Решение заседания кафедры Протокол №1 «03»




Скачать 18,17 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
страница1/6
Дата04.02.2016
Размер18,17 Kb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»


«Утверждаю»




«Утверждаю»

Проректор по учебной

работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.09.2012



Учебно-методический комплекс


Б.3.В1.2 Олигофренопедагогика


Факультет дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии


Составитель: Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»


Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)


Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03__» ______сентября_____2012__г.



  1. Программа учебной дисциплины

«Олигофренопедагогика»


Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)


Составитель: Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2012

1. Пояснительная записка


Основные цели и задачи учебной дисциплины


Цель: Учебная дисциплина направлена на формирование у студентов системы знаний в области обучения и воспитания умственно отсталых школьников, в том числе современные представления о модели, технологиях образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида, об особенностях развития умственного ребенка на различных этапах коррекционно-развивающего обучения.

Дисциплина является основным компонентом образовательного модуля «Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта», и наряду с другими дисциплинами психолого-педагогического блока ориентирована на формирование основ теоретической и практической подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования к дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. овладение теорией и историей олигофренопедагогики, сущностью, содержанием, структурой образовательных процессов и систем; педагогическими технологиями и инновационными процессами в сфере специального образования умственно отсталых детей; закономерностями психического развития умственно отсталого ребенка; современными тенденциями развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с умственной отсталостью; актуальными технологиями обучения, в том числе информационными, лиц с умственной отсталостью; принципами и методами педагогической коррекции отклонений в интеллектуальном развитии детей; разнообразием методов социально-педагогической реабилитации лиц с умственной отсталостью; общими и специальными методическими аспектами обучения лиц с умственной отсталостью: цели, задачи, принципы, методы, приемы, организационные формы, коррекционная направленность;

  2. овладение умениями применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении компетенций профильной подготовки; использовать в своей профессиональной деятельности информационные коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с умственно отсталыми детьми; использовать активные и интерактивные методы обучения лиц с умственной отсталостью; работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых детей; участвовать в деятельности методических групп и объединений; проводить анализ собственной профессиональной деятельности; работать со специальной медицинской и психолого-педагогической литературой; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере специального образования; проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательной деятельности конкретного специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психолого-педагогической диагностики, теории педагогического проектирования;

  3. овладение навыками межличностных взаимоотношений; дистанционными технологиями в специальном образовании; навыками применения лингвистических знаний в процессе коррекционной работы с умственно отсталыми лицами; основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления умственно отсталых учащихся.


Объем в ЗЕ: 6 кредитов

Время изучения: курс 2, 3 семестр 4, 5, 6

Взаимосвязь с другими модулями и учебными дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной УД является успешное освоение следующих дисциплин: психология, педагогика, специальная педагогика, специальная психология, неврология, психопатология, основы нейрофизиологии и ВНД.

Данная дисциплина является базой для изучения следующих ОМ/УД: Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития, Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития); Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида (Методика обучения русскому языку, Методика обучения математике, Методика обучения природоведению, Методика обучения естествознанию, Методика обучения географии, Методика обучения ручному труду, Методика обучения изобразительной деятельности, Методика обучения истории, Методика физического воспитания, Методика логопедической работы с умственно отсталыми детьми, Методика профессионально-трудового обучения, Социально-бытовая ориентировка в специальной (коррекционной) школе).


Групповая принадлежность УД: профессиональная УД

Кластерная принадлежность УД: инструментальная УД

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

Из числа общекультурных компетенций:

способностью и готовностью:

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).


из числа профессиональных компетенций:

общепрофессионалъными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию умственно отсталых детей (ОП-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к умственно отсталым учащимся (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с умственной отсталостью (ПК-2);

способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных) школ VIII вида, так и общеобразовательных школ с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с умственной отсталостью, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения умственно отсталых учащихся (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование умственно отсталых детей с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования умственно отсталых школьников на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовностью к формированию общей культуры лиц с умственной отсталостью и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с умственно отсталыми детьми и их семьями (ПК-13)


Дисциплина направлена на решение следующих

профессиональных задач:


Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию умственно отсталых детей;

  • изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация умственно отсталых детей как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики умственно отсталого ребенка;

  • осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения умственно отсталых школьников;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей умственно отсталых детей;

  • консультирование умственно отсталых детей, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • оказание консультативной помощи членам семей лиц с умственной отсталостью по вопросам семейного воспитания;

  • в области исследовательской деятельности:

  • сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

  • выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

  • планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушений развития;

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры умственно отсталых учащихся;

  • организация культурного пространства специальной (коррекционной) школы VIII вида;

  • взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с умственно отсталыми детьми и их семьями;

  • пропаганда толерантного отношения к умственно отсталым детям среди широкой общественности.


Требования к средствам и формам освоения УД

(в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью дисциплины):


Формы учебной работы обусловлены целью и задачами УД и включают, помимо лекций и семинарских занятий, такие формы работы, как мультимедиа-презентации, работу в малых группах, социально-педагогические тренинги, проектную деятельность, а также подготовку проектных материалов, эссе, рефератов и докладов. Практическая направленность программы отражается в сбалансированном сочетании лекционных и лабораторных занятий, а также обсуждении на семинарах практического опыта студентов и представлении ими собственных программных, проектных и презентационных материалов по направлениям своей практической деятельности.

Средства обучения, используемые в УД:

  1. Печатные (учебники, учебные и методические пособия, рабочие тетради)

  2. Электронные (сетевые образовательные ресурсы, компьютер)

  3. Аудиовизуальные (учебные фильмы на цифровых носителях, презентационные слайды)

  4. Наглядные плоскостные (настенные иллюстрации)

Для реализации УД и получения образовательного результата необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Соответствие квалификации преподавательского состава профилю преподаваемой программы, наличие у преподавателей опыта практической деятельности в изучаемой сфере;

  2. Наличие учебно-методического материала для студентов (учебных и методических публикаций и пособий, возможность доступа к библиотечным фондам (в том числе - электронным) по вопросам, включенным в содержание УД).

  3. Техническое обеспечение учебного процесса: наличие помещения, соответствующего требованиям санитарно-технических норм, пожарной безопасности и рассчитанного на учебную группу, оборудованного необходимой мебелью (столы, стулья, учебная доска), а также техническими средствами обучения (компьютер, проекционное оборудование, экран).

Кроме того, для достижения высокого уровня освоения учебного материала, необходимым является детальное методическое обеспечение УД, что подразумевает обеспечение студентов раздаточным материалом, рекомендуемым списком литературы по каждой учебной теме, возможности использования необходимых электронных ресурсов (программных приложений, технического оборудования, электронных материалов, сетевых технологий и др.).


Требования к форме контрольных и учебных заданий

(в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью дисциплины):


в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); устный и письменный опрос; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: контрольная работа, эссе, проект.


Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

33/77 % - инструментальный кластер

Технологическая карта учебной дисциплины


Компетенции

(шифр)

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Составитель: Новикова И. М к п н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от «03» 09 2012 г. Программа учебной дисциплины «Основы управления специальным образованием»
Составитель: Евтушенко И. В., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 2 «Методология психолого-педагогических исследований»
Левченко И. Ю., д п н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница