Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45




Скачать 21,44 Kb.
НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер21,44 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики, социологии труда и управления персоналом

Учебно-методический комплекс дисциплины АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Для специальности 080104.65 «Экономика труда»


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_22_»_июня 2012г.


Барнаул 2012


УДК

ББК


Ануфриева, И.Ю. Антикризисное управление персоналом. Учебно-методический комплекс дисциплины. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности 080104.65 «Экономика труда». – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2012. – 52с.

СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ)) 4

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ) 8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 23

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 35

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 45

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ 47

ГЛОССАРИЙ 50

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ))


В процессе проведения преподавателями основных видов учебных занятий по данной дисциплине (УММ) должны использоваться разнообразные традиционные и современные средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тех или иных тем. Преподаватели должны использовать следующие виды занятий: лекции, практические занятия (семинары, лабораторные занятия), словарь терминов и персоналий, материалы по всем формам текущего, промежуточного и итогового контроля по учебной дисциплине, курсовая работа.


Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов по темам излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В состав УММ лекционного курса должны включаться:

конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и/или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами;

тесты и задания по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины) для самоконтроля студентов;

список наглядных пособий;

списки учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной по темам лекций (по соответствующей дисциплине) (см. Рабочую программу дисциплины);

список современных информационных технологий и мультимедийных продуктов.

Для проведения занятий необходимо наличие компьютеров с доступом в Интернет и современное программное обеспечение (Word 97-2003, 2007, 2010). Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page. Рекомендуются следующие базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей;

http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;

http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;

http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;

http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;

http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;

http://www.biblioclub.ru – электронная научная библиотека.


Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов и приобретение умений и навыков. Практические занятия по отдельным темам дисциплины рекомендуется проводить в форме семинаров, что позволяет студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.

Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары должны способствовать углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений, например: написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум. В состав УММ семинарских/ практических занятий должны включаться:

А) Методические указания по подготовке семинарских/ практических занятий в печатном и электронном виде, содержащие:

план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;

краткие теоретические и УММ по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых/изучаемых на семинарском/практическом занятии, со ссылками на дополнительные УММ, которые позволяют изучить более глубоко рассматриваемые вопросы (см. Рабочую программу дисциплины);

вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы студента в ходе подготовки к семинару;

тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на семинарских/ практических занятиях.

Б). Методические указания для преподавателей, ведущих семинарские/ практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых студентам, варианты тем рефератов и организацию их обсуждения, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа.

Планы семинарских занятий должны оформляться в виде самостоятельного документа, состоящего из пояснительной записки и тематических разделов.

Пояснительная записка. Занятия должны проводиться в МИЭМИС по указанной выше специальности, по которой обучаются студенты. Темы, вопросы и задания занятий должны отражать последовательность изучения курса в соответствии с программой дисциплины, а также темы для семинарских занятий должны быть сформулированы в соответствии с основными темами лекционного курса. Количество часов, отведенное учебным планом на их изучение, должно быть представлено в Рабочей программе дисциплины. Общая цель проведения занятий состоит в формировании теоретических знаний, практических навыков и умений студентов по данной дисциплине. Студенты должны уметь анализировать литературу, аргументировано излагать свое мнение, вести дискуссию, принимать решения и т.д. Выбор источников и литературы для проведения занятий обосновывается их массовостью, доступностью, существующими различными научными подходами в данной области и т.д. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля представлена в Рабочей программе дисциплины.


Лабораторные занятия – форма учебного занятия, на котором студенты лично проводят натурные и имитационные эксперименты или опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений конкретной учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторными приборами, оборудованием, измерительной аппаратурой, вычислительной техникой, методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области. УММ лабораторных занятий должны включать:

структура лаборатории;

перечень лабораторных работ;

цели лабораторного практикума (какие навыки и знания приобретаются, и т.п.);

правила работы в лаборатории, указания по технике безопасности.


Словарь терминов и персоналий

В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий - глоссарий. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке.


Материалы по всем формам текущего, промежуточного и итогового контроля по учебной дисциплине:

примерные темы рефератов, эссе (могут быть включены в программу учебной дисциплины); написание рефератов по курсу планируется в случае, если при изучении дисциплины требуется самостоятельное углубленное рассмотрение отдельных разделов программы (см. Рабочую программу дисциплины);

варианты контрольных работ, контрольно-обучающих заданий и тесты с методическими указаниями по их выполнению (материалы представляют собой набор заданий, позволяющих определить освоение отдельных тем учебной программы);

перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине, который должен быть исчерпывающим и содержать в тематическом порядке все вопросы, которые включены в экзаменационные билеты или которые выносятся на собеседование при зачете (см. Рабочую программу дисциплины).

Перечисленные методические материалы должны формироваться с учетом «Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся АлтГУ».


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)


ТЕМА: СИСТЕМА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ (АУП)


  1. Понятие и виды риска управления персоналом (УП)


Риск УП – вероятная возможная опасность потерь и недостижения цели основной деятельности организации, вызванную управленческими кадровыми решениями по формированию, развитию и использованию персонала. Существенная особенность риска УП является его большая непредсказуемость.

В отечественной литературе встречается следующая классификация видов риска УП:

  1. производственные риски: ошибок в УП, неэффективной структуры персонала, несоответствия персонала квалификационным требованиям, некачественной работы персонала, снижения трудовой и исполнительской дисциплины, текучести персонала, неиспользования трудового потенциала персонала, несоответствия условий труда требованиям по охране труда;

  2. финансовые риски: повышения затрат на УП, на устранение брака и ошибок в работе, возникновения излишних непредвиденных затрат на привлечение персонала, на устранение последствий конфликтных ситуаций;

  3. социальные риски: скрытая безработица, забастовки, саботаж, негативные социально-психологические отношений в коллективе, неадаптации, некачественный набор персонала, недостаточное стимулирование труда и др.

Самостоятельно в научной литературе найти основные классификации видов риска вообще и риска персонала.


  1. Понятие и основные элементы системы АУП


В условиях экономического кризиса для организации становятся актуальными вопросы антикризисного управления вообще и антикризисного управления персоналом в частности, т.к. ценнейшим ресурсом любой организации был и остается человеческий.

Система АУП – это совокупность взаимосвязанных целей, задач, стратегий и тактик, субъекта и объекта, различных обеспечений, функциональных подсистем и принципов АУП.

Главная цель АУП – поддержка антикризисных мер по предупреждению или ликвидации негативных последствий кризисной кадровой ситуации путем эффективной организации взаимодействий руководителей, специалистов и прочих работников организации.

Стратегия АУП представляет выведение организации из кризиса путем сосредоточения усилий на быстром увеличении продаж продукции, оперативном поиске возможностей оказания дополнительных платных услуг, исследования рынка и перспектив разработки новой продукции, выведения непрофильных активов, оптимизации запасов и сокращения расходов. АУП предполагает не только формальную организацию работы с персоналом, но и совокупность мероприятий социально-психологического и нравственного характера, демократичный стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей. В условиях кризиса наиболее распространенной на практике является ликвидационная и преобразующая кадровая политики. (! Вспомнить основные характеристики)

Субъект АУП - руководство организации, специалисты по АУП и УП организации, внешние специалисты по АУ, специализированная рабочая группа (штаб) по АУ организации.

Объект АУП – социально-экономические и трудовые отношения между наемными работниками и работодателями (руководителями) в условиях кризиса в организации.

Для эффективной антикризисной работы необходимо создать благоприятные условия – обеспечение АУП: кадровое, информационное, техническое, правовое, методическое, документационное, денежно-материальное).

Основные функциональные подсистемы АУП: 1) традиционные функциональные подсистемы УП (кадровое планирование, набор, отбор персонала, мотивация и стимулирование, адаптация, обучение, карьерный рост, оценка, высвобождение); 2) специфические функциональные подсистемы АУП:

А) создание временных целевых рабочих групп для решения проблем по различным направлениям (в организации необходимо сформулировать порядок формирования этих групп, их состав, распределение ролей, порядок работы, систему вознаграждения, обеспечение и координацию деятельности групп);

Б) пересмотр системы оплаты труда персонала службы продаж на предмет прямой зависимости от достижения цели;

В) разработка и реализация пакета положений по целевому стимулированию инициативного персонала (например, за привлечение новых клиентов, за реализацию дополнительных платных услуг и др.);

Г) экспертная оценка персонала организации на предмет возможности использования для решения новых задач;

Д) обеспечение высвобождения избыточного персонала организации (например, увольнение работающих пенсионеров и нарушителей трудовой дисциплины после ужесточения контроля);

Е) экспертным путем совместно с руководителями подразделений определение списка ключевых специалистов организации и формирование механизма их удержания;

Ж) формирование резерва кадров и целенаправленная подготовка его для занятия должностей редких специалистов пенсионного и предпенсионного возраста (например, постановка молодых работников в прямое подчинение опытным с переводом последних на должность внутренних консультантов);

З) в случае проведения реструктуризации и выведения непрофильных подразделений необходимо пересмотреть организацию труда, планы по труду, выявляя незадействованных работников и сокращая их или переводя в непрофильные подразделения с последующим сокращением;

И) пересмотр тарифов по оплате труда, исходя из изменившегося соотношения внутриорганизационной. ценности должностей и формирование механизма оценки результатов деятельности подразделений и персонала для более объективного распределения поощрительных фондов;

К) обеспечение информационной. поддержки изменений как внутри организации, так и в местных СМИ, снимая социально-психологическое напряжение в коллективе и поддерживая имидж обновляющейся и развивающейся организации;

Л) планирование и реализация антикризисных кадровых программ и мероприятий;

М) оценка и формирование «ядра» персонала;

Н) развитие культуры управления;

О) управление конфликтами и др.

Помимо этого в организации должны быть разработаны соответствующий пакет организационных документов, определяющих стратегию и тактику традиционного управления персоналом и антикризисного управления персоналом.


3. Сравнительная характеристика традиционного менеджмента и антикризисного управления


Разумеется традиционное управление персоналом существенно отличается от антикризисного управления персоналом (или управления персоналом в кризисных ситуациях). Основные различия по условиям деятельности, целям, способам решения проблем, использованию ресурсов организации, способам воздействия на персонал, стилю руководства и др. представлены в Таблице 1.


Таблица 1 – Сравнительная характеристика традиционного и антикризисного управления




пп.

Параметр

сравнения


Традиционное

управление


Антикризисное управление

1.

Условия

деятельности

предприятия


Невысокий темп

изменений;

предсказуемость

ситуации;

управленческие

проблемы

повторяющиеся, знакомые.


Высокий темп изменений;

непредсказуемость ситуации;

управленческие проблемы не

повторяющиеся, новые.

2.

Цели

деятельности

предприятия


Традиционная цель —

получение максимума

прибыли.


Антикризисные цели, связанные с

ликвидацией причины кризисных

тенденций или их последствий.

Критерии — минимизация времени,

минимум потерь при преодолении

кризисных тенденций.

3.

Решение

управленческих

проблем


Реакция в ответ на

возникшую проблему;

ориентация на

прошлый опыт.


Предвидение я возможное

предупреждение проблем;

творческий поиск, ориентация на

прошлый опыт, как правило, не имеет

смысла.

4.

Организация

ресурсов для

достижения

целей


Жесткая структура.

Маневренная (гибкая) структура на

основе распределения ресурсов в

соответствии с антикризисными

приоритетами.

5.

Характер

управленческой

информации


Регламентированные

информационные потоки;

точная, избыточная

информация.


Зависимость информационных

потоков от складывающейся кризисной

ситуации;

недостоверная, недостаточная

информация.

6.

Организационна

я структура

управления


Стабильная или

экстенсивно

изменяющаяся;

четкое распределение

функции на длительный

период;

узкая функциональная

направленность.


Гибкая, меняющаяся в соответствии

с антикризисными приоритетами;

отсутствие четкого распределения

функций на длительный период;

широкая и частично

непредсказуемая область действий.

7.

Система

поощрений


Поощрения за

стабильность и

эффективность.

Поощрения за инициативу.

8.

Стиль

руководства


Умение установить

единство подходов.

Умение вдохновить людей на

восприятие изменений.





  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания по изучению дисциплины 17 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ пояснительная записка 25
Ануфриева, И. Ю. Маркетинг персонала. Учебно-методический комплекс дисциплины. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов
Методические указания к выполнению контрольной работы
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания к изучению дисциплины «Иностранный язык I»
Методические указания к выполнению контрольных работ
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ и тематика контрольных работ по реинжинирингу бизнес-процессов и по их выполнению Методические рекомендации
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания по выполнению курсовых работ и тематика курсовых работ по теории государства и права и по их выполнению Методические рекомендации преподавателю
График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconРабочая программа 4 1 Пояснительная записка 5
Содержание курса 15 6 Учебно-методическое обеспечение 27 7 Вопросы к экзамену 27 8 Методические указания по выполнению контрольных...
Методические указания по изучению дисциплины 35 методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 45 iconМетодические указания к выполнению
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080800 Прикладная информатика, и могут быть использованы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница