Мотивации обучения математике




Скачать 21,96 Kb.
НазваниеМотивации обучения математике
Дата04.02.2016
Размер21,96 Kb.
ТипДокументы
Педагогический проект


«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»


Выполнила

Матяш Наталья Витальевна

учитель математики

МОУ Новомихайловской СОШ

Коченёвского района

Новосибирской области


2011г.


Я работаю в сельской школе, которая находится в 30 км от районного центра. В классах учатся дети из семей со средним достатком, 33% составляют дети из малообеспеченных семей. Высшее образование имеют лишь 8% родителей, 21% - среднее специальное, 50% -среднее, 21% -неполное среднее образование. Многие родители вынуждены работать вдалеке о дома (в Новосибирске, в Коченёво, на Кудряшовском свинокомплексе) и поэтому воспитание детей для них отходит на второй план. Дети не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в получении образования. Проблема заключается в том, что у части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. В классах есть дети, которые обучаются по специальным (коррекционным) программам. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.


Противоречия:


- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;

- между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;

- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.


Поэтому стратегической целью представленного проекта является

формирование положительных мотивов к изучению математики с помощью современных педагогических технологий.


Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:


  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике.




  • Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.




  • Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики в условиях сельской школы

  • Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.




  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта



Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.


Предполагаемый результат:


  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;




  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;




  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;




  • социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.


Новизна проекта заключается в применении психологических исследований к организации учебной деятельности школьников. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

Ресурсное обеспечение процесса обучения математике по формированию положительной мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:


  • кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;




  • имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки (ноутбук, проектор, экран);




  • имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет;




  • в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);




  • имеются электронные пособия по математике, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.


Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания математики не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования. Имея опыт преподавания информатики, в настоящее время самостоятельно осваиваю новые компьютерные программы и использую их при подготовке к урокам, подготовке презентаций. Являюсь руководителем методического совета школы, руководителем школьной команды по информатизации, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.


Используемые рабочие программы учебных курсов по математике на второй и третьей ступенях обучения в школе разработаны в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума образования 1998г., обеспечивают преемственность курса математики между начальной и основной, основной и средней школой, опираются на УМК, допущенные Министерством образования и науки РФ (приложение1)

Мною разработаны элективный курс «Системы счисления»-9 класс, программы факультативных курсов «Математика и компьютер»-6 класс, «Занимательная математика»-5 класс, «Математическое моделирование» -7 класс (приложение 2), кроме того разработана программа по математике для обучающегося по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанный группой – А.Г.Мордкович и другие.

Психолого-педагогические и методические особенности учебника.

Проблемное изложение материала. Проблема – это то, что мы сегодня решить не можем, то, что мучает нас продолжительное время, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое понимание проблемного обучения проходит по всему курсу.

Диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения.

Развивающее обучение. Особенность учебника не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса. В учебнике практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В.Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением); развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого).

Исследование проводилось в период с 2008 г. по 2011 г. и состояло из нескольких этапов:


  • Первый этап (сентябрь-декабрь2008 г.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.




  • Второй этап (2009 - 2010 гг.) - практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование современных педагогических технологий.




  • Третий этап (2010 - 2011 гг.) - уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.


При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

Метод направлен на изучение уровней познавательной активности.

Выявление уровней мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности учащихся. Знание уровней развития мотивации не только позволяет фиксировать состояния, но и помогает определить и ставить цели воспитания в определенной последовательности.


В исследовании, которое было проведено в сентябре 2008 года, участвовали 11 учащихся 5 класса.

Результаты таковы:

  • Высокая познавательная активность у 27 %




  • Средняя познавательная активность у 46 %




  • Низкая познавательная активность у 27 %.


Эта проблема меня очень насторожила. Данный вопрос обсуждался на методическом объединении, решался с администрацией. Я решила сделать все возможное, что привело бы к усилению познавательной активности школьников.

Я обратилась к педагогической науке и изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности.

Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Изучив специальную литературу, я выяснила что существуют

приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.
Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
– включение учеников в коллективистские формы деятельности;
– привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
– сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
– поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
– занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
– умелое применение поощрения и наказания
.

Всем этим приемам удовлетворяют технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.

– Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.


– Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.(приложение3)

– Особенности развивающего обучения:

  • обучение на высоком уровне трудности;

  • ведущая роль теоретических знаний;

  • обучение быстрым темпом;

  • осознание школьниками процесса учения;

  • целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов (авторы В.Х.Килпатрик, Дж.Дьюи, С.Т.Шацкий), технологию адаптивного обучения (автор Л.Ф. Батан) и информационно-коммуникационные технологии обучения (автор Е.С.Полат).

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно указать на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

принимать самостоятельные аргументированные решения;

научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. (приложение 4)


Адаптивная технология обучения:

Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

  • управлению самостоятельной работой всех учащихся;

  • работе с отдельными школьниками — индивидуально;

  • осуществлению учёта и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  • максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

В условиях адаптивной системы обучения, обучение — это не только сообщение новой информации, но и, и это главное, обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы.(приложение5)

Информационно-коммуникативые технологии:

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:

путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);

путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);

используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения.

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока я учитываю то, что:

работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;

одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;

использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;

компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:

чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;

тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.


Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

При объяснении нового материала; (приложение6)

При закреплении и повторении изученного; (приложение7)

При итоговом контроле. (приложение8)

Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.


Результаты работы таковы:


  • Повышение качества обученности школьников

(результаты успеваемости за 3 года)



  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;

(анализ анкетирования школьников)



  • рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных математических мероприятиях





  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; (результаты диагностики мышления обучающихся)




  • социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся (бесконфликтная преемственность, участие в общественной жизни класса, школы)



Результаты исследовательской деятельности будут представлены мной и рассмотрены на школьном методическом совещании, и, если методический совет одобрит мою работу, поделюсь с коллегами в Новосибирской открытой образовательной сети.


Литература:

1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,1996.

2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 1994.

3. В.К. Дьяченко. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.

4.М.В.Кларин. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1989.

5. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. – М., 1991.

6. В.В.Фирсов. Дифференциация обучения на основе обязательных

результатов обучения. – М.,1994.

7. Н.Н. Гузик. Учить учиться. - М., 1981.

8. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.,1998.

9.В.В.Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996.

Похожие:

Мотивации обучения математике iconЕ. Н. Бобонова Воронежский государственный педагогический университет
Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения: интенсификация самостоятельной деятельности,...
Мотивации обучения математике iconНазвание урока
Приемы мотивации и целеполагания на уроках информатики при индивидуально-ориентированном способе обучения
Мотивации обучения математике iconНетрадиционные формы контроля для формирования личностно ориентированных условий обучения математике
I. Зависимость результатов обучения математики от познавательных особенностей учащихся
Мотивации обучения математике iconФормирование учебно-профессиональной мотивации будущего психолога в процессе обучения иностранному языку
Работа выполнена в фгаоу впо «Балтийский федеральный универ­ситет имени Иммануила Канта»
Мотивации обучения математике iconМетоды мотивации и стимулирования административно-управленческого персонала
Разработка и оптимизация системы мотивации административно-управленческого персонала 27
Мотивации обучения математике icon1. Актуальность темы
Начальная школа –это важнейший период формирования основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации;...
Мотивации обучения математике iconРабочая учебная программа по математике 5 класс
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по математике...
Мотивации обучения математике iconАнализ используемых умк по математике в основной и старшей школе
Результат анкетирования использования учебно-методических комплектов по математике показывает, что для организации учебного процесса...
Мотивации обучения математике iconЛеонова Юлия Петровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся...
Мотивации обучения математике iconРабочая программа по математике в 5 классе
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе программы основного общего образования по математике и авторской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница