Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728




Скачать 45,94 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728
Дата04.02.2016
Размер45,94 Kb.
ТипОсновная образовательная программа

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ № 728



I. Целевой раздел

I.I. Пояснительная записка

I.I.I. Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) конкретизированные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Данная программа разработана коллективом родителей, педагогов ГБОУ СОШ № 728 в 2011-2012 учебном году, доработана в 2012-2013 учебном году и принята с доработками на педагогическом совете образовательного учреждения (протокол № _1__, от 29.08.2012 г.)

По мере введения ФГОС и накопления опыта работы, в данную программу будут вноситься изменения и дополнения.

Программа начала свое действие с 01.09.2011 г. и будет реализовываться в течение 4-х лет.

ООП НОО ГБОУ СОШ № 728 ЮАО ДО г.Москвы программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП НОО разработана нашим образовательным учреждением ГБОУ СОШ № 728 на основе Закона РФ «Об образовании» (ст.14, 15), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373, от 06.10.2009 г.), приказа Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 г., приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 г., а также социального заказа родителей (законных представителей) учащихся.

Основной целью ООП НОО ГБОУ СОШ № 728 является создание условий для самореализации и самовыражения каждого учащегося в учебной деятельности, для воспитания гражданина РФ, способного к активной жизни в обществе, творчеству в быстро меняющемся мире; для формирования у обучающихся знаниево-социальных компетентностей, общей культуры и воспитания общечеловеческих ценностей и культуры здорового образа жизни.

Обеспечение условий нам видится в стабильном функционировании образовательного учреждения и поддержания в режиме развития и саморазвития.

ООП НОО нацелена на:

- развитие ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром, собой предполагающие успешность и самореализацию в образовательных видах деятельности, сохранение и поддержку индивидуальности каждого учащегося;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности учащихся;

- овладение различными умениями самостоятельно добывать знания;

- формирование ключевых компетентностей учащихся;

- подготовку учащихся к обучению в основной школе.

Достижение основной цели ООП НОО предполагает:

- формирование учебной самостоятельности младшего школьника (желанием и умением учиться, связанных с расширением границ возможностей обучающихся);

- побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности (учебной и внеурочной);

- обучение навыкам диалогового общения и сотрудничества;

- поддержание оптимистической самооценки;

- расширение опыта самостоятельного выбора в различных видах деятельности с применением приобретенных знаний, способов и действий в жизненных ситуациях.

ООП НОО ГБОУ СОШ №728 опирается на возрастные особенности младшего школьника.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

  • смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

  • формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

  • эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

  • усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.

ООП начальной ступени школьного образования реализуется в рамках пятидневной учебной недели. Предусматривается возможность использования шестого дня для организации внеучебных видов деятельности младших школьников, а также организации педагогической деятельности специалистов (учителей, психологов, тьюторов, воспитателей) начальной школы.

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • учебно–исследовательской деятельности;

  • трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.

Задачи младших школьников, решаемые в различных видах деятельности

Для достижения образовательных результатов младший школьник в процессе реализации ООП решает следующие задачи:

- осваивает основы понятийного мышления;

- учится самостоятельно конкретизировать поставленные цели и ищет способы их решения;

- овладевает действиями контроля и оценки в учебной деятельности;

- осваивает коллективные формы учебной работы и приобретает социальные навыки;

- овладевает навыками самообслуживания, простыми трудовыми действиями на уроках технологии и в социальных практиках;

- приобретает опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, осваивает основные этикетные нормы.


Задачи педагогов, решаемые в процессе реализации ООП

Для достижения учащимися планируемых образовательных результатов педагоги решают следующие задачи:

  • обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • способствуют освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создает комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

  • формируют учебную деятельность младших школьников (организует постановку учебных целей, создает условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждает и поддерживает детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организует усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляет функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

  • создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставят творческие задачи и способствуют возникновению у детей их собственных замыслов);

  • поддерживают детские инициативы и помогает в их осуществлении; обеспечивают презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;

  • создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.


Фактически решение детских и педагогических задач на данной ступени образования предполагает:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

  • расширение опыта самостоятельного выбора;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).


I.I.II. Принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы

средней общеобразовательной школы № 728 (ГБОУ СОШ № 728).

ООП НОО ГБОУ СОШ № 728 строится на следующих основных подходах и принципах анализа и организации образовательного процесса.

В основе данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Для решения вышеуказанных задач педагоги начального общего образования должны обладать следующими компетентностями:

Профессиональной компетентностью – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационной компетентностью – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативной компетентностью – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовой компетентностью – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Должностные обязанности учителя начальных классов. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой ОУ, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ОУ. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Принципы, составляющие основу анализа и организации образовательного процесса

Принцип гумманизации предполагает, что основным смыслом педагогического процесса в нашем образовательном учреждении является развитие способности ребенка.

Принцип добровольности предполагает свободу выбора образовательных программ, видов деятельности, режима занятий.

Принцип природосообразности личности ребенка акцентирует внимание на вражденные качества ребенка, его способности, индивидуальные черты личности.

Принцип креативности нацеливает на развитие творческих способностей личности в системе базового и дополнительного образования.

Принцип преемственности сочетает все образовательные ступени школы, базовые и дополнительные компоненты учебного процесса, обеспечивает непрерывный характер образования.

Принцип целостности обеспечивает целостность ООП НОО.

Принцип управляемости помогает регулировать реализацию ООП НОО, корректировать действия участников образовательного процесса, осуществлять мониторинги и диагностики.

Принцип вариативности в связи со сложившимися изменениями в образовательном пространстве образовательное учреждение вправе менять содержание основных и образовательных программ.


I.I.III. Общая характеристика ООП НОО ГБОУ СОШ № 728.

ГБОУ СОШ № 728 – это государственное бюджетное образовательное учреждение ЮАО ДО г.Москвы, в котором наряду с базовым образованием обучающиеся имеют возможность получать дополнительное образование, исходя их своих интересов и возможностей.

Структура образовательного процесса ГОУ СОШ № 728

Ступени

Классы

Возраст

Содержание

Начальная школа

(I ступень)

1 – 4

6 – 10 лет

Программы базового (программы – «Школа России», «Школа 2011») и дополнительного образования. Программы, обеспечивающие преемственность между начальной и основной школой: развитие личностных, метапредметных (универсальных учебных действий), предметных результатов усвоения ООП НОО.

Основная школа

(II ступень)

5 – 8

11 – 13 лет

Программы базового и дополнительного образования.

9

14 – 15 лет

Программы базового и дополнительного образования (лицейское, профильное).

Средняя школа

(III ступень)

10 – 11

16 – 17 лет

Программы базового и дополнительного образования. Программы повышенного уровня (обучение учащихся по профилям).



ООП НОО ГБОУ СОШ №728 разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Организация образовательного процесса в начальной школе опирается на учебники, образующие систему учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего образования (завершенная предметная линия), включаются в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе ( в 1-х классах «Школа России», «Школа 2100»; во 2-х классах «Школа России», «Школа 2100») и учебно-методические комплекты (в 3-4-х классах «Школа России», «Школа 2100», «Планета Знаний»); Программу формирования универсальных учебных действий; Программу духовно-нравтсвенного развития и воспитания; Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Рабочие программы отдельных предметов; Программы организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования.

ООП НОО включает в себя Учебный план НОО ГБОУ СОШ № 728.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО также являются составной частью нашей программы.


Условия для реализации ООП имеющимися в школе

ГБОУ СОШ № 728 существует с 1969 г. и располагается в микрорайоне Чертаново Северное ЮАО г.Москвы. Учредитель ГОУ СОШ № 728 - Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы.


ГБОУ СОШ № 728 обеспечивает свою деятельность в тесном контакте с Центром детского творчества на Сумской, МХТУ им.Менделеева, ГОУ ДОУ № 668, ГОУ ДОУ № 698, ГОУ ДОУ № 705, физкультурно спортивным обществом «Южный», обеспечивает научную психолого-педагогическую и информационную поддержку, осуществляет внешнюю экспертную оценку качества образования в структурном подразделении школы.

На период реализации ООП на начальном этапе общего образования в ГБОУ СОШ № 728 будут обучаться:

Года

Человек

Класс-комплекты

2012-2013

250

10

2013-2014

250

10

2014-2015

250

10

2015-2016

250

10



Учебные занятия в ГБОУ СОШ №728 начинаются с 8ч.30 мин.

Условия реализации ООП НОО соответствуют "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН № 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни будет осуществляться при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. (СанПиН п.10.1).

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
       - для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
       - для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.  

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. (СанПиН п.10.6)

Обучение в 1-м классе будет осуществляться с соблюдением следующих дополнительных требований:
       - учебные занятия будут проводиться по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
       - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
       - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
       - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. (СанПин п.10.10)

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч; в 4 классах - 2 ч. (СанПин п.10.30).


Кадровые условия реализации ООП НОО

№/п

Специалисты

Функции

Количество специалистов в начальной школе

Квалификация и сроки аттестации

1.

Учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

10

В.к.к.- 2 чел.

I к.к. – 4 чел.

II к.к. – 4 чел.


2.

Психолог

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями

1

В.к.к.

3.

Воспитатель

Отвечает за организацию условий, при которых ребенок может освоить внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми

4

I к.к. – 3 чел.

II к.к. – 1 чел.

4.

Педагог – библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности учащихся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

1




5.

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию вариативной части ООП и НОО

1

1 к.к.

6.

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

1

В.к.к.

7.

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1




8.

Информационный технологический персонал

Обеспечивает функционирование информационной структуры (включая ремонт техники, выдачу книг в библиотеке, системное администрирование, организацию выставок, поддержание сайта школы и прочее)

1





Этапы реализации ООП НОО

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования условно делится на три периода:

I период (первый месяц 1-го класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

Цели: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

Данный этап начального образования характеризуется тем, что:

1) он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена;

2) в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения и закладываются «переживания», на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

Учение должно быть с самого начала представлено детям как социально значимая, особо уважаемая взрослыми деятельность. Главная педагогическая задача на первом этапе – обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должны быть представлены педагогические требования, но и предоставлена возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не может выполнять эти требования. Педагогическая поддержка предотвращает превращение педагогического требования в педагогический произвол. Постепенность введения требований и их соотнесенность с индивидуальным дошкольным опытом ребенка – непременное условие, позволяющее ему осознать, что существующие нормы обусловлены не просто желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому.

Решение задач данного периода образования решается через образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на 30 часов (первые две недели обучения).

Цель курса: создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, большими и малыми событиями личной жизни. Представление, что все важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.

Задачи курса:

  • создать оптимальные условия для перехода от игровой деятельности ребенка к учебной;

  • формировать позитивное отношение к школе и к процессу учения;

  • формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми;

  • ввести специальные знаки («+», «», «?») и др. для средства организации дискуссии, фиксирования оценочных действий).

II период (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

Этот период характеризуется тем, что:

1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

2) происходит формирование учебной деятельности в классе. Учащиеся обретают первые технические возможности пополнять свое образование без непосредственного руководства учителя;

3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий может и стремиться выполнить сам, без посторонней помощи;

4) складывается класс как учебное сообщество, способное втягивать в решение познавательных задач даже наименее мотивированных школьников.1

Таким образом, на этом этапе начального образования становится возможной полноценная организация учебной деятельности младших школьников, благодаря которой учащиеся смогут определять границы своих возможностей, отделять свои знания от незнания. Большое значение при этом имеет осознанное отношение к одноклассникам и учителю как к партнерам. Такое партнерство может выстраиваться через организацию коллективно-распределенной учебной деятельности, через организацию разновозрастных уроков, проводимых четвероклассниками и пятиклассниками с учениками младших классов.

III период (второе полугодие 4-го года обучения – 5-й год обучения), как и первый период, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников (повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками). Очевидно, что этот переход не должен с необходимостью носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни. Многих широко распространенных кризисных явлений (спад учебной мотивации, нарастание дисциплинарных трудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий, постепенный и длительный.

Таким образом, основная цель данного периода начального образования построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.


I.I.IV. Общие подходы к организации внеурочной деятельности.

В соответствии с ФГОС НОО ООП НОО реализуется через образовательный процесс и внеурочную деятельность.

Основные задачи внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Внеурочная деятельность в ГБОУ СОШ № 728 реализуется по пяти направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в разнообразных формах (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, проектно-исследовательскую деятельность, общественно полезные практики и т.п.), через образовательные учреждения дополнительного образования «Исток», организации культуры и спорта микрорайона Чертаново Северное «Центр развития детского творчества на Сумском», «Центр боевых искусств на Варшавке», «Музыкальная школа» и др.


Организационная модель внеурочной деятельности.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации нашей школой осуществляется через учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса:

Внеурочная деятельность

Класс/система учебников








2 а


2 б


2 в

Школа 2100

Школа России

Школа 2100

Школа России

Школа России

Направление внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов определенных ОУ

3

3

3

3

3

Духовно-нравственное

Моя Родина - Россия

1

1

1

1

1

Социальное

Безопасность на дорогах (ПДД)

1

1

1

1

1

Общеинтеллектуальное

Путешествие в мир учения (совершенствование, творчество, самопознание)

1







1




Юным умникам и умницам (развитие познавательных способностей)







1




1

Интеллектика (развитие мыслительных способностей)




1












Так же для реализации внеурочной деятельности используются следующие ресурсы:

- образовательные программы учреждений дополнительного образования, а также учреждения культуры и спорта микрорайона Чертаново Северное;

- организация деятельности групп продленного дня (по 5 направлениям);

- классное руководство (экскурсии, соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, общественно – полезные практики и т.д.).


Создание условий для реализации внеурочной деятельности.

Направления мероприятий

Реализация

Организационное обеспечение

Обеспечение максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Взаимодействие учреждения общего и дополнительного образования,

создание общего программно-методического пространства,

целевые ориентиры сорентированы на планируемые результаты ООП НОО.

Нормативное обеспечение

Локальные акты образовательного учреждения,

Рабочие программы,

тематическое планирование.

Финансово-экономическое обеспечение

Общедоступное и бесплатное образование.

Информационное обеспечение

Информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности (сайт школы, информационное пространство)

Научно-методическое обеспечение

Свободный выбор курсов и дисциплин, предлагаемых образовательным учреждением родителям и обучающимся.

Перечень дисциплин создан на основе изучения социального заказа, материально-технических возможностей школы, специфики микрорайона.

Кадровое обеспечение

Укомплектованность необходимыми кадрами.

Наличие соответствующей квалификации у сотрудников школы.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников школы.

Материально-техническое обеспечение

Руководство нормативно-правовых документов.

Разработка локальных актов ОУ.



Ожидаемые результаты:


  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

  • реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

1 Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – № 2, 2000. – C. 45-66.


Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconОсновная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 юоуо до г. Москвы

Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconОсновная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №1623
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconОсновная образовательная программа начального общего образования (новая редакция) Оса 2012 г. Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Осы»
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №3 г. Осы» группируется в три основных раздела: целевой,...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Гбоу сош с этнокультурным (русским) компонентом образования №667 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Котлубанская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»
Основная образовательная программа начального общего образования (ооп) мбоу «Котлубанская сош» – это программный документ, на основании...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconОсновная образовательная программа начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основная образовательная...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Образовательная программа начального общего образования моу «Менделеевская сош», имеющего государственную аккредитацию, лицензию...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы,
Основная образовательная программа начального общего образования разработана гоу сош №925 с привлечением органов самоуправления (совет...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconНачального общего образования моу касаргинская сош 2012 год целевой раздел пояснительная записка Основная
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется моу касаргинская сош через организацию урочной и внеурочной...
Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош №728 iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения моу устьпогожинская сош
Основная образовательная программа начального общего образования моу устьпогожинской сош дубовского района Волгоградской области...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница