Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички»




Скачать 23,08 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички»
Дата04.02.2016
Размер23,08 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Первомайская СОШ»


____________ А.Ю.Галиахметов

Приказ №____ от ___.____. 2012 г.



Программа

внеурочной деятельности

познавательной направленности

«Моя Вселенная. Луна – внучка Солнышка. Звезды – Солнышкины сестрички»


Возраст участников программы 8-9 лет

Срок реализации: 1 год


Руководитель: Васькина Оксана Александровна

учитель физики


село Ачаир

2012 год

Точь-в-точь, как тебе,

Но ещё в старину

Хотелось узнать звездочётам -

Смотрели на Солнце они, на Луну

И тихо шептали:

А что там?

Неизвестный автор

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек давно живёт на земле. И небо с давних времён интересует человечество. Многие старшие дошкольники и младшие школьники проявляют большой интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы ни дома, ни в детском саду, ни в школе. Поэтому «Твоя Вселенная» - программа внеурочной деятельности для первоклассников является актуальной на сегодняшний день, она значительно дополняет и углубляет знания и представления детей о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел.

Курс предназначен, прежде всего, интеллектуально развитым детям 8 – 9 лет, хотя, несомненно, занятия астрономией будут интересны и другим школьникам.

Этот курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Экскурсии, часы общения, практические занятия, викторины - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за их старание служит радость и одобрение их родителей, когда дети делятся новыми удивительными для них знаниями, полученными на занятиях. Причём важна не только оценка родителей, но и мнение сверстников. Ребёнок сможет удивить и увлечь их как только станет рассказывать о том, что он уже знает о космосе. У слушателей, естественно, появятся вопросы, на которые пока ребёнок не сможет ответить и на занятия он придёт с массой новых вопросов, которые будут его стимулировать на получение новых знаний.

Цель - воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Для реализации цели поставлены следующие задачи.

Задачи программы:

  • Развивать внимание, мышление, наблюдательность, воображение, фантазию детей.

  • Привлечь внимание родителей к интересам детей.

  • Пропагандировать астрономические знания среди обучающихся.

  • Развивать устную речь.

  • Способствовать развитию чувства патриотизма и гордости за свою страну.

  • Дать первоначальные сведения о Луне, о строении Солнечной системы, о созвездиях.

Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия:

Личностные

  • ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного поведения;

  • формирование общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;

  • учебно-познавательный интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека;

  • элементарный опыт природоохранной деятельности.

Регулятивные

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • называть существенные признаки предметов;

  • группировать предметы по заданным учителем основаниям;

  • выявлять причины событий (явлений).

Коммуникативные

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, адекватно использовать речь.

Программа занятий по внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная» разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Начальные классы 2 часть, М. «Просвещение» 2001год автор программы: Е. П. Левитан.

Программа рассчитана на детей школьного возраста от 8 до 9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и методы работы

Форма работы: коллективная и индивидуальная.

С целью формирования общеучебных умений включены задания на проведение простейших наблюдений за Луной (изменение фазы), а так же упражнения - закончите предложение «Луна – это …» В качестве практических заданий используются моделирование, изображение знаков и символов.

В развитии мышления и речи детям весьма помогают рассуждения вслух, поэтому используем задания типа «Составь рассказ по рисункам», «Чем отличается».

Постановка вопросов приводит к инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации.

Любое дело может принести полное удовлетворение, если оно опирается на потребности самого человека, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Поэтому на внеурочных занятиях предлагаются задания игровой направленности, ребусы, загадки.

Оформление выставки рисунков «Моя Вселенная» позволяет получить частичное оценивание результатов.


Прогнозируемые результаты 1 уровня:



Планируемые результаты реализации программы «Моя Вселенная. Луна – внучка Солнышка. Звезды – Солнышкины сестрички» ориентированы на достижение первого уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками знаний о нормах поведения

в совместной познавательной деятельности, о способах действий).

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • называть существенные признаки предметов;

  • группировать предметы и их образы по заданным признакам;

  • классифицировать объекты по заданным учителем основаниям;

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причины событий (явлений);

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


3. Учебно-тематическое планирование




Раздел

кол-во

часов





урока


Тема занятия



Кол-во часов

Теория

Практика

Какой ты видишь Луну


Какая она, твоя Луна


Космические полёты к

Луне


В семье Солнышка “танцуют” все


Звезды – Солнышкины сестрички




11


13


12


19


1.

2.


3.

4.

5.


6.


7.


8.

9.

10.

11.


12.

13.


14.


15.


16.


17.


18.

19.

20.

21.


22.

23.

24.


25.

26-27.

28.


29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.


36.


37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.


51.

52.

53.

54.

55.


56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.


65.

66.


67.


68.

69.

70

71

72.

73-74.


Луна – твоё любимое ночное светило.

Что означает слово «Луна». Астрономический знак Луны.

Мифы о Солнце и Луне.

Вид Луны (форма, цвет, размеры).

Изменение вида Луны (от узенького серпика до диска). Луна и месяц.

Что можно узнать о Луне из отрывного (перекидного) календаря.

Что видно на Луне невооружённым глазом. Что видно на Луне в бинокль.

Можно ли ориентироваться по Луне.

Как отличить «молодую» Луну от «старой».

Народные приметы, связанные с видом Луны.

Игра «Луна – внучка Солнышка» 1 тур


Мифы о природе Луны.

Что дальше от нас: Луна или Солнце. Длительность космического полёта к Луне.

Что больше: Луна или Солнце. Сравнение видимых и действительных размеров Солнца и Луны.

Непривычный для нас мир Луны (отсутствие воды, воздуха, необычные лунные пейзажи).

Холодно или жарко на Луне. Своим ли светом светит Луна.

Можно ли жить на Луне. Что было бы, если бы Луны не было.

Земля на небе Луны.

Земля – спутник Солнца. Луна – спутник Земли.

Сравнительные размеры Земли и Луны.

Всю ли Луну можно увидеть с Земли. Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны.

Луна, как и Солнце, и Земля, - небесное тело.

Почему бывают затмения Солнца и Луны.

Игра «Луна – внучка Солнышка» 2тур


Полёты к Луне – давняя мечта людей.

Первые полёты в космос и первые полёты на Луну.

Какими людьми были К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин.

Как удалось увидеть обратную сторону Луны.

Первые мягкие посадки на Луну.

Полёты на Луну американских астронавтов.

Зачем нужны полёты на Луну.

Не мог ли кто-нибудь до землян побывать на Луне.

Будут ли ещё люди летать на Луну.

Что предстоит делать на Луне будущим космонавтам и астронавтам.

Игра «Луна – внучка Солнышка» 3тур


Меркурий.

Венера.

Земля.

Марс.

Сравнение планет земной группы

Юпитер.

Сатурн.

Уран.

Нептун.

Сравнение планет-гигантов. Кольца.

Плутон и астероиды.

Спутники планет.

Как отличить на небе планеты от звезд.

Полеты автоматических межпланетных станций к планетам Солнечной системы.

Астероиды- крошечные планеты.

Что такое падающие звезды. Понятие о метеоритах.

«Хвостатые светила»- кометы.

Общее представление о строении Солнечной системы.

Игра «Семья Солнышка»


Из чего «сделано» Солнце?

Звезды – сестрички Солнца.

Как рождаются звёзды?

Космические чудеса.

Планеты у далёких звёзд.

«Прогулка» по ночному небу.

Что такое созвездие?

Большая Медведица и Малая Медведица.

Полярная звезда. Ориентирование по ней на местности.

Кассиопея – незаходящее у нас созвездие.

Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы).

Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь,Орел).

Другие известные созвездия.

Что такое зодиак?

Зодиакальные созвездия.

Ау, инопланетяне, где вы?

Игра «Звезды – Солнышкины сестрички»

Коллективная творческая работа «Наш звездный дом»


1

0,5


0,5

0,5


0,5


1


1


0,5


0,5

1


1


1


1

1

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5


0,5


0,5

0,5

0,5

0,5





0,5


1


1


1


1

1

1

1

1


0,5

0,5


0,5


0,5


0,5


1


1

1


1

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1


0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5


0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

1

2


4. Содержание программы.


1. Какой ты видишь Луну. В этом разделе рассматривается роль Луны в жизни ребёнка, идёт знакомство со значением слова «луна», его астрономическим знаком. Говорим о красоте ночного светила. Проводится практическая работа по изображению знака Луны. Проводятся наблюдения Луны. По фотографиям рассматриваем, каковы форма, цвет, размеры Луны и дети рисуют свою Луну. Моделируем из пластилина модели Земли и Луны. Работаем практически – что можно узнать о Луне из отрывного (перекидного) календаря. Что означает слово «Луна». Знакомимся с мифами о Солнце и Луне. Наблюдаем изменение вида Луны на небе. Лунные фазы: новолуние, 1, 2, 3 четверти, полнолуние. Узнаем, как отличить «молодую» Луну от «старой». Собираем народные приметы, связанные с видом Луны. В помощь привлекаются родители детей.


2. Какая она, твоя Луна. Что видно на Луне невооружённым глазом. Что видно на Луне в бинокль. Знакомимся с мифами о природе Луны. Рассуждаем о событиях из произведения Н.Носова «Незнайка на Луне». Отсутствие воды, воздуха, необычные лунные пейзажи. Температура на Луне. Отражение Луной солнечного света. Условия, необходимые для жизни человека. Есть ли они на Луне? Рассуждаем на тему: Что было бы, если бы Луны не было. Отличается ли вид звёздного неба на Луне от нашего неба? Что является главным украшением лунного неба. Что дальше от нас: Луна или Солнце. Что больше: Луна или Солнце. Сравнение видимых и действительных размеров Солнца и Луны. Всю ли Луну можно увидеть с Земли. Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны. Вращение Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Образование солнечной тени от Земли. На все эти вопросы ребята получат ответы во втором разделе.

3. Космические полёты к Луне. Люди давно мечтали о полетах в космос и, в частности, на Луну. Многие десятки лет ученые и конструкторы работали, чтобы спроектировать и сконструировать летательные аппараты. Летчики тренировались день и ночь, чтобы им по силам были космические перегрузки. Какими они были людьми: К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин. Какими были первые полёты в космос и первые полёты на Луну. Как, с помощью чего удалось увидеть обратную сторону Луны. Кем были осуществлены первые мягкие посадки на Луну.

За миллиарды лет существования Земли первоначальные свойства ее поверхности давно изменились под действием ветра, воды, ледников и биологических процессов. Поверхность Луны испытывала воздействие солнечного ветра и бомбардировку метеоритами, выдерживала контрасты температуры. Однако влияние этих факторов было минимальным. На самом деле Луна очень хорошо сохранилась со времени своего образования; она - немой свидетель прошлого. Непосредственное изучение Луны поможет людям лучше понять происхождение системы Земля - Луна, а возможно, и происхождение самой Солнечной системы.


4. В семье Солнышка “танцуют” все. В этом разделе ребята знакомятся со всеми планетами Солнечной системы, с их движениями. Узнают, как отличить на небе планеты от звезд. Что такое планеты. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Как совершались полеты автоматических межпланетных станций к планетам солнечной системы. Есть ли планеты у других звезд. Астероиды – крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах. «Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Общее представление о строении Солнечной системы.


5. Звезды – Солнышкины сестрички. Всегда ли звездное небо одинаково. Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе. Небесные медведицы- Большая Медведица и Малая Медведица. Как найти Полярную звезду и по ней ориентироваться на местности. Кассиопея – еще одно созвездие, незаходящее у нас. Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы). Сириус – самая яркая звезда. Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь, Орел). Какие созвездия называются зодиакальными. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Звезды - далекие Солнца.


5. Методическое обеспечение:


  • Энциклопедия «Я познаю мир» Астрономия

Астрель, Москва, 2005 год


  • Детская энциклопедия «Астрономия и космос»

Росмэн, Москва, 2010 год


  • Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо»

Мир энциклопедий Аванта+Астрель, Москва, 2010 год


  • Левитан Е.П. «Путешествия по Вселенной», М., «Просвещение», 2008г




  • Левитан Е. «Сказочная Вселенная», М., «Эксмо», 2012год



Для достижения планируемых результатов предполагается использование

интернет ресурсов, медиапроектора, показ презентаций.


Список литературы:


  1. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах.- М.: Педагогика, 1986

  2. Игры от и до: - Балашиха: ООО "Издательство Астрель", 2003

  3. Клушанцев П.В. О чём рассказал телескоп.- Л.: Детская литература, 1980

  4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988

  5. Начальная военная подготовка. под ред. Ю.А. Науменко. Москва. “Просвещение”, 1984 г.

6. Энциклопедия «Я познаю мир» Астрономия Астрель, Москва, 2005 год

  1. Детская энциклопедия «Астрономия и космос» Росмэн, Москва, 2010 год

  2. Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо» Мир энциклопедий Аванта+Астрель, Москва, 2010 год

  3. Е.П.Левитан «Твоё Солнышко» изд.Белый город 2005 год

  4. Е.П.Левитан «Луна – внучка Солнышка» изд.Белый город 2005 год

  5. Е.П.Левитан «Солнышкины сестрички» изд.Белый город 2005 год

  6. «Солнце» Москва «Просвещение» 1997

  7. «Энциклопедия юного астронома» Москва «Просвещение» 1981

  8. Левитан Е.П. «Твоя Вселенная.» Книга для учащихся начальных классов, М., «Просвещение», 2007г

  9. Левитан Е.П. «Путешествия по Вселенной», М., «Просвещение», 2008г

  10. Левитан Е.П. «Наглядное пособие. Планеты – гиганты», М., «Дрофа», 2010 год

  11. Левитан Е.П. «Наглядное пособие. Строение Солнца», М., «Дрофа», 2010 год

  12. Левитан Е. «Сказочная Вселенная», М., «Эксмо», 2012год

Похожие:

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconПрограмма внеурочной деятельности «Моя Вселенная»
Программа внеурочной деятельности школьников «Моя Вселенная» относится к естественно-научной направленности
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconПрограмма внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Моё Солнышко»
Муниципальное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconПояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической...
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconПрограмма внеурочной деятельности
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconПрограмма "Мы граждане России"
Я и моя школа", "Я и моя семья", "Я и моё здоровье", "Я и моя культура", "Я и моя родина"
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся
В настоящее время в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты происходит совершенствование внеурочной...
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению волшебный мир оригами
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconПрограмма кружка художественно-творческой направленности
Направленность программы «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения...
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению (Английский язык)
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации...
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности «Моя Вселенная. Луна внучка Солнышка. Звезды Солнышкины сестрички» iconДоклад директора мбоу сош №32 за 2011-2012 учебный год Структура анализа Сохранение контингента обучающихся Участие в нпо «Образование»
«Школа России». 100% обеспеченность умк. Была разработана основная образовательная программа начального общего образования и программа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница