлежит государственному управлению. Подавляющая часть принятия управленческих решений и их реализация происходят в рамках права: конституционного, экологического и др. отраслей.

В разделе V обращено внимание на: экологический, государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль; на систему лицензирования, сертификации и паспортизации; нормирование (лимитирование) природопользования; необходимость проведения государственной и общественной экологической экспертизы; стратегическую оценку воздействия на окружающую природную среду; осуществление мониторинга; кадастровую деятельность; разрешение экологических споров.

Отметим, что все эти функции отражены в законодательстве и они реализуются, однако слабо и неэффективно.

Однако, есть серьезные проблемы, которые касаются мониторинга, прогнозирования и планирования. Все эти три составляющих функции далеки от совершенства.

Нет Положений о мониторинге земли, лесов, животного мира, воздушной среды. Исключение составляет Положение о мониторинге вод.

Целесообразно было бы иметь не только Положение о мониторинге по отдельным природным объектам, но и единое Положение о мониторинге всей природной среды, имея в виду взаимосвязь и взаимообусловленность всех без исключения природных объектов и их тесную зависимость от грамотного природопользования.

В доктрине следовало бы указать на возрастающую роль и значение природных кадастров и на пути улучшения кадастровой деятельности.

Кроме того, необходимо предписать принципы организации, территорий: землеустройство, лесоустройство, составление балансов, в т.ч. водных.

И, наконец, следует не ограничиваться только лицензированием, сертификацией и паспортизацией, которые сопутствуют распределению и перераспределению природных ресурсов, но следовало бы обратить внимание на совершенствование всей этой функции, создать независимую экспертизу, которая явилась бы важнейшей составляющей содержания управления.

В природоохранной деятельности невозможно достичь сколь-нибудь ощутимых результатов без использования научных достижений, экологического воспитания, просвещения и образования, которые как раз и формируют экологическое мировоззрение, так необходимое при осуществлении различных природоохранных мероприятий.

Экологическое образование и просвещение поколений всегда будут приоритетными задачами государства и постоянное повышение экологической культуры населения, начинаемое с детского возраста, привитие навыков бытовой экологической культуры, рационального, бережного обращения с природными ресурсами до профессиональных навыков и знаний в области экологии –дело наивысшей важности.

Без гражданской культуры, в т.ч. экологической, определяющей поведение социума в целом и каждого человека в отдельности, не будет устойчивого развития, ибо таковое окажется невостребовано.

Кроме того, эколого-правовая грамотность должна в первую очередь охватить депутатский корпус, сотрудников правоохранительных органов и особенно работников природоохранных органов среднего звена, например, инспектора охотнадзора, рыбнадзора, лесной охраны, госгортехнадзора, лиц, ответственных за состояние земельных, водных и других ресурсов и объектов природы. Эти рекомендации должны спускаться с самого высокого уровня и быть обязательными к исполнению, учитываться при соответствующей аттестации.

Последняя часть Доктрины относится к ее реализации. Если подходить в данном случае с правовых позиций, то этот важнейший документ даст сильнейший толчок в деле дальнейшего развития и совершенствования всей Российской системы законодательства, а возможно явится предтечей и его реформы.

Стратегической целью экологической политики является сохранение обстановки, благоприятной для жизнедеятельности населения, сохранения здоровья и улучшения демографической ситуации. Для этого следует соблюдать основной принцип триединства экономической, социальной и экологической составляющих.

Внимание государственного экологического управления, кроме позиций, прописанных в Доктрине, необходимо усилить в направлениях мониторинга природной среды как системного целого, прогнозирования и планирования в т.ч. долгосрочного.

Организационно для исполнения Доктрины необходимо усиление и трансформация соответствующего Министерства в направлении сохранности географической оболочки Земли, учреждение структур «зеленой» армии и полиции. В качестве образца можно рассмотреть деятельность МЧС под руководством министра Шойгу С.К.

Основные принципы природосохраняющей деятельности – компетентность, мобильность, результативность, неизбежность наказания за государственное преступление - порчу и кражу природных ресурсов, поощрение экологически чистого производства.

Для практического проведения природосохраняющей политики необходимо:

- провести инвентаризацию и оценку состояния основных геосистем и системообразующих компонентов;

- создать кадастр как документ о природном национальном достоянии;

- разработать систему природосохраняющего мониторинга;

-разработать и реализовать геоэкологические каркасы территорий разного масштаба,

- управлять развитием территорий, контролировать их использование финансовыми и правовыми рычагами с учетом недопустимости деградации природных компонентов окружающей среды;

- контролировать процент ресурсоемких производств на городских территориях;

- контролировать демографическую емкость территории, критическую плотность населения;

- особо контролировать процессы загрязнения и утилизации отходов,

- практиковать открытость и доступность экологической информации и пропаганду экологически обоснованного поведения, не допускать расточительства воды, тепловой энергии;

- формировать геоэкологическую культуру и просвещение как населения, так и лиц, принимающих соответствующие решения.


И последнее: пока профессия географа, эколога, «зеленого инспектора» и т.п. не станет хорошо оплачиваемой и престижной, пока не будет конкретных рабочих мест и поддержки властей, рекламе в СМИ, до тех пор молодежь будет хотеть учиться, чтобы работать в банке или за пределами России.

В целом следует признать большую положительную роль Экологической доктрины, пролонгировать ее основные положения, так как в ней своевременно заложена стратегия проведения «зеленой» революции в России в целях гармоничного развития человека и его среды обитания.






Похожие:

Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconКонцепция по формированию экологической культуры населения челябинской области
Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом...
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconПредложения в проект основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030г
Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ (постановление №33-10 от 3 декабря 2009 года), разработанный по инициативе...
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconУтверждаю начальник Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо Кавказскому федеральному округу полковник полиции
Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо Кавказскому федеральному округу
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconНачальник Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо Кавказскому федеральному округу полковник полиции
Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо Кавказскому федеральному округу
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconТранспортная стратегия российской федерации на период до 2030 года
Оценка состояния и комплексные проблемы развития транспортного комплекса Российской Федерации 17
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconМинистерство юстиции российской федерации приказ
В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской...
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconОб утверждении порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным в соответствии со статьей 37. 1 Основ
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconВ ханты-мансийском автономном округе югре
О проведении Дней защиты от экологической опасности», Поручением Президента Российской Федерации от 23 сентября 2011 года № пр-2837,...
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...
Предложения к проекту основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года от Общественного Совета по Северо-Западному Федеральному округу. К экологической доктрине Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница