Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов




Скачать 13,52 Kb.
НазваниеЗначимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов
Дата04.02.2016
Размер13,52 Kb.
ТипДокументы

Гусаева К.Г.


кандидат философских наук,

доцент кафедры философии Дагестанского

государственного университета,

г. Махачкала

Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов


Проблема конфессиональной составляющей общественного развития актуальна в связи с религиозной обусловленностью современного понимания мировоззренческих ориентиров, их этических и нравственных критериев. «Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять структуру и возникновение этих связей. Она может выступать как фактор возникновения, формирования и легитимизации тех или иных форм социальных действий, социальных отношений. Следовательно, религия может и способствует подержанию стабильности общества, стимулирует его изменение», отмечает М.Н.Ефименко.(5)

Функция стабилизации религии проявляется в том, что, сакрализуя нормы и ценности общества, она способствует установ­лению норм, которые полезны для данной социальной структуры, которые создают предпосылки выполнения человеком моральных обязательств.

Роль религии в укреплении стабильности в обществе рассматривал один из крупнейших современных социологов - Т. Парсонс. Стабильность общества, по его мнению, есть способность социальной системы к изменению без разрушения ее устоев, когда она, изменяясь, продолжает существовать и одновременно сохранять свою идентичность. Религии Парсонс определяет роль «морального фундамента»- общества, который связывает не только человека с обществом, но и все социальные сферы, пронизывая их едиными морально-нравственными нитями.

Религия существует в обществе, прежде всего потому, что она связывает социальные нормы, значения и установления с сакральным (сверхъестественным) и тем самым освящает («легитимирует») их, содействует их сохранению и укреплению. Религия есть наиболее важный и эффективный способ легитимации социального порядка.

Во всех формациях прошлого имелись социальные факторы существования религии, которые не только порождали религию, но и формировали ее облик, придавая ей конкретный, вполне определенный вид. «Религия в определенные периоды развития человеческого общества становилась не только формой отражения окружающего мира, но выступала как его общая теория», считает В.Демьянчукова.(4) До тех пор, пока существуют в обществе социальные корни религии, она не исчезает. Однако вместе с изменениями, совершающимися в социальной обстановке, изменяется и религия: новые корни питают новые религиозные представления. Таким образом, общественные перемены приводят в движение религиозное сознание, вызывают его перестройку, одну форму религии заменяют другой, находящейся в большем соответствии с вновь сложившимися социальными условиями. Но если социальных условий для восприятия той или иной религии нет, то ее внедрение, какими бы интенсивными методами оно ни осуществлялось, не дает ожидаемых результатов.

В современную эпоху ухудшение экономического и экологического положения политическая нестабильность, межэтнические конфликты - все это заставляет людей обращаться в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. В немалой степени способствует этому и стремительный отказ от тех идеалов и ценностей, которыми три четверти века руководствовалось общество. Образовавшийся духовный вакуум пока не удалось заполнить сколько-нибудь целостной системой идей и ценностей светского характера, понятной народу и принятой им, способной увлечь и обнадежить людей. В этих условиях религия предлагает свою опору и ориентиры в личных и общественных вопросах, имея для этого и цельное мировоззрение, и проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Религиозные традиции и конфессиональные особенности по-прежнему остаются не только одним из главных признаков, характеризующих культуру той или иной этнической общности, но и активно развиваются. Во многом рост религиозности отражает коренные перемены в политической, социально-экономической и идеологической сферах, произошедших в России в начале 90-х годов XX в. В аксиологическом аспекте религия предстает в различном состоянии: для одних она выступает своеобразным компенсатором утраченных прежних духовно-нравственных идеалов; другими религия воспринимается как часть национального, духовного наследия, имеющего огромное культурное значение; для третьих она становится средством и орудием этнического противостояния, деления людей по конфессиональному признаку на «своих» и «чужих». В то же время активизация религиозной жизни усиливает культурные различия населения, что приводит к размежеванию, а иногда и к межконфессиональным конфликтам. Как отмечает О.А.Андреева, «религиозная мозаика мира нынче весьма прихотлива и разнообразна. Тем не менее, в ней можно выделить семь основных конфессиональных блоков, соперничество которых будет определять ситуацию в этой области. Вот они: православие, католицизм, ислам, буддизм, конфуцианство, иудаизм, язычество и причудливая смесь элементов протестантизма, иудаизма и язычества, составляющая духовную основу жизни современного Запада».(2)

Социальная институционализация культовых систем необходимым образом связана с формированием определенных, отличающихся друг от друга и противоречащих друг другу вероучениям. Сам факт наличия многообразных религиозных организаций со своими специфическими вероучительными документами, догматикой, культом ведет к ущемлению общечеловеческого, гуманистического начала, заложенного в религии как форме культуры. Развитию этого дегуманизирующего начала способствует претензия каждой религиозной организации на исключительность. Содержание данного вероучения считается не только безусловной, но и исключающей все остальные, истиной. Только верующие в Иисуса Христа, только верующие в Аллаха через Магомета и так далее, есть подлинные дети Бога. Только они достойны спасения, только они могут быть признаны нравственными людьми. Отсюда нетерпимость, неприязнь всего, что не укладывается в рамки данного вероучения, конфессии. Эта нетерпимость является основой этноконфессиональных конфликтов, способствует разжиганию войн, создает угрозу межобщинному общению и сотрудничеству в сферах культуры, межгосударственных отношений и т. д.

Как показывает анализ развития системы общественных отношений на различных исторических этапах и на современном уровне религия не всегда является только фактором стабильности общества. С сожалением следует констатировать, пишет Э. Фромм, что это притязание на исключительность, не аномалия, не следствие извращения основ вероучения какими-то не очень добропорядочными или недальновидными людьми, она основывается на самих первоисточниках религии — Библии, Коране, Талмуде и других вероучительных документах. Более того, она заложена в самом смысле понятия «откровение», как определенного учения, которое дается людям Богом через пророков, точнее только тем людям, вторые в этих пророков верят.

«Религиозный фактор продолжает оставаться удобным орудием для дестабилизации общества, средством борьбы за власть, с помощью которого нагнетаются чувства враждебности людей друг к другу, нетерпимости к инакомыслию, когда представители другого вероисповедания воспринимаются как существа «второго сорта», в отношении к которым мораль не приемлема».(6) Выступая в качестве источника тех социальных общностей на базе того или иного вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками между православными и баптистами и т. д. Причем эти конфликты нередко сознательно раздуваются представителями тех или иных объединений, поскольку конфликт с «чужими» религиозными организациями способствует внутри групповой интеграции: вражда с чужими создает чувство общности, побуждает искать опору только у «своих». Представители этих объединений в качестве «чужих» рассматривают не только представителей иных религиозных групп, но и всех тех, кто не является членом этих объединений, т. е. неверующих людей. «Я знаю, что мятежи часто возникают под предлогом религии» - пишет Джон Локк.(1)

Когда этнические и классовые различия переплетаются с религиозными, конфликты приобретают особую остроту. По внешнему проявлению религиозные конфликты могут маскировать столкновение на этнической основе, а если экономические и этнические связи способствуют единению общества, то религиозные отличия могут служить единственным символом дифференциации. Привычка видеть в представителях других религиозных групп врагов может усиливаться или ослабляться в зависимости от конкретных обстоятельств. Помимо межрелигиозных, религия может вызывать конфликты, связанные с ее существованием в светском обществе. Например, нередки случаи, когда система религиозных ценностей противопоставляется системе светских, как единственно заслуживающая уважения. Кроме того, религиозная приверженность может привести к конфликту между следованием требованиям веры и законом. В истории можно найти немало примеров того, что борьба за справедливость, социальное равенство получает религиозную мотивацию. Если религиозное вероучение утверждает, что все люди равны перед Богом и если при этом существует социальное, расовое и национальное неравенство, то вполне логично, что люди, опираясь на религиозное вероучение, поднимаются на борьбу за свои права. «Жизнь одного народа проникнута убеждением, что одни дела спасают, другого – что спасает одна вера, третьего – что вера без дел мертва есть, а четвертого – что религиозная идея есть преимущественно могущественнейшее орудие политической жизни – сила…». (3) Религиозная мотивация занимала значительное место в национально-освободительных движениях стран Африки, в борьбе против колониализма и неоколониализма, в борьбе за гражданские права негров США, которую возглавлял пастор Мартин Лютер Кинг, в латиноамериканских антиимпериалистических движениях, питаемых идеалами «теологии освобождения» и в других общественно значимых событиях.

Религиозный фактор продолжает играть важную роль в развитии современного общества. Ранее политизация религиозной идеи тесно связано с возникновением моноэтнических религий, когда идея единого Бога становится определяющим фактором в духовной жизни целых народов. Иудаизм, христианство, ислам на разных этапах истории человечества выступали и продолжают исполнять миссию интеграции и дезинтеграции. В современный период религиозный фактор может иметь определяющее значение в противоборстве стран и народов, в глобальных межцивилизационных отношениях. Однако и здесь присутствует определенные особенности и закономерности, которые адекватно влияют на процесс развития социальной истории.

Таким образом, конфессиональные отношения в современном обществе, с одной стороны, выполняют позитивную роль, с другой – могут порождать значимые отрицательные проявления - национализм и шовинизм, обостряя межнациональные отношения и повышая рост сепаратистских настроений.

Примечание

  1. Английское свободомыслие: Дж.Локк, Д.Толанд, А Коллинз.- М.: Мысль, 1981. С.69.

  2. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития.- Таганрог, 2000. С. 153.

  3. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения.- М.: Москва, 2000. С. 34.

  4. Демьянчукова Д. Религия и секуляризационные процессы: их роль в духовной культуре общества: Автореферат на соик. учен. степени канд. филос. наук.- М., 1990. С. 8.

  5. Ефименко М.Н. Религия и религиозная традиция в системе общественных отношений// Религия и общество: судьбы людей и народов: материалы молодежно-студенческой НПК/од ред. В.В.Амелина.- Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2003. С. 4.

  6. Чернова И.Б. Религия на Северном Кавказе: между светом и мраком// Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. Р.Д.Хунагова.- Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. С. 247.



Похожие:

Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconРелигиозный фактор и национальная безопасность россии (на материалах Южного Федерального округа)
Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской...
Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconИнструктивно-методические рекомендации о деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях Московской области
России характерны ви­доизменения общественных ценностей и идеалов, изменение социальных ро­лей, активизация адаптационных процессов....
Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconТеоретическая значимость исследования
И мы забываем, что вплоть до 3 тыс до н э наша общность была единой, только под воздействием исторических процессов произошло разделение...
Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconКак ответ на кризис гносеологии социальных наук
Он занимался философией и методологией науки, его считают зачинателем культурологии и науковедения в нашей стране. Здесь мы попытаемся...
Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов icon«Инжиниринг в электронике» Методы математического моделирования (Автор: к т. н., доцент Рябов Н. И.)
Целью курса является изучение основных идей и подходов, лежащих в основе современных методов математического моделирования физических...
Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconСтрахи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений

Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconИсторически как вид договорных отношений и коммерческой деятельности аутсорсинг появился в 1962 г., когда удачливый бизнесмен и неудачливый кандидат в
Сегодня под аутсорсингом понимается бизнес-технология, предусматривающая передачу сторонним специализированным компаниям (аутсорсинговым...
Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconПрограмма учебной дисциплины Региональные аспекты современных международных отношений. (Regional Aspects of Modern International Relations) Федерального компонента опд. Ф. по направлению «Международные отношения»
Ознакомить студентов факультета международных отношений с наиболее значимыми региональными международными организациями, причинами...
Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconНаучно-исследовательская работа «История, культура и быт молокан»
Молоканские общины на протяжении всей своей истории постоянно меняли место проживания, и имеют огромный опыт в установлении добрососедских...
Значимость конфессиональных отношений в стабилизации современных социальных процессов iconИнституционализация и государственное регулирование рыночных отношений обмена в современных цепях поставок розничных торговых сетей: логистический аспект с-м. Л. Кудусов
Институционализация и государственное регулирование рыночных отношений обмена в современных цепях поставок розничных торговых сетей:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница