Основы курса «психология и педагогика» Учебно




НазваниеОсновы курса «психология и педагогика» Учебно
страница1/54
Дата04.02.2016
Размер7,31 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54
федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ТюменскИЙ государственнЫЙ архитектурно-строительнЫЙ университет





Дерябин Ю.И.

Дерябина В.А.


ОСНОВЫ КУРСА


«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»


Учебно-методическое пособие для студентов

заочного обучения


Тюмень 2007


УДК

ББК Ю 959

Д 36


Рецензенты: Е.М. Михеева д-р филос. наук, проф., заведующая кафедрой социальных наук ТГНГУ;

В.И. Табуркин д-р филос. наук, проф., заведующий кафедрой философии ТГСХА;

В.Б. Минаков канд. филос. наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ТюмГАСУ


Дерябин Ю.И., Дерябина В.А.

Д 36 Основы курса «Психология и педагогика» [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов заочного обучения / Юрий Иванович Дерябин, Валентина Алексеевна Дерябина. – Тюмень : ТюмГАСУ, 2007. – 333 с.


Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебными планами специальностей факультета заочного обучения ТюмГАСУ. Пособие представляет собой учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения и включает в себя все материалы для самостоятельного изучения курса «Психология и педагогика».

Основной задачей предлагаемого пособия является общее знакомство с основными разделами психологии и педагогики, несколько большее внимание уделено индивидуально-психологическим особенностям личности, общению, межличностному познанию, управлению эмоциями, что будет полезно в будущей профессиональной деятельности студентов. При изложении теоретического курса психологии и педагогики там, где это было возможно, студентам показано, каким образом научные знания могут быть использованы в их будущей специальности.

Учебное пособие предназначено для подготовки к лекциям, семинарам, практикумам студентам, обучающимся с использованием дистанционных методов по дисциплине «Психология и педагогика».

УДК

ББК Ю 959


© Дерябин Ю.И., Дерябина В.А., 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 5

Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 10

1.1. Психика как предмет психологии. Психологические факты и их особенности 10

1.2. Свойства психики человека 12

1.3. Классы психических явлений 14

1.4. Разделы и методы психологии 16

1.5. История развития психологической науки 19

Глава 2. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 29

2.1. Содержание сознания: чувственная ткань, значения, смыслы 29

2.2. Самосознание, его уровни и центральные характеристики 31

2.3. Самооценка и самоуважение как компоненты самосознания. Способы самоутверждения 33

2.4. Бессознательное, его признаки и основные формы 34

2.5. Психологическая защита личности 36

Глава 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: 39

ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ 39

3.1. Психологическая характеристика ощущений: понятие, основные виды и свойства 39

3.2. Психологическое определение восприятия и его основные свойства 43

3.3. Психологическое время и психологическое пространство как виды восприятия 44

Глава 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. 52

ПАМЯТЬ. МЫШЛЕНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ 52

4.1. Психологические характеристики памяти: понятие, процессы, виды, факторы эффективного запоминания 52

4.2. Психологическая специфика мышления: понятие, виды, развитие образного мышления у детей 61

4.2. Психологическая характеристика воображения: понятие, виды, способы создания образов творческого воображения 63

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 69

5.1. Понятие темперамента и его психологические свойства 69

5.2. Психологическая характеристика типов темперамента и принципы учета темперамента в деятельности 71

5.3. Понятие о характере. Личность и характер, его структура и акцентуации. Условия формирования характера 73

5.4. Понятие «способности», структура способностей и условия их формирования 81

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ 88

6.1. Понятие эмоций, их функции и свойства 88

6.2. Основные элементы эмоциональной сферы личности 91

6.3. Психологическая характеристика стресса 98

Глава 7. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ 102

7.1. Понятие межличностного познания 103

7.2. Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты 103

7.3. Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы 105

7.4. Психологическое мышление и типичные формы его проявления 106

7.5. Фундаментальная ошибка атрибуции. Факторы точности межличностного познания 107

Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 112

8.1. Понятие межличностных отношений, их признаки и содержание 112

8.2. Межличностная аттракция 114

8.3. Стадии развития межличностных отношений 116

Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 120

9.1. Понятие общения. Содержание, цель, средства общения 121

9.2. Межличностное общение, его функции. Барьеры общения 124

9.3. Психологическое пространство общения 125

9.4. Психологическое влияние и его основные виды 128

Глава 10. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА. ОБРАЗОВАНИЕ. ОБУЧЕНИЕ. ВОСПИТАНИЕ 132

10.1. Предмет и основные категории педагогики 132

10.2. Понятие дидактики. Теории и технологии обучения 135

10.3. Психологическое понимание воспитания: 141

социализация и воспитание, особенности воспитания, критерии воспитанности, типы воспитания 141

10.4. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 144

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ 148

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 148

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 214

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 214

И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КОНТРОЛЬНЫМ СОБЕСЕДОВАНИЯМ 214

ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ 236

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» 236

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 254

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И БИЛЕТЫ 255

Глоссарий 283

Литература 307



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Похожие:

Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconКонтрольная работа по курсу «Педагогика и психология»
«Педагогика и психология» является необходимым видом работы студента заочной формы обучения. Она направлена на овладение основными...
Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconПрограмма совместной работы колледжа и кафедры
В практике принимают участие студенты 4 курса очного отделения (специальность «педагогика и психология», студенты 5 курса дневного...
Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconУчебно-методический комплекс дисциплины педагогика
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconВыпускная работа Индивидуальный проект «создание системы дистанционного обучения в вузе создание электронного дистанционного учебного курса»
Теоретический анализ применения дистанционного обучения в вузе и разработка теоретического обоснования для внедрения в до курса «Педагогика...
Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Изучение курса «Психология и педагогика» опирается на естественнонаучные и гуманитарные сведения из курса средней школы (биология,...
Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconПедагогика и психология высшей школы: рек список литературы к курсу “Педагогика и психология высшей школы”

Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconУчебник нового века а. А. Реан > Н. В. Бордовская с. И. Розум психология и педагогика учебник для вузов
Р31 Психология и педагогика. — Спб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология управления
Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной...
Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconСтоляренко А. М. С81 Психология и педагогика: Учеб пособие для вузов
Одобрено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник»
Основы курса «психология и педагогика» Учебно iconРекомендации по написанию и оформлению итоговой аттестационной работы по образовательной программе Педагогика и психология высшего профессионального образования
Педагогика и психология высшего профессионального образования. Аттестационная работа должна свидетельствовать о готовности аспиранта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница