Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba




Скачать 11,93 Kb.
НазваниеМоу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba
Дата04.02.2016
Размер11,93 Kb.
ТипДокументы




Егорова Любовь Анатольевна,

МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейного,

учитель русского языка и литературы.

Luba_feoctistova@mail.ru

8-929-567-87-53



Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика

Эффективныйдающий эффект, действенный [4, 792]. Урок – в одном из традиционных значений – учебная работа, заданная ученику[4, 728]. Таким образом, эффективность урока – это действенная учебная работа, заданная ученику. Хотелось бы, чтобы переносное значение определения, данного в словаре С.И. Ожегова, стало прямым в отношении образовательной системы – нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Эта проблема стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску.

«Школы, - писал Ж.Пиаже, - должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают» [3, 19].

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п. Успех - важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены.

Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.

Эффективность урока зависит от грамотного использования методических приёмов – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи [5, 97]. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Существует большое разнообразие методических приемов. На наш взгляд, одним из эффективных способов активного вовлечения учеников в учебный процесс способствует урок с проблемным вопросом во главе, когда ребенок сам приходит к истине. Тип этого урока, конечно, не нов, но это нисколько не умаляет его достоинств с точки зрения продуктивности.

Например, фрагмент урока русского языка в 5 классе на тему «Чередование гласных в корнях -кос- -кас-».

Тема урока ученикам не объявлена (ее предстоит определить). Эта информация сообщается ученикам.

На доске запись:




Косой

К асаться

Коснуться

Касание






Учитель. Давайте объясним правописание слов, написанных на доске.

Ученики. Дети не знают правило, поэтому никак не могут объяснить правописание слова касаться, пытаются подобрать однокоренные слова, но натыкаются на парадокс: косится – проверочное слово, но почему же есть касаться и учитель утверждает, что это правильное написание.

Учитель. Давайте найдем нечто общее в этих словах и проанализируем их морфологически и по морфемам (мы же не знаем, от чего зависит правописание, вдруг от части речи). Ученик вызывается к доске.





Косой– прил., м.р., ед.ч.

Касаться– гл., инф. Коснуться гл., инф.

Касание – сущ., ср.р., мн.ч.






Ученик. Перед нами разные части речи, склоняемые и несклоняемые формы, в разных родах и числах, и никакой закономерности, похоже, в этом нет. Общее у них то, что у них похожий корень, но с разными в нем гласными -кос- -кас-.

Учитель. Интересно, от чего это зависит? Что мы сегодня с вами хотим узнать?

Ученики. Как правильно писать О или А в корнях с чередованием -кос- -кас-.

Запись темы на доске в привычном месте.

Учитель. Найдите слова из данных примеров, сходные только между собой

Ученики. Сходны касаться и касание, коснуться и косой.

Учитель. Что общего в каждой паре?

Ученики. В первой паре – наличие суффикса А, во второй – его отсутствие

Учитель. В каких случаях в корне нужно писать А?

Ученики. Если после него есть суффикс А.

Учитель. В каких О?

Ученики. Если после него нет суффикса А.

Учитель. Давайте сформулируем с вами правило и запишем его в свои словари.

Вот еще один фрагмент урока русского языка на тему «Подлежащее», нацеливающий учеников 5 класса на самостоятельный поиск решения синтаксической проблемы (это 2 –ой урок на данную тему – в 1-ом даны ключевые определения подлежащего). Дети распределены по группам (5-6 человек).

Учитель. Каждое предложение имеет грамматическую основу.

Нам известно, что подлежащее     обозначает предмет речи,  отвечает на вопросы кто? или что? Чаще всего оно бывает представлено именем существительным или местоимением. Но только ли ими? Давайте с вами это проверим. Каждой группе раздается лист с предложениями (без пояснений). Ваша задача определить, какими частями речи может быть представлено подлежащее.

Солнце сияло

существительное 

Мы ехали по широкому лугу.                                                        

местоимение 

Каждый отправился в свою комнату

местоимение 

Сытый голодного не разумеет                                                        

прилагательное

Никто не спал в эту ночь.

местоимение 

Громкое «ура» прокатилось над площадью

междометие

Семеро одного не ждут.                                                                 

числительное

Учиться всегда пригодится

Неопределенная форма глагола

Ученики делают вывод. Подлежащее может быть представлено существительным, местоимением, прилагательным, числительным, междометием, неопределенной формой глагола.

Учитель. Как вы думаете, только ли этими частями речи ограничиваются возможности представления подлежащего в предложении?

Ученики. Наверное, нет.

Учитель. Вы правы. Не все части речи вами изучены. Но в предложениях на доске вы в состоянии определить грамматическую основу и выяснить, чем она представлена.

Шли два приятеля вечернею порой.

словосочетание 

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.                           

словосочетание 

Открытая на первой странице "Война и мир" лежала на столе.

название

Около крыльца росли анютины глазки

название

Ученики. Предполагают, что если брать слова по отдельности, то теряется смысл предложений (шли два, шли приятеля). Путем проб и ошибок они приходят к выводу, что в роли подлежащего могут выступать цельные по значению словосочетания.                       

Учитель (уточняет). Некоторые такие словосочетания не имеют в своём составе ни одного слова в форме именительного падежа. Однако вопрос КТО ? ЧТО ? обязателен для любого подлежащего. 

На данных примерах фрагментов урока педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой, или исследовательской, деятельностью учащегося.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно правило по русскому языку. Ценность этих сведений для ученика вследствие собственных потраченных сил возрастает, в результате чего это приобретаемое знание в кратчайшие сроки становится его собственным, которым он, при необходимости, легко может оперировать.


Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

2. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990.

3. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1991.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998

Похожие:

Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconУроках русского языка в условиях сельской
Автор: Потворова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу кокинская сош выгоничского района Брянской области
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconАнглийские и американские заимствования в русском языке Авторы: Ратеева Галина Иосифовна, учитель английского языка Кавказской моу сош №12, Малахова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Кавказской моу сош №12
В работе приведены причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке, рассмотрен процесс вхождения англицизмов...
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconЛитература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»
Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель...
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconК профессиональному развитию педагога
Мусаэлян Ирина Нобеловна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного методического объединения учителей русского...
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconКонспект урока литературы по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Человек и время в романе»
Попадюк Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, моу сош №2, г. Шарыпово, Красноярский край
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconМоу «Черки-Гришинская средняя общеобразовательная школа Буинского района рт»
Научный Гайфуллина Ф. Р., учитель русского языка и литературы 1 кв кат
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconExtended Essay как технология измерения качества формирования образовательных компетенций у студентов Дипломной программы Международного бакалавриата
Вяткина А. В., учитель русского языка и литературы моу «Лицей №10», аспирант кафедры Новейшей русской литературы пгпу
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconКлассный час «Фольклор войны» для 5 класса
Автор Коробова Галина Михайловна учитель русского языка и литературы моу володарской сош
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconКонкурс творческих работ школьников
Научный трусова анжела Николаевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории моу «сош №48 г. Борзи»
Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного, учитель русского языка и литературы. Luba iconКонкурс «Топонимические загадки»
Должность: учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: моу «Богучаровская средняя общеобразовательная школа имени...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница