Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач




Скачать 16,62 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач
страница1/3
Дата04.02.2016
Размер16,62 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»


ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ


Рабочая программа учебной дисциплины


Направление подготовки 221400.62 – «Управление качеством»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная


Оренбург

2012


УДК

ББК

Т


Обсуждена на заседании кафедры производственного менеджмента от 31 августа 2012 г., протокол № 1.


Одобрена Учебно-методическим советом протокол №4 от 13.12.2012


Утверждена приказом ректора № 278 от 21.12.2012 г.


Составитель: А. С. Мурзабулатов



Т

Теория решения изобретательских задач : рабочая программа учебной дисциплины / сост. А. С. Мурзабулатов. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 22 с.



Рабочая программа учебной дисциплины «Теория решения изобретательских задач» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 221400.62 «Управление качеством». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 221400.62 «Управление качеством» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория решения изобретательских задач» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 221400.62 «Управление качеством».


УДК

ББК



© Мурзабулатов А. С., составление, 2012

© ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012




1 Цели освоения дисциплины…………………..……………….................

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО ……………………………

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................…………………………………………………….

5

4 Структура и содержание дисциплины.................……………………….

7

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………

7

4.2 Наименование тем, их содержание..............................................

8

4.3 Тематический план изучения дисциплины.................................

10

4.3.1 Очная форма обучения….................................................

10

4.3.2 Заочная форма обучения..................................................

11

5 Образовательные технологии...……………………………………........

12

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….......................

13

6.1 Система и формы контроля.........................................................

13

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов.............................

13

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.............................................................................................

14

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения..............

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения...................................

14


15

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу……………………………………………………………

16

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала…………………………………………..

17

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...

20

7.1 Основная литература……………………………………....…….

20

7.2 Дополнительная литература……………………………....……

20

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………...

20

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………

21

Содержание


1 цели освоения дисциплины


Цель: сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков информационно-аналитической профессиональной деятельности в условиях интенсивного внедрения различных достижений науки и техники для развития творческого подхода при работе с системами управления качеством организации или подразделения.

Задачи: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для формирования системного представления:

  • о понятийном ряде, связанном с объектами, функциями и особенностями ТРИЗ;

  • о творчестве и менеджменте творческой деятельности как о системном и непрерывном процессе, без которого невозможно прибыльное и устойчивое функционирование организаций в условиях рыночной экономики;

  • о тенденциях, перспективах и прогнозах научно-технического развития, лежащих в основе изобретательства;

  • о классификации инструментов ТРИЗ и правильном их выборе в конкретных ситуациях;

  • о последовательности этапов в алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ) и методологии поиска новых решений;

  • о формулировке задач, сборе и обработке необходимой для их решения информации, формировании альтернативы и формулировании обоснованных выводов.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Дисциплина «Теория решения изобретательских задач» относится к дисциплинам по выбору математического и естественнонаучного цикла, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению подготовки 221400.62 «Управление качеством».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины «Теория решения изобретательских задач»: математика, информатика, физика, химия, философия, психология.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • инновационный менеджмент;

  • экономико-математическое моделирование;

  • управление проектами.

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности владеть культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способности к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

  • способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования (ОК-11);

  • способности владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12).

В результате освоения дисциплины «Теория решения изобретательских задач» обучающийся должен:

Знать:

  • положения психологии творчества и методы организации творческой деятельности;

  • базовые понятия, основные постулаты, принципы и инструментарий ТРИЗ;

  • закономерности эволюции технических систем и принципы функционального моделирования технических систем;

  • неалгоритмические методы преодоления психологической инерции и стимулирования управляемого творческого воображения;

  • алгоритмические методы повышения эффективности творческого процесса;

  • методы анализа нестандартных задач и синтеза решений.

Уметь:

  • приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания с использованием современных образовательных и информационных технологий;

  • выявлять тенденции развития анализируемой технической системы в соответствии с законами развития;

  • формулировать идеальный конечный результат (ИКР), техническое и физическое противоречия в технических системах;

  • выполнять анализ вещественно-полевых ресурсов системы и использовать их для решения изобретательских задач;

  • выполнять поиск наиболее эффективного решения задачи с помощью алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ);

  • пользоваться таблицей выбора типовых приемов устранения технических противоречий (Матрицей Альтшуллера);

  • осознанно генерировать идеи по совершенствованию и улучшению технических систем.

Владеть навыками:

  • поиска решений изобретательских задач в виде программы планомерно направленных действий (АРИЗ);

  • решения конкретных научных, организационных и управленческих вопросов при работе с техническими системами.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Общая трудоемкость дисциплины «Теория решения изобретательских задач» составляет 3 зачетных единиц или 114 часов.


4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов


Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

3

очн.

очн.

Лекции (Л)

38

38

Лабораторные занятия (Лаб.)

38

38

Самостоятельная работа, в т.ч.

36

36

Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям (ПЗ)

28

28

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

10

10

Форма рубежного контроля

зачет

зачет

Итого часов:

112

114*

*Примечание – в том числе 2 часа КСР


Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

4

5

заочн.

заочн.

заочн.

Лекции (Л)

4

-

4

Лабораторные занятия (Лаб.)

6




6

Самостоятельная работа, в т.ч.

6

94

100

Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям (ПЗ)

6

-

6

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

88

88

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

зачет (4)

зачет (4)

Итого часов:

16

98

114



4.2 Наименование тем, их содержание


Тема 1 Психология творчества как инструмент решения изобретательских задач

Творчество как предмет исследования психологии. Подходы к проблеме творчества. Креативная среда. Креативная личность. Креативный продукт. Креативный процесс. Теория дивергентного мышления Дж. Гилфорда. Инвестиционная теория творчества Р. Стернберга. Психология творческого мышления Я. А. Пономарева. Интеллектуальная активность как характеристика творческого процесса (теория Д. Б. Богоявленской). Теория когнитивных способностей В. Н. Дружинина. Процесс творческой деятельности. Признаки творческой личности как субъекта развития.


  1   2   3

Похожие:

Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория отраслевых рынков
Теория отраслевых рынок : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Р. Б. Шрейдер. – Оренбург : огим, 2011. – 32 с
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория управления
Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 31 августа 2011 г., протокол №1
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «оренбургский государственный институт менеджмента» теория отраслевых рынков
Программа составлена в соответствии с с фгос впо направления подготовки 080500. 62 – «Бизнес информатика»и Положением «Рабочая программа...
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconЭлективный курс «Теория решения изобретательских задач» Предмет: физика Курс предназначен для учащихся 9 класса Автор элективного курса
Возникла идея научить девятиклассников решать задачи, в том числе и физические, но используя другой подход. Эта научная технология...
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» Математический анализ
Направление подготовки 210700 – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» философия
Обсуждена на заседании кафедры «Философии и общегуманитарных дисциплин» от 11. 10. 2012 г., протокол №2
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» деловое общение
Направление подготовки 210700. 62 – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» культурология
Обсуждена на заседании кафедры «Философии и общегуманитарных дисциплин» от 10 сентября 2012 г., протокол №1
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «оренбургский государственный институт менеджмента» маркетинг
Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 31 августа 2012 г., протокол №1
Высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» теория решения изобретательских задач iconВысшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента» введение в специальность
Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от09. 09. 2011 г., протокол №1
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница