Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования




НазваниеФедеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
страница1/30
Дата04.02.2016
Размер16,6 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30




Переработано в соответствии

с Федеральными Государственными Требованиями




ДЕТСТВО


Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования


Санкт- Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2011

УДК 373.21

ББК 74.102

Д38


Авторский коллектив

Руководители авторского коллективакандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, профессор 3. А. Михайлова

Авторы. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т.А.Ивченко, М.В.Крулехт, Н. А. Курочкина, 3. А. Михайлова, Н. О. Никонова, JI. К. Ничипоренко, Н. А. Ноткина, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова


Научные редакторыТ. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова


Д38 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

ISBN 978-5-89814-663-4


Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена представляет обновленный вариант примерной основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Данный вариант программы «Детство» полностью соответствует Федераль­ным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, опирается на лучшие традиции петербургской (ленинградской) пе­дагогической научной школы.

Новизна программы определяется тем, что в ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.


© Коллектив авторов, 2011

©Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

ISBN 978-5-89814-663-4 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

Светлой памяти Веры Иосифовны Логиновой —

автору идеи программы «Детство» посвящается

Воспитание — дело трудное, и улучшение его

условий — одна из священных обязанностей

каждо­го человека, ибо нет ничего более важного,

как об­разование самого себя и своих близких.

Сократ

Детство — это летний ветер,

Парус неба и хрустальный

звон зимы.

Детство — это значит дети!

Дети — это значит мы!

Р. Рождественский




ВВЕДЕНИЕ

Программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педаго­гики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды петер­бургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к со­держанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.

Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впе­рвые практически реализован подход к организации целостного раз­вития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта дет­ской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодей­ствием дошкольников с различными сферами культуры: с изобрази­тельным искусством и музыкой, детской литературой и родным язы­ком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Девиз программы «Чувствовать — Познавать — Творить» опре­деляет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые про­низывают все разделы программы, придавая ей целостность и еди­ную направленность. Содержательная связь между разными разде­лами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоцио­нальную и практическую сферы личности ребенка.

Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающий единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Сегодня образовательная программа «Детство» — один из широко востребованных документов, в соответствии с которым в России работают дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий.

Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» представля­ет собой единый программно-методический комплекс, включающий:

  • комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;

  • методическое обеспечение программы;

  • методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»;

  • мониторинг развития ребенка и педагогического процесса в усло­виях реализации программы «Детство».

Предлагаемое новое издание программы «Детство» осуществлено с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века. Среди причин, определивших необходимость обогащения содержа­ния программы, можно назвать следующие.

Причина первая. Происходящая в стране модернизация образо­вания, особенности государственной политики в области дошколь­ного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требова­ний к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования» обусловили необходимость важных изме­нений в определении содержания и способов организации педаго­гического процесса в детском саду. Это потребовало от авторского коллектива пересмотра общей структуры и дополнения содержания программы «Детство» в соответствии с новыми требованиями.

Причина вторая связана с тем, что современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые ав­торами программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя об­разовательный процесс детского сада.

Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ори­ентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориенти­руется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов XX века. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уве­ренностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в раз­ных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игро­вой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников про­шлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современный ребенок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он — носитель субкультуры, при­сущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого воз­раста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Совре­менные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно свя­зана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, ус­певает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и маг­нитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выез­жает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рас­суждает.

В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоцен­ные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фан­тазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности со­временного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, со­здание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровиза­ция, современных детей привлекает сам процесс, возможность про­явления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, воз­можность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства необ­ходимо учитывать в содержании педагогического процесса в дет­ском саду.

Причина третья касается изменений, связанных с современным педагогом детского сада, его профессиональной деятельностью.

Современный воспитатель — это профессионал, умеющий ре­шать следующие проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. S Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ — диагностиче­ские задачи, решение которых позволяет педагогу:

  • знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;

  • учитывать их в образовательном процессе ДОУ;

  • отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его про­движения в развитии;

  • определять эффективность влияния реализуемых педагогиче­ских условий.

  • Строить образовательный процесс, ориентированный на достиже­ние целей дошкольного образования — задачи педагогического проектирования образовательного процесса, содействующего це­лостному развитию здорового ребенка-дошкольника, и его органи­зации.

  • Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образователь­ного процесса, партнерами ДОУ — задачи взаимодействия с про­фессионально-педагогическим и культурным сообществами.

  • Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство ДОУ) — задачи проектирования и организа­ции развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.

  • Проектировать и осуществлять профессиональное самообразова­ние — задачи развития субъектной позиции, обогащения профес­сиональной компетентности.

Современный педагог дошкольного образования стремится проек­тировать и реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности, усиливая внимание к интересам ребенка, развитию его способностей, ориентируясь на максимальный учет возрастных воз­можностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникаль­ности каждого ребенка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования icon«Программа воспитания и обучения в детском саду»
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе Детство Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Спб.: «Детство...
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования icon1. Пояснительная записка 1 Общие положения
Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительных программ дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными...
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconРабочая программа послевузовского профессионального образования по учебной дисциплине
Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям), а также федеральными государственными требованиями к структуре...
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»
Федеральными государственными требованиями и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского...
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОбразовательная программа дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Аленушка»...
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПротокол №1 от
Нр разработана Силютиной Натальей Викторовной, учителем-логопедом высшей квалификационной категории (стаж работы в отрасли образования...
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconВедомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства связи федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности
Федерального агентства связи федеральными государственными бюджетными учреждениями
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconПримерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс»
«Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как...
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении
Федеральными Государственными Требованиями детство примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования
Филиала муниципального автономного общебразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 п. Хвойная в д. Остахново
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница