Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении




Скачать 16,27 Kb.
НазваниеПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
страница1/24
Дата04.02.2016
Размер16,27 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



ГДОУ детский сад № 101 общеразвивающего вида

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Управления Заведующая ___________ Зыскунова К.И.

образования «_____»____________2011 г.

_______________________ Принято решением педагогического

ФИО совета: протокол №_____ от

«___» ___________2011 г. «____»____________2011 г.


ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Срок реализации программы: 2011- 2016г.


Авторы - разработчики:


Зыскунова К.И. - заведующая

Михайлова В.П. - воспитатель

Лисицина Г.М. - муз. руководитель

Сек О.С. - воспитатель


Санкт- Петербург

2011г.

Оглавление:


I

I.1


I.2


I.3


I.4

I.5

Пояснительная записка

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Приоритетные направления деятельности ОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Особенности осуществления образовательного процесса

Принципы и подходы к формированию программы

3

4


7


8


9

10

II

II.1.1

II.1.2


II.1.3


II.1.4


II.1.5

II.2


II.2.1


II.2.2


II.3

II часть

Приоритетные направления деятельности ГДОУ

Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста

Реализация региональных образовательных программ и проектов

Инновационная и экспериментальная деятельность в ГДОУ

Условия реализации программы

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Организация жизни и деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и заказа родителей

Проект воспитательно - образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

Методическое обеспечение основных образовательных программ

Организация деятельности по образовательным областям

Реализация образовательных областей в разных возрастных группах

Планируемые результаты освоения программы



12

17


18


18


19

26


26


26


29


36


41


51


110



I. Пояснительная записка


Деятельность дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании» направлена на обеспечение права семьи на оказание ей помощи в воспитании детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей. (статья 18)


Обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей.


Дошкольное образование в государственном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 101 общеразвивающего вида Адмиралтейского района осуществляется в соответствии с настоящей основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе Закона РФ «Об образовании» (ст.14), Типового положения о ДОУ (раздел II, п.21), в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


Срок реализации данной программы: 5 лет


Основная общеобразовательная программа может корректироваться в связи с изменениями:

- нормативно-правовой базы дошкольного образования,

- образовательного запроса родителей,

- видовой структуры групп и др.


I.I Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении


ГДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а так же присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.


В дошкольном образовательном учреждении функционирует 4 возрастные группы:

- I ясли (1,5 - 3 года),

- II ясли (1,5 - 3 года),

- средняя группа (5-6 лет),

- старше-подготовительная группа (6-7 лет).


Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).


На третьем году жизни интенсивно формируется речь. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются построить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000- 1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности:

- игра: носит процессуальный характер, главное в ней- действие. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями;

- рисование: ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека виде «головонога»- окружности и отходящих от неё линий.

- конструирование.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществить выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

В этот период начинает складываться произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трёх лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.


Возрастные особенности психологического развития детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)


Ведущим видом деятельности становится игра. Главной особенностью игры является ее условность. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усваивать относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Он скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.


Возрастные особенности психологического развития детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)


В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста проявляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений.

Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленят в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочит группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, ведущим становится познавательный мотив.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.


Возрастные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)


Старший дошкольный возраст- это возраст наиболее активного творчества и фантазии.

Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Более явными становятся отличия между рисунками мальчиков и девочек.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Дети подготовительной к школе группы способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет адекватно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картине, передавая не только главное, но и детали.

В высказываниях детей подготовительной группы отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующийся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка Основная образовательная программа мдоу детского сада общеразвивающего вида «Берёзка»
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбразовательная программа мбдоу детский сад «Стригунок»
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Кумылженский детский сад общеразвивающего вида №1 Кумылженского муниципального района Волгоградской области
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбразовательная программа (на переходный период)
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; I приоритетные направления...
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconРешением педагогического совета главный специалист
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающиеся в образовательном учреждении
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбразовательная программа мбдоу д/С «колосок»
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбразовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 "Калинка"
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мкдоу
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка Содержание образовательного процесса. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница