Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания




Скачать 25,26 Kb.
НазваниеМетодические разработки, пособия в области патриотического воспитания
Дата04.02.2016
Размер25,26 Kb.
ТипМетодические разработки


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»

ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА


Номинация:

Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания

Название работы:

«Колумбы родной земли»


Авторы работы:

Прокофьева Татьяна Васильевна, учитель истории высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» Великого Новгорода,

Джумшудова Елена Викторовна, учитель истории высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» Великого Новгорода

Кунакбаева Татьяна Ивановна, учитель иностранного языка высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» Великого Новгорода


Адрес:

Великий Новгород,

МАОУ «СОШ №16»

Ул 20 января, д.14.

Тел.: 677-334, 677-153


ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 2012г.

Пояснительная записка.

Номинация:

Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания

Название работы:

«Колумбы родной земли»

Краткое тематическое содержание:

Работа осуществляется в форме школьной краеведческой экспедиции «Колумбы родной земли», которая является ежегодным комплексом гражданско - патриотических традиционных мероприятий, рассчитанных на массовое участие учащихся, их родителей, общественности микрорайона.

Цель и задачи:                       

  • Формирование патриотических и гражданских качеств личности, которые проявляются в гордости за свою страну, город, стремлении беречь памятники истории и культуры, приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры.

  • Воспитание чувства уважения признательности к участникам войны; ветеранам труда, укрепление преемственности поколений.

  • формирование у учащихся опыта гражданской деятельности,

  • расширение знаний учащихся по культуре и истории Земли новгородской,

Область применения:

Процесс организации воспитательной работы школы в рамках реализации Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Формы реализации:

  • Индивидуальная и коллективная проектная деятельность учащихся, родителей и учителей школы.

  • Экспедиция.

  • Конференция.

  • Акция.

  • Игра.

  • Музейный урок.

  • Краеведческая неделя.

  • Конкурс.

  • Выставки.

  • Викторина.

  • Экскурсии (Социальный туризм).

Методы реализации:

  • поисковая деятельность

  • исследовательская деятельность

  • творческая деятельность

  • социально – значимая деятельность

Целевая аудитория:

  • Учащиеся 1- 11 класс.

  • Родители (законные представители) учащихся и их родственники.

  • Учителя школы.


Результаты:

В холе реализации этого проекта

  • повышается уровень знаний об истории родного Отечества, истории малой Родины;

  • школьники приобретают навыки социального общения со взрослыми, проявления внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям;

  • вырабатывается активная гражданская позиция, как важнейшая духовно-нравственная ценность.



Рекомендации организатору и участнику школьной экспедиции

«Колумбы родной земли».


«Есть такие скучные люди, для которых всё новое - старо.

А мы такие, что нам и старое – всё ново.

И страна у нас такая, что, сколько её не открывай,

никак в ней всё не откроешь.

Нам всё ново, всё дивно, всё тайна, значит,

мы – настоящие Колумбы своей земли».

В.Бианки.


Что такое «Экспедиция «Колумбы родной земли» и в чём её суть?


Уже несколько лет наш школьный музей проводит экспедицию «Колумбы родной земли». Каждый год учащиеся школы узнают всё новые и новые интересные факты о культуре, истории Новгородской земли и о своей малой родине Земле Деревяницкой,

Девизом школьной экспедиции стали слова В. Бианки: «Есть такие скучные люди, для которых всё новое - старо. А мы такие, что нам и старое – всё ново. И страна у нас такая, что, сколько её не открывай, никак в ней всё не откроешь. Нам всё ново, всё дивно, всё тайна, значит, мы – настоящие Колумбы своей земли».

Работа по изучению родного края, на наш взгляд, очень важна в наше время.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

В последние годы идет переосмысление и содержания патриотического воспитания. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание уважения к истории и культуре малой Родины.

Педагогический коллектив нашей школы так же считает, что для того, чтобы сделать процесс духовно - нравственного и патриотического воспитания интересным и мотивационным, необходимо начинать с изучения своей малой Родины, истории и культуры тех мест, которые окружают подростка, активно используя современные информационно- коммуникативные технологии, близкие подростку. Об этом же пишется и в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг": «для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимо … более широкое использование возможностей сети Интернет».

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Как показывает практика, человек связывает свое чувство любви к Родине с теми местами, где он родился, вырос.

Мы считаем, что реализация вышеперечисленных задач в нашей школе успешно осуществляется в рамках школьной экспедиции «Колумбы родной земли».

Открытая экспедиция «Колумбы родной земли» – комплексное патриотическое традиционное мероприятие, рассчитанное на массовое участие учащихся в возрасте с 1 по 11 класс, их родителей, общественности микрорайона.


В чем суть экспедиции?


Государство, как любая сложная, большая и постоянно изменяющаяся система, не является системой совершенной. Поэтому проблемы, возникающие в общественной жизни, не всегда могут быть видны на государственном уровне – пока они не становятся глобальными, и решать их становится все сложнее и сложнее. Иногда, особенно в периоды экономических, политических и прочих кризисов, правительство вынуждено сосредоточить свое внимание на более приоритетных задачах – например, на обороне страны, экономических реформах, устранении последствий стихийных бедствий и. т. п.

Иногда общественная проблема осознается правительством, и для ее решения разрабатываются специальные программы, которые, увы, не всегда бывают эффективными. В этом случае мнение граждан, их предложения, взгляд на эту проблему «изнутри» (в том числе с привлечением экспертов в этой области, опросом общественного мнения) могут благоприятно повлиять на действия правительства, на успешное – хотя бы частичное – разрешение проблемной ситуации.


Какова цель экспедиции «Колумбы родной земли»?


Цель: Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.


Что такое «Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России»?


Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

(Концепция духовно- нравственного развития и воспитания

личности гражданина России).


Каковы задачи экспедиции «Колумбы родной земли»?


  • Формирование патриотических и гражданских качеств личности, которые проявляются в гордости за свою страну, город, стремлении беречь памятники истории и культуры, приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры.

  • Усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей.

  • Формирование у обучающихся опыта гражданской деятельности.

  • Воспитание чувства уважения признательности к участникам войны; ветеранам труда, укрепление преемственности поколений.

  • Расширение знаний обучающихся по культуре и истории Земли Новгородской.


Что такое «патриотизм»?


Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

(Концепция духовно- нравственного развития и воспитания

личности гражданина России).


Что такое «базовые национальные ценности»?


• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

(Концепция духовно- нравственного развития и воспитания

личности гражданина России).


Как организуется работа в рамках экспедиции?


Механизм реализации Экспедиции основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов патриотического воспитания.

Учредителем является Совет школьного музея при поддержке Совета школы и Ученического совета.

Совет музея разрабатывает Положение о проведении школьной экспедиции «Колумбы родной земли», проводит консультации для участников экспедиции (выбор темы, оформление проектов, исследовательских работ), организует и проводит Музейные уроки, акции, согласуя свою деятельность с Ученическим советом.

Совет музея сообщает тему экспедиции в новом учебном году и предлагает перечень возможных исследовательских работ и социально - значимых дел или участники формулируют темы самостоятельно (определяют дела, за которые будут отвечать) в соответствии с темой экспедиции, согласуясь с Советом музея.

В экспедиции могут принять участие все желающие: классные коллективы, отдельные ученики, творческие группы, семьи учащихся.

Для реализации планов

  • Создаются подростковые команды, такой командой может быть весь класс, группа одноклассников, семья и т.д. Но нужно помнить, что в большой команде всегда выделяется группа лидеров, которая и будет руководить всем ходом проекта. Обычно эта группа, по мнению психологов, состоит из трех – пяти, а максимум – из десяти человек. За время разработки и реализации проекта к основной команде на отдельных этапах могут «примыкать» помощники (например, ребята, помогающие оформлять стенды и папку с документами, опрашивать людей; ребята, участвующие в мероприятиях, организованных командой и т.д.). Их можно пригласить в «группу поддержки» на конференцию (игру, деловую игру).

  • Подростковые команды работают над одной темой или социально-значимым заданием (делом), выбранным самими учащимися по предложению Совета школьного музея.

  • В ходе выполнения задания проводятся общие мероприятия всех команд – классов (встречи с интересными людьми, внёсшими вклад в историю Новгородской земли или Земли Деревяницкой, ветеранами, историками, исследователями, деятелями искусства; организация и проведение музейных уроков, выставок и т.д.).

  • В течение всего времени информация по заданию накапливается, изучается, оформляется и представляется на школьной краеведческой конференции.

  • Работы лучших команд ложатся в основу исследовательской деятельности музея, представляются на Городской конкурс научно- исследовательских туристско-краеведческого движения «Отечество»:


То есть в рамках экспедиции осуществляется.

  • поисковая деятельность - работа в музеях, библиотеках, архивах, встречи с людьми;

  • исследовательская деятельность - изучение найденных материалов, общение и представление как на школьных конференциях (см. Приложение) так и на городских и областных конкурсах научно - исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество» и «Колокола времени»;

  • творческая деятельность - создание учащимися авторских творческих работ и оформление найденных материалов в форме рисунков, газет, мультимедийных презентаций (см. электронное приложение)

  • социально – значимая деятельность – развитие социального туризма: просветительская работа среди населения микрорайона (см Приложение ), воспитанников детского сада №75, ветеранов – членов клуба «Творческое долголетииe», работа трудового отряда на уборке парка на территории усадьбы Г. Сметанина и бабушки С. Рахманинова, поведение праздников микрорайона; волонтёрское движение старшеклассников «Мир народного календаря» (Приложение ).


Какие формы, приёмы и методы используются во время проведения экспедиции?


  • Индивидуальная и коллективная проектная деятельность учащихся, родителей и учителей школы.

  • Экспедиция.

  • Конференция.

  • Акция.

  • Игра.

  • Музейный урок.

  • Краеведческая неделя.

  • Конкурс.

  • Выставки.

  • Викторина.

  • Экскурсии (Социальный туризм).


Из опыта МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №16" Великого Новгорода:





Тема

экспедиции

Дела школы

2008-2009-


«Новгороду Великим быть!»

  1. Исследовательская деятельность музея по теме «История разрушенной святости. (История Деревяницкого Воскресенского монастыря). Городской конкурс научно- исследовательских краеведческих работ «Колокола истории». 2 место.

Приложения:

  • Исследовательская работа «История разрушенной святости. (История Деревяницкого Воскресенского монастыря)».

  • Презентация к исследовательской работе.




  1. Школьная краеведческая конференция учащихся 1-4 и 5-9 класса «Колумбы родной земли» по результатам исследовательской деятельности в течение года по теме «Новгороду Великим быть!»

Приложения:

  • План Краеведческой конференции, посвящённой юбилею Великого Новгорода «Новгороду Великим быть!»

  • Презентация «Материалы краеведческой конференции
    «Новгороду Великим БЫТЬ!», 19 мая, 2009г.




  1. Встреча с ветеранами в дни освобождения Новгорода от немецко – фашистских захватчиков и 9 мая. Поздравление ветеранов от имени школы и администрации Великого Новгорода по месту их жительства.

Приложение:

  • Презентация «Освобождение Великого Новгорода».




  1. Музейные уроки и акция «Солдатский треугольник» с использование компьютерных презентаций.

    • Приложения- презентации

  • Презентация «Великий Новгород встречает гостей из Ганзейских городов»

  • Презентация «Экскурсия по Новгородскому кремлю и Ярославову дворищу»

  • Презентация «Монастыри Земли Новгородской».

  • Презентация «Новгородский Деревяницкий Воскресенский Женский Монастырь».

  • Презентация «Новгородский Кремль»

  1. Проведение краеведческой недели «Горжусь! Я - новгородец!»

Приложения

  • План краеведческой недели по теме «Горжусь! Я - новгородец!»

  • План игры «Горжусь! Я – новгородец!»

  • Сценарий праздника.

  1. Участие в акции «Имя России» и проведение музейных уроков и конкурса: «Александр Невской – имя России» (Приложение Презентация «Александр Невской – имя России»);

Выставки:

  • «Любимому городу посвящается».

  • «Ганзейские дни в Великом Новгороде».




  1. Городской смотр - конкурс историко-патриотических музеев «Наследие земли Новгородской».

  2. Городской смотр агитбригад «Мы – новгородцы», посвящённый 1150-летию Великого Новгорода (Приложении. Презентация Былина «Иван - новгородский сын»).




2009-2010-


Победа!

  1. Школьная краеведческая конференция учащихся 1-4 и 5-9 класса «Колумбы родной земли» по результатам исследовательской деятельности в течение года по теме «Война в истории моей семьи».

Приложения:

  • План: «Школьная краеведческая конференция «Война в истории моей семьи».5 мая 2010г

  • Презентация «Материалы краеведческой конференции «Война в истории моей семьи».

  1. Проект «С великой благодарностью к павшим и живым!».

Продукты проекта: серия выставок, посвященных ВОВ (см фотографии).

  • «Найденные письма». Рассказ о письмах с фронта, которые долгое время не могли найти своих адресатов, о судьбах авторов и получателей этих писем.

  • «Ту медаль получили в бою…». Рассказ о наградах Великой Отечественной войны.

  • «Военная фотография: война день за днём».

  • «Плакаты Великой Отечественной».

  • Великий Новгород: до и после войны.

  • Дети и война.

  • Города Герои.

  • Война в цифрах.

  1. Встреча с ветеранами в дни освобождения Новгорода от немецко – фашистских захватчиков и 9 мая. Поздравление ветеранов от имени школы и администрации Великого Новгорода по месту их жительства.

  2. Киносеансы в школьном музее:

  • Документальный фильм «Великий Новгород – Город воинской славы»;

  • Видеоклипы о войне;

  • Художественный фильм «Мы из будущего».

5. Музейные уроки и акция «Свеча памяти» с использование компьютерных презентаций.

    • Приложения- презентации

  • День Победы.

  • Злодеяния фашистских захватчиков на Новгородской земле

  • Новгород опалённый войной.

  • 20 января - день освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков.

  • Имена героев на улицах Великого Новгорода.

  • Чтобы помнили…

6. Исследовательская деятельность музея по теме «Долг памяти. (Герои земли Деревяницкой)».

Городской конкурс научно - исследовательских краеведческих работ «Отечество». 1 место.

Приложения:

  • Исследовательская работа «Долг памяти. (Герои земли Деревяницкой».

  • Презентация к исследовательской работе.




2010-2011-


Наша малая Родина.

  1. Школьная краеведческая конференция учащихся 1-4 и 5-9 класса «Колумбы родной земли» по результатам исследовательской деятельности в течение года по теме «Наша малая Родина».

Приложения:

  • План: «Школьная краеведческая конференция «Наша малая Родина».

  1. Проведение краеведческой недели, посвящённой русским ганзейским городам.

Приложения:

  • Краеведческая викторина «Первая! Первый! Впервые!».

  • Игра для 5-7 кл. «Новгород – столица Русского ганзейского союза».

  • Игра «Из варяг в греки».

  1. Исследовательская деятельность музея по теме «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX – начало ХХ вв)». Городской конкурс научно - исследовательских краеведческих работ «Отечество».

Приложения:

  • Исследовательская работа «История Новгородского епархиального училища (вторая половина XIX – начало ХХ вв)».




  1. Проект «Виртуальный музей «Колумбы родной земли».




  1. Экскурсионная работа для учащихся школы, для жителей микрорайона и ветеранов, для учащихся школ города.




  1. Музейные уроки, посвящённые освобождению Новгорода для жителей микрорайона, участников клуба «Творческое долголетие».

Приложения- презентации

    • Злодеяния фашистских захватчиков на Новгородской земле

  1. Участие в городском конкурсе экскурсоводов школьных музеев (2 место)

Приложения:

  • Материалы экскурсии и презентация «Достопримечательности земли Деревяницкой»


Что даёт участие в экспедиции?


Благодаря активному участию в экспедиции ребята научатся:

  • работать в команде и распределять в ней роли,

  • организовывать и себя, и других людей,

  • находить нужную информацию,

  • презентовать и защищать свои идеи и проекты.


Где можно взять дополнительную информацию и посоветовать её участникам экспедиции?


Полезные сайты по истории и культуре Новгородской земли.


Великий Новгород – Родина России: http://www.novgorod1150.ru/links/

Великий Новгород : http://www.vnovgorod.info/

Великий Новгород – прошлое в фотографиях: http://vk.com/club12011186

История Великого Новгорода: http://www.bibliotekar.ru/novgorodika.htm

Новгородинки. Видеоэкскурсии: http://www.adm.nov.ru/novvideo.jsp



Похожие:

Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания «Содружество поколений»
Мероприятия по реализации Программы патриотического воспитания Центра образования «Школа здоровья» №943
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconПоложение о проведении смотра-конкурса уголков патриотического воспитания в доу
Смотр уголков патриотического вос­питания по группам проводится в со­ответствии с годовым планом работы доу в целях реализации задачи...
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconО реализации программы патриотического воспитания молодежи «Под княжеским стягом» в 2012 году
Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131-фз, в целях патриотического воспитания молодежи, возрождения интереса к историческому...
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconМетодические рекомендации
Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в научно педагогической литературе
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconПрограмма патриотического воспитания и гражданского становления учащихся
Целью программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования...
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconКлассный час по профилактике психоактивных веществ Суппес О. В
Семинар для руководителей клубов военно-патриотической направленности «Организационно-методические основы военно-патриотического...
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconПроектная и исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания патриотизма
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconМетодические рекомендации по подготовке программ патриотического воспитания обучающихся
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем...
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconИз опыта работы по созданию и практике использования стенда Жыву ў Беларусі І тым ганаруся” как средства гражданско патриотического воспитания молодёжи в гуо средняя школа №8 г. Могилёва
Жыву ў Беларусі І тым ганаруся” как средства гражданско патриотического воспитания молодёжи в гуо средняя школа №8 г. Могилёва
Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Сновании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России» с учетом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница