«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств»




Скачать 34,79 Kb.
Название«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств»
Дата04.02.2016
Размер34,79 Kb.
ТипДокументы
Государственное образовательное учреждение

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

Среднего профессионального образования

«Ханты – Мансийский колледж – интернат искусств»


Педагогическая мастерская по теме:


«Проблемы формирования толерантного

мышления и поведения школьников

в условиях колледжа-интерната искусств»


Составитель Кирушева Е.Н.


г. Ханты - Мансийск

2008 г.

Жизнь по-разному можно прожить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить и вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.


ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ одна из самых актуальных из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе. Работа по данной проблеме идет в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса постоянно.

Что значит сопровождать? Значит, идти рядом, следовать одной дорогой. Мы идем вместе с детьми по дороге развития толерантности, начиная со 2-го класса.

Жить в современном обществе, не научившись толерантности – невозможно. Конечно, помимо толерантности существует мораль, этика, нравственность, религия, право, которые представляют собой не менее прочные устои общества. Но, взятые по отдельности и не обусловленные толерантностью, они не способны обеспечить необходимый уровень стабильности. Лишь на основе толерантности они могут из совокупности разноязычных, разномыслящих, разноверующих особей человеческого существования создать общество, а из общностей – Человечество. Таким образом, толерантность представляет собой пусть и не единственное, но необходимое и обязательное условие человеческого существования и саморазвития. Именно толерантность не позволяет различиям перерасти в конфликты, делает непохожесть основой взаимообогащения.

Идея толерантности родилась тысячелетия назад. Античные философы (Платон, Демокрит, Аристотель и др.), отстаивая духовную свободу личности, рассматривали толерантность как основное условие развития личности и общества.

В современном обществе с его интенсификацией общественных отношений, увеличением многообразия и сложности коммуникаций, и соответственно с ростом социальной напряжённости, увеличением числа конфликтов и кризисов, резко возрастает необходимость формирования и развития толерантного сознания.

Формирование и развитие толерантного сознания – сложный и длительный процесс. По своей природе толерантность – духовное явление, по сути близкое к таким понятиям, как доброта, порядочность. Именно поэтому его формирование имеет комплексную структуру и представляет собой процесс, одной из главных составляющих которого является обучение и воспитание. Таким образом, одним из важнейших социальных институтов, должных способствовать формированию толерантности, является школа.

Значение формирования толерантности увеличивается в условиях обучения и воспитания детей в условиях колледжа-интерната искусств. Именно в данном учебном заведении необходимо формирование установок толерантного сознания и поведения подрастающего поколения, так как, кроме того, что здесь обучаются дети разных национальностей, разных социальных слоёв, разных вероисповеданий, главной задачей данного учебного заведения является взращивание высокопрофессиональной творческой духовно развитой личности.

В связи с этим актуальным представляется необходимость развития у наших детей толерантной готовности к взаимопониманию, пропаганды идей толерантности, взаимоуважения и согласия, что привело бы к качественным изменениям в менталитете детей, сделало бы эти ценности доминантой их социального поведения.

Особенно это актуально в работе с детьми подросткового возраста. В этом возрасте дети особо остро реагируют на происходящие изменения вокруг. Естественная в этом возрасте бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости в социальных взаимодействиях, что само по себе способно привести к негативным последствиям как для общества, так и для самого подростка, так как он может стать удобным объектом для внешнего манипулирования. В этом смысле наличие или отсутствие толерантности в подростковой среде становится важной составляющей психологической безопасности как подростка, так и общества в целом.

Работа по развитию толерантного сознания, по профилактике насилия и агрессии наиболее эффективно воздействуют на формирование социокультурной компетентности личности подростков, так как подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Успешность его жизненного самоопределения зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия — это основа мирного сосуществования человечества и выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны и конфликтов. Укоренение в современной школе духа толерантности, снижение количества агрессивных реакций у подростков в процессе школьного образования можно расценивать как его значимый вклад в развитие культуры мира на Земле.


Таким образом, развитие толерантности у учащихся, превращение её в одну из основных ценностей у них становится важнейшей задачей каждого учебного заведения.


Что же такое толерантность? Можно ли научиться быть толерантным? Как прививать детям индивидуальные правила поведения в этом аспекте? Каким образом можно бороться с интолерантностью, не нарушая при этом прав человека? Каким образом достичь мирного сосуществования различных культур?

Принимая определение понятия, предложенное М.И.Рожковым. Л.В.Байбородовой, М.А.Ковальчук, толерантность мы рассматриваем как «реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения» (5).

В связи с вышеизложенным инте­ресно посмотреть, какой смысл вкла­дывался в слово «толерантность» пол­века назад и менялся ли он заметным образом на протяжении последних лет. Энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова трактует то­лерантность как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». В словаре В.И.Даля слово «терпимость» толкуется как способность что-то или кого-то терпеть «только по милосер­дию и снисхождению».

В современном словаре иностранных слов находим схожее определение «Tolerantia» (лат.) переводится как: «терпимость, терпение, устойчивость выносливость, снисходительность чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие».

С.И.Ожегов приводит уточнения «Терпимость — терпимое отношение к чему-нибудь, терпимый — такой что может терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, тер­пеливо относиться к чужому мнению, характеру».

Если обратиться к пониманию толе­рантности в других культурах, то значение термина «толерантность» в разных языках имеет свои оттенки:

«Тоlerancia» - (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

«Тоlerance» - (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

«Тоlerance» - (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.

Kuan rong – (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

«Tasamul» - (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

«Толерантность» - (русский) - терпимость – способность терпеть что-то или кого-то , быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Таким образом, толерантность – абсолютный и непреложный закон цивилизованного общества. Он предлагает доброжелательное сосуществование людей в духе уважения к вероисповеданию, национальным традициям, языкам, культурам, привычкам, вкусам, наконец!

Наша задача — не только научить детей основам толерантного сознания, но и самим соблюдать некоторые правила, способствующие формированию толерантности у детей. Поэтому поговорим о некоторых сторонах характера педагога, которые можно назвать качествами толерантной личности.

Доброжелательность способствует созданию творческой атмосферы в коллективе.

Не требует доказательства тот факт, что эгоистичная нетерпимость по отношению к ученику, в какой бы форме она ни проявлялась, какими бы доводами не оправдывалась, дейс­твует только разрушительно. Портятся взаимоотношения со школьниками, теряется контроль над классом, фор­мируется негативное отношение к преподаваемому предмету... В то же время ни для кого не секрет, что такое качество личности, как доброжела­тельность, способно создать творчес­кую атмосферу в коллективе и в итоге способствовать более успешной и результативной деятельности. Итак, среди качеств, необходимых для совре­менного учителя, можно выделить:

гуманность, предполагающую уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма;

рефлексивность — понимание осо­бенностей, достоинств и недостатков каждого человека;

свободу самовыражения, которая не забывает о личной дисциплине и долге;

ответственность — стремление качественно выполнить принятое ре­шение, желание принести пользу;

защищенность — умение сплачивать коллектив перед лицом проблемных си­туаций;

гибкость — выстраивание системы отношений в группе на основе владения всей информацией о составляющих ее людях;

уверенность в себе — адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодоления всех препятствий;

самообладание — владение собой, управление эмоциями и поступками;

вариативность — умение учесть различные точки зрения на сложившуюся ситуацию и принять адекватное обстоя­тельствам решение;

перцепция — умение подмечать и выделять различные свойства людей, отражающие их внутренний мир;

эмпатия — сопереживание чувс­твам других людей, способность к эмо­циональной оценке событий;

чувство юмора — умение словом и жестом разрядить напряженную ситуа­цию, а иногда и посмеяться над своими промашками.

Некоторые психологи (например, В.А.Петрицкий) склонны выделять следующие функции толерантности:

коммуникативную, она помогает понять партнера по совместной де­ятельности и дать верную оценку его способностям;

синдикативную, она выражается в умении сплачивать коллектив;

трансляционную, необходимую для любого вида совместной деятельности;

адаптивную, выраженную в способ­ности адекватно реагировать на изменя­ющуюся ситуацию;

активную, позволяющую менять точку зрения партнера без насилия и принуждения со стороны.

А теперь обобщим приведенную ин­формацию и назовем те функции толе­рантности, которые, на наш взгляд, на­иболее полно отражают ее сущность.

Это функции:

информационная, т.е. способствую­щая фиксированию в сознании субъекта информации об основных понятиях, раскрывающих сущность толерантности как качества личности;

эмотивная, позволяющая понять эмоциональное состояние субъекта, а также меру воздействия на него;

регулятивная, реализующаяся в уп­равлении субъектом на основе понятия о толерантности;

смысловая, обуславливающая осознание и принятие педагогической толерантности как качества личнос­ти;

понимания, реализующаяся в вос­приятии и во взаимном понимании намерений, установок, переживаний другого субъекта.

Подчеркнем, что деятельность педа­гога должна проходить только в зоне взаимного доверия, она должна стать путем к пониманию, взаимопомощи, ответственности. Умение видеть гра­ницу, за которой наши слова и дейст­вия наносят незаслуженную обиду, чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству учащегося и вместе с тем обнаружить собственное достоинство, — вот характерные черты толерантной личности.


Малышам, учащимся начальных классов, не свойственно разделять людей по национальной принадлежности, они вместе играют, не интересуясь национальностью друг друга. Тем не менее, несмотря на присущий детям интернационализм, бывает, что и на их жизнь влияют теневые стороны межнационального общения, возникающие по вине взрослых с их обыденным житейским сознанием, не исключающим предрассудков и предубеждений относительно людей другой национальности.

Проблеме воспитания у детей терпимо­го отношения к отдельным человеческим слабостям и формированию этого отно­шения значительное место уделяется в трудах В.А.Сухомлинского. В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Первое из них — установление духовного обще­ния воспитанников с детьми других нацио­нальностей. Цельпробуждение у уча­щихся братских чувств к народам нашей родины. Основными формами этой работы были рассказы, беседы, чередующиеся с чтением книг о дружбе народов нашей страны, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде. В результате такой работы с детьми у них постепенно формировалось позитивное эмоционально-ценностное отношение к людям другой национальности. Они уже не удовлетворялись чисто внешним про­явлением чувств, их отношения все чаще проявлялись в конкретной деятельности, организация которой является вторым направлением процесса воспитания школьников в духе дружбы народов.

Вся работа по интернациональному воспитанию выстраивалась В.А.Сухомлинским с учетом возраста, в определен­ной последовательности: дети младшего школьного возраста получали сведения о единстве судеб народов нашей страны, дети среднего возраста убеждались в силе дружбы многонациональной семьи и ве­личии бескорыстной взаимной помощи народов, а старшеклассники уже осозна­вали историческую сущность и преобра­зующее значение дружбы народов, роль межнациональных связей (8).

В современной ситуации нет-нет да и возникающих межнациональных раздоров опыт Сухомлинского-воспитателя более чем актуален. «В основе межнациональных отношений, — считал он, — должны ле­жать следующие заповеди:

1) береги, щади неприкосновенность, уязвимость, рани­мость другого человека;

2) знай, что твое неразумное, холодное слово может оби­деть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить;

3) нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Прими­риться со злом — значит и самому стать злым, безнравственным;

4) большое зло — унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пы­линкой»;

5) дорогим для тебя должно стать не «мое», а «наше», т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные об­ществом для счастья и радости всех, каж­дой личности».

В.А.Сухомлинский считал терпимость важнейшим элементом духовной культуры личности школьника, выражающим нрав­ственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире че­ловеческих страстей и характеров» (9).

В методическом пособии по развитию толерантности С.В. Баныкина (13) даётся интересный материал, который можно использовать для бесед с подростками:

Правила развития толерантности

(по материалам ЮНЕСКО) с. 49

  1. Безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны. Отношение окружающих к нам зависит только от нас самих.

  2. Не буду искать «соринку в чужом глазу», а обращусь к себе, к своей ответственности за человечность своих поступков.

  3. Права свои лучше начинать отстаивать тогда, когда хорошо понял и помнишь свои обязанности.

  4. Насилием и силой можно подчинить себе другого, но это лишь иллюзия успеха.

  5. Люди судят о нас не по нашим словам или намерениям, а по реальным делам.

  6. Постоянно бояться ошибок, думать об ошибках (своих или чужих) вредно. Ошибки – наша связь. Которую представляет нам сама жизнь. Для того чтобы эта обратная связь была конструктивной, ошибку надо найти и исправить, думая больше о будущем, чем о прошлом.

  7. Общаясь, вместо повелительного наклонения полезнее чаще употреблять сослагательное («Было бы хорошо сделать то-то», «Я был бы рад, если бы ты…»).

  8. Полезно не допускать перерастания критики в элементарную ссору и не преследовать за критику – это избавит от ошибок и только укрепит авторитет.

  9. Здоровый юмор окрашивает тёмные стороны нашей жизни и подбадривает других, вселяет в них веру.

  10. Успешный человек хорошо взаимодействует с людьми и тем самым оказывает на них положительное влияние. Уважайте людей, не унижайте их достоинства.

Правила педагогической толерантности

(по материалам ЮНЕСКО) с. 50


Эффективно работающий для развития толерантности педагог должен:

- воспитывать с любовью и во имя любви,

- воспитывать в духе мира,

- вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество,

- поощрять совместную деятельность,

- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого.

- формировать чувство справедливости,

- избегать жестоких иерархических отношений,

- создавать свободную и демократическую атмосферу в классе,

- не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования,

- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности,

- воспитывать сопричастность,

- быть примером для детей и сообщества,

- показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно,

- уметь слушать,

- выражать одобрение относительно того, что сделано,

- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения,

- давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.


Кроме этого, У Н.Е. Щурковой (2) описываются интересные в плане развития толерантного сознания игры для детей (приложение 1).


В книге Т.Н. Гущиной (3) даются игры по развитию социальных навыков у подростков, например: «Кошкины гости» (приложение 2)

Для лучшего понимания детьми понятия «толерантность» можно ввести противоположный термин «интолерантность». По этой теме разработано занятие «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (приложение 3).


Подводя итоги, хочу сказать, что терпимость, взаимопонимание способ­ствуют гармонии внутреннего мира каж­дого из нас, придают равновесие не толь­ко каждому отдельному человеку, но и обере­гают от зла всю планету. Терпимость по­могает нам решить те проблемы, которые невозможно решить в одиночку. Желаю всем учиться строить мостики терпе­ния и понимания каждый день, помня о том, что люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены.


Приложение 1

Игра «Теремок» (по Н.Е. Щурковой)

Цель: формирование определённых поведенческих привычек детей, в частности – умение видеть вокруг себя других людей и правильно взаимодействовать с ними.

Задачи: 1) диагностирование нравственных взаимоотношений между детьми на данном этапе их развития,

2) гуманизация групповых взаимоотношений.

Для игры не нужно специального оформления и оборудования, всё это будет лишь отвлекать от сути игры. Можно приготовить лишь визитки каждому “зверьку” и обозначить место «теремка».

Ход игры

В этой игре есть интрига, поэтому её можно отнести к одним из самых увлекательных и весёлых форм групповой деятельности.

Игра строится на основе русской народной сказки «Теремок». Меняется лишь сюжет сказки: мышка-норушка всем зверюшкам, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу! Мне и без тебя хорошо!»

Активные участники игры, получившие роли зайца, волка, лисы, ежа, козлика, петуха, медведя должны убедить мышку-норушку в своей полезности для неё. Для этого из числа зрителей они набирают себе небольшую команду (2-3 человека). За определённый промежуток времени команды во главе участников игры должны продумать наиболее убедительные аргументы в свою пользу, учитывая при этом специфические особенности данной зверюшки. Мышку уговаривают, пока она не согласится принять данную зверюшку, либо герой останется “на улице”.

Игра начинается со слов героя:

«Уважаемая мышка-норушка, я зайчик-побегайчик, пустите меня в теремок!» Далее приводятся доводы в его пользу. И т.д.

Мышка в свою очередь, приняв героя, должна объяснить, почему она пустила его к себе, какие аргументы оказались для неё решающими. При отказе объяснения не нужны.

Игра заканчивается, когда все зверюшки приведут свои доводы мышке. Кто-то будет принят в теремок, кто-то останется «на улице».

Игра даёт огромный диагностический материал. Ведущий в течение игры наблюдает, как герои будут подбирать себе команды, кого именно они выберут, кто из зрителей так и останется в этой роли, не приняв никакого участия в игре, какие аргументы придумают команды, какие из этих аргументов станут весомыми, а какие не приведут к желаемому результату (чаще всего обещают материальные блага, забывая о духовном: дружбе, любви, внимании и т.д.).

В конце игры проходит рефлексия. Каждому герою игры задаётся вопрос:

  • Что ты чувствовал во время обыгрывания своей роли? Что ты ощущал?


Можно предложить участникам и зрителям поразмышлять о том, что они извлекли из игры, что для них было главным в прослеживании хода игры.


Приложение 2


«Кошкины гости»- Другой Человек как ценность (по Т.Н. Гущиной)

Цель: учить подростков отличать квазиценности (богатство, карьера, власть и т.п.) от истинных ценностей.

Ход игры

Кошка приглашает в гости всех жителей хозяйского двора, но оставляет без внимания Поросёнка, потому что тот, по её мнению, будет неприятен всем гостям своей страстью к грязной луже и своими вечно грязными боками. Кошкина чистоплотность не позволяет пустить в дом такого неряху.

Кошка не знает, что Поросёнок именно в луже чистит свою кожу от насекомых – он так устроен природой.

Появляются гости в точно назначенное время, один за другим подходят к двери и стучат. Они пришли нарядными: на Собаке – бант, Коза появилась в шляпке, Петух – в красном плаще, а Воробей надел красный нагрудник. Все они проходят мимо Поросёнка, который, тихо похрюкивая, стоит недалеко от входной двери. Кошка встречает гостей, приглашает каждого войти в двери. Там находится красное кресло. Одно. Кошка ещё не решила, кому она предложит сесть в красное кресло.


На основании этой нехитрой фабулы должен разворачиваться сюжет. Он непредсказуем, т.к. ни гостям, ни Поросёнку, ни Кошке не предписано никаких действий – они свободны в выборе поведения.

Разворачивается два плана действий: первый - связан с отторгнутым Поросёнком, товарищем по двору; второй – разыгрывается вокруг красного единственного кресла.

Наблюдатели не имеют права вмешиваться в ход событий. Никаких оценок не даёт и воспитатель: игра есть игра. Лишь реплики педагога, расставляющие акцент, содействуют интенсивному осмыслению происходящего.

Очень важен этап рефлексии. Вопросы в финале занятий могут быть такими:

- как ты чувствовал себя во время игры?

- что понял в заключение?

- как относился к героям игры?

- какой поворот событий показался тебе наиболее интересным?

- о каком явлении жизни ты думал, следя за развитием событий?

Рефлексию завершают высказывания «актёров»: как они себя чувствуют после происшедшего – сначала в образе героя, потом в образе конкретного человека?

Смысл игры не в определении правильного поведения и наказания какого-либо героя. Главное – пробудить духовную активность детей в осмыслении собственной позиции по отношению к явлению «изгоя».

При желании игра проводится дважды и даже трижды, воплощая в игровом действии культурологическую дискуссию всех участников.

Практикой подтверждается сильное влияние данной игры на взаимоотношения детей. Эти изменения станут видны на следующий день. Но педагог должен поддержать детей в их желании выстраивать новые гуманные отношения, иначе старые традиции «изгоев» вернутся в повседневность.


Приложение 3


«Чем отличается толерантная личность от интолерантной»

(по Г. Оллпорту) из журнала «Воспитание школьников»

2008 – 6 –с. 55-62


Задача: ознакомить участников с представлениями психологов о толе­рантной личности.

Необходимое время: 20 мин.

Процедура проведения. Ведущий чи­тает лекцию об основных отличиях то­лерантной личности от интолерантной (содержание приводится ниже).

Ведущий. Деление людей на толеран­тных и интолерантных является до­статочно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные пос­тупки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно мо­жет стать устойчивой личностной чер­той, что позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинс­твах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех бедах обвинять окружающих. Психологи об­наружили, что у толерантной личности значительно больше разрыв между «Я-идеальным» (представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у ко­торого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя (причем не только свои достоинства и недостат­ки), поэтому они менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обви­нять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окру­жения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в бе­зопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней нужно справиться, — важное условие формирования толе­рантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходя­щие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толе­рантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответствен­ность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Проявляется это в стремлении во всем обвинять других: не я ненавижу и причиняю вред дру­гим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на черный и белый. Для них не сущес­твует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, и только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях, деля лю­дей на «своих» и «чужих». Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признавая наличие в мире многообра­зия мнений, готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя — ориентация на других. Обнаружилось, что толеран­тная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, в твор­ческом процессе, теоретических раз­мышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди стремятся к лич­ностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, что стремление прина­длежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значи­тельно сильнее, чем у толерантных.

6. Приверженность к порядку. Пси­хологи обнаружили, что интолерантные люди чрезмерное внимание уделяют чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для них важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных же людей эти качества отходят на второй план.

Так, нацисты, которых вряд ли кто-нибудь причислит к толерантным людям, чрезвычайно большую роль отводили порядку. Гитлер пропо­ведовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать со­гласно протоколу. Евреев же нацисты постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек особенно любит социальный порядок. В своем стремлении принадлежать партии или группировке он находит безопасность и определенность, в которых так нуж­дается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии. Спо­собность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение объективно судить о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприят­ной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, приверженности высоким социальным ценностям.

В одном из исследований выявля­лась способность к эмпатии у толе­рантных и интолерантных студентов. В течение 20 мин. студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о со­беседнике. Опросники, выявляющие степень толерантности собеседника, показали, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по экспе­рименту в соответствии со степенью подобия их собственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем на самом деле. Толерантные студенты оказались точ­нее в своих суждениях о людях, более адекватно оценив как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто на это способен, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

9. Авторитаризм. Для интолеранной личности важна общественная иерархия, ее устраивает жизнь в авто­ритарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек огромное значение придает дисциплине. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обще­стве.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стрем­лением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке, сильной власти. Другой путь — путь человека, хорошо знающе­го себя и поэтому признающего право других на личностные и индивидуаль­ные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и добро­желательным отношением к миру. ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Т— терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению

О — отказ от причинения вреда и насилия

Л— лучшее качество человека

Е— единство, взаимопонимание, дружба

Р — равноправие народов и рас

А альтруизм

Н— небезразличие к окружающим людям

Т— творческое общение

Н— наш мир

О ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас

С — соблюдение прав человека

Т— терпимость к различиям

Ь ? — твое определение


Литература

  1. Воспитание толерантной личности А.Гурьянов, журнал «Воспитание школьников» - 2008 – 2 – С.25-28

  2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Г. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – 208 с

  3. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 120 с.

  4. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 7-8 классы. 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 192 с.

  5. Коновалова М. терпимость – ключ к благополучию общества. Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы. – 2006. - №2(38). – С. 27-28.

  6. Лепешова Е.М. Развитие личности школьника. Работа со словарём психологических качеств. – М.: Генезис, 2007. – 120 с.

  7. Профилактика агрессивности в подростковой среде. А.С. Воробьева

журнал «Воспитание школьников» - 2008 – 6 – С. 55-62

  1. Рожков М.И., БайбородоваЛ.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия раз­вития: Академия Холдинг, 2003.

  2. Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества. // Библиополе. – 2008 - №6 – С. 36-38.

  3. Сухомлинскии В.А. Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.

  4. Сухомлинскии В.А. Сердце отдаю детям. — Киев. 1969.

  5. Терпимость. Толерантность // Ю.А. Шрейдер Этика. – М.: 1998. – С. 237-239.

  6. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов / Авт-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М., АРКТИ, 2007. – 128с.

Похожие:

«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconМетодическое пособие Учим детей сотрудничеству (Предназначается для учителей, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников) Составитель Кирушева Е. Н
Рецензия Устюжаниной Тамары Ивановны (воспитателя второй категории колледжа – интерната искусств) на методическое пособие «Учим детей...
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconМбоши «Аскизский лицей-интернат», село Аскиз Аскизского района Республики Хакасия
Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconI. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников
Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconНаучно-исследовательская работа тема: Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления
Условия формирования творческого мышления младших школьников
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconУроках математики в условиях введения фгост
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения фгост
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconПути формирования математического мышления у младших школьников
Итак, факты улетучиваются, а развитие остаётся Ведь прочные навыки мыслительной деятельности, которые возникают и накапливаются в...
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconМетодика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся
Формирование алгоритмического мышления школьников одна из главных целей обучения в современном курсе информатики
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconПрограмма профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде. Приложение 4 Сценарий открытия/закрытия фестиваля толерантности «Радужный мост»
Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconПлан работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа 61» по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности на 2013 год
Рассматривание на совещании при директоре вопросов профилактики экстремизма, формирования толерантного сознания
«Проблемы формирования толерантного мышления и поведения школьников в условиях колледжа-интерната искусств» iconАбилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница