Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум




НазваниеМинистерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум
страница1/4
Дата04.02.2016
Размер9,07 Kb.
ТипПрограмма-минимум
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации


ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

14.00.04 «Болезни уха, горла и носа»

по медицинским наукам


Программа-минимум


содержит 25 стр.


2007

Введение


Настоящая программа обобщает современные представления о структуре и функциях верхних дыхательных путей, верхних отделов пищеварительного тракта и о строении одного из важнейших дистантных рецепторов – органа слуха, равно как и о болезнях, поражающих эти части тела человека, о способах их диагностики и лечения, как консервативного, так и оперативного.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по медицине (хирургическим специальностям) при участии факультета усовершенствования врачей МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.



  1. Клиническая анатомия верхних дыхательных путей


Нос и околоносовые пазухи.

Клиническая анатомия носа.

Полость носа, анатомия среднего носового хода. Иннервация носа и околоносовых пазух. Кровоснабжение лимфообращение полости носа. Особенности строения слизистой оболочки полости носа. Обонятельный анализатор.

Околоносовые пазухи, топография, возрастные особенности, их значения в клинике. Топографическая анатомия носа и его придаточных пазух.

Глотка.

Анатомия носоглотки, ротоглотки, гортаноглотки. Топография глотки. Лимфаденойдное глоточное кольцо (возрастные особенности). Анатомические особенности строения небных, глоточных и язычной миндалин. Мышцы, их значение в функции органа. Паратонзилярное, парафарингеальное и заглоточное пространства. Иннервация глотки. Кровоснабжение и лимфообращение. Пути оттока лимфы из глотки, их возрастные особенности.

Гортань.

Топография. Хрящевой скелет гортани. Мышечная система гортани, значение отдельных групп мышц в функции гортани. Строение и клиническое значение преднадгортанного пространства. Строение голосовой, вестибулярной складок и подголосового пространства. Возрастные и половые особенности. Кровоснабжение и лимфообращение. Иннервация гортани, топография возвратного нерва (справа и слева).

Пищевод.

Топографическая анатомия. Строение пищевода, его анатомические изменение, их клиническое значение. Возрастные особенности. Иннервация, кровоснабжение и лимфообращение. Анатомия околопищеводного пространства и средастения.

Трахея.

Шейный грудной отдел. Топография трахеи, бронхиальное дерево. Возрастные особенности. Иннервация, кровоснабжение и пути лимфотока.

Ухо.

Строение височной кости. Наружное ухо. Среднее ухо. Внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринт). Полукружные каналы и отолитов аппарат (строение рецепторов). Строение органа Корти. Возрастные особенности. Топографические взаимоотношения уха с полостью черепа. Внутричерепные венозные синусы. Звуковой анализатор. Звукопроводящий и звуковоспринимающий отделы, проводящие пути. Вестибулярный анализатор, проводящие пути, связь вестибулярного анализатора с другими органами и системами.



  1. Физиология верхних дыхательных путей



Физиология носа и околоносовых пазух.

Основные функции носа и околоносовых пазух.

Циркуляция воздуха в полости носа при вдохе и выдохе. Турбулентное и ламинарное движение воздуха при нормальном и форсированном дыхании. Особенности циркуляции вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в придаточных полостях носа. Значение нарушения аэрация придаточных полостей носа для возникновения в них патологических процессов.

Механизм регуляции кровообращения в слизистой оболочке и его придаточных полостях.

Всасывательная и выделительная функция носа и его придаточных полостей. Их взаимосвязь, регуляции и основные причины нарушения.

Функция мерцательного эпителия верхних дыхательных путей. Ее значение в норме и в патологии. Изменения мерцательной активности клеток эпителия под влиянием физических, химических и биологических воздействий.

Значение носового дыхания для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. Понятие о ротовом трахеальном дыхании. Общие сведения о последствиях нарушения носового дыхания и его механизмах.

Функция обонятельного рецептора, ее регуляции в норме и в патологии. Значение носа и его придаточных пазух в голосообразовании. Рефлекторные связи носа и их значение.

Физиология глотки.

Механизм глотательных движений и виды их нарушений.

Физиология лимфаденоидного глоточного кольца.

Физиология гортани.

Основные функции гортани — защитная, дыхательная и голосообразовательная.

Понятие о голосе, его развитии в эволюции животных и человека. Голос и речь. Их взаимоотношение коммуникационная роль.

Физиология пищевода.

Три фазы глотания. Запирательный механизм кардии.

Механизм движения стенок пищевода.

Физиология трахеи.

Функции трахеи.


  1. Физиология уха


Понятие об анализаторных системах. Слуховой и вестибулярный анализаторы — их значение для жизнедеятельности организма, общность и различия онтогенеза и филогенеза.

Специфические раздражители слухового анализатора — тоны, шумы, речь. Гармонические и негармонические звуковые сигналы.

Физические параметры звуковых сигналов и их субъективные эквиваленты. Интенсивность, частота, обертоны, громкость, высота, тембр. Единицы измерения звуковых сигналов и их ощущений.

Роль наружного уха в процессе слухового восприятия. Значение резонанса наружного слухового прохода.

Механизм трансформации звуков в среднем ухе. Понятие о входном импедансе уха. Внутриушной слуховой рефлекс, его механизм и физиологическое значение.

Слуховая функция внутреннего уха. Современные представления о механических и электрофизиологических процессах во внутреннем ухе. Понятие о кодировании и декодировании звуковых сигналов. Основные теории слуха. Слуховая рецепция в спиральном органе. Функция внутренних и наружных волосковых клеток. Слуховая адаптация, маскировка, утомление.

Пороги слуховой чувствительности, дискомфорта и боли. Механизм их формирования, частотная зависимость возвратные особенности.

Общие понятия об эфферентной иннервации органа слуха. Принцип обратной связи и саморегуляции в деятельности сенсорных систем.

Роль центральных отделов слухового анализатора в восприятии звуковых образов.

Функция вестибулярного аппарата внутреннего уха. Адекватные раздражители полукружных каналов и отолитовых образований.

Современные теории. Функции равновесия и ориентировки в пространстве.

Взаимосвязь различных анализаторных систем в осуществлении. Функция поддержания равновесия.


  1. Клинические методы исследования верхних дыхательных путей


Методы исследования носа и околоносовых пазух.

Передняя, средняя и задняя риноскопия. Зондирование полости носа, адреналиновая проба. Исследование респираторной функции полости носа, объективные и субъективные методы. Исследования обонятельной функции носа, качественная и количественная оценка обоняния. Адаптация и реадаптация, утомление.

Диафаноскопия, рентгенография, компьютерная томография и ядерномагнитнорезонансная томография, УЗИ пазух. Исследование пазух с контрастом, показания.

Пункция верхнечелюстной, лобной, клиновидной пазух и пазух решетчатой кости. Зондирование пазух через естественные соустья. Флюэрография, эхография, термография пазух.

Аллергологическое обследование больных, провокационные пробы, местные признаки аллергии.

Методы исследования глотки

Эпифарингоскопия, мезофарингоскопия, гипофарингоскопия. Пальцевое исследование. Прямые и непрерывные исследования. Исследование вкуса. Рентгенологическое исследование носоглотки, ротоглотки и гортаноглотки. Томография, показания к ней. Специальные клинико-лабораторные методы исследования (смывы, соскобы, биопсии). Взятие мазков, показания.

Эндоскопические методы исследования.

Методы исследования гортани, трахеи и бронхов

Наружный осмотр пальпация. Определение активной и пасивной подвижности гортани. Непрямая ларинго- и микроларингоскопия. Прямая ларингоскопия. Стробоскопия и микроларингострооскопия. Ретроградная ларингоскопия. Рентгено- и томография гортани. Глотография. Слуховая оценка голоса. Применение Акустических методик исследования голоса.

Верхняя и нижняя трахеобронхоскопия. Эндоскопия, показания к ней, ее возможности при исследовании гортани, трахеи и бронхов.
  1   2   3   4

Похожие:

Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки Российской Федерации программа минимум
Программа подготовлена в соответствии с номенклатурой специальностей научныхработников, утвержденной приказом Министерства науки...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум
В программу-минимум кандидатского экзамена также включены вопросы по истории развития данной специальности, основные периоды развития...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки российской федерации утверждаю заместитель Министра образования и науки Российской Федерации А. Г. Свинаренко
Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­12...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки российской федерации утверждаю заместитель Министра образования и науки Российской Федерации А. Г. Свинаренко
Направление подготовки 230200 Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­12...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по химии при участии Российского университета дружбы народов,...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по математике и механике при участии Института вычислительной...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум
В основу настоящей программы положены дисциплины, входящие в общий курс подготовки врачей в медицинских институтах: эпидемиология,...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный n 8806), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки...
Министерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный n 8806), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница