Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями»




Скачать 18,81 Kb.
НазваниеТема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями»
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер18,81 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Управление образования о. Муром


Материалы по обобщению опыта работы.


Тема: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»


Педагог – психолог 1 кв. категории

МБОУ «Якиманско-Слободской СОШ»

Володина Нина Александровна


о. Муром 2012


Содержание.



  1. Условия возникновения и становления опыта.

  2. Актуальность и перспективность опыта.

  3. Ведущая педагогическая идея.

4. Теоретическая база опыта


А) Теоретические основы профилактической работы.

Научные концепции профилактик употребления ПАВ.

Б) Подходы к профилактике зависимостей.

В) Факторы приобщения детей и подростков к употреблению ПАВ

Д) Уровни и виды профилактической работы.


5. Новизна опыта.

6. Технология опыта.

7. Результативность.

8. Адресная направленность.

9. Список литературы.


Наименование опыта:


«Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»


1.Условие возникновения и становления опыта.

Якиманско-Слободская средняя общеобразовательная школа находится в Дмитриевско - слободском сельском округе Муромского района, который включает населенные пункты: п. Механизаторов, п. фабрикики Войкова, с. Якиманская Слобода, с. Дмитриевская Слобода.

Школа находится в микрорайоне, где социально-культурное окружение не соответствует ее потребности, поэтому весь комплекс внешкольной, спортивно-оздоровительной работы переносится в школу.

В 2008 году в нашей школе бала разработана Программы развития школы «Открытая школа» на период 2008 – 2013, основная цель которой - обеспечить позитивную динамику школы, как модели общественно-активной «открытой» школы», ориентированной на публичность и открытость образовательного учреждения, привлечение родителей, учеников и других участников сообщества к решению социальных проблем, стоящих перед школой, социумом.

Работа педагога-психолога включена в общую систему учебно-воспитательного процесса школы. В рамках создания Программы развития школы «Открытая школа» на период 2008 – 2013 год были изучены проблемы школы и выявлен недостаточный уровень профилактических мер по укреплению здоровья и отклоняющему поведению школьников. Одним из способов решения данной проблемы явилась разработка и реализация Программы «Здоровье», в которую была включена работа первичной профилактики употребления ПАВ среди детей, подростков, и родителей.

Диагностика учащихся 9-10 классов (71 ученик), проведенная в 2008 году, показала следующие результаты:

- 25% учащихся курили

- 4 % учащихся знали, где можно купить наркотики

- 90% учащихся дружили с ребятами, которые употребляют спиртное

- 66% учащихся употребляли алкоголь

- 50 % учащихся школы употребляли алкоголь один раз в месяц

( Приложение 1)

Анализ анкетирования учащихся показал необходимость продолжить целенаправленную работы по профилактике употребления ПАВ среди детей и подростков, начатую ранее, а так же усилить работу по информированию родителей в области воспитания, организации здорового образа жизни, методов профилактики употребления ПАВ.

Первичной профилактикой употребления ПАВ детьми и подростками занимаюсь в течение 6 лет.


2. Актуальность и перспективность.


В концепции модернизации российского образования отмечается, что образовательная школа должна ориентироваться «не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности».

Принятый в 2011 году федеральный образовательный стандарт среднего общего образования рассматривается как социальный заказ системе образования: государству нужен здоровый и свободный человек. Система образования должна сделать все возможное для воспитания граждан – патриотов, имеющих полноценное общее образование; обладающих свободой мышления, стремлением к самореализации, способных поддерживать свое здоровье.

Изменения, происходящие в социально-экономической сфере нашего государства, оказали сильнейшее (и далеко не во всем положительное) влияние на духовно-нравственную жизнь общества. Произошел рост преступности и наркомании. Это объясняется тем, что в кризисную эпоху развития государства, повышается степень неопределенности, нестабильности ситуации. Увеличивается эмоционально-психологическая нагрузка на каждого человека. Неизмеримо возрастает ответственность личности за собственное развитие. В такой ситуации люди, не имеющие социальной закалки, находят забвение в различных наркотиках.

Анализ наркотической ситуации в Российской Федерации свидетельствует о системном характере проблем, связанных с распространением и злоупотреблением психоактивных веществ (ПАВ).


Таблица. Распространенность употребления алкоголя и наркотиков среди школьников

9 – 11 классов (%) (6)


Города

Употребляют алкоголь

Употребляют наркотики

1.Моска

74,6

16,4

2.С,- Петербург

76,7

20,5

3.Калининград

64,4

19,2

4.Краснодар

54,5

5,5

5.Оренбург

66,7

8,8

6.Новосибирск

62,5

18,7

7.Кемерово

60,3

14,7

8.Пермь

69,2

9,6

9.Ярославль

73,3

18,3

10.Екатеринбург

57,5

20,7

Средняя по 10 городам

65,8

16



В этих условиях наиболее актуальной становится задача активной первичной профилактики употребления ПАВ, т. к. зависимость от психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить.

В рамках первичной профилактики целенаправленное внимание следует уделять обучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде. Данное воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном и социальном (школа, общество) уровнях.


Основное противоречие, послужившее определению цели опыта, заключается в следующем. Большинство подростков начавших курить сигареты, употреблять алкоголь и другие ПАВ, приобретают психологическую и физиологическую зависимость от ПАВ и только после этого прибегают к лечению зависимости. Приобретённый навык трудно изменить, поэтому программы направленные на то, чтобы человек бросил пить, курить, употреблять наркотики, мало эффективны.

Таким образом, возникает противоречие между развитием психологической и физиологической зависимости у детей и подростков от психоактивных веществ и малой эффективностью существующих программ вторичной профилактики употребления ПАВ.

Поэтому необходима организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями.

Сопутствующие противоречия, определившие задачи опыта.

1. Все специалисты и эксперты отмечают сдвиг показателей злоупотребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное омоложение современной российской наркомании, которой в детско-подростковом возрасте предшествует ранняя алкоголизация. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков, за последние 2 года, снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет.

Показатели медицинской статистики говорят о том, что приобщение детей, подростков, молодёжи к употреблению ПАВ в настоящее время идёт более высокими темпами, чем взрослого населения и характеризуется большей тяжестью медико-социальных последствий(1). Рост употребления ПАВ всё шире и глубже затрагивает младшие возрастные группы, включая младших школьников.

Отсюда возникает противоречие между неуклонным омоложением современной наркомании, началом экспериментирования с психоактивными веществами младшими школьниками и традиционным началом проведения первичной профилактики в подростковом возрасте.

Поэтому задачами организации первичной профилактики употребления ПАВ являются:

Разработать цикл занятий по первичной позитивной профилактику для учащихся 4 - 8 классов.

Повысить информированность учащихся о влиянии табака, алкоголя и других ПАВ на здоровье и жизнь человека, их негативном влиянии на умственную, духовную, социальную сферу.

Снизить уровень потребления табака, алкоголя подростками 9-11 классов.

2. Семья испокон веков является главным местом воспитания ребёнка. В наше кризисное время семья утрачивает свой социализирующий потенциал, испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования ценностей здорового образа жизни, позитивных социальных, в том числе антинаркотичестких установок.

Также, по мнению Дмитриевой Т.Б.(1), социальная динамика современной семьи характеризуется негативными тенденциями: продолжает расти число детей проживающих в неполных семьях, сильно растёт внебрачная рождаемость, возрастает количество семей, в которых дети испытывают эмоциональную депривацию и жестокое обращение, растёт число семей, где родители не выполняют своих родительских обязанностей.

Отсюда возникает противоречие между ведущей ролью семьи в воспитании подрастающего поколения и недостаточной информированностью родителей в области профилактики употребления ПАВ.

В связи с вышесказанным, в рамках первичной профилактики употребления ПАВ, профилактическая помощь должна оказываться не только всем группам несовершеннолетних, начиная с младшего возраста, но и их родителям.

Поэтому следующими задачами организации первичной профилактики употребления ПАВ являются:

Повысить информированность родителей в области воспитания и профилактики употребления ПАВ детьми и подростками.

Разработать Анкету информированности для учащихся и родителей о влиянии табака, алкоголя и других ПАВ на здоровье и жизнь человека, их негативном влиянии на жизнь человека.


3.Ведущая педагогическая идея


Выявление указанных противоречий определило название ведущей педагогической идеи - организация первичной профилактики употребления психоактивных веществ через систему занятий с учащимися 4 – 8 классов и их родителей.


Изучая теоретические, методологические и практические основы профилактики злоупотребления ПАВ детей и подростков в образовательной среде, учитывая достаточно низкую эффективность лечения зависимостей от никотина, алкоголя и других видов ПАВ, считаю, что есть только одна возможность предотвратить злоупотребление психоактивными веществами детьми и подростками и сохранить их здоровье. Эта возможность заключается в своевременной профилактике зависимостей, информировании учащихся и родителей о влиянии употребления ПАВ на здоровье и жизнь человека, предупреждении начала экспериментирования с ПАВ, формирования представлений о здоровом образе жизни, развитие навыков социальной компетенции: умении общаться, сопротивляться групповому давлении, умению говорить «нет».


4. Теоретическая база опыта


А. Теоретические основы профилактической работы.

Научные концепции профилактики употребления ПАВ.


Профилактическая деятельность строится на базовых теоретических концепциях профилактики, в основе которых лежат: теория жизненных навыков Д. Ботвина; теория социального научения и самоэффективности, а также теория продвижения к здоровью А. Бандуры; теория проблемного поведения П. Джессора; концепция здорового жизненного стиля (Всемирная Организация Здравоохранения), теория Р. Лазаруса и др.

Анализ большого количества концепций, описывающих взаимодействие познавательных, эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления
ПАВ показал, что две наиболее признанных концепции лучше других подходят для разработки эффективных профилактических программ. Это концепция научения Бандуры и концепция отклоняющегося поведения Джессора и Джессор.

Кратко остановимся на основных положениях каждой из них.
Концепция социальных влияний и научения. Суть концепции в том, что люди учатся поведению через подражание. Например, если подросток видит богатых, известных людей, употребляющих ПАВ, будь то герои на экране телевизора или окружающие его люди, он им подражает. Другой пример. Наблюдая за группой сверстников, употребляющих ПАВ, подросток вырабатывает убеждение, что это нормальное поведение. Иногда подростки считают, что такое “нормальное поведение” не только приемлемо, но и необходимо, для того, чтобы стать популярным или сексуально привлекательным, казаться красивым или опытным.
Отдавая должное подражанию, концепция придает большое значение также саморегуляции личности. Восприятие социальных влияний зависит от знаний, установок, убеждений подростка, его представлений о собственном будущем. Подростки, перед которыми стоят серьезные жизненные цели, несовместимые с употреблением ПАВ, не будут подражать пьющим и курящим, они в состоянии регулировать свое поведение.
Восприятие социальных влияний, в свою очередь, прямо связано с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, потребностью в социальном одобрении, неумением контролировать себя и неагрессивно настаивать на своем, стремлением казаться старше.
В соответствии с концепцией Целью превентивного обучения и воспитания должно стать формирование психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям и саморегуляции подростка.
Концепция проблемного отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение - это употребление ПАВ, ранняя половая жизнь, мелкие правонарушения, прогулы школьных занятий. Перечисленные виды отклоняющегося поведения считаются симптомами одного синдрома, так как взаимосвязаны и вызываются одними причинами. Отклоняющееся поведение является таковым только в рамках определенной системы ценностей.

Признаком восприятия поведения подростка как отклоняющегося является реакция на него взрослых. Взрослые пытаются остановить его с помощью неодобрения или наказания. Часто критерием отклоняющегося поведения служит возраст. То, что допустимо в среде старших подростков и молодежи, рассматривается как отклонение у младших подростков, например: употребление алкоголя, курение или сексуальная активность.

Наибольшей опасности отклоняющегося поведения подвергаются дети, не обладающие навыками преодоления стресса, тревожные, не умеющие справляться с проблемами, испытывающие затруднения в межличностных отношениях и связанный с ними психологический дискомфорт. С позиций концепции отклоняющегося поведения превентивное обучение и воспитание должно сконцентрироваться на формировании социальной и личностной компетенции учащихся.

Употребление психоактивных веществ развитие подростков.

Начало и ранние стадии употребления психоактивных веществ яв­ляются преимущественно подростковой проблемой и происходят в контексте более масштабных психических и физических изменений. В течение подросткового периода индивиды обычно пробуют широкий спектр моделей поведения и стилей жизни просто вследствие естественного процесса дистанцирования от родителей, развития чувства автономии и независимости, идентификации и приобретения некоторых социальных навыков, которые необходимы для успешного функционирования в мире взрослых.

Глубокие когнитивные изменения, наблюдаемые в начале пубертата, существенно меняют подростковый взгляд на мир и способ, которым он мыслит. Мышление в доподростковом периоде конкретно, ригидно и работает в соответствии с принципом «здесь и теперь».

Мышление подростка более релятивистское, абстрактное и гипотетическое. Этот новый гипотетико-дедуктивный метод мышления подростка позволяет ему видеть широкий ряд логических альтернатив и возможностей принятия отклонений от установленных норм поведения, а также распознавать иррациональность и несоответствие тому, что взрослые говорят, с тем, что делают.

Важные изменения происходят также в сравнительном влиянии на подростка сверстников и родителей. Как только ребенок достигает подросткового возраста, наблюдается постепенное, но прогрессивное снижение родительского влияния, параллельное возрастанию влияния сверстников. Вследствие того, что принято называть подростковым эгоцентризмом, у подростков повышенная чувствительность к тому, как они выглядят, а также к своим личностным качествам и способностям.

Эти и другие подростковые изменения, повышают риск попадания под влияние давления группы сверстников. Комбинация подросткового эгоцентризма и все возрастающего доверия подростковой группе способствуют началу потребления

психоактивных веществ. Одновременно, через подрыв прежде приобретенных знаний о потенциальном риске, связанном с наркотиками, познавательное развитие подростков служит повышению восприимчивости к потреблению психоактивных веществ.

Например, новая познавательная ориентация подростка позволяет ему раскрывать несоответствия в аргументах, предлагаемых взрослыми, или сформулировать собственные аргументы с целью игнорирования риска.

Таким образом, для полного понимания этиологии зависимостей необходимо понимание закономерностей развития, влияния на подростка группы сверстников, а также мотивации его поведения.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» icon«Спорт против употребления пав» Киселёв Аркадий, ученик 9 «А»
...
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconПамятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю (профилактике употребления пав) Введение
Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с несовершеннолетними информационной модели профилактики злоупотребления...
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconАнализ деятельности системы образования по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних в 2011-2012 учебном год
В 2011-2012 учебном году образовательными учреждениями продолжена работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления...
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconПрограмма профилактической работы с родителями учащихся среднего и старшего звена школы «путь к успеху»
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем...
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconЖить в мире с собой и другими
Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками старших классов и рассчитан на 11 занятий. Представленный...
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconПрезентация №1 «Профилактика употребления пав»
Цель: формировать у учащихся негативное отношение к употреблению психоактивных веществ
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconПрограмма по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной среде, формированию толерантного отношения к вич-позитивным людям и их ближайшему окружению Раздел
«Современные технологии первичной профилактики наркомании и вич-инфекции в образовательной среде в контексте требований фгос»
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconПрограмма работы с родителями учащихся 5-6-х классов для педагогов Основные положения программы
Концепции и подходы к предупреждению употребления наркотиков среди детей и подростков. В центре находится личность несовершеннолетнего...
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconОбоснование системы мероприятий по первичной профилактике мкб у населения обследованного региона. Глава обсуждение результатов исследования. Выводы. Список литературы. Глава аналитический обзор литературы
...
Тема: «Организация первичной профилактики употребления пав через систему занятий с учениками 4 8 классов и работу с родителями» iconТема: «Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №13»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница